Финансы: денежно-кредитная политика (региональный аспект)

К содержанию

2.6. Инвестиционная политика предприятия

В условиях современной России положение в инвестиционной сфере является проблемой, нерешенность которой негативно влияет на придание наметившимся стабилизационным процессам в российской экономике устойчивого характера.
Национально-экономические интересы страны, сложнейшие проблемы переживаемого ныне трансформационного периода, задачи предотвращения угроз социальной и экономической безопасности - все это предопределяет приоритетное значение развития отечественных предприятий, среднего и малого предпринимательства, бизнеса. На основе их участия вести разработки стратегии социально-экономического развития России. От этого во многом зависит дальнейшее развитие страны, возможность ее выхода из тяжелейшего общественного кризиса, судьба социально-экономических реформ, перспективы создания экономической системы, обеспечивающей динамичный рост и эффективный рост экономики и достойный уровень благосостояния народа.
Важно принять во внимание как общие тенденции современного мирового развития, так и специфические особенности нашей страны, ее традиции и нынешние исходные условия.
Для оживления инвестиционной деятельности необходимо создание эффективного механизма использования бюджетных, внебюджетных средств, сбережений. В российской экономике в настоящее время подобный механизм государственного регулирования инвестиционных процессов еще только формируется. При этом сокращается степень прямого государственного финансирования, строительство объектов в различных сферах экономики.
Масштабы и темпы сокращения инвестиций в 1996 году за счет федерального бюджета, бюджета фонда государственной поддержки приоритетных отраслей, а также бюджетов субъектов федерации позволяют сделать вывод, в 1996 году государство фактически устранилось от проведения активного регулирования инвестиционного процесса. Это может иметь последствия как в кратко- и среднесрочном периоде, так и более отдаленной перспективе.
Сокращение инвестиций влияет на состояние производственного потенциала страны. В условиях крайне низкого уровня обновления основных фондов нарастает процесс их износа и старения. В настоящее время износ основных производственных фондов приблизился к порогу, за которым начинается физическое уничтожение производственного потенциала страны.
В целом по Российской Федерации степень износа основных фондов составила 37,4%, на предприятиях отраслей промышленности - 44,6%, сельского хозяйства - 38,6%, строительства - 32,7%, транспорта - 39,5%, торговли и общественного питания - 33,88%. В структуре основных производственных фондов самый высокий износ имеют активные фонды. При чем именно по этим видам отмечается увеличение степени износа за 1996 год. Так, в 1996 году износ по машинам и оборудованию составлял - с 58,5% до 60,5%, по транспортным средствам - с 42,9% до 45%, по передаточным устройствам - с 51,2 до 52,5%.
Основным источником финансирования капитального строительства стали собственные средства предприятий, доля которых постоянно увеличивалась и составила в первом полугодии 1994 г. - 58,3%, в 1995 г. - 62,3%, за тот же период 1996 года этот показатель составил 62,8% всех капитальных вложений.
В текущем году сохранилась устойчивая тенденция децентрализации инвестиционного процесса. По предварительной оценке, удельный вес инвестиций, финансируемых из федерального бюджета на безвозвратной основе, составил в 1 полугодии 1996 года 87% в общем объеме инвестиций (в 1 полугодии 1995 г. - 11,5%, см. табл. 1).

Изменение распределения инвестиций в основной капитал по различным формам собственности отражает, процессы институциональных изменений в экономике.
Резкое падение уровня производственного инвестирования за последние годы привело к тому, что их объем к началу 1996 года составлял 25-26% от уровня 1991 года (в сопоставимых ценах). Такое развитие инвестиционного процесса оказало негативное влияние как на общую динамику, так и на возрастную структуру основных производственных фондов.
Ключевая задача новой инвестиционной политики состоит в том, чтобы адаптировать современную модель инвестирования к конкретным условиям переживаемого Россией переходного периода, когда внутренние принципы самоорганизации формирующейся рыночной экономики явно недостаточны для решения возникающих перед ней проблем.
Что же предусматривает для укрепления базы самофинансирования инвестиционного процесса предприятий? Основным источником финансирования ими этого процесса становятся их собственные и привлеченные средства, доля которых должна достигнуть 70% общего объема производственных капитальных вложений.

