К содержанию

Раздел 3. РОССИЙСКАЯ ГЕОПОЛИТИКА: ИСТОКИ, ЭВОЛЮЦИЯ, ПРАКТИКА
3.1. Истоки русской геополитической мысли
Формирование геополитических идей в России тесно связано с поисками определения целей Российского государства, определением места "российской цивилизации" в мире. Особенность генезиса и эволюции отечественной геополитической мысли, в отличие от зарубежной, заключается в том, что огромное пространство страны само диктовало уклад жизни народа и специфику государства как особой пространственно-территориальной организации людей. "Объективная геополитическая реальность - лесостепное мироощущение жителя речных и озерных урочищ среди огромных массивов лесов и степей, необходимость перехода от одного урочища к другому через опасные пространства - лежала в основе российских геополитических идей"1.
Русская геополитическая традиция складывалась в XIX - начале XX вв., как и у других держав того времени, в русле концептуальной геополитики. Вместе с тем, российская геополитика характеризовалась преобладанием духовных начал над сугубо материальными, наличием специфической философской доминанты, отражающей цивилизационные и культурологические ценности евразийского континентального пространства.
Современная трактовка термина "геополитическая концепция" позволяет выделить в рамках российской классической геополитики ряд самобытных школ. Среди них наиболее заметное место занимают: философская школа "русского космизма" (Н.Ф. Федоров, Н.А. Умов, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев и др.); напраление русской исторической и историософской мысли (Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.Я. Данилевский и др.); русская географическая школа (К.М. Бэр, Л.И. Мечников, В.П. Семенов-Тян-Шанский, Д.А. Милютин, Н.Ф. Гончаров, А.Е. Снесарев и др.), идеология "евразийства" (П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин, Г.В. Вернадский, А.В. Карташов, Г.В. Флоровский), теория этногенеза (Л.Н. Гумилев).
Космическое направление научно-философской мысли зародилось в России в середине XIX в. и развернулось в ХХ в. Взгляды русских космистов достаточно широки и не сводились исключительно к геополитической проблематике. Геополитические мотивы этого философского направления заключаются в том, что его генетической чертой была идея активной эволюции, т. е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Поэтому космическое направление в философии еще иногда называют активно-эволюционным.
Наиболее существенным вкладом русских философов-космистов в геополитику стала разработка В.И. Вернадским теории ноосферы. Он объяснял неизбежность перехода к ноосфере наличием ряда материальных факторов, каждый из которых имеет прямое отношение к геополитическим процессам. Первый фактор - полный захват человеком биосферы для жизни (вселенскость человечества). Второй, решающий для создания ноосферы - единство человечества, что обусловлено постепенным созданием общечеловеческой культуры, сходных форм научной, технической, бытовой цивилизации, развитием средств коммуникации и информационных технологий. В качестве третьего фактора выступает рост возможности сознательного влияния народных масс на ход государственных и общественных дел.
Не менее оригинальным результатом научного творчества представителей русского космизма стала теория гелиотараксии А.Л. Чижевского. Основной закон теории, сформулированный им в 1922 г., утверждает, что "состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция энергетической деятельности Солнца". Резкое усиление солнечных потоков воздействует на нервную и гормонально-эндокринную систему индивидуальных организмов и приводит к повышению коллективной возбудимости. При наличии объединяющей идеи в этом случае возрастает "социальная раздражимость" масс, которая на выходе изменяет темп истории, ритм жизни социума. Таким образом, ученый раскрывает механизм управления историческим процессом, специфику влияния природы (космоса) на политические процессы на Земле.
Представители отечественной исторической и историософской мысли также внесли существенный вклад в развитие концептуальной геополитики. Так, по мнению Б.Н. Чичерина, громадность территории России, ее малая заселенность, однообразие и простота занятий населения, постоянная угроза внешних нападений обусловили жизненную потребность в крепкой центральной власти. Вслед за ним С.М. Соловьев отмечал географическую предопределенность зарождения русской государственности и наиболее интенсивного хозяйственного освоения земель в центре Среднерусской возвышенности. В неравенстве изначальных условий развития он видел и естественные причины отставания России от Западной Европы: русскому народу в полном смысле слова пришлось отвоевывать жизненное пространство у природы.
По мнению Н.Я. Данилевского, главными действующими субъектами на "подмостках театра" истории являются не государства или отдельные нации, а огромные культурно-религиозные общности. Их он называл "культурно-историческими типами". В последствии эти общности стали называть "цивилизациями". Он первым из русских ученых сформулировал и научно обосновал тезис отчужденности Европы от России. Причина этой отчужденности в принципиальном цивилизационном различии двух мировых сил. Данилевский Н. сформулировал самое важное требование внешней политики России - приведение ее в соответствие с объективными задачами развития и укрепления "славянского культурно-исторического типа".
Русская географическая (военно-географическая) школа также богата выдающими представителями. Ее родоначальником по праву считается генерал-фельдмаршал Д.А. Милютин. Он уточнил неизменные геополитические приоритеты России, исходя из того, что Британская империя - главный геополитический противник нашей страны в середине XIX в., обосновал необходимость заключения военно-политического союза России и Германии для поддержания равновесия в Европе и на Ближнем Востоке, определил предмет военной географии и военной статистики.
Предметом военной географии и военной статистики являются общие и частные закономерности функционирования и развития государства: политическая система, экономическая и военная мощь, территория, географическое положение и общие топографические свойства - очертания границ, включая соседей (иное государство растянуто на большое протяжение или разбросано отдельными частями, другое округлено и составляет сплошную массу); одно по своему положению есть государство исключительно континентальное, другое исключительно морское; одно принуждено иметь для обороны сравнительно больше войска, чем другое; одно обращает главное внимание на сухопутные войска, другое - на флот).
Выдающаяся страница в истории отечественной геополитической мысли связана с трудами профессора страноведения географического факультета Ленинградского государственного университета 1920-1930-х гг. В.П. Семенова-Тян-Шанского. Принципиальными положениями его концепции являются:
· представление о политической географии как "итоговом", синтетическом и многоуровневом знании в структуре географической науки, как о географии "территориальных и духовных господств человеческих сообществ" или "страноведении территориального господства";
· привнесение в традиционные географо-детерминистские методологические принципы антропогеографических взглядов фактора деятельности человека, в особенности экономического аспекта в качестве важнейшего опосредующего звена в процессе формирования территориального господства на базе тех или иных географических факторов;
· выделение и характеристика генетических форм территориально-политических систем ("могущественно-территориального владения"), т. е. государственно-геополитических систем как совокупного результата действия природных, исторических, экономических и культурных факторов территорий;
· исследование развития "чрезматериковой" системы территориально-политического могущества России, ее преимуществ, недостатков и перспектив;
· разработка на российском материале представлений о колонизационных базах как генераторах и гарантах территориально-политического могущества;
· политико-географическое районирование и картографирование России (выделение "цельных в политико-географическом отношении местностей").
