Тема XIV. ФИЛОСОФИЯ КАК ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ: ИСТИНА И ПУТИ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ
1. Гносеология как философская
дисциплина. Ее база и цель
2. Основные формы познания и учение об истине
3. Состав, структура и динамика знания
Гносеология как философская дисциплина.
Ее база и цель
Сознание, как было сказано ранее, всегда есть осознанное бытие.
ЗНАНИЕ - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей
деятельности отражает, идеально воспроизводит объективно закономерные связи
реального мира.
ПОЗНАНИЕ - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс
приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое
знание о мире.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) - это раздел философии, в котором изучаются такие
проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение субъекта
и объекта познания, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности,
формы и уровни и т.д.
Термин "гносеология" в современной литературе употребляется в двух
основных значениях:
1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности
человека, о "знании вообще", независимо от его форм и видов;
2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное
познание в его специфических характеристиках.
Теория познания (в обоих значениях этого термина) тесно связана с такими фундаментальными
науками, как онтология -учение о бытии и диалектика - учение о всеобщих законах
развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и
методологией. Поскольку субъектом познания является человек, постольку гносеология
широко использует данные философской антропологии, социологии и других наук.
Такая опора тем более необходима, потому что познавательный процесс всегда протекает
в определенном социокультурном подтексте, и гносеология постепенно преобразуется
в подлинное социально-гуманитарное исследование.
При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные
психологии, физиологии, медицины. Богатый материал для обобщающих выводов ей
поставляют математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки в совокупности
всех своих многообразных дисциплин, история философии и науки и др. При осмыслении
этого материала недопустимо как недооценивать (а тем более полностью игнорировать),
так и абсолютизировать какой-либо один из источников. Так, строить теорию познания
только и исключительно на основе анализа математического (Декарт) или естественнонаучного
знания (логический позитивизм) - значит поступать односторонне и, следовательно,
ошибочно.
История познания показывает, что знания всегда обусловлены потребностями общества,
прежде всего запросами материального производства и практики. Поэтому на каждом
из этапов общественного развития они впитывают в себя все то новое, что приносит
с собой каждый из них и приобретают специфический облик. Так, содержание гносеологических
представлений конца XX в. определяется особенностями информационного общества
и, в частности, опирается на данные т.н. "постнеклассической" науки.
Для этого этапа характерны: изменение объектов исследования (ими все чаще становятся
целостные, саморазвивающиеся "человеко-размерные" системы), широкое
распространение идей и методов синергетики - науки о таких системах; методологический
плюрализм; преодоление разрыва между объектом и субъектом познания; соединение
объективного мира и мира человека; внедрение времени во вое науки, их глубокая
диалектизация и др.
Что касается МЕТОДОВ, с помощью которых гносеология исследует свой предмет,
то она вправе и обязана использовать любые методы и приемы, которые окажутся
наиболее эффективными в данной познавательной ситуации. Это прежде всего философские
методы - диалектический, феноменологический, герменевтический и др. Это и то,
что называют общенаучной методологией - системный, структурно-функциональный,
вероятностный и др. подходы.
Это общелогические методы - анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и др.
Это также эмпирические и теоретические средства и приемы, характерные для частных
наук (и научных дисциплин), которые могут быть использованы в теории познания
с учетом ее специфики.
Все названные и другие методы в гносеологических исследованиях используются
в тесном единстве и динамичном взаимодействии.
ОСНОВОЙ И ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАКТИКА. Категория практики, активной чувственно-предметной
деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, стала
центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее
гносеологии, в частности. С введением практики в теорию познания выяснилось,
что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира
пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целенаправленно
воздействует на окружающую его действительность, преобразует и в ходе этих изменений
познает ее. Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического
процесса. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества.
Важнейшие ФОРМЫ ПРАКТИКИ:
· материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия
людей;
· социальные действия - преобразование общественного бытия, изменение существующих
социальных отношений определенными "массовыми силами" (революции,
реформы, войны и т.п.);
· научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе
которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие
его свойства объективного мира.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ: 1. Практика является ИСТОЧНИКОМ
ПОЗНАНИЯ потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями.