2.6.1. Состав и структура инвестиционных ресурсов
а) Собственные инвестиционные средства
Из трех основных элементов валового годового продукта предприятия - оборотного капитала, амортизационных отчислений и прибыли - на нужды накопления денежного капитала, служащего источником финансирования инвестиций, используются два последних.
Амортизационные отчисления. В странах с развитой рыночной экономикой они являются важнейшим источником инвестиционного финансирования: на них приходится около 40% общего объема текущих и капитальных затрат предприятий, осуществляемых из внебюджетных источников. В России эта доля значительно меньше. По данным Госкомстата РФ в 1995 г. за счет амортизационных отчислений было профинансировано 23% инвестиций в основной капитал, а в первой половине 1996 года - свыше 31%. Объясняется это в первую очередь тем, что в настоящее время отсутствуют действенные механизмы государственного контроля за целевым использованием амортизационных средств, вследствие чего существенная их часть направляется многими предприятиями, испытывающими серьезные финансовые трудности, на нужды текущего производства. В инвестиционных же целях используется не более 40% совокупных амортизационных отчислений.
Амортизационные отчисления выступают крупным источником финансирования инвестиций для предприятий, в связи с чем большое значение предается и новой амортизационной политике. Для обеспечения антиинфляционной устойчивости собственных средств предприятий, предназначенных для инвестирования, введена регулярная (один раз в год) переоценка стоимости основных средств в соответствии с ростом цен и изменением условий воспроизводства капитала. Произведенные в 1992-1994 гг. разовые переоценки основных фондов не принесли заметных результатов; поэтому необходимо использовать более гибкий механизм (типа индексаций) для поддержки амортизационных отчислений на нормальном уровне.
Сегодня в этих целях выдвинуты и обсуждаются предложения о переводе амортизационных отчислений с основного расчетного счета предприятий на особый счет, применение которого позволило бы усилить контроль за целевым использованием этих отчислений. При этом возможна также консолидация амортизационных средств предприятий в специальных "объединенных фондах амортизации" (ОФА). С оправданностью такой меры нельзя не согласиться, но приходится признать, что с учетом современного состояния финансовой инфраструктуры России едва ли в ближайшее время можно рассчитывать на эффективное использование ОФА.
Рассматривая предложения о введении ускоренной амортизации для ряда отраслей, специалисты справедливо ссылаясь на то, что принятые в нашей стране нормативные сроки службы оборудования в ряде случаев в 1,5-2 раза выше, чем аналогичные сроки в США, Японии и других развитых странах. Решая эту проблему, видимо, оправданно исходить из того, что используемые на Западе механизмы ускоренной амортизации у нас могут применяться, во-первых, по отношению к высокотехнологическому оборудованию, установленному не ранее 1995 г., во-вторых, лишь на уровне отдельных высоколиквидных платежеспособных предприятий, насыщающих рынок конкурентоспособной продукцией, а не на уровне отрасли в целом.
Амортизационные отчисления рассматриваются как важнейший источник инвестиционных средств компаний не только для простого, но и для расширенного воспроизводства основного капитала. Значение амортизационных отчислений особенно возрастает в периоды экономических спадов (в Германии во время кризисного спада начала 90-х годов доля амортизации в финансировании инвестиций выросла с 50% в 1990 г. до 73% в 1993 г.). В России до 1994 года наблюдалась противоположная тенденция: доля амортизационных отчислений снижалась. В 1993 г. за их счет финансировалось не более 6% валовых капвложений в основной капитал, за 1991-1994 гг. амортизационные отчисления в неизменных ценах сократились почти в 15 раз.1 Меры принимаемые для увеличения роли этого источника в инвестировании оказались недостаточно эффективными из-за неустойчивости экономики в целом, а также ввиду отсутствия контроля за использованием амортизационных отчислений предприятий. Исходя из этого специалисты предлагают восстановить ответственность предприятий за формирование и целевое использование амортизационного фонда как главного инвестиционного ресурса воспроизводства основного капитала.
Прибыль. Собственные финансовые средства, то есть основа самофинансирования предприятия, образуются из прибыли. Прибыль в ее количественном выражении выступает как часть денежной выручки, составляющая разницу между ценой реализации продукции или услуг и ее полной себестоимостью. После уплаты в бюджет налогов и других платежей из прибыли у предприятия остается чистая прибыль, часть которой может направляться на капитальные вложения производственного и социального характера. Большинство действующих предприятий не в состоянии финансировать инвестиции из своей прибыли, так как не располагает ею в необходимых объемах. В результате доля прибыли в источниках финансирования капитальных вложений предприятий пока составляет всего 9-11% от всех осуществляемых ими инвестиций.
На долю прибыли в странах с развитой рыночной экономикой приходится примерно 30% всех текущих и капитальных затрат предприятий. В России за счет прибыли в 1995 г. было профинансировано чуть больше 20% инвестиций в основной капитал, а в первой половине 1996 г. - 17%. Тяжелое финансовое положение значительной (не менее 40%) части российских предприятий ограничивает их возможности инвестирования за счет прибыли.
Официальные данные о финансовом положении российских предприятий не отражают реального положения вещей. Оказавшись вне систематического контроля со стороны государства, многие предприятия освоили "нетрадиционные" методы хозяйственной деятельности, занимаясь торгово-посредническими операциями, размещением средств на депозитах, участием в сделках с ГКО, и т. п. Определенная часть производства ушла в "тень", затенено 23% ВВП, в том числе 11% промышленного производства и 48 - сельскохозяйственного; есть и другие экспертные оценки.

