Тема XXV. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИКИ

1. Эстетика как философская дисциплина
2. Основные категории эстетики
3. Система эстетического воспитания

Знакомство со всякой наукой начинается с попытки определить "сферу владений", предмета данной науки. Достаточно сложно однозначно ответить на вопрос, что изучает эстетика. К ней, как к философской науке, в полной мере относятся слова знаменитого немецкого философа
Г.В.Ф. Гегеля о том, что она "не может заранее сказать, что она такое, лишь все ее изложение порождает это знание о ней..." [5, c. 95]. Однако эстетика многими своими гранями выходит за пределы философского знания, затрагивает не только область разума, но и область непосредственно чувственного, связанного с интуицией, восприятием, воображением.

Эстетика как философская дисциплина
С современной точки зрения специфичный предмет каждой науки - это не особая сфера явлений, а весь мир, взятый под определенным углом зрения. С какой же точки зрения и каким образом изучает весь этот мир эстетика?
Почти все имеющиеся в научной и учебной литературе определения эстетики тавтологичны, так как включают в себя термин "эстетическое". Типичным примером является определение из научного словаря "Эстетика", в котором эта отрасль философских знаний выступает как "наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о творчестве по законам красоты". [14, c. 416].
Причиной существования подобных формулировок является то, что понятия "эстетика" и "эстетическое" равновелики по объему, а раскрыть сущность и содержание "эстетического" возможно, лишь проследив его происхождение и способы выражения в человеческой деятельности и человеческом знании.
Слово "эстетическое" происходит от древнегреческого aistetikos, что означает "извествующий", "чувственный". Следует подчеркнуть, что перевод с древнегреческого не соответствует прямо тому, что вкладывается в настоящее время в понятие "эстетическое".
Являясь исходной, базовой категорией эстетики как науки, "эстетическое" не может быть определено в системе понятий самой эстетики, а требует объяснения из более универсальной познавательной системы - философии. Вопрос о природе "эстетического" проходит через всю историю философии.
В современной эстетико-философской мысли данный вопрос решается по-разному, в зависимости от исходных концептуальных позиций на различные философские учения. Источник "эстетического" пытаются найти в "чистом духе", в субъективности, непосредственно в самой природе. Отметим, что несмотря на споры и разные подходы к природе "эстетического", в абсолютном большинстве философских школ оно рассматривается как характеристика, выражающаяся в чувстве удовольствия, духовного наслаждения.
Действительность находит свое отражение в сознании людей различным образом, что основывается на многообразии свойств окружающего нас мира и разнообразном характере потребностей человека. Познавая мир, человек способен воспринимать многокрасочность его свойств, особенностей, качеств, вызывающих определенную эмоционально-чувственную настроенность. Это имеет неограниченную сферу проявления. Так, например, мы наслаждаемся хорошо сделанной вещью, произведением искусства, красотой звездного неба, нравственными и интеллектуальными исканиями человека, свободой проявления его творчества по законам красоты. Человек может воспринимать мир созвучно своим переживаниям, получать наслаждение, видеть и оценивать действительность как прекрасную и безобразную, трагическую и комическую. Именно в таком случае говорят, что восприятие эстетическое.
Эстетическому способу отражения присущ ряд специфических особенностей: наглядность, конкретность, образность. Они неразрывно связаны друг с другом. Конкретность выражает единство и целостность воспринимаемого объекта во всем многообразии его связей и отношений как непосредственного данного, чувственно воспринимаемого целого. Наглядность - важнейшая характеристика восприятия, обеспечивающая целостное отражение объектов при непосредственном воздействии физических раздражителей (звука, света и т.п.) на органы чувств, дающая непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире, предлагающая определенную эмоциональную окраску. Образность является показателем единства результата и идеальной формы отражения явлений действительности в сознании человека, единства чувственного и смыслового моментов, единства, несущего в себе целостно-духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение человека к миру. Например, можно эстетически воспринимать пейзаж или его отображение в картине, литературном произведении, музыке по своим воспоминаниям, но в любом случае это будет не пейзаж вообще, а данный, конкретный пейзаж, вызывающий определенную непосредственно-чувственную реакцию, вызывающий в сознании человека определенное интеллектуальное и эмоциональное отношение.
Таким образом, при эстетическом отражении действительности мы оперируем не формулами, не научными определениями, законами и нормами, а образами конкретно-чувственного характера. При этом сам процесс восприятия действительности переживается человеком, что доставляет ему положительные или отрицательные эмоции.
Эстетически человек воспринимает, оценивает и осваивает действительность с точки зрения прекрасного. В самой природе есть лишь возможность прекрасного и только человек в состоянии осознать и сформулировать понятие красоту. По отношению к природе можно говорить лишь о существовании в ней определенной гармонии и соотносительности между различными частями материального мира. Однако, как отмечал еще Гегель, "природно прекрасное ... не прекрасно для самого себя, равно как и не произведено из самого себя как прекрасное и ради прекрасного явления. Красота в природе прекрасна лишь для другого, то есть для нас, для воспринимающего красоту сознанием". [6, c. 289].
