К
содержанию
1.6. Управление финансами и финансовая политика
Управление финансами в РФ прежде всего осуществляют высшие законодательные
органы власти: Федеральное собрание и его две палаты - Государственная
Дума и Совет Федераций.
Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального
бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное собрание
также рассматривает и утверждает законы о налогах, сборах и обязательных
платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного
внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает МФ
России и его органы на местах. Основными задачами МФ РФ являются:
- разработка и реализация стратегических направлений единой государственной
финансовой политики;
- составление проекта и исполнение федерального бюджета;
- обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия
на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по
развитию финансового рынка;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического
развития;
- разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных
кредитов;
- совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования
и отчетности;
- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием
бюджетных средств и средств государственных (федеративных) внебюджетных
фондов; МФ РФ осуществляет следующие функции:
- участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов
функционирования экономики; совместно с федеральными органами исполнительной
власти определяет потребность в государственных ресурсах; подготавливает
предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными
федеральными внебюджетными фондами;
- организует работу по состоянию проекта федерального бюджета, прогноза
консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений
от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций, субвенций из федерального
бюджета и бюджеты субъектов Федерации;
- обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных
федеральных внебюджетных фондов;
- разрабатывает участием государственной налоговой службы, федеральной
службы, налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой
политики и налоговой системы;
- принимает участие в ценовой политике;
- принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности
в стране;
- разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет
выпуск государственных внутренних займов РФ;
- разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
- осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными
финансовыми органами;
- разрабатывает программы внешних заимствований РФ.
Важнейшими департаментами МФ РФ является бюджетный департамент, который
составляет проект федерального бюджета; отраслевые департаменты финансирования
промышленности, строительства и строительной индустрии; транспортных систем
и связи; сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы;
оборонного комплекса и др. Подразделением МФ РФ выступает Главное управление
федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов
в бюджет всех обязательных платежей возложен на государственную налоговую
службу РФ и ее органы на месте - налоговые инспекции.
Налоговые инспекции обязаны:
- действовать в точном соответствии с законодательством;
- осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по
вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения
налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
- учет налогоплательщиков в установленном порядке;
- проверка налогоплательщиков и др.
С деятельностью государственной налоговой службы была тесно связана работа
Департамента налоговой полиции РФ, созданного в июне 1993 г. Сфера Департамента
налоговой полиции - предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений.
Права и обязанности налоговых полицейских определены Законом о федеральных
органах налоговой полиции.
В конце декабря 1995 г. Департамент налоговой полиции РФ был переименован
в Федеральную службу налоговой полиции РФ, которая получила новые полномочия:
право возбуждать уголовное дело, предварительное следствие и т. д.
За поступлением таможенных пошлин ответственность несет государственный
таможенный комитет РФ, который обязан:
- проводить проверку по налогам, взимаемым таможенными органами;
- проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов,
взимаемых таможенными органами и др.
В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового
законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления
и уплатой таможенных пошлин.
В условиях перехода к рыночным отношениям исключительно важное значение
имеет также профессиональное управление ресурсами предприятий различных
форм собственности.
Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и использованию
денежных фондов корпораций - максимизация реальных активов и пассивов
предприятий.
При этом важное значение имеют следующие кардинальные вопросы финансового
менеджмента.
1. Планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности корпораций.
Финансовое управление разрабатывает финансовые планы, которые представляют
собой прогнозы объемов производства и реализации продукции, развития НТП,
внедрения новых управленческих решений и финансовых ресурсов. Также финансовый
план определяется для каждого подразделения. Главные показатели в процессе
финансового планирования: объем реализованной продукции, прибыль, капитальные
вложения.
2. Принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования
крупных средств.
3. Координация финансовой деятельности корпораций со всеми ее службами.
4. Проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных
капиталов.
Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий
по исполнению финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Содержание финансовой политики включает широкий комплекс мероприятий:
1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных
целей и задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов
экономики.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые
определяют долгосрочные и среднесрочные перспективы. Одновременно с ним
государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования
финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед
государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых
ресурсов.
Важнейшей составной частью финансовой политики является установление финансового
механизма при помощи которого осуществляется вся деятельность государства
в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных
государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К
элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы
их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются
при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной
системы, финансировании предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм
чутко реагирует на изменение текущей ситуации в экономике и социальной
сфере.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства,
связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность
осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает
в себя следующие элементы: прогнозирование, планирование, оперативное
управление, регулирование и контроль.
Задачи финансовой политики:
1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых
ресурсов.
2. Установления рационального с точки зрения государства распределения
финансовых ресурсов.
3. Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных
процессов финансовыми методами.
4. Выработка финансового механизма.
5. Создание эффективной системы управления финансами.
|