Финансы: денежно-кредитная политика (региональный аспект)

К содержанию

1.6. Управление финансами и финансовая политика

Управление финансами в РФ прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное собрание и его две палаты - Государственная Дума и Совет Федераций.
Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное собрание также рассматривает и утверждает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает МФ России и его органы на местах. Основными задачами МФ РФ являются:

- разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;
- составление проекта и исполнение федерального бюджета;
- обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;
- разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
- совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеративных) внебюджетных фондов; МФ РФ осуществляет следующие функции:
- участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики; совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных ресурсах; подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
- организует работу по состоянию проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций, субвенций из федерального бюджета и бюджеты субъектов Федерации;
- обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;
- разрабатывает участием государственной налоговой службы, федеральной службы, налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
- принимает участие в ценовой политике;
- принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
- разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;
- разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
- осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми органами;
- разрабатывает программы внешних заимствований РФ.

Важнейшими департаментами МФ РФ является бюджетный департамент, который составляет проект федерального бюджета; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства и строительной индустрии; транспортных систем и связи; сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы; оборонного комплекса и др. Подразделением МФ РФ выступает Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на государственную налоговую службу РФ и ее органы на месте - налоговые инспекции.
Налоговые инспекции обязаны:

- действовать в точном соответствии с законодательством;
- осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
- учет налогоплательщиков в установленном порядке;
- проверка налогоплательщиков и др.

С деятельностью государственной налоговой службы была тесно связана работа Департамента налоговой полиции РФ, созданного в июне 1993 г. Сфера Департамента налоговой полиции - предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений. Права и обязанности налоговых полицейских определены Законом о федеральных органах налоговой полиции.
В конце декабря 1995 г. Департамент налоговой полиции РФ был переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ, которая получила новые полномочия: право возбуждать уголовное дело, предварительное следствие и т. д.
За поступлением таможенных пошлин ответственность несет государственный таможенный комитет РФ, который обязан:
- проводить проверку по налогам, взимаемым таможенными органами;
- проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами и др.
В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.
В условиях перехода к рыночным отношениям исключительно важное значение имеет также профессиональное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.
Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и использованию денежных фондов корпораций - максимизация реальных активов и пассивов предприятий.
При этом важное значение имеют следующие кардинальные вопросы финансового менеджмента.
1. Планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности корпораций. Финансовое управление разрабатывает финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объемов производства и реализации продукции, развития НТП, внедрения новых управленческих решений и финансовых ресурсов. Также финансовый план определяется для каждого подразделения. Главные показатели в процессе финансового планирования: объем реализованной продукции, прибыль, капитальные вложения.
2. Принятие наиболее целесообразных решений в процессе инвестирования крупных средств.
3. Координация финансовой деятельности корпораций со всеми ее службами.
4. Проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов.
Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по исполнению финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Содержание финансовой политики включает широкий комплекс мероприятий:
1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных целей и задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочные и среднесрочные перспективы. Одновременно с ним государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.
Важнейшей составной частью финансовой политики является установление финансового механизма при помощи которого осуществляется вся деятельность государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансировании предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм чутко реагирует на изменение текущей ситуации в экономике и социальной сфере.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя следующие элементы: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.
Задачи финансовой политики:

1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.
2. Установления рационального с точки зрения государства распределения финансовых ресурсов.
3. Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами.
4. Выработка финансового механизма.
5. Создание эффективной системы управления финансами.

Hosted by uCoz