Объективной предпосылкой прекрасного являются закономерности развития материального мира. Человек обладает эстетическим восприятием действительности лишь потенциально, и только социальные условия могут превратить эту возможность в развитый эстетический вкус и необходимую потребность. Одно и то же явление может быть воспринято человеком и как прекрасное, и как безобразное. Все зависит от условий, места и времени, от конкретно-исторической обстановки и от степени свободы. Следовательно, прекрасное нельзя сводить только к свойству самой действительности или качеству сознания человека. Исходя из особенности эстетического отражения, специфики объекта и способа выражения эстетической формы общественного сознания, на вопрос "Существует ли прекрасное вне и без субъекта?" можно ответить: "Вне человека - да, без него - нет". Лишь диалектическое взаимодействие людей с окружающей средой в процессе познания и общественной практики дает в итоге эстетическое восприятие, формирует понятие красоты.
Рассмотренный выше эстетический способ отражения действительности является специфическим типом познания мира и человека в нем. Развиваясь от чувственного уровня познания к теоретическому, он синтезирует в себе обыденный, художественный и научный типы познания.
Таким образом, эстетика как наука носит философский характер, но она имеет свою специфику, свой особый предмет с присущими ему закономерностями - закономерностями эстетического освоения действительности. Поскольку же законы эстетического освоения мира наиболее полно, концентрированно и непосредственно проявляются в искусстве, то эстетика может правомерно рассматриваться в том числе и как наука о его сущности, законах, о природе художественного творчества. "Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства - таковы основные вопросы этой науки. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать и на искусство, и на весь облик материальной и духовной деятельности людей". [2, c. 9]. Следовательно можно определить эстетику как философскую науку об эстетическом в действительности, о национально и исторически обусловленном своеобразии эстетического в системе ценностных отношений, о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты в трудовой деятельности и особенно в искусстве, где закрепляются результаты такого эстетического освоения действительности. Как и любое определение, данное выше, ни в коей мере не может считаться исчерпывающим. Более полное раскрытие предмета эстетики составляет одну из главных задач этой науки.
Таким образом, эстетика изучает: - прекрасное, его сущность и специфику проявления; - многообразие эстетического отражения действительности как героическое, комическое, трагическое, прекрасное, безобразное, возвышенное и т.д.;
Ш восприятие, оценку, освоение эстетического богатства мира, особенности трудовой деятельности по законам красоты;
Ш основные закономерности развития искусства (природу художественного творчества, закономерности художественного процесса, систему видов искусства);
Ш эстетическое в быту и в отношениях между людьми.
На современном этапе развития общества в связи с широким проникновением художественного начала в различные области жизни и сознания людей важными объектами эстетической науки стали проблемы технической эстетики, дизайна, эргономики, в целом деятельности по формированию и упорядочению предметно-пространственой среды, а также тесно связанные с этикой вопросы эстетического воспитания.
Таким образом, рассмотрев особенности и специфику эстетики как науки, можно сделать ряд выводов:
Ш -сознанию человека неотъемлемо присущ эстетический способ отражения, то есть чувственно-эмоционально-образное восприятие, оценка и освоение действительности с т очки зрения прекрасного, по законам красоты;
Ш эстетика как философская наука изучает два взаимосвязанных круга явлений - сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей;
Ш при изучении эстетики особую ценность имеет исторический метод - прослеживание возникновения и развития вопросов эстетического плана в философии и искусствоведении на протяжении предшествующих тысячелетий.
Основные категории эстетики
Эстетические категории разрабатывались по мере эстетического отношения к миру, в них получила отражение история освоения человечеством мира по законам красоты. Поскольку эстетические категории обобщают практику эстетической деятельности, которая носит исторически и национально обусловленный характер, их система подвижна, исторически изменчива, в различных сферах культуры имеет свои особенности. В них запечатлены важные эстетические характеристики окружающего мира, основные типы эстетического отношения человека к действительности, наиболее существенные стороны эстетической деятельности и эстетического сознания.
Показателем подвижности и изменчивости системы эстетических категорий, ее зависимости от исходных философских концепций является наличие множества подходов к проблеме классификации эстетических категорий. В основном эстетические категории сводят к четырем их типам:
Ё выражающие характеристики эстетической деятельности,
Ё выражающие наиболее важные стороны эстетического отношения к действительности,
Ё особенности эстетической ситуации,
Ё уровень эстетического познания действительности.
Общим для всех подходов является выделение как наиболее важных категорий эстетического отношения человека в действительности, поскольку они содержательно наиболее близки к понятию эстетическое, которое является исходной, базовой категорией эстетики как науки. В этом смысле категории эстетического освоения мира являются наиболее общими понятиями эстетики как науки. Рассмотрим их подробнее.
