Тема ХХ. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1. Социальные общности: понятие, формы, структура. Проблемы этносов и этнические дифференциации
2. Формы социального объединения людей. Конкретно-исторические общности
3. Проблемы социальной стратификации

Социальные общности: понятие, формы, структура. Проблемы этносов и этнические дифференциации
Разделение труда и специализация в общественном производстве с необходимостью порождают социальную дифференциацию, возникновение относительно обособленных социальных общностей и групп, выполняющих только им свойственные функции, занимающих определенное положение в обществе и имеющих собственные интересы. Следует подчеркнуть, что социальное расслоение и неравенство людей - естественное состояние общества. Мечта о "золотом веке", о всеобщем и полном равенстве неосуществима по причине своей полной не научности. Более того, она вредна, так как дезориентирует людей, вносит напряженность в социальные отношения. Лозунги всеобщего равенства, как известно из истории, никогда не реализовались: вместо одного вида неравенства возникали другие. Борьба за особое положение в семье, роде или племени, за признание личного авторитета - силы, ловкости, мужества или умений - возникает на самых ранних ступенях общественной жизни. Можно сказать, что неравенство - важный стимул развития личности и в конечном счете общества.
Особая роль в возникновении социального неравенства и развитии общества принадлежит институту собственности. С возникновением собственности происходит резкая дифференциация людей, связанная с имущественным неравенством. Появляются люди, занятые умственным трудом как особой профессиональной деятельностью. Названные процессы интенсифицировали разделение труда, обособление одних групп и объединение других в различные сообщества. Социальная структура любого общества в определенный период его истории характеризуется совокупностью конкретно-исторических социальных общностей и групп, отношений между ними и специальных институтов и учреждений, регулирующих названные отношения.
Социальное - это проблема сознания, это то, что способствует формированию специфического способа организации жизнедеятельности. Проблема социального напрямую связана с потребностями человека и общества, и с системой социального творчества, и социальными сообществами. С этим положением согласны все, но категориальный аппарат, сущность подходов к этой проблеме у многих ученых различны. Если говорить о современной социальной философии, то в западной школе социальное отождествляется с понятием "социетальное" (общественное). Социальная сфера характеризуется такими параметрами как:
Ш удовлетворение прямых жизненных потребностей членов общества;
Ш их взаимодействие, различающиеся возрастом, имущественным положением, национальными признаками.
В основе подхода к использованию разных категорий лежат концепции ученых, которые они пытаются осмыслить отношения людей. Одной из первых категорий и наиболее большим философским направлением считается понятие "социальное действие", сюда входят ученые:
Ш Макс Вебер - его сущностный фактор социального действия;
Ш Парсонс - единичное действие;
Ш Дюркгейм - социальный факт.
Ш Второй подход - "социальная связь", иначе - интеракция. Представители:
Ш Хомас - концепция "теория обмена" - каждый хочет максимального вознаграждения и минимальных затрат;
Ш Кант - личностная целесообразность - поступай по отношению к другим так, как бы хотел ты, чтобы они к тебе поступали.
Ш Третий подход - "социальная регуляция". Представители:
Ш Парсонс - концепция "система ценностей", основой которой являются деньги, власть, закон;
Ш Дюркгейм - социальный стандарт поведения, нормы, принципы;
Ш Спенсер - "социальный контроль".
Второй подход связан с марксистской теорией, где социальная сфера предстает социальными общностями и их взаимосвязями. В основе марксистского подхода лежит совокупность мотивов и целей общества, "система смыслов". Эту часть марксистской теории, "целерациональность и ценностная рациональность", признавал Вебер. Вторую часть - социальная деятельность людей зависит от характера взаимодействия производительных и сил производственных отношений - признано только марксистами, другие течения эти взгляды не разделяют. Происходит это в связи с тем, что социальные действия типизируют конкретный тип личности, без учета его мотивов и целей бытия. Тем не менее оба направления предполагают наличие социальных институтов, которые представляют собой институализированную форму социальных взаимодействий. В социальные институты включаются такие сущностные характеристики:
Ш социальное регулирование взаимоотношений;
Ш распределение функций, прав и обязанностей членов общества;
Ш обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института и, одновременно, его относительная независимость и способность к самовозобновлению;
Ш выполнение круга определенных обязанностей;
Ш наличие учреждений, которые организуют деятельность людей, осуществляют контроль и обладают необходимыми средствами и ресурсами для управления.
