ГЛАВА 14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
В РОССИИ
14.1. Исходные принципы
Глубочайший кризис, в котором оказалась страна, безуспешность попыток
прервать его течение свидетельствуют о неадекватности принятого варианта
экономических реформ требованиям времени и условиям страны, настоятельно
ставят вопрос о необходимости создания другой концепции реформирования,
коренным образом отличающейся от нынешней. Ее выработка должна быть с
самого начала освобождена от идеологических догм и априорных представлений,
выведена за пределы дихотомии "капитализм-социализм". Задачи
и проблемы, стоящие перед Россией, связаны со становлением новой цивилизации,
которая "снимает" противоречия между различными социальными
системами, но открывает простор общечеловеческим ценностям при многообразии
национальных культур и менталитетов.
Суть новой социально-экономической стратегии и стержень концепции реформирования
страны - в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту
общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества
жизни народа, среды обитания на основе формирования нового технологического
способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной
рыночной экономики при значительной роли государства в ее трансформации
и регулировании.
Концепция долгосрочной стратегии и экономического реформирования должна
основываться на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов
социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней следует
отвести социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни,
защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная
справедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных
ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны.
В условиях перехода к информационному обществу особенно очевидной становится
несостоятельность противопоставления социальных целей и экономической
эффективности. Социальные расходы - не безвозвратные затраты, не вычет
из экономических ресурсов, а общественно необходимые вложения в человеческий
капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом
смысле. Достижение большего социального равенства и социальной справедливости
также должно рассматриваться не только как политический принцип, желательный
сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эффективности.
Разумеется, параметры социального развития не могут определяться произвольно.
Они должны сопрягаться с реальными условиями, экономическими возможностями,
интересами настоящего и будущего. Оптимум может быть найден лишь путем
последовательных итераций социальных и производственных параметров, потребления
и накопле-ния с учетом сильного обратного воздействия социальных факторов
на эффективность экономики и экономический рост. В условиях нынешнего
кризиса в России приоритет социальных целей мог бы выражаться в установлении
неких пороговых значений социальных индикаторов, которые по мере оздоровления
экономики должны развертываться в более широкий спектр социальных параметров.
Концепция долговременной экономической политики должна, безусловно, предусматривать
переход к технологической базе постиндустриального информационного типа,
структурную перестройку народного хозяйства. Именно это призвано обеспечить
такую продуктивность экономики, которая только и может создать основу
для всестороннего социального прогресса, гуманизации общества. Но данная
цель имеет как экономическое, так и более широкое - социально-психологическое
- значение, ибо технологическая база сейчас определяет перемены в самом
укладе жизни людей, не говоря уже о том, что от ее состояния зависят национальная
безопасность, роль и авторитет страны на международной арене, а значит,
и морально-психологическая атмосфера в обществе.
Конечно, и здесь максималистский подход непригоден. Для создания новой
технологической базы потребуется, видимо, несколько десятилетий. Сейчас
же прежде всего надо предотвратить элементарный развал экономики, обеспечить
ее восстановление. В стране не решен еще ряд проблем индустриального общества,
так что необходимы будут последовательность и этапность, неизбежна технологическая
многоукладность экономики. Но при этом нужна максимальная целенаправленность
на технологическое обновление экономики.
Важнейшее место в экономической стратегии должны занимать системно-институциональные
преобразования. Их главная цель - создание действенных стимулов предпринимательской
и трудовой активности людей. В развитии отношений собственности приоритет
должен быть отдан повышению эффективности ее различных форм в тех или
иных конкретных условиях. Отсюда - разнообразие форм собственности и многоукладность
экономики.
Эволюция экономического механизма, безусловно, связана с переходом к рыночному
регулированию экономики со всеми его основными атрибутами: свободным ценообразованием,
конкуренцией, свободой принятия решений участниками экономических процессов,
развитой рыночной инфраструктурой и денежной системой. Рыночное хозяйство
- одно из ценнейших достижений человеческой цивилизации, незаменимый инструмент
эффективного ведения хозяйства, адекватный современным мировым экономическим
трендам.
Вместе с тем традиционное рыночное регулирование имеет свои слабости и
недостатки, которые обнаружили себя в ходе современной трансформации экономики
в направлении постиндустриального общества. Как показывает мировой опыт,
их можно устранить с помощью встраивания в рыночное хозяйство государственных
форм регулирования экономических и особенно социальных процессов.