В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные
участки, вычислять площади, объемы, определять время и т.д. Астрономия была
востребована запросами торговли и мореплавания и т.п. Однако не всегда, конечно,
открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно
"по заказу" практики.
2. Практика выступает как ОСНОВА ПОЗНАНИЯ, его движущая сила. Она пронизывает
все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца.
Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми
абстрактными теориями, в конечном счете обусловливается задачами и потребностями
практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения.
В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и
новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений.
Практика служит основой познания и в том смысле, что обеспечивает его техническими
средствами - приборами, оборудованием и т.п., без которых оно не может быть
успешным.
3. Практика опосредованно является ЦЕЛЬЮ ПОЗНАНИЯ, ибо оно осуществляется не
ради простого любопытства, а для того, чтобы в той или иной мере регулировать
деятельность людей. Все наши знания в конечном счете возвращаются в практику
и активно влияют на ее развитие. Человек должен не только познавать и объяснять
мир, но и использовать полученные знания для удовлетворения своих материальных
и духовных потребностей, для создания полноценной жизни людей.
4. Практика представляет собой решающий КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ, т.е. позволяет отделять
истинные знания от заблуждений (об этом - ниже).
Открытие практической обусловленности человеческого познания позволило выявить
диалектику познавательного процесса. Оказалось, что познание нельзя рассматривать
как нечто готовое, застывшее, неизменное. Следует выяснять, как из незнания
появляется знание, как в ходе практики неполное, неточное знание трансформируется
в более полное, точное, глубокое и совершенное.
Основные формы познания и учение об истине
Познание как разновидность духовной деятельности существует в обществе
с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития.
На каждом из них процесс познания протекает в многообразных и взаимосвязанных
социально-культурных формах. Поэтому познание как целостный феномен нельзя сводить
к какой-либо форме, хотя бы и такой важной как научная. Гносеология не может
делать выводы, черпая материал для обобщений из одной только сферы - научной,
в т.ч. из "высокоразвитого естествознания".
Итак. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:
Уже на ранних этапах развития человечества существовало ОБЫДЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЕ
ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а также о самих людях,
условиях их жизни, социальных связях и т.д. и представляло собой простой набор
сведений, норм, правил и т.п. Сфера обыденного познания включает в себя здравый
смысл, верования, приметы, интуитивные убеждения, предчувствия и пр.
Одна из исторически первых форм - ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент деятельности
не только детей, но и взрослых. В ходе игры (деловой, спортивной, актерской
и др.) индивид активно познает окружающую действительность, приобретает большой
объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры. Не случайно в математике,
экономике, кибернетике и других науках сегодня все чаще применяются специальные
модели и сценарии для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения
теоретических и практических задач. Игры питают неиссякаемую любознательность
детей, формируют их духовный мир, дают определенные знания, вырабатывают навыки
общения и т.п.
Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло МИФОЛОГИЧЕСКОЕ
ПОЗНАНИЕ. Его специфика - в фантастическом отражении реальности, в бессознательно-художественной
переработке народной фантазией загадочных явлений природы и общества. Мифология
давала определенные знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия,
формах общения и т.д.
В рамках мифологии зарождалась ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ, наиболее
развитая в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи,
но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. В структуру
любого произведения искусства всегда в той или иной форме включаются определенные
знания о людях и их характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях,
нравах и т.д.
К древним формам познания, генетически связанным с мифологией, следует отнести
также ФИЛОСОФСКУЮ и РЕЛИГИОЗНУЮ (о них шла речь на первой лекции). Здесь же
отметим, что если для религиозного познания характерно соединение эмоционального
отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научной и философской
форм познания - рациональность, которая эмоции и веру содержит в качестве подчиненных
моментов.
ТИПОЛОГИЗАЦИЮ ЗНАНИЯ можно провести по самым различным основаниям (критериям).
Выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, эмпирические и теоретические,
фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные
и гуманитарные и т.п. Некоторые из этих форм знания мы рассмотрим на следующей
лекции.
