ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
конспект лекций
Авторы: Юферова С.В., Тригуб Г.Я.
Редактор: Ильин А.А.

 

Тестирование

ТЕМА 1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. РУСЬ В IХ-ХIII вв.

Возникновение государственного объединения восточных славян. Норманская теория: заблуждения и реальность
Образование восточных славян - одной из трех групп древних славян, выделившейся наряду с западными и южными славянами из общей славянской общности, - датируют в пределах I тыс. до н.э. - второй половины I тыс. н.э. Общие черты этнического облика восточных славян сложились в VI-IX вв. на территории Восточной Европы в результате длительной и сложной перегруппировки славянских племенных объединений (анты, склавины, дулебы и др.) во взаимодействии с разноэтничной средой, в которой они обитали и расселялись (балты, финно-угры, потомки сарматов, тюрки и др.) и с которой контактировали (арабы, византийцы, скандинавы).
С VII-VIII вв. у славян идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. В результате поступательного роста производительных сил у восточных славян происходят существенные социально-экономические сдвиги, определившие начало перехода их от первобытнообщинных к раннеклассовым отношениям, от родоплеменной организации к государственности. Образование государства обусловлено единством двух комплексов причин: внутренние причины - это экономическое развитие, в ходе которого формируется имущественное разделение общества, и внешние факторы - военная деятельность и торговля. Совокупность этих моментов и создает условия для возникновения государства. Этот процесс длителен и может быть разделен на некоторые стадии.
Так, из "Повести временных лет" мы знаем о крупных восточнославянских племенных союзах, образование которых предшествует возникновению государства. Согласно этнографической карте "Повести временных лет", становой хребет Руси составили четыре славянские племенные группы, протянувшиеся с севера на юг вдоль "пути из варягов в греки": поляне, жившие на Днепре возле Киева, ильменские словене у озера Ильмень (будущие новгородцы), дреговичи, жившие между Припятью и Западной Двиной, полочане, селившиеся на берегах реки Полоты (их город - Полоцк). Периферию раннекиевской государственности составили племенные княжения древлян, волынян и бужан.
К востоку от осевой линии занимает пространство вторая группа племен, включающая кривичей, вятичей, радимичей и объединяемая в "Повести временных лет" такими признаками, как неоговоренный язык и политический строй, в отличие от первой группы, племена которой характеризуют "словенский язык" и наличие княжения. Наибольшим потенциалом среди них обладал племенной союз вятичей, сохранявший относительную самостоятельность в составе Киевского государства вплоть до ХII в., несмотря на неоднократные попытки киевских князей покорить своего восточного соседа. Вятичи, известные по арабским источникам как "страна Вантит", стремились противостоять и киевским полянам-русам, и Хазарскому каганату. И только постоянная угроза со стороны последнего, по-видимому, толкнула их на более тесный союз с Киевской Русью.
Третья группа племен - "иже дань дают Руси", очерчивает максимальные пределы русского государства эпохи первых князей. Это финно-угорские и балтийские племена: весь, меря, мурома, черемись, мордва, чудь, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нерома, либь.
Начало процесса консолидации племен отмечено в летописи сообщением: "Живяху в мире поляне и древляне и север и радимичи вятичи и хорвате". Конфигурация и частично состав этого объединения совпадает с территориальным ядром Киевской Руси.
Панорамная картина расселения славянских племен в Восточной Европе, изложенная на первых страницах "Повести временных лет", завершается сообщением о первом датированном событии русской истории. Оно приурочено к 842 году, первому году царствования византийского императора Михаила III Исавра. Здесь впервые упомянут термин "русская земля".
По свидетельству исторических сочинений франков - Сен-Бертенских анналов, в 838 г. к императору Феофилу, отцу Михаила III, явились послы, которые утверждали, что их народ зовут Рос. По их словам, они были направлены к нему царем их, называемым хаканом, ради дружбы.
Так, независимо друг от друга, два источника, древнерусский и западноевропейский, зафиксировали важнейшее политическое событие: возникновение не позднее конца 830-х гг. нового восточноевропейского раннегосударственного объединения "Русская земля", принятие его главой титула "хакан", уравнивающего правителя русов в правах с главой могущественного в то время Хазарского каганата, и установление первых политических контактов с Византией.