Представляют интерес рассматриваемые В.П. Семеновым-Тян-Шанским системы геополитического контроля над пространством. Первая система - кольцеобразная - появилась на Средиземноморье: сухопутные владения державы - метрополии представляли собой кольцо, которое позволяло контролировать внутреннее морское пространство. Вторая система - клочкообразная; применяется европейцами начиная с эпохи Великих географических открытий. Третья система геополитического контроля - континентальная. Таковой она является, если владения господствующей державы охватывают территорию "от моря до моря".
Рассматривая географическое направление российской геополитической мысли, нельзя не отметить вклад выдающегося военного мыслителя генерал-лейтенанта А.Е. Снесарева. Будучи одним из активнейших сторонников "необычной стратегии", А.Е. Снесарев считал, что сущность стратегического метода управления историческим процессом состоит в задействовании по правилам военной науки и законам войны всех мыслимых и немыслимых средств цивилизации. При этом введение этих законов и правил в арсенал стратегии требует объединения усилий специалистов в различных отраслях науки, интегрированных комплексом военной географии - "простейшим суммарием наук гуманитарных и естественных". В труде "Введение в военную географию" А.Е. Снесарев, в частности, предложил информационно-статистические технологии вычисления "законов истории", а в цикле монографий об Индии, в работах о Клаузевице, других публикациях по стратегии он вывел единую формулу исторических возможностей любого общества и государства1.
Говоря о вкладе российских исследователей в разработку геополитической теории, следует особо остановиться на теоретических воззрениях представителей русской зарубежной школы "евразийства", особенно П.Н. Савицкого, Н.С. Трубецкого, чьи труды до настоящего времени служат основой разработки российских проектов.
Русский ученый, которого в полном смысле слова назвают геополитиком - П.Н. Савицкий. Его основная идея заключается в том, что Россия представляет собой цивилизационное образование, определяемое через качество "срединности": "Россия имеет гораздо больше оснований, чем Китай, называться "срединным государством...". Срединность России является основой ее исторической идентичности - она не часть Европы и не продолжение Азии, а самостоятельный мир, самостоятельная и особая духовно-историческая геополитическая реальность - Евразия. Россию П. Савицкий рассматривает как особый тип цивилизации, сложившейся на основе нескольких составляющих - арийско-славянской культуры, тюркского кочевничества, православной традиции. Все вместе создает некое уникальное, "срединное" образование, представляющее собой синтез мировой истории. При этом великороссы не просто ответвление восточных славян, а особое имперское этническое образование, в котором сочетаются славянский и тюркский субстраты.
Геополитический смысл России-Евразии выступает как синтез реальностей: европейского Леса и азиатской Степи. При этом такой синтез не есть простое наложение двух геополитических систем друг на друга, это нечто цельное, оригинальное, обладающее своей собственной мерой и методологией оценок.
В теории Савицкого важнейшую роль играет концепция "месторазвития". Так, он пишет: "...широкое общежитие живых существ, взаимно приспособленных друг к другу и к окружающей среде и ее к себе приспособивших, понимается нами под категорией "месторазвития". Социально-политическая среда и ее территория должны слиться для нас в единое целое, в географический индивидум или ландшафт. Необходимо умение сразу смотреть на социально-историческую среду и на занятую ею территорию".
Очень важным аспектом теории Савицкого является принцип "идеократии". "Евразийцы конструируют понятие новой формы государственного строя, в которой принадлежность к ведущему отбору связана с исповеданием и служением определенной идее. Эту форму они называют идеократической. Элементы подобного рода имеются при любом государственном порядке: их можно обнаружить и в аристократии, и геронтократии, и даже в плутократии. Но во всех этих случаях общность мировоззрения есть производная от общности каких-то иных признаков. И только в идеократии названный момент становится самостоятельным и основным началом в формировании ведущего слоя".
Идеократия - термин, объединяющий все формы не демократического, не либерального правления, основанного на нематериалистических и не утилитаристских мотивациях. Причем П.Н. Савицкий сознательно избегает уточнения этого понятия, которое может воплощаться и в теократической соборности, и в народной монархии, и в национальной диктатуре, и в партийном государстве советского типа. Такая широта термина соответствует чисто геополитическим горизонтам евразийства, которые охватывают огромные исторические и географические объемы. Это попытка наиболее точно выразить интуитивную волю континента.
Другим видным представителем геополитической школы евразийства является князь Н.С. Трубецкой. Наиболее ценным аспектом его геополитической мысли, фундаментом всего евразийского мировоззрения является утверждение радикального дуализма цивилизаций, осмысление исторического процесса как конкуренции альтернативных проектов. Он обосновывает, что нет единого пути развития цивилизации, а за такой претензией скрывается лишь стремление одной конкретной агрессивной формы цивилизации, а именно романо-германской цивилизации к универсальности, единственности, гегемонизму и абсолютности.
Человечество с точки зрения Трубецкого является объединенной категорией всех тех народов, культур и цивилизаций, которые существенно отличаются от европейской модели. Он утверждает, что это отличие не просто констатация факта, а формула цивилизационного исторического противостояния, демаркационная линия, по которой проходит нерв современной истории. Таким образом, человечество должно осознать свое единство через отрицание тоталитарной модели современного Запада, объединив "цветущую сложность" народов и культур в единый лагерь антизападной планетарной освободительной борьбы.
Он всячески подчеркивает колоссальную ценность тюркско-монгольского импульса, проницательно указывая на тот важнейший геополитический факт, что все просторы восточной Евразии интегрируются за счет объединения степной зоны, простирающейся от Манчжурии до Трансильвании. Подлинно русское, евразийское государство возникло тогда, когда московские князья взяли на себя татарскую геополитическую миссию. Московский византизм становится доминирующей государственной идеологией уже после краха Византии и в органичном сочетании с государственным строем, полностью заимствованным от монголов. Это и есть Святая Московская Русь, царская и евразийская, континентальная, строго отличная от романо-германского мира, радикально противопоставленная ему.
Наследником школы классического евразийства принято считать знаменитого русского ученого - историка и этнографа Л.Н. Гумилева. В его трудах термин геополитика не употребляется, но его теория этногенеза и этнических циклов явно продолжает линию "органицистского" подхода и отчасти "географического детерминизма", которые составляют сущность геополитики. Особенно важны исследования Гумилева в отношении древних периодов этнической карты Евразии - степи, кочевых народов и их цивилизаций. Он развивает и доводит до логического предела общеевразийскую идею о том, что этнически великороссы, русские представляют собой не просто ветвь восточных славян, но особый этнос, сложившийся на основе тюркско-славянского слияния. Великорусская цивилизация сложилась на основе тюркско-славянского этногенеза, который реализовался на географическом плане как исторический альянс Леса и Степи, что составляет историческую сущность России, предопределяя характер ее культуры, цивилизации, идеологии, политической судьбы.
В высшей степени интересна теория Гумилева относительно причин этногенеза, то есть рождения народа или государства. Для описания этого процесса он вводит термины "пассионарность" и "пассионарной толчок". Это необъяснимый синхронный всплеск биологической и духовной энергии, который внезапно приводит в движение вялотекущее историческое существование "старых" народов и культур, захватывая различные сложившиеся этнические и религиозные группы в динамическом порыве пространственной, духовной и технической экспансии, что приводит к завоеваниям и сплавлению разнородных остаточных этносов в новые активные и жизнеспособные формы.
