ГЛАВА 11. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
БЮДЖЕТ
11.1. Сущность,функции и формы кредита
Вопросы этой темы посвящены кредитному механизму, проблемам перестройки
банковской системы, которая должна быть адекватной экономике, становлению
рынков кредитных ресурсов и ценных бумаг.
Множество исследований посвящено кредиту. Этот сложный инструмент можно
охарактеризовать с различных сторон. В дословном переводе кредит означает
доверие (credo - верю). Можно понимать его и как обращение капитала в
чужом предприятии и определить как сделку. Кредитная сделки - это купля-продажа
с отсроченным платежом.
Уточняя понятие кредита, можно констатировать, что кредит - это форма
существования (движения) ссудного фонда, своеобразная форма реализации
собственности на ссудный фонд.
Ссудный фонд представляет собой часть централизованного денежного фонда
и ассоциируется с некой суммой денег. Более углубленный анализ позволяет
понять, что ссудный фонд представляет собой сложное, противоречивое отношение,
связанное с двумя процессами: с формированием и использованием на условиях
возвратности временно свободных денежных средств. Это - единство, причем
противоречивое, и именно из противоречий существования ссудного фонда
возникает кредит.
На следующей ступени абстракции кредит можно представить в качестве определенной
подсистемы с противоположными силами, взаимодействие которых становится
источником развития как самого кредита, так и его воздействия на экономику.
Кредит связывает воедино противоположные элементы системы и становится
важным фактором целостности системы.
На более высокой ступени абстракции кредит трансформируется в кредитные
отношения, которые складываются между кредитором и должником по поводу
движения ссудного фонда. Причем, эти отношения могут давать импульс к
развитию, питая, например, венчурный капитал, а могут выступать тормозом
развития экономики. Кредит выполняет важные функции в обеспечении микро-
и макроэкономического равновесия. "Банковскую продукцию" трудно
описать, но именно она во многом меняет стоимостные связи. С помощью кредита
осуществляется перераспределение капитала между различными отраслями и
предприятиями в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка и необходимостью
оптимизации производства. Основные принципы кредитования - срочность и
возвратность - позволяют выступать кредиту эффективным дисциплинирующим
средством рыночного механизма. Кредит осуществляет свое движение в различных
формах. Классическими формами кредита являются коммерческий и банковский.
Коммерческий кредит используется при продаже товара с отсрочкой платежа.
Его объектом выступают средства в товарной форме. Цель - ускорение реализации
товаров и услуг Документом при осуществлении сделки в форме коммерческого
кредита выступает вексель.
Вексель - это одна из разновидностей ценных бумаг. Он представляет собой
особый вид письменного долгового обязательства, дающий его владельцу право
требовать по истечении определенного срока уплаты обозначенной в нем суммы.
Вексель может быть простым и переводным. Простой вексель - это обязательство
лица, выдавшего его, уплатить определенную сумму держателю векселя в указанный
срок.
Переводной вексель, или тратта, представляет собой письменный приказ векселедержателя
(трассанта) плательщику (трассату) об уплате обозначенной в векселе суммы
денег третьему лицу - акцептанту, принимающему на себя обязательство платежа
или гарантирующему оплату по векселю.
Коммерческое кредитование в России было отменено кредитной реформой 1930-1933
гг. При переходе к рыночной экономике коммерческий кредит возрождается,
но с большими трудностями. Пока еще отсутствует механизм учета векселей
в коммерческих банках и их переучета в Центральном банке.
Банковский кредит предоставляется банками в форме денежных ссуд предпринимателям
и другим заемщикам. Кредитором выступает банк.
Банковские кредиты делятся на краткосрочные, когда кредит выдается сроком
до года и используется на формирование оборотного капитала, и долгосрочные,
выдаваемые на срок больше года.
Банковский кредит более эластичен, чем коммерческий, так как он не ограничен
суммами кредитных сделок, их сроками и направленностью.
Следующей формой является государственный кредит, когда заемщиком выступает
государство, а кредитором - главным образом население. Оформляется эта
форма кредита в государственных займах, целевых беспроцентных займах,
казначейских обязательствах.
В условиях становления рынка получает развитие потребительский кредит,
предоставляемый на бытовые цели, и международный кредит, который обслуживает
межгосударственные связи
Новыми формами кредитных отношений, которые успешно применяются в цивилизованных
странах, являются лизинг-кредит, факторинг, фарфейтинг и др.