Социальные институты различаются по типам потребностей, задач, целей, которые они решают. Ученые считают, что это: экономические, политические, институты культуры и социализации. Социальная общность представляет собой интегративную системообразующую целостность - это реально существующая совокупность индивидов, имеющая не только целостность, но и самостоятельность субъектов социального действия и поведения. Характерные черты социальной общности:
Ш это социальное явление реальной действительности;
Ш это целостность, имеющая все черты целостных систем;
Ш это объект социального взаимодействия, т.е. источник своего развития и самодвижения (связи, отношения, взаимодействия).
Социальные общности, в зависимости от своих источников, бывают конкретно-историческими и ситуативно обусловленными. К конкретно-историческим относят: род, племя, народность, нация. Ситуативно обусловленные по своим видам и форме бывают такими: толпа, публика, элита, маргиналы и т.д. В любой из общности есть базовый признак, который создает условия для общественной жизни людей. Факторами социальных общностей являются не только потребности, ценностные ориентации, психологические чувства, но и факторы сознания индивидуалистических или коллективистских устремлений. Особо стоят духовно сознательные факторы - это связано с тем, что они присущи всякой общности, выполняют интегрирующую роль и осознаются каждым индивидом. Они функционируют как поле духовного обмена информацией, ценностями, которые объединяют социальную общность. Закрепляются духовно-сознательные факторы в образе смысла жизнедеятельности, в чертах определенных социальных типов, что отличает одну социальную общность от другой.
Социальные общности могут быть массовыми - это структурно не расчлененные аморфные образования (масса людей на стадионе). Групповые общности имеют общий социальный признак, выполняют общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.
Мертон, занимающийся проблемами групповых общностей, выделил три основные их черты:
Ш взаимодействия (устойчивы, прочны, стабильны);
Ш членство (высокая степень сплочения);
Ш единство (наличие признаков, присущих всем).
Групповые общности могут быть первичными. Этой проблемой занимался Кулли. В малых общностях (первичных) происходит социализация личности, освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Малые общности обладают высоким уровнем эмоциональности (семья). Малые группы представляют собой связующее звено между обществом и личностью, в них осознается социальная роль, статус и принадлежность к социальной группе.
Вторичные групповые общности характеризуются незначительными эмоциональными отношениями, создаются для достижения конкретной цели. В них индивидуальное не имеет значение, определяющим является умение выполнять определенные функции. Вторичные социальные общности создаются для достижения конкретных целей организации. Иногда, социальные философы, как и социологи, кроме малых (первичных и вторичных) групп, выделяют в социальных общностях: формальные (все регламентировано) и неформальные группы; неорганизованные и частично организованные (публика в театре, маргиналы) группы. Маргиналы - это группа людей, поставленных обществом на грань двух миров, когда доминирующая группа их не принимает, а группа по происхождению их отторгла. Помимо названных социальных групп, выделяют еще скрытые социальные группы. Они оказывают непосредственное или косвенное влияние на главные сферы общественной жизни. первый слой в этой структуре - это элита - группа лиц, обладающая особыми личными свойствами, профессиональными качествами, желающие быть избранными в той или иной сфере деятельности. В изучении этой социальной группы большую работу провел Паретто. В основе его концепции - признание круговорота элит. Круговорот элит обеспечивает динамизм и равновесие в обществе. Паретто открыл немаловажный факт, что элита владеет инстинктом комбинации. Если этот инстинкт она утрачивает, начинается революция, наступает взрыв. В экономике к таким группам относятся бизнесмены, вкладчики. Чередование экономических и политических циклов связано с изменением в духовном производстве (интеллектуальном, художественном, религиозном). Здесь существуют группы давления, которые действуют в интересах определенных слоев (клика, мафия). При всем многообразии этих групп, они имеют общие черты:
Ш в них детерминирует материально-производственый фактор;
Ш приоритет субъективно-сознательного в их складывании, развитии и функционировании;
Ш связь объективного и субъективного, материального и духовного в личности;
Ш субъективный образ жизнедеятельности и субъективное отношение к другим общностям.