К середине IХ в. восходит известие арабского автора Масуди о том, что "первый из славянских князей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу этого государства с разного рода товарами". Имя Дира нередко рассматривают в одной цепи с именами Кия, Щека и Хорива как последнего представителя этой древней княжеской династии.
"Русская земля", или "каганат росов" 830-840-х годов, правителем которого был летописный Дир, охватывала территорию от Ладоги на севере до Киева на юге. Несмотря на значительные достижения (военно-морской поход на Константинополь в 860 г., установление дипломатических отношений с Византией, развитие торговых связей, оппозиция Хазарии), каганат росов встретился с определенными внешне- и внутриполитическими трудностями, которые нашли отражение в известиях, отнесенных в "Повести временных лет" к 859 году: наложение дани на полян, северян и вятичей хазарами, а варягами на северные племена словен, кривичей, чуди, меря и веси.
Каганат росов распался в середине IХ в. на два раннегосударственных образования: среднеднепровскую "Русскую землю" и приильменскую "Верхнюю Русь", представляющую собой разноэтническую конфедерацию славянских, финских и балтийских племен, границы которой очерчивают упомянутые в "предании о варягах" города Ладога, Новгород, Изборск, Белоозеро, позднее, после 864 года - Полоцы, Ростов, Муром.
В 860 г. словене новгородские, не дав дани варягам, изгнали их за море, однако из-за начавшейся междоусобицы (как сообщает летописец, "въста род на род") словене призвали к себе на княжение варяга Рюрика. В летописной легенде о призвании варягов упомянуты еще братья Рюрика Синеус и Трувор. Вымышленность его братьев Синеуса и Трувора признается большинством историков. Древний летописец, видимо, использовал скандинавскую сагу и слова "сине хус трувор", в древнешведском языке означающие "с дружиной и родом своим", воспринял как имена собственные. Историчность же Рюрика не отвергается. Не ранее 864 г. Рюрик, которого большинство исследователей отождествляет с известным по западным источникам Рюриком Ютландским, утверждается в Ладоге и рассылает своих мужей по городам.
В 879 г. Рюрик умирает в Ладоге. Ему наследует князь Игорь, но ввиду его младенческого возраста на престол вступает Олег Вещий, родственник (предположительно дядя) малолетнего Игоря. В 882 г. (эта дата, как и большинство летописных дат IХ-Х вв., условна, ибо они не восходят к погодным записям современника, а являются результатом хронологических выкладок летописцев ХI-ХII вв.) Олег с дружиной захватывает Киев. Объединение под властью одного князя Киева и Новгорода, двух основных центров восточного славянства, было важнейшим этапом развития древнерусской государственности. Если до взятия Киева Олегом можно говорить о существовании на Руси государственности, то с этого момента мы вправе говорить о существовании Древнерусского государства, столицей которого Олег сделал Киев. Время княжения Олега в Киеве (882-911 гг.) характеризовалось активизацией объединительных процессов. Власть Киева распространялась не только на полян, древлян и северян, но и на вошедших в конфедерацию кривичей и новгородских словен, а также присоединенных силой оружия радимичей, хорватов, уличей, чудь и мерю.
В 907 г. состоялся поход возглавляемых Олегом русских дружин на Константинополь (Царьград). По словам летописца, на греков двигалось 80-тысячное войско на конях и кораблях. Результатом похода стал почетный и выгодный для Руси договор, по условиям которого Византия обязалась уплатить единовременную контрибуцию "по 12 гривен на ключ", а также давать ежегодную дань на русские города: Киев, Чернигов, Переяславль, Полеск, Ростов, Любеч и прочие. Дань эта не означала зависимости Византии от Руси, а была откупом ради мира.