Итак одной из основополагающих категорий эстетики является категория "прекрасное", которая выражает высшую эстетическую ценность. Ее содержание столь же трудно определимо, как и категории эстетическое. Содержательную сторону прекрасного следует рассматривать в ценностном аспекте. Каждый предмет или явление обладает формальными признаками, которые бы делали их прекрасными. Все они способны так или иначе удовлетворять эстетические потребности людей и, следовательно, выступают в качестве эстетических ценностей. Предметы же, обладающие такими свойствами, называются красивыми и прекрасными. В этой связи необходимо сопоставить категории прекрасное и красивое.
Объективным основанием и предпосылкой красоты является связь взаимоотношений различных составных компонентов явлений - их пропорции, ритм, соотношение частей и целого, их структура и организация, пространственная и временная форма, насколько все это воспринимается и переживается чувствами человека, способного и понимать эти взаимосвязи, и получать от этого эстетическое удовлетворение.
Красота выступает как соразмерность формы предмета, его содержания, функции, а также как соразмерность восприятию человека, его мировоззрению, духовности. Категория красоты в большей мере акцентирует форму эстетического в объекте и отношение к ней человека настолько, насколько эта форма выступает для него мерой человеческого освоения действительности. Следовательно, категория красоты обусловлена характером практики, трудовой деятельности и характером социальных отношений, то есть условиями жизни, быта, воспитания, природной, эстетической и социальной средой. И лишь по мере того, как человек становится субъектом всемирной истории, формируется его способность понимать и чувствовать красоту всякого природного и социального контекстов.
Категория же прекрасного включает в себя содержание категории красоты, хотя и не в полном объеме. Она существенно отличается от последней. Здесь акцент ставится на человеческом понимании содержания красоты. Прекрасное - категория, выражающая единство красоты и добра. В категории прекрасного выражен и подчеркнут именно общечеловеческий смысл эстетической ценности. Внешняя, формальная правильность, организованность и гармоничность объекта здесь не то чтобы не имеют значения, а подчинены нравственному, проявляются только в свете нравственного содержания, благожелательного расположения к человеку. По мере того, как объект обнаруживает свое положительное отношение к человеку, как в нем раскрывается мера человека, распознается сообразное человеку содержание, весь его формальный строй оказывается организованным этим содержанием и приобретает новую целостность и новую гармонию, которая определяется как прекрасное. [8, c. 96].
Прекрасное в человеке, обществе связно прежде всего с деятельностью, ее характером и направленностью. Насколько в продуктах деятельности, в ее результатах предметно воплощается человеческая мера, богатство человеческой духовности, насколько целью этой деятельности оказывается сам человек, настолько она приобретает достоинство прекрасного. Поэтому можно сказать, что прекрасное выступает как непосредственно воспринимаемая мера человеческой свободы.
В обществе прекрасное реализуется как эстетический идеал - справедливое социальное взаимоотношение между людьми. В природе прекрасное связано с закономерностью и целесообразностью природных явлений и выражается в свободном труде человека-творца, создающего вторую природу.
Поскольку прекрасное существует в объективной действительности, постольку оно может быть отражено в своих непосредственных и опосредованных сознанием и воображением формах, в предметных наглядных образах. Так мы подходим к пониманию прекрасного в искусстве, которое представляет собой жизненную правду, передовую идею, гуманизм, выраженный в высокохудожественных образах и формах.
Эстетическое начало играет первостепенную роль в художественной деятельности, в искусстве. Оно выступает и как объект художественного отражения, и как критерий совершенства художественного произведения в целом. Искусство не только отражает прекрасное и утверждает его, но и исследует безобразное во всех его проявлениях с целью страстного отрицания последнего, искоренения его социальных источников.
От прекрасного в действительности к прекрасному в искусстве и от прекрасного в искусстве к новым свершениям - таков диалектический путь взаимоотношения и взаимосвязи действительности и искусства, правды и красоты.
С категорией прекрасного тесно связана категория "возвышенное". Возвышенное выражает такое отношение человека к предмету или явлению, при котором их содержание воспринимается как нечто несоизмеримое с масштабами человека, много превосходящее его по масштабам, силе и значимости. Оценивая те или иные объекты как возвышенное, человек выходит за пределы повседневного, обыденного, привычного. Особенность возвышенного состоит в том,, что оно как и прекрасное, отражает содержание положительной эстетической оценки предмета. Как и прекрасное, оно акцентирует отношение человека к объекту с точки зрения человеческой меры понимания и деятельности. Следовательно, возвышенное единосущно с прекрасным, близко к нему по значению и содержанию в том плане, что ориентированно на нравственно-эстетический идеал. Но если в прекрасном выражается соразмерность эстетического восприятия объекта человеком, то категория возвышенное отражает как раз обратное, а именно разномасштабность, несоразмерность эстетического объекта с эстетическим восприятием субъекта. Поэтому в содержании возвышенного существенное место занимает некоторая дисгармония, тревожность субъекта, которая тем не менее переживаются им как эстетическое чувство, доставляющее определенное эстетическое наслаждение. Возвышенное отражает не только и не столько огромный по своему масштабу количественный, сколько нравственно-эстетический аспект отношения человека к предметам и явлениям и через них отношение к самому себе. Содержание представлений о возвышенном исторически изменялось от грубовозвышенного (превосходство в силе, в масштабе) к нравственно-прекрасному. Мифологических героев древности социальные и нравственные проблемы мало волновали. Герои в современном понимании - люди, служащие обществу. И нет величия там, где нет истины и добра.