Социальные институты регламентируют и контролируют связь внутри и между социальными группами. Содержание социальных институтов, их набор, система социальных регуляторов определяют общественный строй. Таким образом, развитие общества идет через развитие социальных институтов, возникают новые, совершенствуются старые. Идет переориентация или институализация социальных связей. Главное для чего создаются и существуют социальные общности - это потребность в солидарности и взаимодействии (ситуативно обусловленная общность).
Формы социального объединения людей. Конкретно-исторические общности
В социальной философии отмечены такие конкретно-исторические общности как этнос, население, класс, человечество и др.
Человечество - это совокупность людей, населяющих Землю. Человечество характеризует общественная социальная природа, выживание и сохранение жизни на Земле, совокупная деятельность по развитию цивилизации, активное содействие прогрессу и интимно-личностный интерес.
Меньшее по размеру- это народ. При формировании народа как общности основополагающим фактором выступает общественное производство - это совокупный труд, вырабатывающий общее отношение к жизни, созиданию, общие ценности, традиции, обычаи. Другим констатирующим фактором народа является роль в историческом процессе и цивилизационном преобразовании. Народ объективно заинтересован в прогрессивных преобразованиях, он преодолевает сопротивление реакционных сил ради движения к прогрессу. Созидательными факторами в социальной общности "народ" являются: духовные факторы; традиции и нравственные ценности. Как объективные, так и субъективные факторы носят в этой социальной общности относительный характер. Сущностными факторами не являются язык и территория, они выражают лишь естественно-исторические и естественно-семантические предпосылки. Народам свойственна общая устремленность, общность интересов и некоторые общие черты духовного облика. Народ - это качественно целое образование, имеющее внутреннюю границу, свой предел, который отделяет данный народ от других общностей.
Итак, народ - это общность, которая объединяет локализованную совокупность индивидов в масштабе определенного исторического отрезка времени. Народ - это реальная социальная общность. В социальной философии используется понятие народ в трех основных значениях:
в социально-политическом смысле, как объединяющий социальные классы и группы, которые являются движущей силой общественного развития;
в этическом смысле, для обозначения всех исторически сложившихся типов этнических общностей;
в эмпирически-социологическом смысле, как совокупность социальных групп, занятых в материальном производстве.
Социальная структура общества - это часть социальной системы, объединяющая два компонента: социальные связи и социальный состав. Центром социальной структуры являются индивиды, которые имеют социальный статус, определенную социальную позицию и социальную роль (определенная социальная функция). Социальная структура в узком смысле - это социально-классовые и социально-групповые отношения.
Учение о социально-классовых отношениях развивалось исторически. Платон выделил 3 сословия (класса): философы, воины, ремесленники. Цицерон в основу механизма разделения социальных функций положил рабство. Он сделал вывод: народ не способен быть свободным, его надо тешить видимостью политических свобод.
Гоббс считал, что люди существа эгоистические, но в них есть страх смерти, инстинкт самосохранения, что позволяет согласовать действия элиты и трудящихся. Эта мысль считается в социальной философии началом разработки проблемы справедливости. Руссо считал, что между повинуемыми и повинующимися как социальными группами должен быть договор. Гегель видел проявление абсолютного духа в субстанциональных сословиях дворян и крестьян. Остальные социальные группы он разделил на промышленные (фабриканты, ремесленники) и всеобщие (чиновники). Он отождествил понятие народ и класс.
Рассел заметил, что у Гегеля понятия народ и класс играли в истории ту же роль, что и классы у Маркса. Спенсер классовые различия в обществе объяснял такими понятиями как завоевание, разделение труда, складывающиеся традиции. Он выделил два типа общества:
военный тип общества, где личность подчинена обществу, отношения между классами идет через принуждение;
промышленный тип - добровольное подчинение индивидов на основе социальных ролей и статусов.