14.2. Государство в рыночной системе
В условиях общецивилизационной трансформации происходит фундаментальное
изменение роли государства в общественном развитии. Государство перестает
быть лишь политическим институтом, выражающим отношения между классами,
и превращается в инструмент выполнения общих политических, экономических
и социальных функций.
Роль государства как выразителя и гаранта общенациональных интересов вполне
соответствует и исторической традиции России. Этому же способствуют кризисная
обстановка в стране, необходимость жестких мер мобилизационного характера,
связанных с поиском выхода из сложившейся ситуации и осуществлением серьезных
структурно-технологических и институциональных перемен.
14.3. Федеративно-региональный аспект
Велик разрыв в уровнях социально-экономического развития субъектов
Федерации: по стоимости основных фондов и объему промышленной продукции
- в десятки и даже в сотни раз, по среднедушевым доходам, по разным оценкам,
- от 6 до 12 раз. Подавляющее большинство субъектов Федерации являются
дотационными. Кризис последних лет усугубил экономические трудности регионов,
привел к ослаблению их связей с федеральным центром, усилил тенденции
экономического сепаратизма.
Из этого вытекает двуединая направленность концепции российских реформ
в области региональной экономической политики - развитие и укрепление
общефедеративных начал в регулировании экономических и социальных процессов
при недопущении унитарных тенденций и, одновременно, создание условий
для максимальной самостоятельности, самофинансирования и самоуправления
регионов (субъектов Федерации), исключающих в то же время сепаратистские
действия в областях, затрагивающих интересы Федерации в целом или интересы
ее субъектов.
С этой целью за федеративным центром должен быть закреплен четко обозначенный
минимум экономических, социальных, экологических и иных функций власти
и управления и соответственно ресурсов, необходимых для их выполнения.
Среди них: обеспечение национальной военно-политической и экономической
безопасности; поддержание единого рыночного пространства в стране и его
инфраструктуры; регулирование естественных монополий общефедерального
уровня; оказание помощи и обеспечение реконструкции кризисно депрессивных
отраслей и регионов; формирование общефедеральной системы социальных гарантий
для населения.
С позиций создания эффективного механизма федеративных отношений должны
быть разграничены объекты собственности на федеральном, региональном (субъектов
Федерации) и муниципальном уровнях. Объем и состав федеральной собственности
должны соответствовать функциям и ответственности центра, в том числе
как гаранта со-блюдения долговременных сырьевых, энергетических и экономических
интересов всей страны. Аналогично должен быть закреплен экономико-правовой
статус государственной собственности субъектов Федерации, а также муниципальной
собственности как экономической основы местного самоуправления.
В области бюджетного федерализма необходимо полностью разграничить сферы
финансирования и "развести" системы налоговых и иных поступлений
в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты.
Потребности субъектов Федерации в дотациях нужно определять по единой
методике. Они должны быть одноканальными, строго целевыми, защищенными
от риска, не использоваться для компенсации потерь от льгот местным юридическим
и физическим лицам. В принципе же долгосрочная концепция должна предусматривать
переход большинства субъектов Федерации к режиму финансово-бюджетного
самофинансирования
В области социальной политики должен быть определен перечень общефедеральных
социальных гарантий населению страны, обеспечена равная социальная защищенность
граждан независимо от места их проживания.
"Федерализации" должны быть подвергнуты стратегия и процесс
рыночно ориентированных реформ. На основе единства их принципов в рамках
Федерации необходимо обеспечить полную возможность учета специфических
условий и особенностей регионов, выбора форм и темпов преобразований.
Как показывает опыт ряда республик и об-ластей, здесь заключен огромный
резерв для оптимизации и ускорения прогрессивных преобразований.
14.4. Стратегические направления развития отношений собственности
Отношения и формы собственности играют определяющую роль в формировании
внутренних источников и стимулов развития, в определении их действенности
и целевой направленности. В настоящее время государственная собственность
и государственный сектор в результате избранного жестко централизованного
и разверсточного принципа осуществления приватизации оказались резко сокращенными
и полуразрушенными. Они заменены преимущественно формами собственности
акционерного типа и в определенной мере индивидуально-частной собственностью.
Однако действенных стимулов развития, идущих от отношений собственности,
не возникло.