Антиподами эстетических категорий прекрасное и возвышенное выступают категории безобразное и низменное.
Безобразное, или не имеющее образа, формы, несоразмерное ни с чем, дисгармоничное выступает как отрицание эстетических ценностей, как уродливое, противоположное и враждебное добру и красоте. Именно потому, что безобразное есть антипод образа, лика, то есть человеческой формы и, следовательно, лишено человеческого содержания, оно антигуманно и зло. Таким образом, безобразное есть единство уродства и зла, выступающее в чувственной наглядности. А если безобразное еще и чрезвычайно по своим масштабам и силе, если оно активно обращено против человека, подавляет и уничтожает его, грозит его существованию, то оно приобретает характер низменного. Низменны чувства и страсти, ведущие к распаду личности, разрушающие духовно-нравственные устои человека. Низменны силы, обращающие человека в рабство, уничтожающие его свободу.
Прекрасное и возвышенное и их антиподы безобразное и низменное порой очень трудно различить, ибо безобразное часто прячется под личиной красоты, за ее внешними формальными признаками, а низменное чаще всего надевает на себя форму возвышенного.
Категория "героическое" рассматривается эстетической наукой как проявление прекрасного и возвышенного в их единстве. Однако содержание этой категории имеет и некоторые особенности. Она выражает ценностной смысл выдающегося по своему значению деяния, требующего от человека высшего напряжения духовных и физических сил, мужества и самоотверженности. Героическое отражает чрезвычайную концентрацию воли, энергии, усилий, направленных на преодоление чрезвычайных по масштабу и мощи противодействующих сил и обстоятельств для утверждения общественно-значимых целей, идеала. Для героического характерна ориентация на высшие, крайние возможности человека, на выполнение невозможного в данных обстоятельствах. Здесь воплощаются единство нравственных мотивов, волевой решимости к действию и само практическое действие. Героизм всегда сопряжен с самоотверженностью, то есть с полным отсутствием утилитаризма, интереса собственной выгоды и в этом отношении он нравственен по существу. Героическое совершается в силу крайней необходимости, оно требует предельных и запредельных условий. Именно поэтому героическое занимает одно из высоких мест в шкале общечеловеческих ценностей, через него человек наглядно познает меру, точнее, безмерность своих возможностей, через него он создает себя в качестве общезначимой личности.
Огромно значение этой категории и в искусстве, где она раскрывается через утверждение эстетического идеала. Героическое в искусстве персонифицированно. Это могут быть боги и герои, как в античных мифах, богатыри - носители народного духа, как в фольклоре и эпосе, или собирательные образы. Но героическое всегда являет собой единство добра, красоты и могущества, служит важнейшим ценностным ориентирам в процессе воспитания и общественного поведения.
Героическое проявляется в любой сфере деятельности - трудовой, общественно-политической, научной и т.д. Особенно ярко оно реализует себя в ратном труде, где налицо противоборство добра и зла, свободы и рабства. Воинский долг и воинский героизм у всех народов всегда рассматривались как высшая ценность, как образец высшего человеческого качества, как высшее проявление человеческого духа.
Анализ содержания категории "героическое" непосредственно подводит нас к пониманию категории "трагическое". Эта категория в эстетике традиционно занимает одно из центральных мест. Она отражает исключительно сферу человеческих отношений, ситуации и обстоятельства, в которых человек проявляет свои высшие духовные и физические качества в борьбе за свои убеждения и идеалы.
Трагическое предполагает сознательный выбор решений, которые грозят гибелью субъекту действия. Но именно то, что герой не уступает обстоятельствам, и даже угроза смерти не может заставить его отказаться от своей позиции, взглядов, идеалов, убеждений, делает их особенно важными, привлекательными, ценными для других людей. Чем более значительные, мощные силы обращаются против героя, тем большую меру несокрушимости, страстности проявляет трагический герой.