Современный американский ученый Алвин выделил в современной буржуазной структуре 3 класса: буржуазию (денежный класс, капиталистов); пролетариат; новый класс - интеллигенция, она обладает сегодня всеми характеристиками класса: обладает культурным капиталом, аналогичным собственности на средства производства; стремится к культуре критического дискусса, т.е. это типичная речевая общность.
В структуре интеллигенции есть научно-техническая и интеллектуальная, или гуманитарная. Сегодня реальной силой общественных изменений в России стремится стать интеллектуальная интеллигенция, которая выступает то от имени демократов, то от имени либеральных демократов.
Английский ученый Бертон марксизм считает крупнейшей парадигмой социальной философии, но в социальной структуре он не согласен с мнением марксизма и выделяет: касту, сословие, социальный класс и статусную группу. Особенностью класса является экономическая социальная группа, в марксизме ведущее место отводится социально-классовой структуре. Эту категорию до Маркса широко использовали историки Тьери, Смит, Рекардо.
Маркс и Энгельс обосновали экономические причины возникновения и функционирования классов:
результат общественного разделения труда;
формирование частной собственности.
Этот экономический подход был зафиксирован в определении класса Лениным. Основное внимание уделялось месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда и праву одной группы присваивать труд других. Вывод: борьба классов - движущая сила общественного развития.
Современные социальные философы оспаривают эту точку зрения марксистов и считают, что не только классы, но и общественные слои, не имеющие прямого отношения к средствам производства, могут быть движущей силой общественного прогресса. Они делают вывод, что классы- это большие социальные группы, в которых воплощена общесоциологическая закономерность общественного производства. В классах заключен сущностный признак взаимопроникновения одного социального слоя в другой, осуществляемое за счет отталкивания, сопряжения и взаимодополнения. Любая социально-классовая общность - это качественная социальная целостность. В социальной философии эта целостность получила название гражданского общества. Она приобретает черты в каждой общественно-экономической формации. Противоречия в этой общности в социальной истории человечества проявляются в форме ведущей социальной роли. Марксизм ведущей социальной общностью считал пролетариат. С этой абсолютизацией не согласились ученые, т.к. не всегда классы играют ведущую роль; тот принцип сосуществования классов, который отстаивал марксизм (онтоганизм) сменился на принцип сосуществования. Тем не менее, ведущие социальные общности, основываясь на материальном производстве, раскрывают специфическую роль сознания, а оно констатирует социальные общности.
Не менее значительное место в социальной структуре занимает этнос, как естественное социально-биологическое явление - это особый исторически возникающий вид социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Сегодня на Земле насчитывается 2500 этносов. Среди ученых, занимающихся проблемами этноса, ведущее место принадлежит Бромлею и Гумилеву. Гумилев разработал своеобразную концепцию и определил этнос как биолого-географическую общность, которая возникла в результате действий особых людей - пассионариев, происхождение которых обусловлено действием космических лучей. Ряд ученых за основу происхождения этноса берут идею пришельцев из космоса. Марксизм исходит из того, что в основе этноса лежит материально-производственный фактор, который реализуется в форме материально-технического механизма приведшего к созданию наций. Основными чертами нации являются:
Объективные черты: территория, которая включает среду хозяйствования, быт людей, характер и образ жизнедеятельности с появлением государства и государственной территории.
Субъективные черты: общий язык, общность психологического склада, самосознание нации, особенности трудовой деятельности.
Нация существует когда:
Ш Объединяются глубинно-сущностный и эмпирическо-этнический уровни;
Ш Когда объективно взаимосвязаны всеобщие черты и мера осознанности, принадлежности к нации каждым ее представителем;
Ш Когда объективная общность классового положения в общности идеологического и психологического облика представителя данного класса.
Этнос - это определенная культурная целостность, ей присуща этнитеза (мы и другие). В общественной жизни встречаются разные этнические образования: метоэтносы - группы людей, имеющие общие черты культуры (африканский народ); субэтносы - определенные части какого-либо народа (сибиряки) - это следствие обособления территории. Этнос - это социально-биологическая категория, важнейший признак которого выражен понятием генофонд. Бердяев генофондом этноса считал "единство исторической судьбы", осознание этого единства, которое и представляет суть национального сознания.
