Экономическая теория

ГЛАВА 14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ

14.1. Исходные принципы
Глубочайший кризис, в котором оказалась страна, безуспешность попыток прервать его течение свидетельствуют о неадекватности принятого варианта экономических реформ требованиям времени и условиям страны, настоятельно ставят вопрос о необходимости создания другой концепции реформирования, коренным образом отличающейся от нынешней. Ее выработка должна быть с самого начала освобождена от идеологических догм и априорных представлений, выведена за пределы дихотомии "капитализм-социализм". Задачи и проблемы, стоящие перед Россией, связаны со становлением новой цивилизации, которая "снимает" противоречия между различными социальными системами, но открывает простор общечеловеческим ценностям при многообразии национальных культур и менталитетов.
Суть новой социально-экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны - в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа, среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании.
Концепция долгосрочной стратегии и экономического реформирования должна основываться на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней следует отвести социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны.
В условиях перехода к информационному обществу особенно очевидной становится несостоятельность противопоставления социальных целей и экономической эффективности. Социальные расходы - не безвозвратные затраты, не вычет из экономических ресурсов, а общественно необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле. Достижение большего социального равенства и социальной справедливости также должно рассматриваться не только как политический принцип, желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эффективности.
Разумеется, параметры социального развития не могут определяться произвольно. Они должны сопрягаться с реальными условиями, экономическими возможностями, интересами настоящего и будущего. Оптимум может быть найден лишь путем последовательных итераций социальных и производственных параметров, потребления и накопле-ния с учетом сильного обратного воздействия социальных факторов на эффективность экономики и экономический рост. В условиях нынешнего кризиса в России приоритет социальных целей мог бы выражаться в установлении неких пороговых значений социальных индикаторов, которые по мере оздоровления экономики должны развертываться в более широкий спектр социальных параметров.
Концепция долговременной экономической политики должна, безусловно, предусматривать переход к технологической базе постиндустриального информационного типа, структурную перестройку народного хозяйства. Именно это призвано обеспечить такую продуктивность экономики, которая только и может создать основу для всестороннего социального прогресса, гуманизации общества. Но данная цель имеет как экономическое, так и более широкое - социально-психологическое - значение, ибо технологическая база сейчас определяет перемены в самом укладе жизни людей, не говоря уже о том, что от ее состояния зависят национальная безопасность, роль и авторитет страны на международной арене, а значит, и морально-психологическая атмосфера в обществе.
Конечно, и здесь максималистский подход непригоден. Для создания новой технологической базы потребуется, видимо, несколько десятилетий. Сейчас же прежде всего надо предотвратить элементарный развал экономики, обеспечить ее восстановление. В стране не решен еще ряд проблем индустриального общества, так что необходимы будут последовательность и этапность, неизбежна технологическая многоукладность экономики. Но при этом нужна максимальная целенаправленность на технологическое обновление экономики.
Важнейшее место в экономической стратегии должны занимать системно-институциональные преобразования. Их главная цель - создание действенных стимулов предпринимательской и трудовой активности людей. В развитии отношений собственности приоритет должен быть отдан повышению эффективности ее различных форм в тех или иных конкретных условиях. Отсюда - разнообразие форм собственности и многоукладность экономики.
Эволюция экономического механизма, безусловно, связана с переходом к рыночному регулированию экономики со всеми его основными атрибутами: свободным ценообразованием, конкуренцией, свободой принятия решений участниками экономических процессов, развитой рыночной инфраструктурой и денежной системой. Рыночное хозяйство - одно из ценнейших достижений человеческой цивилизации, незаменимый инструмент эффективного ведения хозяйства, адекватный современным мировым экономическим трендам.
Вместе с тем традиционное рыночное регулирование имеет свои слабости и недостатки, которые обнаружили себя в ходе современной трансформации экономики в направлении постиндустриального общества. Как показывает мировой опыт, их можно устранить с помощью встраивания в рыночное хозяйство государственных форм регулирования экономических и особенно социальных процессов.