Причины этого заключаются, во-первых, в деформации некоторых вновь возникших
видов собственности, и прежде всего акционерной. Многосубъекгность последней
во многом формальна, отсутствуют механизмы реального выполнения акционерами
функций собственников, связанных с управлением и распоряжением ею. Недостаточно
развит фондовый рынок с эффективными механизмами оборота акций. Наконец,
общеэкономическая ситуация: падение производства, доходности предприятий,
инвестиционной активности не позволила реализовать акционерам положение
собственников через доходы. Во-вторых, эти же факторы привели к сдерживанию
развития частной и мелкогрупповой собственности (малого бизнеса), практическому
отсутствию или резкому ограничению ряда необходимых для экономики страны
форм собственности (прежде всего кооперативной и муниципальной). В результате
многие слои и группы населения остались фактически отторгнутыми от отношений
собственности, не смогли найти своего места в реформируемой экономике.
Отсюда неудовлетворенность реформами, рост опасных для перспектив развития
страны теневых и криминальных форм и стимулов экономической деятельности.
Следовательно, стратегия реформирования отношений и форм собственности
должна быть направлена на превращение субъектов отношений собственности
в реальных собственников и на развитие подлинной многосекторности экономики.
Оба этих направления неотделимы друг от друга, ибо реальный собственник
может быть только в рамках действительно необходимой формы собственности,
занявшей экономическую нишу в меру своей эффективности, функционирующей
в условиях, соответствующих ее содержанию.
Осознание необходимости и важности создания реального многосекторного
хозяйства и устранение негативных социально-экономических последствий,
связанных с его отсутствием, в принципе уже произошло. Об этом свидетельствует
то, что в экономических программах практически всех политических партий
и движений выдвинута в качестве важнейшего положения необходимость формирования
в стране многосекторного (многоукладного) хозяйства.
В современной ситуации такая необходимость диктуется рядом, обстоятельств:
-нарушением воспроизводственных основ хозяйства и его целостности как
экономической системы, автономизацией отдельных сегментов экономики;
-деформациями в использовании производственного потенциала, в том числе
кадрового (маргинализацией значительных слоев населения), все большей
утратой отечественных научно-технических достижений;
-деградацией ряда территорий и поселений;
-недостаточностью возможностей легитимной адаптации широких слоев населения,
многих предприятий и отраслей к рыночным отношениям, криминализацией многих
сфер хозяйства.
Поэтому важнейшей стратегической установкой и тактической задачей является
создание предпосылок и механизмов становления многосекторного хозяйства.
В рамках современного многосекторного хозяйства различные формы собственности
и типы хозяйства при их конкурентности взаимодополняют друг друга, необходимы
друг для друга и составляют единое целое.
Соответственно стратегия создания реального многосекторного хозяйства
должна предусматривать отказ от односторонней ориентации на господство
в стране одной-двух форм частной собственности и хозяйства (прежде всего
акционерной), создание экономических условий и гарантий развития различных
форм собственности (включая как негосударственную, так и государственную),
признание многообразия форм собственности и хозяйства (многоукладное)
экономической основой российского общества.
Необходимо создание предпринимательской и конкурентной среды, позволяющей
каждой форме собственности и типу хозяйства занять хозяйственную нишу
в меру их эффективности и в зависимости от изменения последней расширять
или сужать такую нишу.
Каждому субъекту хозяйственной деятельности должна быть предоставлена
возможность свободно выбирать, базируясь на институциональных и правовых
основах, социальную форму (форму собственности) и сферу хозяйственной
деятельности и менять их в соответствии с изменениями своих экономических
интересов.
Важной частью стратегии является равноправность различных форм собственности
и хозяйства, что предполагает осуществление ряда корректировок стратегии
и механизмов ее реализации, направленных на формирование социально ориентированного
рыночного хозяйства, в рамках которого только и возможно развитие многосекторного
хозяйства. Оно, в свою очередь, немыслимо без многоукладной базы, создающей
предпосылки для взаимоувязанного решения проблем экономической и социальной
эффективности.
Данная корректировка предполагает отказ от бессмысленных попыток вывода
страны из глобального кризиса на основе реализации либерально-монетарной
доктрины и переход к политике поощрения производственно-хозяйственной
деятельности на всех уровнях, начиная с первичных территориальных и хозяйственных
ячеек, различных социальных форм и во всех сферах экономики.