Высокая и полноценная пассионарность и динамический процесс этногенеза ведут в нормальном случае к возникновению особого суперэтноса, который соответствует не столько национально-государственной форме политической организации, сколько империи1.
Излагая суть своей теории, Л.Н. Гумилев подчеркивал наличие трех существенных параметров, характеризующих динамику исторического процесса: пространства, времени и этноса2.
При всем различии подходов представителей указанных школ к решению геополитических проблем имеется целый ряд характерных черт, разительно отличающих российскую геополитическую традицию от концепций зарубежных "классиков геополитики".
Во-первых, практически все без исключения геополитические воззрения российских философов, историков и географов характеризуются фундаментальностью исследований, четкостью методологических позиций, широтой охвата проблем, высоким уровнем теоретизации эмпирических знаний.
Во-вторых, в отличие от представителей западных геополитических школ, отечественные геополитики в подавляющем большинстве не были политически ангажированы и не стремились разрабатывать частные концепции геополитической экспансии России в ущерб объективному научному осмыслению глобальных проблем своего времени.
В-третьих, отечественной геополитической традиции была чужда идеология национализма, шовинизма и расизма. Свое государство российские геополитики (в частности, евразийцы) понимали не как национальное государство, а как особый тип цивилизации, сложившейся на основе нескольких составляющих - арийско-славянской культуры, тюркского кочевничества, православной традиции, что, по их мнению, создавало некое уникальное "срединное" образование, представляющее собой синтез мировой истории.
В-четвертых, в российских геополитических концепциях приоритет обычно отдавался духовным, нравственно-религиозным основам, что было прямо противоположно прагматико-коммерческому подходу Х. Маккиндера, А. Мэхена, Н. Спайкмена и других западных классиков геополитики, ставивших превыше всего корыстные материальные интересы. Так, важным аспектом "евразийской теории" П.Н. Савицкого является принцип "идеократии", согласно которому евразийское государство должно строиться, отправляясь от изначального духовного импульса. Идеократия предполагает главенство непрагматического, нематериального и некоммерческого подхода к государственному устройству.
В-пятых, российские геополитики концентрировали свое внимание на исследованиях, проводимых на стыке наук, понимая геополитику как междисциплинарную синтезирующую метанауку. Так, генерал А.Е. Снесарев достиг наибольших результатов, проводя исследования в области военной географии с привлечением методов статистики, а П.Н. Савицкий считал, что введенная им специальная категория "месторазвитие" " ...обосновывает новую отрасль - геософию как синтез географических и исторических начал".
3.2. Особенности геополитического положения России
В своем пространственно-территориальном выражении Россия занимает уникальное геополитическое положение. Большинство современных авторов, исследующих проблемы российской геополитики, едины в том, что Россия благодаря своему особенному геополитическому положению объективно призвана играть довольно существенную роль во всех глобальных, международный и региональных процессах.
Рассматривая геополитическое положение РФ, следует подчеркнуть, что для нее будет доминирующим более континентальное географическое расположение и размеры территорий.
Геополитическое положение России характеризуется рядом особенностей.
1. Природно-географическая специфика территории России.
Россия занимает большую часть восточной Европы и северную Азию. Площадь территории составляет 17075,4 т. кв. км. Омывается морями Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Около 3/4 территории занимают равнины и низменности. Горные области преобладают на юге и востоке страны.
В России около 120 т. рек (длиною более 10 км). Наиболее крупные из них: Обь с притоком Иртыш (5410 км) Амур с Аргунью (4440 км), Лена (4400 км), Енисей (4102 км), Волга (3530 км). Насчитывается около 2 млн. пресных и соленых озер. Наиболее значительные из них: Байкал, Ладожское, Онежское, Чудское, Таймыр.
Леса занимают 41% территории России, на севере - арктические пустыни и тундра, на юге - степи и полупустыни.
Климат большей части России - умеренный континентальный, на крайнем северо-западе - морской, на юге Дальнего Востока - муссонный. На северных островах и полуострове Таймыр климат арктический и субарктический, на Черноморском побережье Кавказа - субтропический.
Недра России богаты полезными ископаемыми: нефтью и природным газом, углем, железными и марганцевыми рудами, апатитами, фосфоритами, рудами цветных и благородных металлов, алмазами и др.
На территории РФ функционируют объединенные энергетические системы. В РФ расположены системы магистральных газопроводов - Центральная, Поволжская, Сибирь-Центр и др. Функционируют газопроводы в соседние страны, а также газопроводы - Уренгой - Западная Европа, Ямбург - Западная граница РФ.
В России - 3 металлургические базы: Уральская, Центральная и Сибирская. Повсеместно представлено машиностроение, но наиболее развито оно в Центральном районе, Поволжье, на Северо-Западе, Урале и Западной Сибири. Важнейшие районы химической промышленности: Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Уральский и Западно-Сибирский. Российская Федерация - важный экспортер продукции металлургической промышленности.
Россия - федеративное государство: в ее составе 21 республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область. Протяженность внешних границ России - 90532 км. При этом морские границы почти вдвое длиннее сухопутных. Число пограничных государств - 16 (больше, чем у кого-либо в мире). В составе России 45 субъектов (административно-политических единиц) являются приграничными.
Уникальность территориально-географического расположения России в геополитическом плане связана с ее размещением на двух континентах, между двумя океанами. Иногда можно встретить выражение "России характерен дуализм в квадрате".
Для десятков стран южного и западного полушария, омываемых сразу двумя океанами, характерен преимущественно акваториальный дуализм.
2. Россия имеет особую специфику транспортной инфраструктуры.
Наземные коммуникации включают:
- автомобильные сообщения; их характеризует: слабая развитость, низкая пропускная способность, в азиатской части автомобильные магистрали практически отсутствуют;
- железные дороги (достаточно развиты в европейской части; за Уралом (Сибирь, Дальний Восток) развиты недостаточно. Практически эти регионы соединены с европейской частью лишь построенной в начале века Транссибирской магистралью. БАМ остается не пригодной для эксплуатации как пассажирских, так грузовых перевозок).
Существует проблема железнодорожного сопряжения России с Европой. Общеизвестно, что железнодорожное полотно России шире, чем европейское. Для прямого сообщения с Европой необходимы дополнительные ресурсы, да и станции перевода вагонов на европейские тележки теперь находятся в странах ближнего зарубежья, что создает дополнительные трудности;
- нефте- и газопровод - одна из самых проблематичных сфер для современной России. Дело в том, что построенные в советское время нефте- и газопроводы от Сибири до европейских стран проходят через Украину и Прибалтийские государства. Опыт суверенного существования этих стран принес немало трудностей России в перекачке нефти и газа. Например, около 10 % перекачиваемого газа Украина присваивает себе без ведома России.
Использование нефтеналивных терминалов Прибалтийских государств и Украины во многом зависит от благополучных отношений с этими странами.