Лизинг-кредит появляется в мировой практике предпринимательства в 80-х
годах. Лизинг - это безденежная форма кредита, форма аренды с передачей
в пользование машин, оборудования и других материальных средств с последующей
постепенной выплатой их стоимости. Его применение основано на разделении
функций собственности. Право собственности на имущество остается за арендодателем,
а арендатор пользуется им определенное время до полной оплаты стоимости
этого имущества. Лизинговые сделки заключаются на срок от 1 года до 10-15
лет. Обычно компании сдают технику в аренду не самостоятельно, а через
посредников - лизинговые фирмы. В качестве лизинговых компаний выступают
различные организации - банки и их подразделения или филиалы и дочерние
компании промышленных корпораций. В рыночном механизме России эта форма
кредита развита недостаточно. Широко применяются в основном краткосрочный
прокат оборудования на срок до одного года (так называемый рейтинг).
Коммерческие банки начали использовать такую форму кредита, как факторинг.
Факторинг - это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие
операции по доверенности. Банк или другой комиссионер покупает "дебиторские
счета" предприятия, ассоциации и т. д. за наличные, а затем взыскивает
долг с фактического покупателя, которому ассоциация продала товар или
оказала услугу.
Форфейтинг - это долгосрочный факторинг, связанный с продажей банку долгов,
взыскание которых наступит через 1-5 лет.
11.2. Кредитный механизм: содержание, диалектика развития
В развитии теории и практики кредита центральным является вопрос
об исходном пункте формирования кредитного механизма.
Кредитный механизм целесообразно рассматривать как форму организации и
способ использования кредитных отношений. Кредитный механизм - это экономический
механизм реализации собственности на ссудный фонд, выступающий в той или
иной организационной форме кредитных отношений, адекватных данному уровню
развития производительных сил. Кредитные отношения становятся базой формирования
кредитной политики. Происходит процесс осознания сути явлений и на этой
основе ведется поиск средств воздействия на экономику, которые и являются
элементами кредитной политики.
Кредитный механизм переходной экономики неадекватен развитым рыночным
кредитным отношениям. Пока можно говорить лишь о переходных формах кредитного
механизма, ориентированного на рыночные отношения, но не избавленного
от административных элементов управления.
Каковы особенности нашего кредитного механизма по сравнению с кредитными
механизмами цивилизованных стран?
Первая особенность в том, что российское кредитное хозяйство только формируется.
В нем отсутствуют или недостаточно развиты множество элементов, структур
и систем, типичных для развитых хозяйств (торговля фондовыми ценностями,
вексельный, чековый обороты, клиринговые палаты, ипотечные банки).
Вторая особенность связана с различиями в материально-технических базах
кредитных систем. Наша кредитная система находится на стадии простой кооперации
труда и вступает в эпоху электроники со значительным опозданием.
Третья особенность заключается в отсутствии нормативной базы государственного
регулирования кредитной сферы. В развитом рыночном хозяйстве кредитное
дело занимает одно из ведущих мест в системе государственного регулирования
экономики.
Четвертая особенность - отсутствие "гласности" в кредитной сфере.
Диалектика развития кредита подводит к формированию кредитного механизма
всемирного хозяйства. Это не простая механическая сумма кредитных механиз-мов
всех стран. Это сложный, многогранный процесс переплетения интеграции,
взаимозависимости кредитных механизмов различных стран, результатом которого
является появление единого мирового кредитного пространства и особого
мирового рынка - международного рынка ссудных капиталов.
11.3. Банки, их виды и функции. Факторы, определяющие динамику движения
денежной массы
На основе кредита, кредитных отношений, кредитного механизма возникает
кредитная система - банки. Банк - это не ведомство, выступающее в качестве
придатка Министерства финансов, а экономический институт, занимающийся
привлечением и размещением денежных ресурсов. Банки осуществляют активные
и пассивные операции. С помощью пассивных операций банк мобилизует ресурсы,
а с помощью активных осуществляет их размещение.
Ресурсы банка формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных
средств. К собственным средствам относится акционерный и резервный капитал,
а также нераспределенная прибыль. Собственные средства составляют незначительную
часть ресурсов современного банка. Основная часть ресурсов банка привлекается
в виде вкладов (депозитов), а также контокоррентных и корреспондентских
счетов.
Банковская система в российской экономике многократно реформировалась
и перестраивалась. Реформа 1988 г. создала "большую пятерку"
банков, которые формировались по отраслевому принципу и только усилили
административно-командную логику хозяйствования. Реакцией на такую перестройку
стала "эпидемия" появления кооперативных и коммерческих банков.
Эти новоявленные банкиры были не очень профессиональны и выдавали ссуды
под очень высокий процент.