В России должны быть созданы действительно благоприятные условия для роста
малого предпринимательства, которое само по себе является многосекторным
и включает частно-индивидуальные, долевые, паевые и муниципальные формы
Многообразие хозяйственных форм преимущественно связано с малым предпринимательством,
вклад которого в ВВП, однако, составляет менее 10% вместо необходимых
для сбалансированного развития экономики 20-25%. Причем малое предпринимательство
деформировано (хозяйственные формы, в котором оно развивается, мимикрируют,
искусственно акционированы) и криминализировано. Малые предприятия составляют
менее 35% общего числа действующих в настоящее время в стране предприятий.
Крупные и средние предприятия с точки зрения форм собственности достаточно
однородны. Это государственные предприятия и акционерные общества.
Решение проблем роста предприятий и хозяйств малого предпринимательства
невозможно без ориентации экономической политики на поддержку производства
и устранения искусственного ограничения и централизованного "навязывания"
(идеологически или экономически) его социальных форм. Инвестиционные возможности
федерального и регионального уровней следует направить на поддержку акционерных
обществ смешанного типа, в том числе посредством привлечения для этих
целей свободных средств населения; на поддержку экономически и социально
эффективного крупного индивидуально-частного и акционерного предпринимательства
и предотвращение роста спекулятивного капитала, являющегося благоприятной
средой криминализации экономики. Одновременно необходимо целенаправленное
формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского
и непредпринимательского сегментов на основе учета экономических функций
государства и их трансформации. Следует изменить методы приватизации,
реализацию целей, способов индивидуального подхода к ее осуществлению,
предотвратить захват государственного имущества монопольно-олигархическими
структурами, создать эффективные механизмы динамики форм собственности
и их смены (переход из государственной в негосударственную, из частной
в государственную и муниципальную, из индивидуально-частной в кооперативную
и наоборот и т.д.) в случае экономической и социальной целесообразности.
С учетом современного состояния развития многосекторности экономики, потребностей
и условий его становления стратегия развития социальных форм хозяйства
должна предусматривать возможности:
увеличения числа муниципальных малых и средних предприятий в связи с развитием
территориального самоуправления и разграничением полномочий и функций
между самоуправленческими структурами и организационными уровнями более
высоких порядков;роста некоммерческих хозяйственных структур, выполняющих
различные общественные функции и объединяющих разные предприятия и хозяйства,
социальные группы, а также выполняющих функции социальной защиты разных
слоев населения, соответствующих религиозным и иным социальным его интересам,
и т.п.; дифференциации и трансформации акционерных предприятий смешанного
типа (с долей государственной собственности) под влиянием процессов приватизации,
национализации или выкупа государством всего пакета акций и других способов
или в государственные, или в частные, или в акционерные предприятия (без
существенного влияния государственного капитала). Решение проблем "полугосударственных"
предприятий необходимо осуществить в ближайшее время, поскольку они занимают
сейчас наиболее существенный удельный вес в экономике и наиболее неустойчивы.
Для осуществления такой трансформации, во-первых, необходимы решительные
действия по пресечению криминализации экономики, что позволит, в частности,
выявить реальных собственников и хозяев предприятий. В результате многие
из нынешних акционерных обществ смогут выявиться и оформиться как индивидуально-частные
крупные предприятия. Во-вторых, возможно преобразование части АО в производственные
кооперативы, в том числе достаточно крупные. В-третьих, необходимо создать
условия для появления и развития предприятий с собственностью работников.
Следует отказаться как от некоей самоцели от снижения доли государственного
сектора экономики и уменьшения количества государственных предприятий
Создание эффективного и полноценного государственного сектора должно стать
принципиальной задачей ответственных за экономику структур государства.
Осуществление этого процесса станет возможным на базе неизбежного возврата
части АО в государственное хозяйство, создания казенных предприятий, но
с такой степенью хозяйственной свободы, которая позволит им быть экономически
эффективными, а также на базе образования не только новых негосударственных,
но и государственных предприятий по производству и созданию перспективных
технологий, экологической защиты, освоению перспективных территорий.
Контрольные вопросы:
1. В чем состоит суть реформирования экономики России?
2. Роль государства в реформировании экономики.
3. Каковы основные направления развития отношений собственности?
4. Почему необходимо создание предпринимательской среды в реформировании
экономики России?
5. Роль и значение конкурентной среды в создании рыночного хозяйства.
6 Значение государственного сектора экономики в условиях рыночной системы
хозяйствования.
К содержанию
|