Эстетика различает трагическое в самой жизни и трагическое в искусстве. В реальной действительности трагическое выражается в противоречии между исторически назревшими оправданными и необходимыми требованиями и невозможностью их практического выполнения в существующих условиях и обстоятельствах. Трагическое выдвигает героев-борцов за свободу, за справедливость, за высшие нравственные принципы, которые могут быть осуществлены в их конкретном социальном времени и окружении. Трагический герой всегда проявляет высокую жизненную активность, которая на какое-то время оказывается сильнее противоборствующих сил, поэтому трагический герой возвышен.
Трагическое в искусстве имеет несколько иную направленность. Для эстетической структуры трагического характерно то, что сам конфликт, действия и его развязка воспринимаются как некое единство, гармония, целостность, как единство полярных отношений. Глубокий характер переживаний, чувство сопричастности к трагическим героям вызывает у людей особое состояние, которое древние люди называли катарсис, или очищение души от вредных страстей и низменных чувств - гнева, вожделения, страха, ревности, вследствие приобщения к высоким и вечным идеалам. Сострадание герою и скорбь о нем перерастают в светлое и радостное чувство, глубокая печаль переходит в восторг, в чувство эстетического удовлетворения. Трагическое в искусстве выступает как утверждение бессмертия человеческого духа, проходящего испытание и очищение гибелью.
Важной эстетической категорией является "комическое". Объектом комического являются общественные явления, отжившие свой век и потерявшие историческое оправдание, но стремящиеся быть, казаться прочными, внешне значительными. В основе комического лежит как несоответствие объекта и представления о нем, так и противоречие между никчемным, неполноценным содержанием, мизерным содержанием предмета или явления и его формой, претендующей на полноценность и величие. Однако комическое не просто смешно. Оно имеет большой социальный смысл и значение. Еще русские революционеры-демократы отмечали, что в основе комического лежит известное противоречие, заключенное в самой жизни. Особый характер эстетического подхода к действительности, при котором отражаются ее комические стороны, проявляются в том, что человек выступает здесь как разоблачитель, осмеивающий непорядки, как судья всего отживающего, антигуманистического, как зоркий наблюдатель, обнаруживающий нарушение соотношения формы и содержания, гармонии. В этом человеку помогает особое эстетическое чувство - чувство юмора.
Комическое в действительности оказывается своеобразным отходом от нормы, нарушением законов красоты. В рамках эстетической категории комического существует многообразие средств выражения комизма в реальной жизни и искусстве. Во-первых, оно выражается в сатире, где с особой остротой проявляется социальная и общественная сила смеха, конкретизируется обличительное начало; во-вторых, в гротеске, заостряющим и доводящим комическое до высшей степени; в-третьих, в иронии, построенной на контрасте видимой положительной оценки и скрытых, но доступных для прочтения отрицания и насмешки; в-четвертых, в обнажающем негативную, уничтожающую оценку, едком и язвительном сарказме; в-пятых, в юморе, связанном с пафосом утверждения, с уверенностью в себе, с движением вперед, с оптимистическим взглядом в будущее. [См. подробнее - 10]. В то время, как юмор связан с эстетическим выражением смешного в самых различных его видах, сатира основана на обличении конкретных пороков общества и ставит своей целью разоблачение осмеиваемых социальных типов и отношений, противоречащих общественному прогрессу, приводит к мысли о необходимости их ликвидации. Имея дело с явлениями социально опасными, сатира выходит за пределы юмористической трактовки комического и гневно бичует безобразное, показывает трагические последствия, которые порождаются безобразным.
Особенностью комического в искусстве является то, что оно выступает как важное средство воспитания эстетического вкуса. Комично отступление от нормы, нарушение меры, и смех в данном случае утверждает эту норму, воспитывает чувство меры.
Требование к сатире и юмору в искусстве включает в себя верный сатирический прицел, реалистическую обрисовку характеров и обстоятельств, решительный отказ от какой бы то ни было пошлости, высокие нравственные позиции, с которых и во имя утверждения которых подвергается критике все обветшалое, отживающее, мешающее жить людям.
Особое место среди эстетических категорий занимает категория эстетического сознания. Она выступает в качестве родового понятия, в качестве единой открытой системы, которую образуют взаимопроникающие и взаимодополняющие разнообразные проявления эстетического сознания (эстетические потребности, восприятия, чувства, вкус, ценности, взгляды, идеал и другие).
Рассмотрим основные структурообразующие эстетического сознания. Эстетическая потребность представляет собой заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и созидания эстетического человеком в разнообразных формах деятельности, основу и импульс человеческого эстетического восприятия. Эстетическая потребность универсальна и нерасчленима по своей природе: мир и человек выступают в ней в целостном единстве. В сфере реального функционирования эстетического сознания эстетическая потребность представлена как в осознанной, так и в неосознанной форме, проявляясь в последнем случае преимущественно эмоционально. Она основывается на бескорыстном отношении субъекта к эстетическому объекту. Удовлетворение материальной потребности предполагает потребление самого объекта, на который направлен интерес субъекта. Эстетическая же потребность не предполагает такого физического потребления, поскольку эстетические потребности относятся к идеальным (духовным) потребностям. Они свободны от утилитарных, потребительских интересов. Их содержание кроется в необходимости быть приобщенным к человеческому духовному отношению к миру, участию в этом отношении, наслаждении чувственно-наглядными формами и образами. Уровнем развития эстетических потребностей определяется отношение человека к культуре и к одному из высших ее проявлений - к искусству. Само же состояние, динамика культуры и искусства во многом зависит от характера эстетических потребностей.