В связи с известными событиями на Юге России возникла проблема перекачки нефтепродуктов и газа с каспийского региона.
Отсутствие нефте- и газопроводов на Юг (в Китай, Монголию и другие государства) делает Россию зависимой от Украины, стран Балтии, Европы.
Наиболее перспективным для России представляется реализация имеющихся проектов транспортировки нефтепродуктов через Беларусь, а также в Китай;
- линии электропередач - одно из самых перспективных направлений современных коммуникаций. Однако после распада СССР экспортировать электроэнергию для России стало практически невозможно. Весь электроэнергетический комплекс СССР, предназначенный для работы на экспорт (11 АЭС) был сосредоточен в Украине. После распада союза Россия, несмотря на достаточно большие мощности по выработке электроэнергии, испытывает некоторые затруднения.
Морские и речные коммуникации. Со времен Петра 1 Россия всегда стремилась расширить и удержать возможности выхода к морям, иметь речные сообщения. Это дешевые и эффективные каналы товарообмена, их военно-стратегическое значение трудно переоценить, в конечном итоге благодаря им Россия стала напрямую причастной к миру морских держав. Практически последние триста лет Россия только наращивала свои морские возможности. Однако с распадом СССР появились трудности в осуществлении проектов развития водных коммуникаций. К примеру, с потерей прямого контроля над портами Черного и Балтийского морей, Россия лишилась двух акваторий незамерзающих портов; на Дальнем Востоке, из-за неразвитости наземных коммуникаций порты продолжают оставаться мало эффективными; прямое сопряжение "река - море - океан" также неэффективно ввиду сокращения числа глубоководных портов и глубоководных рек.
Россией утрачена важнейшая речная "артерия" - р. Дунай, а ряд рек Южного направления резко снизили свою эффективность в с связи с переходом большинства портов Каспийского и Азовского морей во владения новых суверенных государств.
3. Особенность геополитического положения России выражается в демографическом противоречии. Как известно, население РФ составляет 147,2 млн. чел. (1999 г.). При этом большая часть населения сосредоточена в европейской части страны, а основные запасы сырьевых и энергетических ресурсов находятся в Сибири и на Дальнем Востоке. В России сохраняется снижение темпов рождаемости, усиливается диспропорция половозрастных характеристик населения. Кроме того, на демографическую ситуацию накладывают отпечаток миграционные процессы.
4. Проблема этнических противоречий внутри страны и у ее границ является важным фактором, обуславливающим особенности геополитического положения России:
- Россия двурасовая страна;
- в стране проживает свыше 150 этносов и этнических групп;
- государственное устройство по национально-территориальному признаку порождает ряд проблем, прежде всего пробуждение самосознания этносов с их вариантами построения территориального государства1;
- проблемы соотечественников за рубежом.
5. Для России характерны особенности конфессионального характера.
Россия - страна, в которой широко распространены три мировых религии (христианство, ислам и буддизм); имеется множество различных религиозных объединений. (сект). Отличительная особенность России состоит в поликонфессиональности при этническом многообразии.
6. Важнейшей особенностью, характеризующей геополитическое положение России, является наличие территориальных проблем. Существуют разногласия по таким территориям как:
· Курильские острова - Япония высказывает претензии на владение этими островами;
· приамурские и уссурийские земли оспаривает Китай;
· Крым рассматривается рядом отечественных политиков как территория России;
· часть земель Псковской области, на которые претендует Латвия и др.
7. К геополитическим особенностям России следует отнести ландшафт и климатические условия.
Таким образом, особенности геополитического положения России детерминированы такими, в частности, факторами как: природно-географический императив; экономические, демографические, экологические особенности; территориальные, этнические и конфессиональные противоречия как внутри страны, так и между государствами ближнего зарубежья и их ближайшими соседями.
3.3. Россия в современном геополитическом пространстве
Современные геополитические реалии позволяют рассматривать Россию как один из важных центров геополитики, имеющей, как и все другие страны, свои собственные интересы в мире. Распределение ее внешнеполитических приоритетов просматривается, прежде всего, на схеме концентрического распределения границ. Первую из подобных окружностей образуют государства СНГ, где можно выделить, по крайней мере, два самостоятельных сегмента - западный и юго-восточный. Вторую окружность, делящуюся также на несколько секторов, составляют Восточная Европа, исламские страны, Китай и Индия. Третью представляют государства "атлантической цивилизации" и Япония. Четвертую - страны Юга (Латинской Америки, Африки, акватории Тихого океана).
В определении своих национальных интересов Россия исходит из того, что:
- во-первых, после распада СССР значительно сократилась ресурсная база обеспечения внешней политики страны (76% по территории, 60% - по населению, около 50% - по валовому национальному продукту от показателей бывшего СССР в 1985 г.). Кроме того, границы России оказались более открытыми и менее защищенными;
- во-вторых, экономическая слабость России и сложности, связанные со становлением ее собственной государственности (прежде всего, проблемы регионализма и сецессии), заметно снизили авторитет России на международной арене;
- в-третьих, продолжается борьба внутренних политических сил вокруг вопроса о национальных интересах России.
Российская дипломатия, разумеется, исходит из сохраняющейся огромной роли "атлантической цивилизации", возглавляемой США. Именно "Север", по единодушному мнению экспертов, диктует "правила игры" на данном этапе развития международных отношений. И подобная ситуация сохранится, видимо, еще надолго. Причем очевидно, что нынешняя Америка с приходом к власти республиканцев стоит перед необходимостью сформулировать новые цели в мире, адекватные складывающимся реалиям, скорректировать интересы в области национальной безопасности, модернизации собственных военных структур.
Во внешней политике и в сфере национальной безопасности Америка сталкивается в большей степени с экономическими, нежели военными вызовами. В новых условиях ощущается утрата лидерства в экономической и научно-технической областях. Растет отставание США во многих сферах самого современного производства и мировой торговли от Западной Европы и Японии.
Ситуация радикально изменилась и в том смысле, что после исчезновения "общего врага" союзники Соединенных Штатов постепенно освобождаются от старых комплексов, предполагавших послушание или получение каких-то услуг, своеобразной "платы" США за защиту от "коммунистической" угрозы. Несмотря на то, что, по официальным данным, США ежегодно расходуют на оборону 6% валового внутреннего продукта, единоличное определение положения вещей в мире стало уже не под силу одним США.
Конфигурация геополитических сил на мировой арене действительно усложнилась. В этой связи представляется интересным новое видение миропорядка, сформулированное бывшим премьер-министром Японии Ясухиро Накасонэ. Он констатировал, что "новый миропорядок - это ряд сложных, тяжелых обязанностей. Прежде всего, это касается единственно оставшейся сверхдержавы - Америки, затем - обладающих ядерным оружием пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, которые имеют большую политическую силу. Далее - государств "семерки", сосредоточивших большую экономическую мощь. Кроме того, есть много вопросов, по которым, "семерка" должна советоваться с Россией и Китаем, чтобы использовать в Совете Безопасности ООН право вето. "Большая семерка" плюс "большая двойка" - формируется "большая девятка". ООН, по мнению Накасонэ, - это "соединение законности с принципом согласованности. Это и есть новый мировой порядок".