В 1989 г. начался второй этап перестройки банковского дела. Была создана
двухуровневая банковская система. Первый уровень связан с организацией
денежного обращения и кредита, стабилизацией денежной единицы, экономическим
контролем за деятельностью коммерческих банков. Это функции Центрального
банка. Второй уровень - это коммерческие банки, которые выполняют непосредственно
кредитные и расчетные операции, обслуживание клиентов. В переходной экономике
основу образуют коммерческие банки. Но одновременно должна повышаться
роль Государственного банка в структуре центральных экономических органов.
В мировой практике существуют различные модели взаимоотношений между Центробанком,
правительством и парламентом. Созданы такие механизмы, которые не дают
права правительству свободно распоряжаться ресурсами банка для финансирования
бюджетных расходов. У нас такие механизмы отсутствуют, что выступает стимулом
колоссального роста внешнего и внутреннего государственного долга и ведет
к нарушениям ритмов экономического роста.
Важные функции в рыночной экономике выполняют разнообразные небанковские
финансово-кредитные учреждения с информационными системами, которые работают
на базе финансово-кредитных телекоммуникаций. Это лизинговые компании,
трастовые, инвестиционные, выпускающие акции, факторинговые, фарфейтинговые,
клиринговые палаты, страховые общества, занимающиеся страхованием финансовых
рисков, пенсионные фонды. Современная кредитная система создает условия
для "молниеносных расчетов" без соответствующих бумажных документов
путем электронных импульсов через межбанковскую телекоммуникацию.
Говоря о современной банковской системе, адекватной рыночной экономике,
нельзя обойти вниманием такое понятие, как банковский мультипликатор Обычно,
когда заемщик занимает деньги в одном банке, но после совершения сделок
эти деньги могут оказаться в другом банке, который может ссудить их другому
клиенту, идет процесс взаимопереплетения денежных ссуд. Когда процесс
кредитования закончится, то первоначально вложенная сумма возрастет. Величина,
на которую увеличится первоначальная сумма, называется банковским мультипликатором.
Существование банковского мультипликатора означает, что если в банковскую
систему извне попадает некоторая сумма денег, то в конечном итоге предложение
денег увеличится до суммы, равной первоначально вложенной и умноженной
на банковский мультипликатор. Но изъятие первоначально вложенной суммы
денег из банковского оборота означает потерю для банка потенциальных кредитов.
Банковский мультипликатор способствует увеличению количества денег в обращении,
что ведет к глубоким социальным последствиям, порождая инфляционные ожидания.
В самом общем смысле процесс мультипликации кредита, в котором банковская
система, действующая как совокупность банков, создаёт "дополнительные"
кредитные деньги (банковские депозиты), может быть выражен следующей схематической
цепочкой:
На динамику денежной массы влияют и многие другие факторы.
Различные научные школы по-разному определяют количество денег в обращении.
Американский экономист И. Фишер (1867-1947 гг.), представитель количественной
теории денег, которая стала составной частью неоклассического направления,
предлагает следующее уравнение:

Неоклассическая школа спроса на деньги может быть выражена
математически в виде систем из 3-х уравнений,
которые тесно связаны с кембриджским уравнением (Харрис Л. Денежная теория.-
М.: Прогресс 1990, - С. 137).
Во-первых, это уравнение, описывающее спрос на номинальные денежные остатки:

То есть планируемый спрос на деньги должен быть равен
их планируемому предложению для поддержания состояния равновесия.
Дж. М. Кейнс, выступив против ряда положений неоклассиков, сформулировал
свое понимание роли денег в экономике, предложив доктрину "предпочтения
ликвидности". Потребность в денежных средствах возникает в связи:
-с необходимостью осуществления текущих сделок (трансакционный мотив):
-с неопределенностью будущих изменений нормы % (спекулятивный мотив):
-с риском потерь (мотив предосторожности).
Современные монетаристы используют "денежное правило", сформулированное
еще в 50-е годы М. Фридманом, по которому для обеспечения экономической
стабильности необходимо поддерживать устойчивый долговременный темп роста
денежной массы. Это означает попытку создания нового механизма регулирования
количества денег в обращении.
11.4. Государственный бюджет
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный
бюджет.
Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий
особенности страны, ее социально-экономического строя, государственного
устройства. Эта система формируется на основе совокупности социально-экономических,
правовых и других особенностей, характеризующих то или иное государство.
Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного
устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система
имеет как бы двухъярусное построение - государственный и местные бюджеты.
В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ) имеется
промежуточное звено - бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных
образований.
Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов,
которым располагает правительство страны для финансирования государственного
аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социально-экономических
функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования
экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных
мероприятий.
Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый
документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных
расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно
обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны,
штата или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные
представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности
по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым
в предыдущем году законом о бюджете.
Государственный бюджет всегда представляет компромисс, отражающий соотношение
сил основных групп - носителей различных социально-экономических интересов
в стране. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по
вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы, по
поводу бюджетных расходов на социальные цели. Это также компромисс между
государственными и местными интересами, промышленными и сельскохозяйственными
районами в распределении налогов и бюджетных дотаций. Каждый такой компромисс
сопровождается политической борьбой.
Между бюджетом центрального правительства и местными бюджетами существуют
довольно сложные отношения, связанные с разделом источников бюджетных
доходов, финансированием местных бюджетов со стороны центрального правительства
путем перераспределения средств в масштабе страны и др. Государственный
бюджет представляет собой, таким образом, не только бюджет центрального
правительства, но совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных
властей.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды-денежные
средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный
бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных и местных
органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых
предназначен для определенных нужд. Примером может служить Пенсионный
фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов,
займов, субсидий из бюджета.
Внебюджетные фонды расширяют возможность вмешательства правительства в
экономику, минуя бюджет и. следовательно, парламентский контроль. Кроме
того, создается видимость уменьшения дефицитности бюджета. Число внебюджетных
фондов постоянно растет. Примером может быть федеральный бюджет США, в
рамках которого насчитывается свыше 800 подобных фондов.
В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства.
Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. Структура
бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном
бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим
образом.
Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: социальные
пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная
цель всей государственной экономической политики - стабилизация, укрепление
и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся
условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп,
свойственную рыночному хозяйству, облегчить доступ менее обеспеченных
слоев к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию,
гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью. Это играет не только
стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производства
квалифицированной и здоровой рабочей силой, а значит, увеличивает национальное
богатство страны.
В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии
аграрному сектору, которые имеют также социальную, политическую направленность.
Ни одно государство, не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом
разорении крестьянства и фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической
политике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественных
производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную
продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, как
правило, правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство.
Значительное место занимают расходы на вооружение и материальное обеспечение
внешней политики, а также административно-управленческие расходы.
Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему
государственному долгу (например, досрочное погашение части долга, размеры
расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям,
сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры,
на закупку воо-ружений и военное строительство).
Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину
инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета
на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры
- сокращаются.
Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие
на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную
структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых
рынках.
Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого
капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном
плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые
зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению
поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический
аспект политики бюджетных расходов.
Действенность государственного регулирования с помощью бюджетных расходов
зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли
в ВВП); во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности
использования каждой единицы расходуемых средств. Поскольку уровни государственного
регулирования экономики, его конкретные цели, национальный опыт программирования
доли государственной собственности неодинаковы в разных странах, неодинакова
и роль бюджетных расходов в народном хозяйстве.
Идеальное исполнение государственного бюджета - это полное покрытие расходов
доходами и образование остатка средств, т е. превышение доходов над расходами.
Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных
обстоятельствах, для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета
следующего года.
Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита,
который покрывается государственными займами - внутренними и внешними.
Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов
у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или
пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков (эта форма
финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).
Государственные займы - не единственный путь покрытия дефицита бюджета
У большинства стран с развитой рыночной экономикой со времени перехода
от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия
бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительства
особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях - во
время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны.
Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных
инвестиций, раскручивается спираль "цены - заработная плата",
обесцениваются сбережения населения.
В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства
развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого
в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель:
конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального
эмиссионного банка от исполнительной власти. Эмиссионный банк не обязан
финансировать правительство. Таким образом ставится заслон инфляционному
взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию
правительства.
Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но они также оказывают
определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в
определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению
государственных ценных бумаг и нарушает, таким образом, рыночную мотивацию
деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если даже правительство
создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими
лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя
свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения
кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются
для банков такими же надежными заемщиками, как государственные органы.
Увеличение спроса на кредиты на рынке ссудных капиталов из-за новых госу-дарственных
займов способствует удорожанию кредита, росту учетной ставки.
Контрольные вопросы:
1. Что такое кредит?
2. В каких формах осуществляет свое движение кредит?
3. Дайте определение понятиям лизинг-кредит, факторинг, фарфейтинг.
4. Что составляет основу кредитного механизма?
5. Виды банков и их функции.
6. Назовите факторы, определяющие динамику движения денежной массы.
7. Дайте характеристику функциям государственного бюджета.
8. Связь государственного бюджета с валовым внутренним продуктом страны.
К содержанию
|