Непосредственная цель познания в любой его форме - ИСТИНА. Путь к ней обычно
сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины (а не
случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания - заблуждение. Категории
истины и заблуждения - ключевые в теории познания. Они выражают две противоположные,
но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из
этих сторон имеет свою специфику, на которой мы и остановимся.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ - ЗНАНИЕ. НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ.
Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или
ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Оно по своей
сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация
результатов познания отдельных ее сторон. Например, заблуждением в целом является
"теоретическая астрология", хотя отдельные моменты истины в ней имеются.
Содержатся заблуждения и в научной астрономии, но в целом это область истинного
знания, подтвержденная наблюдениями.
ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ ФОРМАМ. Следует, например, различать заблуждения
научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские
и т.д. Среди последних существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика,
эклектика, догматизм, релятивизм и др. ( о них - ниже).
Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных
интересах - и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации.
Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка - результат неправильных
действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике,
в житейских делах и т.д. Выделяют ошибки логические - нарушение принципов и
правил логики (формальной или диалектической) и фактические, обусловленные незнанием
предмета, реального положения дел и т.п.
Развитие практики и самого процесса познания показывает, что те или иные заблуждения
рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение
о "вечном двигателе"), либо превращаются в истинные знания (формирование
химии из алхимии). Важнейшее условие преодоления заблуждений - изменение и совершенствование
породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики,
развитие и углубление знаний. Создание этих предпосылок требует конструктивно-критического,
а не апологетического (защитительно-оправдательного) подхода к действительности,
реализации метода "проб и ошибок" (К. Поппер).
ИСТИНА - ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Иначе говоря,
это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в
мышлении. Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме
(научной, философской, образно-художественной и др.). Каковы ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
ИСТИНЫ?
Первое и исходное из них - ОБЪЕКТИВНОСТЬ: конечная обусловленность реальной
действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от
отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг
Солнца).
Будучи объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее познают
люди и выражают в определенных понятиях, законах, категориях и т.п. Например,
всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве истины, закона
науки оно было открыто И. Ньютоном.
ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком
и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются
категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного
(отражающей изменчивое, преходящее).
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ - это два необходимых момента одной и той
же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени,
стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности
и полные его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания,
а одно, хотя каждая из названных сторон, моментов имеет свою специфику.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,
во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический
идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается
к нему;
во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут
в будущем: "птицы имеют клюв", "люди смертны" и т.д. Это
т.н. вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.
Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных,
но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого
развития познания на основе практики.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость
каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики
и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая
механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями
(например, "истина" о существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне
и т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности,
незавершенности.
Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного
моментов в истине. ДОГМАТИЗМ преувеличивает значение устойчивого момента, РЕЛЯТИВИЗМ
- изменчивой стороны каждой истины.
В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет, ИСТИНА
ВСЕГДА КОНКРЕТНА. КОНКРЕТНОСТЬ - ЕЩЕ ОДНО ВАЖНОЕ СВОЙСТВО ИСТИНЫ. Это значит,
что любое истинное знание (в науке, философии, искусстве и т.п.) всегда определяется
в своем содержании и применении условиями данного места, времени и многими другими
специфическими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее
и точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания
за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в свой
антипод - в заблуждение. Даже такая простая истина, как 2+2=4 является таковой
только в десятичной системе исчисления.
Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина -
это не разные "сорта" истин, а одно и то же истинное знание с этими
своими характерными признаками (свойствами).
По вопросу О КРИТЕРИИ ИСТИНЫ в истории философии и науки высказывались различные
точки зрения. В качестве такого критерия выдвигались: общезначимость (то, что
признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к
успеху - прагматизм (от греч. прагма - дело, действие); то, что соответствует
условному соглашению - конвенционализм (от лат. конвенцио - договор, соглашение);
то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов, и т.д.
Авторы этих и других концепций в поисках истины, как правило, не выходили за
пределы самого знания.
Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия истины
с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической
практики.