Геллянер в работе "Нация и национальность" определяет характерную черту этноса, как врожденное свойство человека, т.е. его убежденность. Это свидетельствует о том, что взгляд на понятие нация в социальной философии неоднозначен. Существует ряд концепций:
Кон, Герхард, Стенхард считают, что нация - это всего лишь единство национальной идеи.
Пейдж, Маккайвер утверждают, что нация - это национальный характер.
Эмерсон, поддерживая Геллянера, Бердяева, считает, что с одной стороны - это общая судьба людей, с другой - это убежденность человека в принадлежности к конкретной социальной группе.
Кординер, Бонер и Макдауэл утверждают, что деление людей на нации лишено объективной значимости.
Сейвелл - в физическом мире наций не существует, поэтому эта категория вымышленная.
Национальность - это этническая категория, которая характеризует определенную социальную общность. Наций нет без национальности, но национальность сама по себе не означает принадлежность к одноименной нации( метис, мулат).
Идея национального самосознания возникла в 19 веке в Европе. Введенное понятие символизировало с одной стороны, уничтожение феодальной раздробленности и становление наций и национальных государств, с другой стороны фиксировало новые экономические отношения и единство экономической жизни.
"Декларация прав народов России", принятая в ноябре 1917 года, провозглашала:
равенство и суверенность народов;
право на свободное самоопределение;
отмену всех национальных и национально-религиозных привилегий;
свободное развитие национальных меньшинств.
Фактически эта декларация была официальным документом по национальной унификации. В связи с этим не обращалось внимание ан межнациональные отношения, а также разработку теории взаимодействия этносов на уровне "культуры вины" и "культуры стыда". Носителями "культуры вины" считаются этносы европейского культурного круга, вина, как внутренняя правота. "Культура стыда" относится к восточному культурному кругу, стыд - это озабоченность оценкой достоинств личности и, в связи с этим, сокрытие слабостей этноса. "Культура вины" ориентирована ан собственную общность. Стыд существует между своими, поэтому культурные феномены достоинства, бесчестия соотносятся с внешними формами контроля (осуждение, похвала, наказание). "Культура стыда" наиболее устойчива, особенно это проявляется сегодня под влиянием исламского фактора. Этническое самосознание сегодня развивается по схеме: прошлое, как идеал будущего. Это накладывает отпечаток на этнопроцессы, происходящие во всем мире. Сегодня за пределами своих этнических территорий проживает 54 млн. человек. Структура межнациональных отношений пересматривается по факту. Тем не менее, во всем мире существует два типа политического устройства национальных сообществ: федерация и конфедерация. Федерация имеет свою территорию, конституцию, права и полномочия заложены в единой общесоюзной конституции. Наряду с союзным гражданством, может быть гражданство субъектов федерации. Конфедерация - союз независимых государств, объединяющихся для координации в области экономических, внешнеполитических и военных отношений. В конфедерации нет единой территории и единого гражданства. Есть права нулификации, т.е., когда личные права не распространяются на другой территории. Ученые сегодня считают, что самым серьезным фактором, влияющий на национальные отношения, является ислам, который делит на "своих" и "чужих" и поощряет национальные конфликты. Следствием этого является депортирование народов и беженцы. Конвенция о статусе беженцев, принятая международным сообществом в 1951 году, не ратифицирована странами СНГ. Документы ООН в странах СНГ не действуют.
Проблемы социальной стратификации
Деление общества на классы позволяет нам наглядно представить социально-классовые отношения. Начиная с 50-х годов этого столетия западные ученые придерживаются другой социальной структуры общества - стратификации. Из российских ученых проблемами социальной стратификации занимались: Абрикосов ("Отношение между социологией и психологией", 1903г.), Сорокин, Заславская. Западные ученые: Дж. Ленский, Парсонс. Сейчас в изучении страт сложилось три направления:
в основу структурирования общества кладется социальный престиж, т.е. изучают общественное мнение о низшем и высшем положении в обществе;
самооценка людей, относительно их социальной роли;
использование таких объективных критериев как, доход, образование, профессия.