В меняющейся парадигме международных отношений державы "Севера" пока не сформулировали достаточно четко свои цели в отношении России, поскольку неясными до сих пор остаются перспективы ее внутреннего развития. Да и российские внешнеполитические приоритеты тоже не совсем четко обозначены.
Представляется, что в обозначенных условиях геополитика для России имеет, по крайней мере, три уровня:
Первый - самый общий, связанный с цивилизационными характеристиками. Он определяется следующим выбором альтернатив: светское государство, жесткая клерикальная форма общественного бытия, рыночная экономика с демократическими институтами. Выбор сделан в пользу демократии и отражен в действующей Конституции.
Второй - собственно геополитический. Геополитические факторы определяют оптимальный долгосрочный внешнеполитический курс государства, выраженный в государственной стратегии.
Третий - реальная внутренняя и внешняя политика государства.
Рассматривая место России в современном геополитическом пространстве, следует отметить, что она является основой славяно-православной цивилизации и в этом смысле вокруг нее можно выделить три основные геополитические силы:
а) Запад во главе с США (атлантизм, мондиализм, новый мировой порядок); Россия, обращенная к евро-американскому миру, христианской цивилизации, но она не является в культурном плане Западом, отстает от основной массы индустриальных и постиндустриальных держав в экономическом отношении. Считается, что российский военно-стратегический потенциал находится на уровне западных стран.
Вместе с тем, западный геополитический блок может расколоться на две части: США и Западная Европа под влиянием Германии;
б) Юг (исламская цивилизация). Россия обращена к Центральной Азии, исламскому миру, менее развитому экономическому сообществу, как бы стоит на стыке азиатской и европейской культуры. Однако в социокультурном плане Россия не является азиатской страной.
На Юге пока нет явного политического лидера, способного объединить исламскую цивилизацию, но объединение вполне возможно. На роль объединительного центра в исламском мире претендуют:
1. Иранский фундаментализм (Иран);
2. Пантюркизм (Турция);
3. Идея арабского единства (Сирия, Ирак);
4. Ваххабизм (Саудовская Аравия);
5. Исламский социализм (Ливия);
в) Восток - представлен Восточной Азией и Азиатско-Тихоокеанским регионом, буддизмом и конфуцианством, модернизирующимися и отдельными высоко развитыми индустриальными странами, которые не оказывают доминирующего влияния на Россию. Нужно отметить, что Россия в Восточной Азии не имела столь сильных противоречий, чем на Западе. Здесь в свое время играли отрицательную роль идеологические разногласия (особенно с Китаем, Южной Кореей, Японией), а при их отсутствии сегодня создаются благоприятные условия для реализации геополитических интересов России в этом регионе.
Таким образом, в геополитическом плане Россия как бы является частью каждого из геополитических субъектов и вместе с тем ни с одним из них ее нельзя полностью идентифицировать.
Россия занимает особое положение, имеет свою специфическую культуру, объединяющую многие народы, которые по интегральным показателям сложно причислить к Европе, Азии или Востоку.
Более того, Россия окружена двумя специфическими поясами держав:
- на Западе - странами, оказавшимися между развитой Европой и Россией (Восточноевропейские страны и бывшие партнеры по СССР - союзные республики: Украина, Беларусь, Литва, Латвия, Эстония);
- на Юге - страны, находящиеся между Ближним, Средним Востоком и Россией. Это кавказские (Грузия, Азербайджан, Армения) и центральноазиатские страны (Казахстан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан).
Уникальность пространственно-территориального расположения России вызывает споры вокруг ее места и роли в системе международных отношений. Особо жаркие дискуссии характерны для периодов реформ, революций, преобразований российского государства. Так было в прошлом веке (западники и славянофилы), в начале ХХ в. (евразийцы и почвенники), так случилось и в современной, постсоветской истории. В 90-х гг. наступила очередная дискуссия по вопросу: "Россия мировая или региональная держава"? В этом отношении становится очевидным вопрос о характере российской государственности, обусловленный рядом обстоятельств:
1. Продолжающейся дискуссией относительно пути построения традиционной державности или демократии.
2. Современными тенденциями российского регионализма и неподчинения центру. В этом контексте дискутируется вопрос: Россия останется единым геополитическим пространством или ее ожидает участь СССР?
3. Проблемами формирования эффективных государственных структур, органов государственного управления, соответствующих нормам демократии.
4. Этнонациональными и конфессиональными противоречиями, которые могут стать источником угрозы территориальной целостности России.
При ответе на вопрос о перспективах российского государства в нынешней природно-пространственной среде мнения, как правило, не расходятся ни у политиков, ни у теоретиков. Россия видится как единый географический организм в существующих границах. Расхождения, как правило, имеются во взглядах на формы, методы укрепления российской государственности,1 предотвращения угроз территориальной целостности России.
Мнения и желания теоретиков и практиков геополитики относительно того, что Россия региональная или мировая держава также разделяются. Одни эксперты приводят аргументы, характеризующие Россию как региональную державу. Однако более убедительной представляется аргументация тех, кто рассматривает Россию как мировую державу.
Геополитическое положение России - срединное пространство между Европой, Дальним Востоком и исламским миром и одновременно - центр притяжения постсоветского пространства. В силу этого Россия - необходимый партнер в обеспечении всеобщей, региональной и коллективной стабильности и безопасности.
Внешняя политика России так или иначе затрагивает интересы и Азиатских и Европейских держав. Россия, как ни одна держава мира, приближена к современным эпицентрам конфликтов и очагов напряженности. Исходя из этого, Россия имеет интересы как глобального, так и регионального масштаба, что обуславливает ее роль как мировой, так и региональной державы одновременно.
Характерные особенности геополитических отношений России и Запада детерминированы распадом биполярного мира. России и Западу приходится осуществлять переоценку своего места и роли в изменившихся геополитических реальностях. В этом плане для Запада встал вопрос, который четко сформулировал Зб. Бжезинский: "Если Россия больше не является противником, то кто она - уже союзник, или клиент, или просто враг, потерпевший поражение"? Этот вопрос реально отражает противоречивость мнений специалистов о роли России в мировом геополитическом пространстве и ее отношения с Западом.
Не вдаваясь в детальный анализ, выделим наиболее существенное в отношениях России и Запада.
Во-первых, Запад заинтересован в сохранении стабильности. Что касается укрепления ее геополитических позиций, прежде всего в СНГ, то большинство западных стран настороженно относятся к интеграционным процессам в постсоветском геополитическом пространстве.
Во-вторых, США и Запад в целом не заинтересованы в полном развале, дезинтеграции России, утрате Москвой контроля за нынешней российской территорией. Запад отводит России значительную роль в решении мировых проблем, т. к. имеется ряд совпадающих интересов: укрепление всеобщей безопасности, усиление контроля над вооружениями, предотвращение распространения оружия массового поражения; преодоление региональных конфликтов, борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и др.