14.2. Государство в рыночной системе
В условиях общецивилизационной трансформации происходит фундаментальное изменение роли государства в общественном развитии. Государство перестает быть лишь политическим институтом, выражающим отношения между классами, и превращается в инструмент выполнения общих политических, экономических и социальных функций.
Роль государства как выразителя и гаранта общенациональных интересов вполне соответствует и исторической традиции России. Этому же способствуют кризисная обстановка в стране, необходимость жестких мер мобилизационного характера, связанных с поиском выхода из сложившейся ситуации и осуществлением серьезных структурно-технологических и институциональных перемен.

14.3. Федеративно-региональный аспект
Велик разрыв в уровнях социально-экономического развития субъектов Федерации: по стоимости основных фондов и объему промышленной продукции - в десятки и даже в сотни раз, по среднедушевым доходам, по разным оценкам, - от 6 до 12 раз. Подавляющее большинство субъектов Федерации являются дотационными. Кризис последних лет усугубил экономические трудности регионов, привел к ослаблению их связей с федеральным центром, усилил тенденции экономического сепаратизма.
Из этого вытекает двуединая направленность концепции российских реформ в области региональной экономической политики - развитие и укрепление общефедеративных начал в регулировании экономических и социальных процессов при недопущении унитарных тенденций и, одновременно, создание условий для максимальной самостоятельности, самофинансирования и самоуправления регионов (субъектов Федерации), исключающих в то же время сепаратистские действия в областях, затрагивающих интересы Федерации в целом или интересы ее субъектов.
С этой целью за федеративным центром должен быть закреплен четко обозначенный минимум экономических, социальных, экологических и иных функций власти и управления и соответственно ресурсов, необходимых для их выполнения. Среди них: обеспечение национальной военно-политической и экономической безопасности; поддержание единого рыночного пространства в стране и его инфраструктуры; регулирование естественных монополий общефедерального уровня; оказание помощи и обеспечение реконструкции кризисно депрессивных отраслей и регионов; формирование общефедеральной системы социальных гарантий для населения.
С позиций создания эффективного механизма федеративных отношений должны быть разграничены объекты собственности на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и муниципальном уровнях. Объем и состав федеральной собственности должны соответствовать функциям и ответственности центра, в том числе как гаранта со-блюдения долговременных сырьевых, энергетических и экономических интересов всей страны. Аналогично должен быть закреплен экономико-правовой статус государственной собственности субъектов Федерации, а также муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления.
В области бюджетного федерализма необходимо полностью разграничить сферы финансирования и "развести" системы налоговых и иных поступлений в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты. Потребности субъектов Федерации в дотациях нужно определять по единой методике. Они должны быть одноканальными, строго целевыми, защищенными от риска, не использоваться для компенсации потерь от льгот местным юридическим и физическим лицам. В принципе же долгосрочная концепция должна предусматривать переход большинства субъектов Федерации к режиму финансово-бюджетного самофинансирования
В области социальной политики должен быть определен перечень общефедеральных социальных гарантий населению страны, обеспечена равная социальная защищенность граждан независимо от места их проживания.
"Федерализации" должны быть подвергнуты стратегия и процесс рыночно ориентированных реформ. На основе единства их принципов в рамках Федерации необходимо обеспечить полную возможность учета специфических условий и особенностей регионов, выбора форм и темпов преобразований. Как показывает опыт ряда республик и об-ластей, здесь заключен огромный резерв для оптимизации и ускорения прогрессивных преобразований.