Такой подход к анализу социальной структуры общества удовлетворяет западных ученых и теоретиков марксизма, т.к. в основе лежит разделение общественного труда. Западные ученые осуществляют социальную стратификацию по двум факторам:
дифференциация населения в иерархически оформленные группы, т.е. изучают общественное мнение о низшем и высшем положении в обществе;
распределение социокультурных благ и ценностей.
П. Сорокин выделил четыре группы факторов, выступающих объектом социального неравенства:
прав и привилегии;
обязанность и ответственность;
социальное богатство и нужда;
власть и влияние.
Марксистская социальная философия не приняла концепцию Сорокина в связи с тем, что прямо не были указаны основные субъекты общественного развития, считая, что основа неравенства заложена в экономических отношениях. В западной социальной философии тоже не восприняли Сорокина в связи с тем, что в основу они взяли ценностно-нормативные факторы, которые регулируют поведение людей, формы групповой жизни, поведение и мотивацию личности. По их мнению наиболее приемлемой является стратификационная модель Парсонса, который дифференциальными признаками взял:
врожденные свойства людей;
признаки, связанные с исполнением роли;
элементы обладания.
В основе социальной стратификации лежит неравенство в осуществлении социальных возможностей и целеполагания личности. В основе стратификации находится социальный статус, т.е. место индивида в иерархии социальных ролей и, в связи с этим, социальных благ. Статус определяется тремя критериями: престижностью, предпочтительностью, популярностью.
Дж. Ленский назвал стратификацию процессом распределения в обществе ценностей: власть, привилегии, престиж. В социальной стратификации существует феномен статусной инкосистенции, который характеризуется рядом обстоятельств:
человек с высоким уровнем образования может получать маленькую зарплату;
люди статусной несовместимости выражают радикальные взгляды в обществе, которые поддерживаются определенными социальными кругами.
Классовая кристаллизация - когда статус и образование совпадают. Статус создает условия для самореализации личности.
У нас понятие власти - это способ навязывать свою волю другим людям, вопреки их отношению к этому. На Западе (по Парсонсу) власть - это способ индивида и коллектива актуализировать свои интересы. Муром стратификацию назвал способом и механизмом распределения постов между квалифицированными работниками.
Впервые русское общество было стратифицировано Инкельсоном, который выделил 9 страт (1985 год):
Ш правящая элита;
Ш высший слой интеллигенции;
Ш аристократия рабочего класса;
Ш интеллигенция, в которую включены управленцы среднего звена;
Ш "белые воротнички" - разного рода служащие;
Ш преуспевающие крестьяне из колхозов-миллионеров;
Ш средние и малоквалифицированные рабочие;
Ш средний слой крестьянства;
Ш люди трудовых колоний.
Заславская выделила 79 социальных страт, т.е. каждый профессиональный слой разделила на квалифицированные и малоквалифицированные.
Венгерские ученые предложили проводить социальную стратификацию с введением индексов, куда включаются культурные различия и места проживания людей.

Литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. - М."Прогресс", 1997.
2. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
3. Мир философии: Книга для чтения. М.. 1991.
4. Основы философии. Учебное пособие. Под ред. Попова Е.В,. М, ВЛАДОС,1997.
5. Радугин А.А. Философия. М., 1997.
6. Современная философия. Словарь и хрестоматия. Под ред. Кочанова В.П., Ростов-на-Дону, Феникс.
7. Философия Часть I. История философии. М.. 1996.
8. Философия, Курс лекций. Учебное пособие. Под ред. В.Л.Калашникова, М, ВЛАДОС, 1997.
9. Философия. Учебник. Под ред. Кохановского В.П., Ростов-на-Дону. 1997.
10. Философия; Учебное пособие. Под. ред. проф. Лавриненко В.А, М., 1996.
11. Философский энциклопедический словарь. М . 1997.

Удобнее оформление загранпаспорта в Москве через Интернет.
Hosted by uCoz