Финансы: денежно-кредитная политика (региональный аспект)

К содержанию

1.4. Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды в финансовой системе Российской Федерации созданы в соответствии с Законом РФ "Об основах бюджетного процесса и бюджетного устройства в Российской Федерации" (от 17 октября 1991 г.)
Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (ф. НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам.
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют строго целевое назначение.
К доходам внебюджетных фондов относятся:

1) специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
2) отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
3) средства бюджета;
4) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемая фондом как юридическим лицом;
5) займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.

В РФ начали действовать более 2-х десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в т. ч.:
- социальные: ПФР, ФСС, ГФЗН, ФОМС, ФОСПС.;
- экономические: федеральные и территориальные, дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.
По указу Президента РФ (22.12.93 г.) преобладающая часть внебюджетных фондов, преимущественно экономических, доходы которых формировались за счет отдельных платежей юридических лиц, должны объединяться с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. В федеральный бюджет 1998 г. были включены средства следующих внебюджетных фондов: федерального дорожного фонда, федерального экологического фонда, фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, фонда развития таможенной системы РФ и др. Для учета доходов и расходов этих фондов в ЦБ и главном управлении федерального Казначейства открываются специальные бюджетные счета, руководство которыми возлагается на государственные органы.
Законодательным органам субъектов Федерации рекомендовано также консолидировать в соответствующих бюджетах средства территориального дорожного фонда и др. внебюджетных фондов.
Необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за поступлением и использованием их ресурсов, поскольку налоговые органы по существу ответственности за эти средства не несут.
Рассмотрим подробнее некоторые из этих фондов.

Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 22.12.90 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.
Важный принцип любого пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений, т.е. гарантия определенного прожиточного уровня в будущем.
Средства пенсионного фонда формируются по Положению о пенсионном фонде РФ за счет 3-х главных источников:

1) страховых взносов работодателей;
2) страховых взносов работающих;
3) ассигнований из федерального бюджета.

Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств. Кроме того фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц.
При отсутствии средств можно использовать кредиты банка.
Страховые взносы - преобладающие доходы ПФ.
Их плательщиками являются:

- работодатели - российские и иностранные юридические лица - 28% от фонда заработной платы;
- крестьянские (фермерские) хозяйства, общины, народы севера - 5%;
- колхозы, совхозы, предприятия по производству сельскохозяйственной продукции - 20,6%;
- предприятия, учреждения, выплачивающие авторские гонорары - 26%;
- предприниматели, занимающиеся частной практикой - 5%;
- граждане, использующие труд наемных работников - 28%.

Не являются плательщиками военные формирования РФ, общественные организации инвалидов.
Все плательщики обязаны зарегистрироваться в ПФР (в 30 дневный срок).
Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служат начисления оплаты труда по всем основным статьям для работодателей, в т.ч. колхозов, совхозов, а также граждане, использующие наемный труд, в то время для крестьян, фермерских хозяйств и занимающихся частной практикой - доход.
В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждения, в т. ч. и натуральное, независимо от источников финансирования.
Правительство РФ Постановлением от 19.02.96 г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР:

- выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за личный отпуск, средняя зарплата, выплачиваемая на период трудоустройства, при сокращении;
- льготы и компенсации граждан, подвергшихся радиации;
- материальная помощь;
- стоимость льгот по проезду;
- компенсация женщинам по уходу за ребенком;
- доход по ценным бумагам;
- страховая плата по договору обязательного государственного личного страхования.

Все работающие граждане, в т.ч. женщины и инвалиды, платят страховой взнос в ПФ в размере 1% от начисленной оплаты труда.
Работодатели перечисляют эти взносы за работу граждан вместе с подоходным налогом с физических лиц.
Данные платежи являются первоочередными. Средства ПФ используются на выплаты пенсий, пособий. Бюджет на 1996 г. ПФР - 163,1 трлн. руб. Общая сумма задолженности - 25% от всего бюджета.
Фонд социального страхования утвержден от 7 августа 1992 г.
Он предназначен для выплат разных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при ребенке, осуществляющем санаторно-курортное лечение.
Он образуется за счет:

- страховых взносов предприятий, независимо от формы собственности;
- доходов от инвестирования части временно свободных у него средств;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц;
- ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов.

Норматив отчислений - 5,4% на все виды оплаты труда.
Работающие в этот фонд не платят.
В бюджет перечисляется не вся SS, оставшаяся сумма используется на выплату пособий, оплату путевок и другие цели. В конце года суммы подлежат регулированию.
Бюджетный фонд социального страхования - 25,7 трлн. руб.
Государственный фонд занятости населения РФ Закон "О занятости населения" (19.04.91 г.). Он создан для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране безработицы.
Порядок образования и расходования средств определяется Положением о государственном фонде занятости, утвержденным Верховным Советом РФ 8.07.93 г. В соответствии с ним он формируется за счет:

- обязательных страховых взносов работодателей; работающих;
- ассигнований из федерального бюджета и бюджета субъектов федерации.

Дополнительные источники - добровольные взносы граждан и юридических лиц.
Для работодателей - 1,5% к начисленной оплате труда, работающие не платят.
Средства направляются на:

- программы активной политики занятости, в т.ч. профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты;
- программы материальной поддержки - пособия, материальная помощь, доставка пенсии;
- информационная поддержка программы занятости;
- страховой резерв;
- содержание служащих Фонда.

Размер фонда 1996 г. - 7 трлн. руб.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Закон "Об обязательном медицинском страховании граждан" от 28.07.91 г. - 3,6% (0,2 - федеральный бюджет, 3,4% - территориальные фонды). Размер - 17,1 трлн. рублей.
К экономическим внебюджетным фондам относятся отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (фонд НИОКР), утвержденные Постановлением Правительства от 12.04.94 г. Средства формируются за счет ежеквартальных отчислений в размере 1,5% от себестоимости реализованной продукции.
Основные задачи:

- создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы;
- эффективное использование средств на формирование рынка жилья;
- содействие развитию производства базы домостроения.

Hosted by uCoz