б) Привлекаемые внебюджетные инвестиционные ресурсы
Внебюджетные инвестиционные ресурсы весьма различны по своему качественному составу. Взятые в совокупности, они, однако, представляют собой единое целое в том смысле, что они образуют в рамках общенациональной финансовой системы функционально специализированный блок, призванный обслуживать интересы долговременного роста национальной экономики. В структуре этого блока следует различать:

а) формы (источники) инвестиционного финансирования;
б) его институты (учреждения);
в) рынки инвестиционных ресурсов;
г) соответствующие финансовые схемы.

К основным формам инвестиционного финансирования относятся: долгосрочный кредит из отечественных внешнеэкономических источников, эмиссии ценных бумаг на внутреннем и зарубежных рынках, прямые и портфельные иностранные инвестиции, лизинг, селенг, франчайзинг и др. В числе важнейших институтов инвестиционного финансирования - банки, инвестиционные компании, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании, ссудные кассы. Главные рынки инвестиционных ресурсов: долгосрочного кредита, корпоративных и государственных ценных бумаг, лизинговых услуг. Что касается схем инвестиционного финансирования, то их четкая и упрощенная классификация пока отсутствует.
Роль привлекаемых внебюджетных средств, ресурсов в инвестиционном финансировании в странах с развитой рыночной экономикой весьма высока. По некоторым обобщенным оценкам, их доля в структуре источников финансирования текущих и капитальных затрат среднего капиталистического предприятия в 80-е годы достигла 30%. Однако в ряде стран на разных этапах она была существенно выше. Так, в период 50-80-х годов в структуре источников финансирования японских национальных корпораций привлеченные средства находились на уровне 40-60% и выше. В США в 50-70 годы удельный вес внешних ресурсов во всех источниках финансирования нефинансовых корпораций колебался в пределах 22-85%. В Великобритании внешние источники в 60-80-х годах обеспечивали от 25 до 65% потребностей нефинансовых компаний в финансировании.
Важнейшими источниками внешнего финансирования инвестиций в странах с развитой рыночной экономикой являются, во-первых, кредиты банков и других финансовых структур и во-вторых, эмиссия ценных бумаг. На Западе на эти две группы источников приходится основная часть внешнего инвестиционного финансирования.
В России привлеченных средств в финансировании инвестиций также весьма значительна. Согласно официальной статистике, в 1995 г. за счет данных средств было профинансировано около 37% инвестиций в основной капитал из всех внебюджетных источников. Структура этих средств вследствие неразвитости в России рыков долгосрочного кредита и корпоративных ценных бумаг резко отличается от соответствующей структуры в странах с развитой рыночной экономикой: в 1995 г. в общем объеме внебюджетного инвестиционного финансирования заемные средства составили 4,3%, а средства от продажи ценных бумаг - 0,6%. Остальные инвестиции были обеспечены за счет внебюджетных фондов (15%), индивидуальных застройщиков (3%), иностранных инвесторов (2%) и других источников.
Каковы же проблемы, возникающие в связи с использованием основных видов внебюджетных ресурсов, привлекаемых к финансированию инвестиций в российскую экономику?
Долгосрочные кредиты. В странах с развитой рыночной экономикой (по некоторым обобщенным данным) кредиты банков и других финансовых структур покрывают до 20% потребностей предприятий в текущих и капитальных затратах.1 В России, как уже отмечалось, заемные средства не достигли в 1995 г. и 5% общей суммы внебюджетного инвестиционного финансирования, в первой половине 1996 г. оказались менее 3%. Столь малая роль кредита в финансировании инвестиций в российскую экономику объясняется множеством причин, в том числе следующими.
Во-первых, российский банковский капитал направляется в инвестиционную сферу пока в небольших объемах, лишь 8-10% кредитов коммерческих банков на вложения сроком на год и более, причем предприятия реального сектора получают от этой доли лишь половину.1 Обусловлено это прежде всего высокими рисками и низкой эффективностью подобных вложений, а также наличием гораздо более привлекательных и надежных сфер вложения капиталов, прежде всего рынка государственных ценных бумаг и операций с валютой.
Во-вторых, отечественный кредитный рынок опирается на сравнительно ограниченную финансовую базу кредитных учреждений и слаборазвитую структуру небанковских финансовых учреждений. Так, общий размер уставных фондов действующих в стране кредитных учреждений составляет 20 трлн. руб. (для сравнения уставной капитал многих западных банков значительно превышает эту сумму, так например капитал японского "Dai IchiKangio Bank" составляет 19 млрд. долл.).2 При этом главными кредиторами в России являются банки, в то время как в других странах важную роль в кредитовании экономики играют также страховые компании, пенсионные фонды и иные финансовые структуры.
В-третьих, в соответствии с общим курсом государственной экономической политики ЦБ РФ с 1992 г. последовательно ограничивал кредитную эмиссию, то есть предоставление кредитных ресурсов как коммерческими банками, так и Минфину РФ. Это резко сузило возможности финансовых структур по кредитованию российской экономики.
Развитию рынка долгосрочного кредитования в России могли бы содействовать меры:

1. Государственное стимулирование деятельности коммерческих банков в отношении долгосрочного кредитования реального сектора. Как известно, в странах Западной Европы в период кризисных ситуаций в этих целях широко использовались такие меры, как: субсидирование ставок ссудного процента; введение обязательных норм сбережений; принятие законов, обязывающих кредитные и сберегательные учреждения сокращать кредитование потребителей и увеличивать кредитование предпринимательской сферы (особенно промышленности), а лиц, имеющих доходы выше установленных, вкладывать их в акции или государственные ценные бумаги. Некоторые из подобных мер могли бы быть использованы в российской практике. Стоило бы также ввести (как предлагают представители банковских структур) дифференцированные размеры отчислений в обязательные резервные фонды и скорректировать налогообложение для банков, вкладывающих средства в реальный сектор экономики. Государству следует создавать условия, при которых банки перестанут страдать от неоправданных рисков (гарантировать предоставление Центробанком России беспроцентного краткосрочного кредита банкам, попадающим в затруднительное положение не по своей вине, например, по причине выдачи льготного кредита и т. п.).

2. Содействие формированию банков и других финансовых структур, специализирующихся в области долгосрочного кредитования.
Большинство созданных в 1990-1992 годах российских банков первоначально формировались как специализированные коммерческие. Однако в целях привлечения новых клиентов и расширения своей ресурсной базы в 1993-1994 гг. они начали вести фактически все виды банковских операций, превратившись в результате в банки универсального типа. В целом это отвечает общественным тенденциям к универсализации банковского дела, обусловленным тем, что высокий уровень диверсификации обеспечивает банкам дополнительную устойчивость. В то же время банковская практика и банковское законодательство ряда стран свидетельствуют о наличии специализированных банковских институтов, занимающих определенные хозяйственные ниши (к их числу относятся так называемые инвестиционные банки). В контексте задач по обеспечению подъема российской экономики было бы целесообразно стимулировать развитие специализированных финансовых структур долгосрочного кредитования в России. Прежде всего предстоит активизировать либо реанимировать деятельность уже созданных государственных инвестиционных структур: Государственной инвестиционной корпорации, Российской финансовой корпорации, Российского банка реконструкции и развития, Российского банка проектного финансирования, а также учрежденных в регионах банков развития.