Проверка знания "на истину" практикой не есть какой-то одноразовый
акт, нечто неизменное или зеркальное сличение. Она представляет собой процесс,
т.е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что КРИТЕРИЙ
ПРАКТИКИ ОДНОВРЕМЕННО ОПРЕДЕЛЕН И НЕОПРЕДЕЛЕН, АБСОЛЮТЕН И ОТНОСИТЕЛЕН. Абсолютен
в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания
может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то
же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется,
наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный момент,
тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.
В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ,
которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это такое их диалектическое
взаимодействие, в котором практика все же выше, важнее познания, и, как было
показано ранее, исходный и конечный пункт познавательного процесса.
Состав, структура и динамика знания
Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей
показывает, что любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон
- чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы
чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и
делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные
данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются
разумом.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы чувств
- зрение, слух, осязание и др., которые у человека есть "продукты всемирной
истории", а не только биологической эволюции. Органы чувств - это единственные
"ворота", через которые в наше сознание могут проникать сведения об
окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики),
живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это
ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ
объективного мира.
ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон,
свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения
подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную роль, слуховые, осязательные,
вкусовые и др. Они, как правило, выступают в качестве компонента более сложного
образа - восприятия. ВОСПРИЯТИЕ - это целостный образ предмета, непосредственно
данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных
ощущений.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего
на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся
образы памяти (Спасская башня Кремля), образы воображения (русалка, кентавр)
и др. В отличие от восприятия, в представлении отсутствует непосредственная
связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ
предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых
общих признаков и отбрасыванием несущественных.
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. МЫШЛЕНИЕ
- осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного
отражения действительности, обеспечивающий на основе чувственных данных раскрытие
ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий
и др.). Человеческое мышление органически связано с речью, а его результаты
фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной
или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и
т.п.).
Мышление человека - не чисто его природное свойство, а выработанная в ходе истории
функция социального субъекта. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории,
законы внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием
практики.
Выделяют два основных уровня мышления - разум и рассудок. РАССУДОК - исходный
уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах
неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно
и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго
систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи
вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное.
Главная функция рассудка - расчленение и исчисление.
Мышление в целом невозможно без рассудка. Он необходим всегда, но его абсолютизация
неизбежно ведет к метафизике. Рассудок - это обыденное, повседневное житейское
мышление или то, что называют здравым смыслом. Логика рассудка - формальная
логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное
внимание на форму "готового" знания, а не на его содержание.
РАЗУМ (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для
которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное
исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление
может постичь сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику
вещей в логике понятий. Главная задача разума - объединение многообразного,
вплоть до синтеза противоположностей и выявление коренных причин и движущих
сил изучаемых явлений.
Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка
и разума.
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ) - способы отражения действительности посредством
взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения
и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания,
такие, как гипотеза, теория и др., на которых остановимся на следующей лекции.
ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные
стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Наиболее
общие понятия - это философские категории (материя, качество, противоречие и
др.). Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов (атом, водород
и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов (экономические
отношения, элементарные частицы и др.).
СУЖДЕНИЕ - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности,
их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным
предложением, может быть либо истинным (Париж стоит на Сене), либо ложным (Орел
- столица России).
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления, посредством которой из ранее установленного
знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также
обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения:
1. Все люди смертны (посылка).
2. Сократ - человек (обосновывающее знание).
3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или
следствием).
Важнейшей характеристикой знания является его ДИНАМИКА, т.е. его рост, изменение,
развитие и т.п. Развитие знания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные
качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение
от мифа к логосу, от логоса к "преднауке", от "преднауки"
к науке, от классической науки к неклассической и т.д.
Литература:
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
2. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. М., 1991.
3. Диалектика познания. Л., 1988.
4. Загадка человеческого понимания. М., 1991.
5. Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.
6. Познание в социальном контексте. М., 1994.
7. Руткевич М. Н., Лойфман И. Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.
8. Современные теории познания. М., 1992.
9. Теория познания: В 4 т. М., 1991-1995.
10. Философия: Учебник для вузов. Ростов-н/Д., 1995.