Финансы: денежно-кредитная политика (региональный аспект)

К содержанию

ГЛАВА I. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

1.1. Формирование финансовой системы
Понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. Финансы, как отмечалось ранее, выражают экономические отношения. Однако эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы производственных предприятий обслуживают материальное производство. Через госбюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные социальные фонды имеют строго целевое назначение. Таким образом каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Государственная финансовая система в различных капиталистических странах включает 4 звена: госбюджет, местные финансы, специальные внебюджетные фонды; финансы государственных корпораций. Ведущим звеном финансовой системы выступает госбюджет. По своему материальному состоянию - это главный центральный фонд денежных средств государства. Одновременно госбюджет - это инструмент перераспределения национального дохода страны. Основными доходами госбюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% от общей суммы доходов. За госбюджетом в социалистических странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги - подоходный налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Из госбюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание госаппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам. Госбюджет оказывает воздействия на все другие звенья финансовой системы, предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным фондам, государственным предприятиям. Госбюджеты ведущих капиталистических стран характеризуются крупными хроническими бюджетными дефицитами, покрываемыми государственными займами.

Второе звено - местные (региональные) финансы; они включают местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам и автономные местные фонды. Основное значение имеют местные бюджеты. За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном поимущественные). В местных бюджетах по сравнению с госбюджетом более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из госбюджета и выпуска местных займов.

Третье звено финансовой системы - внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды социального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из госбюджета. Средства этих фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др.

Четвертое звено - финансы государственных предприятий, корпораций. Государственные предприятия в странах Западной Европы получили значительное развитие после второй мировой войны в результате национализации (1946-1950 гг.) железнодорожного, воздушного транспорта, энергетических отраслей и ряда других. В техническом отношении это были крайне отсталые неконкурентоспособные отрасли. Их переоборудование потребовало колоссальных средств, которые были выделены из госбюджета, т. е. за счет налогоплательщиков. Но, несмотря на модернизацию, в финансовом отношении - это низкорентабельные или убыточные отрасли. Основная причина напряженного финансового положения государственных предприятий заключается в установке низких цен на их продукцию.

В 80-х годах в соответствии с новой экономической и финансовой политикой правящих кругов развитых капиталистических стран проведена приватизация многих государственных отраслей и предприятий, это резко сократило размеры государственной собственности.
Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:
- государственную бюджетную систему;
- внебюджетные специальные фонды;
- государственный кредит;
- фонды имущественного и личного страхования;
- финансы предприятий различных форм собственности.

Первые четыре блока финансовых отношений относятся к центральным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
В соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10.10.91г. и рядом других законов и постановлений правительства РФ государственная бюджетная система России была коренным образом перестроена. В настоящее время она включает 3 звена:
- республиканский бюджет;
- бюджеты национальных государственных и административно-территориальных образований;
- местные (региональные) бюджеты.
Все эти бюджеты функционируют автономно.

Таким образом, структура бюджетной системы РФ приближается к структуре бюджетных систем западных стран. Основные средства концентрируются в федеральном бюджете Так, 70% ресурсов поступили в республиканский, а 30% - в бюджеты территорий и местные бюджеты.

Второе звено - внебюджетные специальные фонды. Их насчитывается более 20, в т.ч. 4 - социальные, остальные - производственного назначения. Совокупный объем их ресурсов в 1992 г. превысил объем республиканского бюджета.
Важнейший среди социальных фондов - это пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работающих. Кроме того, к социальным фондам относятся фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный, фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит - представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств.
Политику в отношении внутреннего государственного долга определяет Федеральное собрание Российской Федерации, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот Центробанком РФ для покрытия бюджетного дефицита и является мощным инфляционным фактором.

Нарастающее сокращение доходной части бюджета до последнего времени компенсировалось наращиванием государственного долга по линии лавинообразной эмиссии государственных обязательств под сверхвысокий процент, многократно превышающих норму прибыли в производственной сфере экономики.

К настоящему времени такой вариант Россией фактически исчерпан: внешний долг стал самым большим в мире, а текущие обязательства по внутреннему долгу составляют 27-28 трлн. руб. в месяц (около 10% ВВП), текущие налоговые доходы федерального бюджета, достигающие ныне 8-9% ВВП, таким образом объем обязательств по обслуживанию выросшего за два года внутреннего долга превышает теоретические возможности федерального бюджета. Следовательно, система государственных финансов оказалась в "ловушке" самовозрастающих государственных обязательств финансовой пирамиды ГКО. Ее поддержание сегодня возможно только за счет саморасширения, резервы которого практически отсутствуют.
Приходится непрерывно увеличивать эмиссию ценных бумаг (а значит, и государственный долг) только для того, чтобы выкупить ранее выпущенные. Наращивание пирамиды государственных краткосрочных обязательств до величин, сопоставимых с объемом денежной массы привело к полному исчерпанию возможностей денежного рынка и довело политику государственных заимствований до абсурда, превратив ГКО из источника дохода в одну из главных статей расходов государственного бюджета. Согласно прогнозным оценкам, чистые расходы на обслуживание и погашение государственного долга составили в 1997 году 81,3 трлн. рублей. Государственный долг стал главным дефицитообразующим фактором. Проводимая политика эмиссии сверхдорогих для бюджета краткосрочных обязательств оказалась тупиковой. За два года "пирамида" ГКО-ОФЗ возросла с нуля до величины, превышающей 190 трлн. рублей, причем увеличилась на 10-15 трлн. рублей в месяц. Это означает, что среднемесячный прирост внутреннего долга уже превышает среднемесячные налоговые поступления федерального бюджета. Финансовая "пирамида" государственных обязательств вышла далеко за пределы устойчивости и каждые полгода удваивается, самовозрастая за счет связывания все больших объемов капитала для обслуживания накопленных обязательств. До сих пор она поддерживалась за счет эмиссии денег на покупку ГКО со стороны Центрального банка России и чрезмерным завышением доходности вновь эмитируемых ГКО (до 100-150 % годовых, а это в 10 раз выше общепринятых в мировой практике стандартов), что привлекло все новые объемы свободного капитала в ее обслуживание. На сегодняшний день такого рода возможности истощились.

Система образования фондов имущественного и личного страхования претерпела изменения. В 1990 г. было покончено с госмонополией в страховом деле. Наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют антимонопольные страховые компании. В настоящее время на страховом рынке действуют свыше 2 тыс. страховых компаний.

Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов.

Hosted by uCoz