Эти два императива ставят перед Западом довольно трудную дилемму: с одной стороны - не дать России возможности занять доминирующее положение в геополитическом пространстве Евразии, а с другой - удержать Россию от участи Советского Союза.
Видимо, в данном контексте и будут развиваться отношения Запада к России. Сумеет ли Россия занять достойное место в числе мировых держав, покажет время. Бесспорно и ясно одно - источник мощи России лежит в ней самой, в эффективной реализации имеющихся внутренних потенций.
Что касается НАТО, то Россию устроил бы такой вариант, при котором были установлены особые отношения с Североатлантическим альянсом, закрепленные договором, включающим в себя принципы взаимной безопасности и стратегического сотрудничества.
Специфика геополитических отношений России и исламского мира состоит в том, что одни авторы рассматривают характер этих отношений как противоборство до уровня антагонизмов. Другие полагают, что имеется потенциальная возможность тесного сотрудничества России с государствами Юга несмотря на имеющиеся проблемы на Северном Кавказе.
В геополитическом плане Юг представляет большой интерес для России как в силу экономических, социальных, так и в силу духовных аспектов.
При построении рациональных отношений с Югом следует выделить ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать:
· исламский мир не представлен государственным образованием, центральной государственной инстанцией, он наднационален;
· исламский мир разнообразен, характеризуется неустойчивостью, усилением фундаментализма, распространением агрессивных сил, вплоть до терроризма;
· исламские внутренние противоречия значительно сильнее по сравнению с другими религиями (примеру: разногласия между суннитами и шиитами);
· объединение всех мусульман пока выступает в виде декларации; идея действует до того момента, пока на передний план не выдвигаются внутренние экономические, социальные, политические интересы отдельных стран мусульманского мира;
· существует и действует ряд международных организаций мусульманских стран (например, Организация Исламская Конференция, Лига исламского мира, Исламский банк развития и др.);
· наднациональность ислама сложно контролируется, может иметь самые отрицательные последствия (например, Чечня для России).
Таким образом, следует иметь ввиду, что в анализе геополитических отношений России с исламским миром цивилизационный, культурологический подход мало эффективен.
Представляется более эффективным конкретно-страновой подход, при котором будут рассматриваться геополитические отношения России с учетом общих для ислама и специфических для конкретной страны положений.
Геополитическая роль России в дальневосточном регионе предопределяется тем, что в географическом плане страна была и остается существенной частью азиатского континента. При этом значительное территориальное сопряжение Россия имеет с Восточной Азией. Последняя вызывает особенный интерес в силу того, что становится мощным геополитическим центром мира, а физически Россия более приближена к Азии, чем к Западу.
Как объект российской геополитики Восточная Азия обладает рядом особенностей:
- АТР представляет собой индустриально развитый регион. Такие страны, как Япония, Китай, Южная Корея относятся к разряду экономически развитых стран мира;
- не считая территориального спора с Японией, в этом регионе у России нет серьезных проблем, способных блокировать ее проникновение и реализацию геополитических интересов;
- распад СССР и исчезновение коммунистической идеологии привел к существенным положительным геополитическим изменениям в регионе. Например, в глазах Запада снизилась роль Китая как противовеса мощи России. Спала напряженность между Индией и Китаем, Индией и Пакистаном, что позволяет России продолжать традиционные дружественные отношения с Индией и строить партнерские отношения с Китаем и Пакистаном. Вьетнам и Северная Корея потеряли свою значимость как единственные союзники России, а Япония и Южная Корея - как партнеры США. Российские войска на Дальнем Востоке перестали рассматриваться Японией как угроза. Начали существенно меняться отношения России с Северной Кореей, странами АСЕАН, Австралией, Новой Зеландией, Тайванем, причем в сторону взаимопонимания и сотрудничества.
Главная задача геополитики России в дальневосточном регионе состоит в нормализации отношений с Китаем путем установления сотрудничества в области экономики, техники, военной сфере. Кроме того, расширение сотрудничества с АТР рассматривается как источник экономического роста российского Дальнего Востока, сулящий выгоды для России в целом.
Особый интерес России в Восточной Азии заключается в том, чтобы установить и поддерживать тесные связи с крупнейшими странами - Китаем и Индией, что позволит обеспечивать стабильность и безопасность на азиатском континенте. Если партнерами России выступят Германия и Япония, то безопасность Евразии станет вполне реальной, а для России - гарантированной. Речь здесь не идет об отстранении США, но приоритетными остаются все же Евроазиатские страны.
3.4. Геополитическая роль Российской Федерации на постсоветском пространстве
Россия на постсоветском пространстве выступает центром геополитического притяжения в силу того, что это громадное и все еще могучее государство, имеющее демографический, экономический, научный, военный и иной потенциал, превосходящий другие государственные образования.
Однако геополитическая роль России на постсоветском пространстве имеет ряд особенностей, обусловленных рядом негативных для нее факторов. Выделим некоторые из них.
1. Неподконтрольные геополитические трансформации, происходящие как в постсоветском, так и мировом пространстве в целом. Они обусловлены, в частности:
- относительным ослаблением мощи России, превращением ее в одну из частей бывшей сверхдержавы (пусть и самую большую);
- усиление активности как традиционных геополитических конкурентов (Турция, Иран, Китай, США, ФРГ), так и новых геополитических соперников (от Пакистана до Саудовской Аравии) на постсоветском пространстве.
- расширение НАТО на Восток без участия в нем России;
- потенциальные проблемы формирования новых геополитических государственных образований (Курдистан, самостоятельный Синьцзян, Восточный Туркестан, распад Афганистана и т. д.).
На эти процессы Россия не оказывает существенного влияния. Между тем они происходят у самых границ России.
2. Коммуникационная изоляция России.
3. Отрицательный внутренний факторный резонанс:
- попытки суверенизации республик, их отдаление от федерального центра (Чечня, Татарстан, Башкортостан);
- проекты республиканизации областей. В 90-х гг. декларировалось провозглашение Сибирской, Восточно-Сибирской, Средне-Сибирской, Ангаро-Енисейской, Енисейской, Иркутской, Уральской, Дальневосточной, Балтийской, Саратовской и др. республик;
4. Миграционные проблемы. Наличие больших потоков беженцев и вынужденных переселенцев. В местах наибольшего их скопления существует угроза социального напряжения, возможность межнациональных конфликтов.
Место и роль России в постсоветском геополитическом пространстве обусловлено тем, что:
· России принадлежит важная роль в поддержании стабильности на большей части постсоветского пространства;
· экономика стран ближнего зарубежья все еще тесно связана с экономикой России и особенно с ее энергоресурсами. Попытки осуществить транспортные коридоры среднеазиатских ресурсов в Европу, минуя Россию, пока не дали существенных результатов;
· Россия экономически самодостаточное государство;
· Россия - ядерная держава, ключевая фигура мирового ядерного клуба.
Союз России с государствами СНГ вполне может служить залогом коллективной безопасности стран Евразии. Наиболее реально развитие отношений между этими государствами на основе стратегического партнерства и военно-политической интеграции.
Объединившись, государства СНГ могли бы более эффективно решать стоящие перед ними проблемы.
