К
содержанию
1.4. Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды в финансовой системе Российской Федерации созданы
в соответствии с Законом РФ "Об основах бюджетного процесса и бюджетного
устройства в Российской Федерации" (от 17 октября 1991 г.)
Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных
для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание
РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации
и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми
ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (ф. НИОКР), а
также оказывать социальную помощь гражданам.
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются
автономными. Они имеют строго целевое назначение.
К доходам внебюджетных фондов относятся:
1) специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего
фонда;
2) отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
3) средства бюджета;
4) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемая фондом как юридическим
лицом;
5) займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
В РФ начали действовать более 2-х десятков внебюджетных социальных и
экономических фондов, в т. ч.:
- социальные: ПФР, ФСС, ГФЗН, ФОМС, ФОСПС.;
- экономические: федеральные и территориальные, дорожные фонды, фонд воспроизводства
минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.
По указу Президента РФ (22.12.93 г.) преобладающая часть внебюджетных
фондов, преимущественно экономических, доходы которых формировались за
счет отдельных платежей юридических лиц, должны объединяться с федеральным
бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. В федеральный бюджет 1998 г.
были включены средства следующих внебюджетных фондов: федерального дорожного
фонда, федерального экологического фонда, фонда социального развития Департамента
налоговой полиции РФ, фонда развития таможенной системы РФ и др. Для учета
доходов и расходов этих фондов в ЦБ и главном управлении федерального
Казначейства открываются специальные бюджетные счета, руководство которыми
возлагается на государственные органы.
Законодательным органам субъектов Федерации рекомендовано также консолидировать
в соответствующих бюджетах средства территориального дорожного фонда и
др. внебюджетных фондов.
Необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами
вызвана недостаточным финансовым контролем за поступлением и использованием
их ресурсов, поскольку налоговые органы по существу ответственности за
эти средства не несут.
Рассмотрим подробнее некоторые из этих фондов.
Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с постановлением Верховного
Совета РФ от 22.12.90 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение,
осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления
пенсионным обеспечением.
Важный принцип любого пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений,
т.е. гарантия определенного прожиточного уровня в будущем.
Средства пенсионного фонда формируются по Положению о пенсионном фонде
РФ за счет 3-х главных источников:
1) страховых взносов работодателей;
2) страховых взносов работающих;
3) ассигнований из федерального бюджета.
Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные
бумаги) временно свободных средств. Кроме того фонд привлекает добровольные
взносы юридических лиц.
При отсутствии средств можно использовать кредиты банка.
Страховые взносы - преобладающие доходы ПФ.
Их плательщиками являются:
- работодатели - российские и иностранные юридические лица - 28% от
фонда заработной платы;
- крестьянские (фермерские) хозяйства, общины, народы севера - 5%;
- колхозы, совхозы, предприятия по производству сельскохозяйственной
продукции - 20,6%;
- предприятия, учреждения, выплачивающие авторские гонорары - 26%;
- предприниматели, занимающиеся частной практикой - 5%;
- граждане, использующие труд наемных работников - 28%.
Не являются плательщиками военные формирования РФ, общественные организации
инвалидов.
Все плательщики обязаны зарегистрироваться в ПФР (в 30 дневный срок).
Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служат начисления
оплаты труда по всем основным статьям для работодателей, в т.ч. колхозов,
совхозов, а также граждане, использующие наемный труд, в то время для
крестьян, фермерских хозяйств и занимающихся частной практикой - доход.
В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждения,
в т. ч. и натуральное, независимо от источников финансирования.
Правительство РФ Постановлением от 19.02.96 г. утвердило перечень выплат,
на которые не начисляются страховые взносы в ПФР:
- выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация
за личный отпуск, средняя зарплата, выплачиваемая на период трудоустройства,
при сокращении;
- льготы и компенсации граждан, подвергшихся радиации;
- материальная помощь;
- стоимость льгот по проезду;
- компенсация женщинам по уходу за ребенком;
- доход по ценным бумагам;
- страховая плата по договору обязательного государственного личного
страхования.
Все работающие граждане, в т.ч. женщины и инвалиды, платят страховой
взнос в ПФ в размере 1% от начисленной оплаты труда.
Работодатели перечисляют эти взносы за работу граждан вместе с подоходным
налогом с физических лиц.
Данные платежи являются первоочередными. Средства ПФ используются на выплаты
пенсий, пособий. Бюджет на 1996 г. ПФР - 163,1 трлн. руб. Общая сумма
задолженности - 25% от всего бюджета.
Фонд социального страхования утвержден от 7 августа 1992 г.
Он предназначен для выплат разных пособий по временной нетрудоспособности,
беременности и родам, при ребенке, осуществляющем санаторно-курортное
лечение.
Он образуется за счет:
- страховых взносов предприятий, независимо от формы собственности;
- доходов от инвестирования части временно свободных у него средств;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц;
- ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов.
Норматив отчислений - 5,4% на все виды оплаты труда.
Работающие в этот фонд не платят.
В бюджет перечисляется не вся SS, оставшаяся сумма используется на выплату
пособий, оплату путевок и другие цели. В конце года суммы подлежат регулированию.
Бюджетный фонд социального страхования - 25,7 трлн. руб.
Государственный фонд занятости населения РФ Закон "О занятости населения"
(19.04.91 г.). Он создан для финансирования мероприятий, связанных с реализацией
государственной политики занятости. Необходимость в этом фонде возникла
с появлением в стране безработицы.
Порядок образования и расходования средств определяется Положением о государственном
фонде занятости, утвержденным Верховным Советом РФ 8.07.93 г. В соответствии
с ним он формируется за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей; работающих;
- ассигнований из федерального бюджета и бюджета субъектов федерации.
Дополнительные источники - добровольные взносы граждан и юридических
лиц.
Для работодателей - 1,5% к начисленной оплате труда, работающие не платят.
Средства направляются на:
- программы активной политики занятости, в т.ч. профессиональное обучение
и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные
выплаты;
- программы материальной поддержки - пособия, материальная помощь, доставка
пенсии;
- информационная поддержка программы занятости;
- страховой резерв;
- содержание служащих Фонда.
Размер фонда 1996 г. - 7 трлн. руб.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Закон "Об обязательном медицинском страховании граждан" от 28.07.91
г. - 3,6% (0,2 - федеральный бюджет, 3,4% - территориальные фонды). Размер
- 17,1 трлн. рублей.
К экономическим внебюджетным фондам относятся отраслевые и межотраслевые
фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (фонд НИОКР),
утвержденные Постановлением Правительства от 12.04.94 г. Средства формируются
за счет ежеквартальных отчислений в размере 1,5% от себестоимости реализованной
продукции.
Основные задачи:
- создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования
жилищной сферы;
- эффективное использование средств на формирование рынка жилья;
- содействие развитию производства базы домостроения.
|