3. Развитие системы ипотечного кредитования. Данный вид кредитования является одной из форм долгосрочного инвестиционного финансирования, получивший широкое распространение в странах со зрелой рыночной экономикой. Специфика ипотечного кредитования заключается в следующем. Во-первых, ипотечный кредит предоставляется только под строго определенный залог. Во-вторых, большая часть ипотечных ссуд имеет четкое целевое назначение (в основном это финансирование покупки, постройки и перепланировки жилых и производственных помещений, освоения земельных участков), и залоговым объектом служит та недвижимость, на которую они образуются. В-третьих, ипотечный кредит дается на длительный срок, обычно - 10-30 лет. Мировой опыт свидетельствует, что, с одной стороны, поле ипотечного кредитования особенно велико в периоды вывода национальной экономики из кризиса: так было в США во времена "нового курса" Рузвельта. С другой стороны, этот вид кредитования эффективно применяется и в стабильных рыночных системах. В развитых странах создана соответствующая правовая база, разработаны четкие алгоритмы действий государственных органов по регистрации сделок с недвижимостью, эффективно функционируют институты, специализированные на операциях с ценными бумагами ипотечных банков. В развитых странах стимулируется активность субъектов вторичного рынка ссуд, обеспеченных закладными. Потенциал этого рынка весьма велик, в США еще в начале 90-х годов на нем обращалось ценных бумаг на сумму свыше 300 млрд. долл.
В России сделаны лишь первые шаги по формированию условий для развития системы ипотечного кредитования, и предстоит приложить немало усилий в этом направлении. Прежде всего у нас не принят Федеральный закон "Об ипотеке", рассмотренный Госдумой еще в июле 1995 года, а также Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество", принятие Земельного кодекса РФ. Должны быть созданы недостающие ипотечные институты и механизмы.

4. Привлечение ресурсов международного рынка частного капитала. Международный рынок частного долгосрочного капитала необычайно велик и измеряется сотнями миллиардов долларов. Он имеет два основных сегмента: индивидуальных кредитов, выдаваемых отдельными банками, и кредитов синдицированных, предоставляемых группами международных банков.
Сегодня на этот рынок могут осуществлять выход российские предприятия, банки и государство (в лице правительственных структур и различных государственных учреждений). Кредиты для них предоставляются по ставке ЛИБОР (6,5%) плюс 5-8%. Это значительно дешевле кредитов внутрироссийских, и, согласно, некоторым данным, наши предприятия получают иностранных кредитов на порядок больше, чем отечественных. Здесь задействуются две принципиально разные схемы. По первой из них предприятие получает целевой кредит с заранее оговоренными объемами, процентной ставкой, сроком возврата и направлениями использования средств. Согласно второй схеме, основанной на предоставлении кредитной линии, заемщик не ограничен во времени и сферах приложения кредитных ресурсов. Решающая часть кредитов предоставлена российским предприятиям по первой схеме, кредитные же линии открыты лишь нескольким компаниям, в частности "КамАЗу" и "Татнефти". Доступ к иностранным кредитам имеют главным образом крупные и достаточно хорошо известные на мировом рынке российские производители. Это прежде всего экспортно-ориентированные предприятия нефтегазового, металлургического и лесного комплексов. Остальным предприятиям для получения иностранных кредитов требуются серьезные гарантии, которые они сами предоставить в большинстве случаев не могут.
В подобных обстоятельствах возрастает роль таких получателей иностранных кредитов, как российские банки, которые выступают гарантами по кредитам, предоставляемым отечественным предприятиям, сами являются заемщиками. Кроме того, российское банки привлекают финансовые ресурсы с мирового рынка капиталов путем выпуска ценных бумаг. На сегодняшний день такие банки в российской банковской системе уже работают, также отдельные банки сумели добиться открытия кредитных линий, ресурсы которых распределяются между предприятиями по конкурсу либо на основе рассмотрения индивидуальных инвестиционных заявок.

5. Использование для инвестирования финансовых ресурсов других государств и международных экономических организаций. В 1991-1996 гг. Россия в порядке содействия реформационным преобразованиям получила по этой линии 79,2 млрд.долл, при чем в виде гуманитарной помощи нашей стране было предоставлено 3 млрд. долл., в форме технического содействия - 6,5, в качестве экспортных кредитов - 22,3, на покрытие дефицитов платежного баланса и федерального бюджета - 25,2 и на нужды инвестирования - 22,2 млрд. долл.

6. Стимулирование развития небанковских структур, участвующих в инвестиционной деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой существенную роль в обеспечении инвестиционной активности играют различные небанковские финансовые структуры: инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании и другие. За годы реформ в России подобные структуры также получили определенное развитие: в стране функционируют почти 600 инвестиционных фондов, более 500 негосударственных пенсионных фондов, около 300 страховых компаний. Однако в большинстве случаев эти рыночные субъекты, во-первых, маломощны в финансовом отношении, и, во-вторых, предпочитают вкладывать свои средства в государственные ценные бумаги, а не в реальный сектор экономики.