Существует немало факторов, способствующих движению стран СНГ навстречу друг другу. Во-первых, мощной интеграционной силой выступает технологическая взаимосвязь и взаимодополняемость бывших союзных республик. Несмотря на то, что хозяйственные связи формировались на внерыночных принципах, насильственное дробление экономического пространства Союза и разрыв народнохозяйственного комплекса приводит к огромным издержкам и является одной из причин тяжелейшего экономического кризиса во всех странах СНГ.
Во-вторых, важной интеграционной силой является единая инфраструктура: транспорт, связь, телекоммуникации. Все страны Содружества заинтересованы в бесперебойной работе телекоммуникаций, следовательно, требуется согласование позиций и сотрудничество в этой сфере.
В-третьих, в Содружестве, несмотря на все трудности, сохранился мощный научно-технический потенциал, который создавался как единый; он вполне может быть задействован самым эффективным образом.
В-четвертых, сохраняющаяся политическая нестабильность в отдельных странах СНГ и региональные конфликты требуют от новых суверенных государств поиска компромиссов и устранения противоречий, проведения эффективной национальной политики. Иными словами, экономическая и политическая взаимозависимость могут служить основой дальнейшей консолидации стран СНГ. В этом нет ничего предосудительного: интернационализация хозяйственной жизни лежит в русле мировых тенденций. Развитие производства и научно-технический прогресс все чаще ставят проблемы глобального характера, которые легче решить совместными усилиями государств.
В то же время, несмотря на выгоды и преимущества сотрудничества, сохраняются факторы, мешающие интеграционным процессам. К экономическим причинам дезинтеграции относятся: продолжающийся в большинстве стран спад производства, кризисное состояние их экономики, структурная несбалансированность взаимной торговли, дефицит торгового баланса, неадекватный рост транспортных тарифов, низкая платежепокупательская способность новых независимых государств и др.
В этих условиях интеграционная политика стран СНГ должна быть ориентирована на постепенное сближение хозяйственного законодательства, проведение единой таможенной политики, совершенствование системы платежей. Однако интеграционный механизм предпочитает гармонизацию интересов не только хозяйствующих субъектов, но и национальных интересов страны. Требуется включение таких механизмов, которые бы подчинили интересы хозяйствующих субъектов государственным интересам стран СНГ.
Другая важнейшая сторона - военная интеграция. Следует подчеркнуть, что интеграция вооруженных сил экономически выгодна - она дает возможность сократить национальные военные бюджеты, снизить громадные финансовые и материальные затраты на предотвращение эскалации региональных конфликтов. В одиночку решить задачу обеспечения суверенитета и территориальной целостности государства, полагаясь только на свои возможности, по крайней мере, не рационально.
Учитывая геостратегический интерес, политика России в отношении стран СНГ должна отличаться гибкостью, готовностью к компромиссам и диалогу.
3.5. Регион как субъект геополитических отношений в федеративном государстве
Становление субъекта федерации как политического института предопределило развитие процессов экономического, социокультурного, политического самоутверждения регионов. Явление это не случайное, а закономерное, в силу того, что принципиально меняется характер общественного устройства страны, формируется новая модель федеративных отношений.
Регионы, особенно пограничные, все больше наращивают внешнеэкономические и социокультурные связи с соседними государствами. Так, вдоль границ России формируются такие фактически межрегиональные образования, как "Черноморское сотрудничество", международный проект "Туманган", сферы приграничного взаимодействия и приграничной торговли вдоль российско-китайской границы. Обсуждаются планы и перспективы взаимодействия вдоль российско-финской границы, по берегам Берингова и Охотского морей, на Сахалине и Курильских островах. Идут дискуссии вокруг возможной роли Калининградской области РФ как центра международного субрегиона.
Из 89 субъектов Российской Федерации 45 (51%) являются приграничными. Они занимают 76,6% территории страны. В них проживает 43% населения. К сожалению, в отдельных из них продолжает сохраняться угроза сепаратизма, настроений сецессии.
Дезинтеграцию России стимулируют не только внутренние, но и внешнеполитические силы, борющиеся за ее отдельные культурно-исторические части. В Иране и Турции мусульман Северного Кавказа призывают возвратиться к ценностям ислама. Турция и Саудовская Аравия пытаются идеологически "привязать" к себе Татарстан и Башкортостан. За буддийскими республиками - Калмыкией, Тывой, Бурятией пристально наблюдает Далай-лама. Финляндия считает нужным напомнить о себе в автономиях, где проживают финно-угорские народы (9 регионов с населением 7,5 млн. чел.). Китайцы нелегально проникают в южную часть Дальнего Востока. В Монголии национал-патриотические силы вынашивают идею создания Великой Монголии за счет Бурятии, Тывы и Читинской области.
Карелия и Мурманская область испытывают сильное влияние Скандинавского центра, Калининградская область - Германии; Приморский край и Сахалинская область - Японии и Кореи; Чукотский, Корякский АО и Камчатская область - влияние США, Республика Коми и Ханты-Мансийский АО - влияние крупнейших транснациональных корпораций и связанных с ними политических структур наиболее развитых стран.
Потенциально к дезинтеграции в большей степени тяготеют регионы с ведущей ролью:
· национального фактора (Татарстан, Башкортостан, Тува);
· внешнеэкономического фактора (Калининградская, Амурская, Сахалинская области; Приморский и Хабаровский края);
· ресурсного потенциала (Саха, Карелия);
· внешнеполитического фактора, межнационального конфликта (Чечня).
Совершенно очевидно, что существование России в качестве устойчивой геополитической единицы будет зависеть от сохранения ее территориальной целостности. В то же время реальность регионального фактора актуализирует проблему формирования политико-правовой основы международных контактов субъектов РФ, их включенности в мировую политику.
Европейский опыт позволяет говорить о наличии у регионов таких инструментов, как право заключать договоры и соглашения; право открывать собственные или совместно с другими регионами представительства в третьих странах и при соответствующих международных организациях; право участвовать в подготовке международного (межправительственного) договора, если им затрагиваются его фундаментальные интересы (применение этого права является предметом внутригосударственного регулирования); право участвовать в работе международных конференций.
Как известно, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Федерации и ее субъектов находятся координирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров РФ. Впервые принятый в России 16.06.1995 г. закон о международных договорах максимально учел интересы регионов, а также международную практику в части предоставления территориальным образованиям определенного объема прав на осуществление внешних связей. Ст. 4 Федерального Закона подробно регламентирует порядок применения международных договоров, в которых затрагиваются полномочия субъектов РФ. Теперь такие договоры могут заключаться после согласования с органами государственной власти заинтересованного субъекта Федерации. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 71 Конституции РФ определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа находится в исключительном ведении Федерального центра. Только федеральная власть, а не части Федерации имеют суверенные права на разведку и разработку естественных ресурсов шельфа и зоны.
Что касается координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, то данная деятельность сохраняется в совместном ведении сторон.