Эстетическое восприятие является одновременно и структурным элементом эстетического сознания, и видом эстетической деятельности. Оно выражается в целенаправленном и целостном восприятии чего-либо как эстетической ценности. Эстетическое восприятие объективируется в процессе практической деятельности человека, ощущения формальных признаков предмета: пропорции, симметрии, ритма, контраста, величины и т.п. Эти признаки объективны и они обеспечивают первоначальную эстетическую реакцию на предмет. Эстетическое восприятие тесным образом связано с ассоциативным мышлением. Оно формируется и развивается на основе опыта как отдельного человека, так и человечества в целом. Но для восприятия сложных форм эстетической действительности, например, восприятия произведений искусства необходимы определенная подготовка, эстетическая грамотность.
В ходе эстетического восприятия формируются эстетические чувства, которые выступают в структуре эстетического сознания как его ядро. Под эстетическим чувством подразумевают непосредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности.
Эстетическое чувство возникает лишь при восприятии формы и содержания предмета или явления, а также эстетического процесса в их целостном неповторимом единстве. Оно связано с прошлым опытом человека, с его знаниями о мире, которые объективно присутствуют в оценке, вкусе, суждении, и при этом обладает важной особенностью - пробуждать творческую фантазию, обогащать воображение. Эстетическое чувство является устойчивым свойством личности и ее важной характеристикой. Человек не рождается с эстетическими чувствами, они формируются в процессе его восприятия действительности, в зависимости от среды общения, от личных контактов. Развитые эстетические чувства дают человеку возможность ориентироваться в эстетических свойствах объектов как природных, так и социальных. Эта способность выражается в эстетическом вкусе, который представляет собой способность человека непосредственно, без особого анализа чувствовать эстетические достоинства объектов, отличать эти достоинства, ориентироваться на них в своей практике.
Эстетический вкус по своей сущности выступает как своеобразный регулятор эстетической деятельности и эстетического восприятия мира человеком. В нем воплощается эстетическое отношение общества и индивида к конкретным явлениям природы и общества, к продуктам эстетической деятельности в плане их положительной или отрицательной эстетической оценки. Эстетический вкус выступает и как своеобразное средство отражения эстетических достоинств самых различных предметов действительности, и как воплощение в непосредственно-эмоциональной форме эстетического отношения человека к этим предметам, и как критерий совершенства или несовершенства деятельности по преобразованию мира в соответствии с законами красоты и результатов этой деятельности.
Ценностный аспект эстетического присутствует и в эстетической оценке, то есть в способности человека аргументированно обосновывать эстетические достоинства предметов, выстраивать их в систему и определять их взаимосвязь. Эстетическая оценка субъективна, поскольку строится на основе индивидуальных чувств и предпочтений. Но она опирается также и на объективные знания о предмете, на его объективное содержание. Эстетическое отношение человека к миру может быть неразвитым, неосознанным, но в своих развитых формах оно, как правило, осознается и выражается в более или менее определенных понятиях и суждениях. Совокупность же эстетических понятий, принципов, позиций, знаний и суждений выступает как эстетические взгляды. А эстетические взгляды, развернутые в самостоятельную целостную логическую систему, выступают как эстетические теории.
Эстетические идеи, взгляды, теории входят как составная часть в мировоззрение социальных групп. Эстетические взгляды отражают при этом в теоретико-логической форме эстетические потребности общества, обобщают практику эстетической деятельности и формируют представления о сущности прекрасного, об эстетическом отношении человека к действительности и природе эстетического чувства, об основных типах и формах эстетического познания и преобразования мира.
Высшим проявлением эстетического сознания является эстетический идеал как форма проявления мировоззрения. Он характеризует представление человека о совершенстве предметов и явлений действительности, о прекрасном в образе жизни людей, о гармонии человека. В эстетическом идеале содержится как обобщение уже реально существующих эстетических свойств природной и социальной действительности, так и предвидение той цели, к достижению которой должна привести эстетическая деятельность общества. В словах Чернышевского: "Прекрасное - это жизнь, какой она должна быть по нашим понятиям", по сути дела, дается определение эстетического идеала. В эстетическом идеале воплощены общественные интересы людей, поэтому он тесно переплетается с политическими и нравственными идеалами различных исторических эпох. Он является высшим продуктом эстетического сознания и реализуется он во всех типах эстетической деятельности. Особенно важную роль в этом играет искусство, поскольку оно создает художественно-образные модели совершенной действительности и совершенного человека. Вместе с тем, эстетический идеал выступает и как критерий прекрасного на различных этапах эстетического творчества человека.