14.4. Стратегические направления развития отношений собственности
Отношения и формы собственности играют определяющую роль в формировании внутренних источников и стимулов развития, в определении их действенности и целевой направленности. В настоящее время государственная собственность и государственный сектор в результате избранного жестко централизованного и разверсточного принципа осуществления приватизации оказались резко сокращенными и полуразрушенными. Они заменены преимущественно формами собственности акционерного типа и в определенной мере индивидуально-частной собственностью. Однако действенных стимулов развития, идущих от отношений собственности, не возникло.
Причины этого заключаются, во-первых, в деформации некоторых вновь возникших видов собственности, и прежде всего акционерной. Многосубъекгность последней во многом формальна, отсутствуют механизмы реального выполнения акционерами функций собственников, связанных с управлением и распоряжением ею. Недостаточно развит фондовый рынок с эффективными механизмами оборота акций. Наконец, общеэкономическая ситуация: падение производства, доходности предприятий, инвестиционной активности не позволила реализовать акционерам положение собственников через доходы. Во-вторых, эти же факторы привели к сдерживанию развития частной и мелкогрупповой собственности (малого бизнеса), практическому отсутствию или резкому ограничению ряда необходимых для экономики страны форм собственности (прежде всего кооперативной и муниципальной). В результате многие слои и группы населения остались фактически отторгнутыми от отношений собственности, не смогли найти своего места в реформируемой экономике. Отсюда неудовлетворенность реформами, рост опасных для перспектив развития страны теневых и криминальных форм и стимулов экономической деятельности.
Следовательно, стратегия реформирования отношений и форм собственности должна быть направлена на превращение субъектов отношений собственности в реальных собственников и на развитие подлинной многосекторности экономики. Оба этих направления неотделимы друг от друга, ибо реальный собственник может быть только в рамках действительно необходимой формы собственности, занявшей экономическую нишу в меру своей эффективности, функционирующей в условиях, соответствующих ее содержанию.
Осознание необходимости и важности создания реального многосекторного хозяйства и устранение негативных социально-экономических последствий, связанных с его отсутствием, в принципе уже произошло. Об этом свидетельствует то, что в экономических программах практически всех политических партий и движений выдвинута в качестве важнейшего положения необходимость формирования в стране многосекторного (многоукладного) хозяйства.
В современной ситуации такая необходимость диктуется рядом, обстоятельств:
-нарушением воспроизводственных основ хозяйства и его целостности как экономической системы, автономизацией отдельных сегментов экономики;
-деформациями в использовании производственного потенциала, в том числе кадрового (маргинализацией значительных слоев населения), все большей утратой отечественных научно-технических достижений;
-деградацией ряда территорий и поселений;
-недостаточностью возможностей легитимной адаптации широких слоев населения, многих предприятий и отраслей к рыночным отношениям, криминализацией многих сфер хозяйства.
Поэтому важнейшей стратегической установкой и тактической задачей является создание предпосылок и механизмов становления многосекторного хозяйства.
В рамках современного многосекторного хозяйства различные формы собственности и типы хозяйства при их конкурентности взаимодополняют друг друга, необходимы друг для друга и составляют единое целое.
Соответственно стратегия создания реального многосекторного хозяйства должна предусматривать отказ от односторонней ориентации на господство в стране одной-двух форм частной собственности и хозяйства (прежде всего акционерной), создание экономических условий и гарантий развития различных форм собственности (включая как негосударственную, так и государственную), признание многообразия форм собственности и хозяйства (многоукладное) экономической основой российского общества.
Необходимо создание предпринимательской и конкурентной среды, позволяющей каждой форме собственности и типу хозяйства занять хозяйственную нишу в меру их эффективности и в зависимости от изменения последней расширять или сужать такую нишу.
Каждому субъекту хозяйственной деятельности должна быть предоставлена возможность свободно выбирать, базируясь на институциональных и правовых основах, социальную форму (форму собственности) и сферу хозяйственной деятельности и менять их в соответствии с изменениями своих экономических интересов.
Важной частью стратегии является равноправность различных форм собственности и хозяйства, что предполагает осуществление ряда корректировок стратегии и механизмов ее реализации, направленных на формирование социально ориентированного рыночного хозяйства, в рамках которого только и возможно развитие многосекторного хозяйства. Оно, в свою очередь, немыслимо без многоукладной базы, создающей предпосылки для взаимоувязанного решения проблем экономической и социальной эффективности.