в) Эмиссия корпоративных ценных бумаг
В число ключевых институтов рыночной экономики входят акционерные компании, сама форма организации которых позволяет им осуществлять финансирование хозяйственной, в том числе инвестиционной, деятельности за счет эмиссии ценных бумаг - акций и облигаций.
В России же, несмотря на внушительные масштабы быстро формирующегося в ходе приватизации корпоративного сектора (уже включающего около 29 тыс. акционерных компаний), роль имитируемых ими ценных бумаг в финансировании инвестиций в стране удручающе мала - менее 1% общего объема капиталовложений в основной капитал. Объясняется это отсутствием у реальных и потенциальных участников рынка корпоративных ценных бумаг (предприятий и инвесторов) возможностей осуществлять капиталовложения в реальный сектор в условиях переживаемого российской экономикой глубокого структурного кризиса.
Действительно, с одной стороны, новые собственники значительной части приватизированных предприятий либо не заинтересованы, либо не в состоянии приступить к их структурной перестройке, требующей инвестиций, обычно мобилизуемых и с помощью эмиссии ценных бумаг. Положение российских предприятий несомненно крайне трудное. Тут и платежи, и высокие налоги, и недостаточный спрос, и сильная конкуренция со стороны импорта, и многое другое.
С другой стороны, инвесторы, которые в принципе готовы были бы вложить деньги в акции предприятий, располагают более привлекательными возможностями для осуществления инвестиций. Для юридических лиц это государственные ценные бумаги с минимальным риском и высокой доходностью.
Большое значение для развития источников инвестиционного финансирования российской экономики имеют портфельные инвестиции иностранных фирм и финансовых институтов. По данным Госкомстата России значительно ниже: объем иностранных портфельных инвестиций оценивался в 1995 году в 30 млн. долл., а в 1996 г. - в 45 млн. долл.
Ряд проектор в сфере портфельных инвестиций в России осуществляют международные финансовые организации. Наибольшую активность при этом проявляет Европейский банк реконструкции и развития. Программа, рассчитанная на десятилетия, предполагает финансирование предприятий из средств венчурных фондов, с суммарным капиталом в 300 млн.долл., в обмен на определенную долю в уставном капитале. В целом развитие отечественного рынка корпоративных ценных бумаг при надлежащей государственной поддержке будет способствовать существенному расширению источников и увеличению объема инвестиций в реальный сектор российской экономики.

г) Прямые иностранные инвестиции
Эти капиталовложения, часть которых осуществляется ведущими транснациональными компаниями Запада и Востока, оказывают огромное воздействие на развитие мировой экономики. В 1995 г. их общий объем в мире достиг рекордного уровня - 315 млрд. долл.1 В целом они составляют примерно 7-8% суммарного объема инвестиций в мире. Нынешний хозяйственный климат в России неблагоприятен для притока иностранных инвестиций. Тем не менее в последние годы сохранилась тенденция к их некоторому росту. В 1995 г. их объем составил 2,8 млрд. долл., в том числе в виде прямых инвестиций - 1.9 млрд. долл. (данные официальной статистики). Это составляет 1,5% общего объема инвестиций в основной капитал, что примерно в пятеро ниже среднемесячного уровня.

д) Лизинг
В широком значении понятие "лизинг" трактуется как комплекс имущественных отношений, возникающих в связи с приобретением конкретного имущества с последующей его передачей во временное пользование на длительный срок (от трех до двадцати лет). В экономическом смысле лизинг представляет собой разновидность кредита в товарной форме (когда право пользования имуществом отдельно от права владения им) и особый способ инвестирования. Первая лизинговая компания, в мире, была создана в 1952 г. в США. С тех нор лизинговый бизнес стал крупномасштабным. Сегодня это один из важнейших механизмов инвестиционного финансирования в условиях индустриальной рыночной экономики. В конце 80-х годов в США лизинг оборудования составлял 28-30 % к объему инвестиций в машины и оборудование (примерно 85-100 млрд. долл в год). В странах Западной Европы, согласно данным за 1994 г. лизинг оборудования составил 11-15% к общим его поставкам, а в Великобритании - 30%1. В России лизинг делает только первые шаги. Объемы лизинговых операций в 1995 г., по экспертным оценкам, находился на уровне 100 млн. долл., что не превышает 0,1% общего объема инвестиций в основной капитал. Специалисты утверждают, что если нынешняя динамика роста лизинговых операций сохранится, то к 2000 г. их объем может достичь 10-15% инвестиций в стране.
Для ускорения лизинга в России предстоит решить ряд серьезных проблем. Так, одной из самых слабых сторон отечественного лизингового предпринимательства является отсутствие возможности в предоставлении по лизингу комплексных сервисных услуг, готовности банков заниматься данным видом деятельности.

Hosted by uCoz