Итак, в своем необходимом проявлении эстетическое сознание выступает в виде двух основных структурных компонентов - эстетического идеала, выражающего сущность мировоззренческой сферы сознания, и эстетического вкуса, составляющего ядро рассудочно-эмоциональной сферы эстетического сознания.
Таким образом, проанализировав сущность и содержание основных эстетических категорий можно сделать следующие выводы:
Ш наиболее общие понятия эстетики являются не только отражающими определенные свойства природной и социальной действительности эстетическими категориями, но и ориентирами для человеческой деятельности и тем самым имеют важное методологическое и мировоззренческое значение;
Ш эстетические категории отражают специфические отношения человека к действительности, освоение им эстетического богатства мира не абсолютно, а конкретно-исторически, они развиваются и изменяются по мере расширения практики, совершенствования человеческой духовности;
Ш эстетическое сознание развивается от эстетической потребности к эстетическому идеалу, оно выступает в виде двух основных структурных компонентов - эстетического вкуса и эстетического идеала.
В заключении необходимо отметить, что уяснение особенностей эстетического освоения действительности, диалектики эстетической деятельности и эстетического сознания в процессе познания человеком мира и самого себя, изучение основных категорий эстетики - необходимые условия для формирования человека с высокой общей культурой, с богатым духовным миром, важные составляющие для успешного решения проблем эстетического воспитания госслужащих, о чем пойдет речь в следующем вопросе темы.
Система эстетического воспитания
Эстетическое воспитание предстает как целенаправленный процесс формирования определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатываются ориентации личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, а также приобщение к этим ценностям. Одновременно в ходе эстетического воспитания формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его
Таким образом, эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями, составляющими единство противоположностей: формирование эстетико-ценностной ориентации личности и развитие ее творческих способностей. Эти функции и определяют место эстетического воспитания в общественной жизни, связь с другими видами воспитательной деятельности. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как существует единство между эстетическими и этическими ценностями. Любое общественное явление, поступок или мотив человеческой деятельности могут быть оценены с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой стороны, как доброе или злое. Красота является одним из регуляторов человеческих взаимоотношений: благодаря красоте люди интуитивно тянуться к добру еще до того, как идея добра осмысленно воспринята их моральным сознанием. [13, c. 56].
Процесс эстетического воспитания должен осуществляться во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. Человек живет и творит по законам красоты. Все, что окружает человека, все, что делается им, должно удовлетворять его эстетические потребности. Человек - социальное существо, обладающее способностью мыслить, творить, созидать "вторую природу". Творчество всегда осуществляется по эстетическим законам, по законам красоты. В связи с этим эстетическое воспитание приобретает важность не только в смысле понимания сущности прекрасного, но и как средство формирования логического мышления человека, формирования в нем способности творить, быть созидателем в любой сфере деятельности, в том числе и государственном труде.
Начинается процесс эстетического воспитания с формирования правильного представления о красоте и правильного восприятия последней в окружающей действительности, обществе, людях, природе, искусстве и способности активно творить и созидать. Здесь кроются две основные задачи, которые в системе эстетического воспитания объединены как этап постановки целей эстетического воспитания.
Первая задача состоит в том, чтобы развивать эстетический потенциал личности в структуре ее конкретной деятельности как способность сохранять и создавать эстетические ценности, как способность придавать эстетическое содержание всякому действию и всякому результату этой деятельности, в том числе и деле государственного и муниципального управления.
Вторая - в том, чтобы сформировать эстетические ориентации личности в мире ценностей, способность воспринимать, чувствовать, переживать эстетическое начало этих ценностей и формировать эстетические потребности, вкус и идеал человека.
Очевидно, что процесс и система эстетического воспитания руководителей различного звена служащих будут представлять собой совокупность принципов, способов, методов средств, решающих эти две задачи.
Второй этап в системе эстетического воспитания представляет собой определение эстетических качеств, которое необходимо сформировать у воспитуемого. Это умение различать прекрасное и безобразное, комическое и трагическое и т.д.
Третьим этапом, структурным элементом процесса эстетического воспитания, является усвоение принципов эстетического восприятия, т.е. правил, по которым осуществляется это процесс. Среди них принципы тесной связи с окружающей действительностью, творческого подхода, многообразие форм и методов эстетического воспитания. И заключительным, четвертым этапом системы эстетического воспитания является овладение средствами и методами эстетического воспитания. Формирование эстетических взглядов, вкусов и идеалов воспитуемых осуществляется при помощи различных методов, таких, например, как:
Ш метода художественного восприятия действительности. Он реализуется посредством искусства, поскольку в нем концентрируется в наиболее чистой форме эстетическое отношение человека к действительности, а также посредством познания сущности эстетических категорий и законов.
