ГЛАВА I. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА 1.1. Формирование финансовой системы Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Государственная финансовая система в различных капиталистических странах включает 4 звена: госбюджет, местные финансы, специальные внебюджетные фонды; финансы государственных корпораций. Ведущим звеном финансовой системы выступает госбюджет. По своему материальному состоянию - это главный центральный фонд денежных средств государства. Одновременно госбюджет - это инструмент перераспределения национального дохода страны. Основными доходами госбюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% от общей суммы доходов. За госбюджетом в социалистических странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги - подоходный налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Из госбюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание госаппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам. Госбюджет оказывает воздействия на все другие звенья финансовой системы, предоставляя субсидии и кредиты местным органам власти, специальным правительственным фондам, государственным предприятиям. Госбюджеты ведущих капиталистических стран характеризуются крупными хроническими бюджетными дефицитами, покрываемыми государственными займами. Второе звено - местные (региональные) финансы; они включают местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам и автономные местные фонды. Основное значение имеют местные бюджеты. За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном поимущественные). В местных бюджетах по сравнению с госбюджетом более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из госбюджета и выпуска местных займов. Третье звено финансовой системы - внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды социального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из госбюджета. Средства этих фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др. Четвертое звено - финансы государственных предприятий, корпораций. Государственные предприятия в странах Западной Европы получили значительное развитие после второй мировой войны в результате национализации (1946-1950 гг.) железнодорожного, воздушного транспорта, энергетических отраслей и ряда других. В техническом отношении это были крайне отсталые неконкурентоспособные отрасли. Их переоборудование потребовало колоссальных средств, которые были выделены из госбюджета, т. е. за счет налогоплательщиков. Но, несмотря на модернизацию, в финансовом отношении - это низкорентабельные или убыточные отрасли. Основная причина напряженного финансового положения государственных предприятий заключается в установке низких цен на их продукцию. В 80-х годах в соответствии с новой экономической и финансовой политикой
правящих кругов развитых капиталистических стран проведена приватизация
многих государственных отраслей и предприятий, это резко сократило размеры
государственной собственности. Первые четыре блока финансовых отношений относятся к центральным финансам
и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.
Финансовые отношения предприятий относятся и используются для регулирования
и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. Таким образом, структура бюджетной системы РФ приближается к структуре бюджетных систем западных стран. Основные средства концентрируются в федеральном бюджете Так, 70% ресурсов поступили в республиканский, а 30% - в бюджеты территорий и местные бюджеты. Второе звено - внебюджетные специальные фонды. Их насчитывается более
20, в т.ч. 4 - социальные, остальные - производственного назначения. Совокупный
объем их ресурсов в 1992 г. превысил объем республиканского бюджета. Государственный кредит - представляет собой форму кредитных
отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при
которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств. Нарастающее сокращение доходной части бюджета до последнего времени компенсировалось наращиванием государственного долга по линии лавинообразной эмиссии государственных обязательств под сверхвысокий процент, многократно превышающих норму прибыли в производственной сфере экономики. К настоящему времени такой вариант Россией фактически исчерпан: внешний
долг стал самым большим в мире, а текущие обязательства по внутреннему
долгу составляют 27-28 трлн. руб. в месяц (около 10% ВВП), текущие налоговые
доходы федерального бюджета, достигающие ныне 8-9% ВВП, таким образом
объем обязательств по обслуживанию выросшего за два года внутреннего долга
превышает теоретические возможности федерального бюджета. Следовательно,
система государственных финансов оказалась в "ловушке" самовозрастающих
государственных обязательств финансовой пирамиды ГКО. Ее поддержание сегодня
возможно только за счет саморасширения, резервы которого практически отсутствуют. Система образования фондов имущественного и личного страхования претерпела изменения. В 1990 г. было покончено с госмонополией в страховом деле. Наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют антимонопольные страховые компании. В настоящее время на страховом рынке действуют свыше 2 тыс. страховых компаний. Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.) составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. |