Русско-византийские отношения IХ-ХI вв. - это сложный комплекс, включающий в себя и мирные экономические, политические и культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была для славянских князей и их дружинников удобным объектом походов с целью захвата военной добычи. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, пыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные политические и экономические контакты. Свидетельством таких контактов служит существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе, известное нам по договору Олега с Византией, заключенному в 911 г. Он значительно дополнял договор 907 г. статьями о конфликтных ситуациях, которые могли произойти в ходе торговых отношений: убийства, драки, воровство; за них стороны несли равную ответственность. Обе стороны обязались также оказывать помощь в спасении торговых судов, потерпевших кораблекрушение, возвращать пленных и беглых. Историки предполагают, что были соглашения и в военной области, поскольку известно, что византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн с соседями. Например, в 911 г. 700 русских дружинников воевали в составе византийского войска с критскими арабами.
Заключение договора 911 г. - последнее датированное событие, связанное с именем князя Олега. Точная дата, обстоятельства и место смерти Олега Вещего неизвестны. Одна из летописей донесла до нас поэтическую легенду о смерти Олега, пытавшегося обмануть предсказанную волхвами судьбу и все же погибшего от укуса змеи, спрятавшейся в черепе его боевого коня.
Период с 882 г. по 912 г. академик Б.А.Рыбаков назвал норманским периодом русской истории. И здесь уместно коснуться одной воистину "проклятой" для нашей истории проблемы - борьбы так называемых норманистов и антинорманистов. По мнению М.П.Шаскольского, посвятившего норманской концепции отдельную монографию, "главной норманской концепцией уже более двух веков продолжает оставаться теория норманского завоевания". Согласно этой концепции, создание Древнерусского государства явилось результатом завоевания норманнами восточнославянских земель.
Основоположниками норманской теории принято считать историков - членов Российской Академии наук - Г.Ф. Миллера и И.Г. Байера, хотя аналогичные взгляды высказывались и до них. Если эти ученые не преследовали антирусских целей, то позднее норманизм проявил свою политическую тенденциозность.
Глубоко эмоциональное выступление М.В. Ломоносова против "варяжской" теории образования Древнерусского государства было в большей степени патриотической реакцией на общую ситуацию в России, сложившуюся в годы бироновщины, нежели результатом специального научного исследования.
Приверженцы антинорманизма не противопоставляли собственных концепций норманистским, не вводили в научный оборот новых источников, а стремились лишь к логическому опровержению основных положений норманистов, полагая, что любое нескандинавское происхождение Рюрика предпочтительнее для русского самосознания. Сторонников среди ведущих историков в ХVIII - начале ХХ вв. антинорманизм не имел. Все видные русские историки (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др.) являлись норманистами, признавая скандинавами Рюрика, русь и варягов и отмечая значительный вклад скандинавов в развитие торговли и политических институтов Древней Руси.
Антинорманистские концепции начинают преобладать с конца 30-х годов в отечественной исторической науке. При этом чем дальше, тем больше "норманизм" стал превращаться в некий ярлык. Причем им клеймились и работы, авторы которых пытались объективно оценить и изложить факты деятельности варягов в Древней Руси, вписывая их в новые представления советской науки о процессах феодализации Древней Руси.
Современная историческая наука стоит на той позиции, что длительная дискуссия между норманистами и антинорманистами завершена. Фундаментальные исследования, проведенные советскими историками в 40 - начале 60-х годов, раскрыли объективные внутренние предпосылки образования Древнерусского государства, его обусловленность процессами социально-экономического развития восточнославянских племен. Норманская проблема признана "мнимой", поскольку скандинавы не могли основать древнерусское государство, ибо этот процесс не мог зависеть от воли предприимчивых воинов и купцов. В IХ-Х вв. славяне и скандинавы стояли примерно на одном уровне развития, и потому варяги не могли принести на Русь более высокую культуру, а тем более государственность. И все же наука не игнорирует роль последних, поскольку имели место насыщенные многосторонние экономические, социальные, политические и культурные связи стран, расположенных по берегам Балтийского моря. Шло интенсивное влияние Швеции на Русь, как, впрочем, и "обратное" влияние Востока (Византии, Руси, арабского мира) на Скандинавию.
Попадая на Русь, скандинавы включались в ее социально-политическую жизнь. Сперва в качестве враждебных "находников", а затем князей, воинов, купцов, дипломатов, сыгравших некоторую роль в строительстве огромного и многоязычного Древнерусского государства.