Ш метода эстетического восприятия и отношения к природе, который реализуется при помощи восприятия предметов и явлений внешнего мира. Эстетическое воспитание любви к природе, ко всему, что окружает человека в жизни и ее восприятие предполагает знание самой природы, это знание приобретается непосредственным жизненным опытом и практикой, а также в качестве теоретического знания, даваемого образованием;
Ш громадным потенциалом эстетического воспитания обладает труд. Поэтому метод эстетического отношения к труду и его результатам занимает важное место в системе эстетического воспитания.
Процесс эстетического воспитания осуществляется при помощи многообразия средств. О некоторых из них уже упоминалось. Таким средством является окружающая нас природа. Ее повседневное влияние на человека способствует формированию эстетических вкусов и идеалов, представлений о прекрасном. Воздействует на человека не только природа, но и вся окружающая его действительность - быт, орудия труда, которыми человек осуществляет свою трудовую деятельность, сам труд, общественная деятельность. Если говорить о военной действительности, то это распорядок дня, воинский уклад, техника и оружие, сам ратный труд. Все это является средствами, несущими в себе эстетический потенциал. Огромное значение в эстетическом воспитании имеют искусство, духовные ценности. Эстетическое самовоспитание также является средством формирования эстетических вкусов и идеалов человека. Во многом способствует формированию эстетических убеждений человека, воина межличностное общение. Именно в процессе прямого общения активно формируются эстетические потребности и способности. Ключевое значение здесь имеет эстетический характер среды общения и в первую очередь, уровень языковой, речевой культуры.
В государственной службе эстетическая сторона может быть выделена более, чем в других видах профессиональной деятельности. Это связано со спецификой организации труда. Внешняя форма управленческой организации воспринимается в качестве эстетического явления, которое включает все необходимые компоненты красоты - порядок, ритм, соразмерность, геральдика.(города, района, организации и т.д.) [4, c. 14].
Однако эстетическое содержание государственной службы проявляется не только во внешних формах, но и в возможности выражения возвышенного, героического, трагического. Не случайно госслужащий и служебный долг - непреходящая тема в мировой и отечественной литературе и искусстве.
Эстетическое воспитание помимо тех направлений, которые были указаны, предполагает формирование еще и таких качеств, которые бы поддерживали и развивали идеалы патриотизма. Здесь важное место занимает эстетическое выражение высокого нравственного содержания деятельности государственной и ее высокой общественной значимости. Поэтому для формирования эстетических идеалов у госслужащего очень важно использовать такие понятия, как честь, любовь к своей профессии, гордость за свой коллектив. Важным средством в решении этой задачи играют традиции, которые являются составной частью общественного воспитания. Традиция сохраняет преемственность культуры и сообщает ей новые социальные моменты, новое содержание.
Итак, важной составляющей воспитательной работы в государственных и муниципальных образованиях должно быть использование эстетического компонента, что позволяет полнее и глубже, на образно-чувственно-эмоциональном уровне формировать у госслужащих их эстетические идеал и вкус. Эстетическое воспитание представляет собой сложный и многогранный процесс, развивающийся от формирования способности понимать и придавать эстетический смысл своей деятельности до формирования эстетических вкусов и идеалов госслужащих.
Таким образом, эстетические знания в совокупности с пониманием и знанием истории мирровой и отечественной культуры, философии, этики и других гуманитарных дисциплин особенно важны для будущих управленцев, их общекультурного роста, развития творческих способностей, более глубокого, содержательного общения как с подчиненными, так и со всеми окружающими.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреев А.В. Место искусства в познании мира.- М.: Политиздат, 1980.
2. Борев Ю.Б. Эстетика.- М.: Политиздат, 1989.
3. Буйневич О. Красота: природа, сущность, формы.- Л.: Художник РСФСР,1983.
5. Гегель Г.В.Ф. Наука логики.- М.: Мысль, 1970. Т.1., с.95.
6. Гегель Г.В.Ф. Соч., т. 12, с.289.
7. Каган М.С. Лекции по истории эстетики.- Л.: ЛГУ,1974.
8. Калаантар А. Проблема прекрасного. К истории и теории вопроса.- Ереван, 1981.
9. Кунчева Л.И. Эстетические взгляды общества и художественная культура.- М.: Наука, 1979.
10. Любимов Т.В. Комическое, его виды и жанры.- М.: Знание, 1990.
12. Сараф М.Я. Лекции по курсу эстетики.- Голицыно, 1991.
13. Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика.- М.: Детская литература, 1974, с.56.
14. Эстетика: Словарь. Под общ. ред. А.А. Беляева.- М.: Политиздат, 1989. С.416.
15. Этика: Словарь. Под ред. А.А.Гусейнова и И.С,.Кона.- М.: Политиздат, 1989, с.429.

Hosted by uCoz