Субъектами геополитических отношений в РФ выступают не только края, области, национальные республики и округа, но и более укрупненные районы. Речь идет о таких экономических районах, как Северный, Северо-западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Они объединены в 8 ассоциаций межрегионального экономического взаимодействия и являются интегральной составной частью складывающегося принципиально нового геополитического и геоэкономического пространства России.
К примеру, Центрально-Черноземный район можно рассматривать как главный форпост хозяйственных связей с соседней Украиной. Дальний Восток - форпост России на Тихом океане. В 35 км от Чукотки, через Берингов пролив начинается Америка (Аляска); сорокатрехкилометровый пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от Японского острова Хоккайдо. На протяжении 2 тыс. км район граничит с Китаем, на 60 км тянется граница с КНДР. Уязвимое место региона - его слабая транспортная связь с остальной территорией России. Почти отсутствуют автомобильное сообщение; внутренние связи между субъектами РФ весьма слабы. Ведущее место в межрегиональных перевозках принадлежит морскому транспорту. По природным ресурсам Российский Дальний Восток не уступает Дальнему Западу США. Здесь есть повсеместно каменный и бурый уголь, нефть и газ (Сахалин), полиметаллы, олово, графит (Приморский край), железные и марганцевые руды (Еврейская АО). Главная проблема дальневосточного региона - выход на новый, тихоокеанский рынок.
Не менее важным является развитие российского "Севера". Северные и арктические регионы, занимающие 2/3 территории России с населением в 9 млн. чел. дают 70% поступлений в казну страны. В постиндустриальную эру геостратегическая роль российского Севера, где сосредоточено 90% природных богатств и по которому пролегает кратчайший путь из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), еще больше возрастает.
Велика значимость Северного морского пути как кратчайшей российский морской транснациональной трассы, связывающей Европу с Азией. Из Англии в Японию он, например, в 2 раза короче и в 1,6 раза длиннее любого другого морского пути, в т. ч. и через Суэцкий канал. В сферу национальных интересов России входят и зоны активного прибрежного рыболовства, и нефтегазовые месторождения арктического шельфа, открытые в 80-е гг.
К сожалению, вопрос о северной границе в Арктике остается до сих пор нерешенным. Еще в 20-е годы СССР установил в Арктике секретариальные владения, то есть от наших территорий - Кольского полуострова, Чукотки - провели линии к Северному полюсу, которые и были объявлены границами государства. И сколько Запад ни пытался сбить нас с этих позиций, Арктика оставалась Советской вплоть до Северного полюса. После распада СССР статус этой территории с огромными месторождениями нефти и газа перестал быть российским и стал неизвестно чьим. Нерешенность этой проблемы ведет к интернационализации Севморпути, овладеть которым уже пытаются некоторые державы, в том числе Норвегия, Финляндия и Япония.
Важным субъектом геополитических отношений стал Уральский экономический регион. Географическое положение на рубеже Европы и Азии сделало Урал связующим звеном между европейской и азиатской частями России. По обилию и разнообразию природных ресурсов вряд ли другой район может сравниться с Уралом: каменные и бурые угли, нефть, газ, железные руды и руды цветных и драгоценных металлов; каменные соли; цементное сырье; поделочные и драгоценные камни, лес и другие биоресурсы.
Выгодное геополитическое положение занимает и Северо-Кавказский регион. Он имеет выход к южным морям, странам Закавказья, Передней Азии и Южной Европы. Полиэтничность - наиболее характерная черта Северного Кавказа, во многом определяющая его социально-политическую обстановку. Причина главным образом геополитическая. В течение последних трех тысячелетий через этот своеобразный перешеек между Азией и Европой прошли орды кочевников, а сам Кавказ представлял собой лакомую добычу для многочисленных завоевателей - римлян, персов, арабов, монголов, турок и др. Славяне появились на Кавказе в 10 веке, а проникновение русских началось с 16 века. Ныне кроме коренных и славянских народов (их 70%) здесь проживают представители других народов Федерации (татары, чуваши, мордва), соседнего Закавказья (армяне, грузины, азербайджанцы) и дальнего зарубежья (греки, болгары, корейцы), а также немцы, евреи, цыгане - и это далеко не полный перечень.
Особенность этнополитической ситуации региона - в наличии репрессированных в прошлом народов (чеченцев, балкарцев, ингушей, турок-месхетинцев и др.) Другой особенностью является мозаичность расселения этносов; многие из них имеют диаспоры за рубежом.
Пестра религиозная структура населения: 70% исповедуют православие, 20% - ислам.
За многовековую историю на Северном Кавказе накопилось множество противоречий - между центром и регионами, между народами и религиями, между коренными и переселенцами и др. Все это обусловило взрывоопасную этнополитическую обстановку, сепаратизм в форме вооруженного конфликта (Чечня).
В настоящий период для России крайне важным представляется не потерять контроль над геополитически значимыми регионами, в частности, Северным Кавказом, Дальним Востоком, Калининградской областью.
При формировании геополитических ориентиров в мировом пространстве наибольшей устойчивостью, как свидетельствует практика, будут обладать те партнерские связи, которые базируются не только на взаимных торгово-экономических или временных интересах, но прежде всего те, которые имеют совместимость духовно-культурной доминанты народов. Поиск таких партнерских связей представляет важную сторону разработки национальной геополитики.
Существенна роль Центрального региона РФ, в частности, Орловской области как субъекта геополитических отношений. Эта роль обусловлена:
- территориальным императивом, который состоит в том, что область расположена в юго-западной части Европейской территории России, в центре Среднерусской возвышенности, в южной части Центрального экономического района. Область не является пограничной, не соседствует с сопредельными России государствами, хотя достаточно приближена к Украине и Республике Беларусь; здесь проходят важнейшие транспортные коммуникации: авто и железнодорожные магистрали, связывающие Россию с европейскими государствами;
- природным императивом: рельеф территории области 24,7 тыс. км2 - холмистая возвышенность. Климат на всей территории умеренно-континентальный, среднегодовая температура января - минус 8, июля - плюс 19, осадков выпадает 550 - 560 мм в год. Лесной фонд области составляет 193,7 тыс. га. Главная река - Ока - протяженностью около 190 км несудоходна; другие реки имеют среднегодовой сток около 3 млрд. м3. Эксплуатационные запасы подземных вод около 700 тыс. м3;
- сырьевым императивом: природные ресурсы области недостаточно изучены. Однако кроме исходного сырья для стройматериалов имеются другие полезные ископаемые (железная руда, бурые угли, фосфориты, цементное сырье, сырье для производства минеральных красок). В настоящее время они не разрабатываются и составляют стратегический резерв. Главные природные ресурсы области - сельскохозяйственные угодья - 2085 тыс. га1;
- социально-демографическим императивом: на территории области проживает 904,4 тыс. жителей, в том числе городских - 573,0 тыс., сельских - 331,4 тыс. По этническому составу население в основном русское. По религиозной принадлежности - православное, хотя имеются представители других конфессий. По возрастному цензу преобладает трудоспособное население, хотя естественная убыль на конец 1998 г. составила 6000 чел., а миграционный прирост компенсирует естественную убыль на 56%.

Hosted by uCoz