Данная корректировка предполагает отказ от бессмысленных попыток вывода страны из глобального кризиса на основе реализации либерально-монетарной доктрины и переход к политике поощрения производственно-хозяйственной деятельности на всех уровнях, начиная с первичных территориальных и хозяйственных ячеек, различных социальных форм и во всех сферах экономики.
В России должны быть созданы действительно благоприятные условия для роста малого предпринимательства, которое само по себе является многосекторным и включает частно-индивидуальные, долевые, паевые и муниципальные формы Многообразие хозяйственных форм преимущественно связано с малым предпринимательством, вклад которого в ВВП, однако, составляет менее 10% вместо необходимых для сбалансированного развития экономики 20-25%. Причем малое предпринимательство деформировано (хозяйственные формы, в котором оно развивается, мимикрируют, искусственно акционированы) и криминализировано. Малые предприятия составляют менее 35% общего числа действующих в настоящее время в стране предприятий. Крупные и средние предприятия с точки зрения форм собственности достаточно однородны. Это государственные предприятия и акционерные общества.
Решение проблем роста предприятий и хозяйств малого предпринимательства невозможно без ориентации экономической политики на поддержку производства и устранения искусственного ограничения и централизованного "навязывания" (идеологически или экономически) его социальных форм. Инвестиционные возможности федерального и регионального уровней следует направить на поддержку акционерных обществ смешанного типа, в том числе посредством привлечения для этих целей свободных средств населения; на поддержку экономически и социально эффективного крупного индивидуально-частного и акционерного предпринимательства и предотвращение роста спекулятивного капитала, являющегося благоприятной средой криминализации экономики. Одновременно необходимо целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов на основе учета экономических функций государства и их трансформации. Следует изменить методы приватизации, реализацию целей, способов индивидуального подхода к ее осуществлению, предотвратить захват государственного имущества монопольно-олигархическими структурами, создать эффективные механизмы динамики форм собственности и их смены (переход из государственной в негосударственную, из частной в государственную и муниципальную, из индивидуально-частной в кооперативную и наоборот и т.д.) в случае экономической и социальной целесообразности.
С учетом современного состояния развития многосекторности экономики, потребностей и условий его становления стратегия развития социальных форм хозяйства должна предусматривать возможности:
увеличения числа муниципальных малых и средних предприятий в связи с развитием территориального самоуправления и разграничением полномочий и функций между самоуправленческими структурами и организационными уровнями более высоких порядков;роста некоммерческих хозяйственных структур, выполняющих различные общественные функции и объединяющих разные предприятия и хозяйства, социальные группы, а также выполняющих функции социальной защиты разных слоев населения, соответствующих религиозным и иным социальным его интересам, и т.п.; дифференциации и трансформации акционерных предприятий смешанного типа (с долей государственной собственности) под влиянием процессов приватизации, национализации или выкупа государством всего пакета акций и других способов или в государственные, или в частные, или в акционерные предприятия (без существенного влияния государственного капитала). Решение проблем "полугосударственных" предприятий необходимо осуществить в ближайшее время, поскольку они занимают сейчас наиболее существенный удельный вес в экономике и наиболее неустойчивы.
Для осуществления такой трансформации, во-первых, необходимы решительные действия по пресечению криминализации экономики, что позволит, в частности, выявить реальных собственников и хозяев предприятий. В результате многие из нынешних акционерных обществ смогут выявиться и оформиться как индивидуально-частные крупные предприятия. Во-вторых, возможно преобразование части АО в производственные кооперативы, в том числе достаточно крупные. В-третьих, необходимо создать условия для появления и развития предприятий с собственностью работников.
Следует отказаться как от некоей самоцели от снижения доли государственного сектора экономики и уменьшения количества государственных предприятий Создание эффективного и полноценного государственного сектора должно стать принципиальной задачей ответственных за экономику структур государства. Осуществление этого процесса станет возможным на базе неизбежного возврата части АО в государственное хозяйство, создания казенных предприятий, но с такой степенью хозяйственной свободы, которая позволит им быть экономически эффективными, а также на базе образования не только новых негосударственных, но и государственных предприятий по производству и созданию перспективных технологий, экологической защиты, освоению перспективных территорий.

Контрольные вопросы:
1. В чем состоит суть реформирования экономики России?
2. Роль государства в реформировании экономики.
3. Каковы основные направления развития отношений собственности?
4. Почему необходимо создание предпринимательской среды в реформировании экономики России?
5. Роль и значение конкурентной среды в создании рыночного хозяйства.
6 Значение государственного сектора экономики в условиях рыночной системы хозяйствования.

К содержанию

Hosted by uCoz