Что же касается поднятых еще древним летописцем ХII в. главных вопросов споров норманистов и антинорманистов - происхождение термина "Русь" и династии киевских князей, то с точки зрения современной исторической науки, во-первых, оба вопроса второстепенны, поскольку ключ к разъяснению начала русской государственной жизни отнюдь не в происхождении правящей династии, а в осмыслении государства как общественного института, возникшего на определенной стадии развития; во-вторых, термин "Русь", как и династия киевских Рюриковичей, северного (сканди-навского) происхождения. Бесплодны попытки найти местные, славянские корни слова "русь" (через южнорусское рос-), пренебрегая данными лингвистики о различном происхождении корней рус- и рос- и отрицая связь слов "русь" и "Ruotsi", равно как и попытки подыскать замену скандинавскому этносу варягов.
В дальнейшем, правда, варяжская (скандинавская) знать довольно быстро ассимилировалась местным населением, и на Руси внук (согласно летописной генеалогии) Рюрика Святослав носил уже славянское имя. Менялось и содержание названия "русь": этно-социальное обозначение в финской и восточнославянской среде скандинавских "находников" было переосмыслено как обозначение древнерусских великокняжеских дружин, а позднее распространилось на территории, подвластные киевским князьям, закрепившись в названии древнерусского государства.
Киевская Русь в Х-ХII вв.
Первым правителем древнерусского государства был Олег Вещий. После смерти Олега киевским князем стал Игорь (912-945). В 903 г. он женился на псковянке Ольге, которая была внучкой славянского князя Гостомысла. Этим династическим браком был оформлен союз между местной славянской и пришлой скандинавской знатью.
Укрепление государства, великокняжеской власти проходило в борьбе с отложившимися племенами, было тесно связано с внешними обстоятельствами. В 914 г. Игорь ходил в поход на вышедших из повиновения древлян и "возложи на ня дань болши Олговы". В 915 г. у южных границ Руси впервые появились печенеги, которые заключили с Киевом мир и откочевали к Дунаю. Однако в 930 г. соглашение было нарушено, и Игорь воевал с печенегами. Считается, что причиной обостренных отношений с печенегами были козни византийцев, не желавших усиления Руси. Такая политика привела к разрыву отношений и к походу русских на Константинополь в 941 г. Поход окончился неудачей: византийцы сожгли русский флот "греческим огнем" у стен Константинополя. Поражение не охладило Игоря, и в 944 г. поход был повторен. Византийцы предпочли откупиться. Получив дорогие дары - "злато и серебро и поволоки", русские дружины повернули обратно. Вслед за этим стороны обменялись посольствами и заключили мирный договор.
В 945 г., отправившись за данью к древлянам, Игорь погиб. Княгиня Ольга отомстила за мужа трижды: закопала живьем древлянских послов в ладье, сожгла в бане другое посольство и перебила 5000 древлян на тризне, после чего их столица Искоростень была сожжена.
Во второй половине Х в. наблюдается некоторое русско-визан-тийское сближение, укрепление отношений между двумя странами. В 946 г. великая княгиня Ольга в сопровождении большой свиты посетила Константинополь, где была с честью принята императором Константином VII, ставшим при крещении Ольги, пожелавшей принять христианство, ее крестным отцом.
Необычайной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность сына Игоря и Ольги - Святослава (964-972). В 964-966 гг. он освобождает живших на Оке вятичей от хазарской дани, налагает свою и одерживает победу в войне с Хазарским каганатом, столица которого Итиль и основные города были разрушены. Разгром Хазарии довершили кочевники-печенеги. Освободившиеся из-под власти хазар волжско-камские болгары основали после этого свое государство. Святослав также покорил северокавказские племена ясов и касогов и положил начало русскому Тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове.
В 967 г. Святослав сменил восточное направление своей деятельности на балканское. По договоренности с византийским императором Никифором II Фокой он выступил против Болгарского царства, одержал победу и обосновался на Нижнем Дунае, основав там новую столицу - Переяславец. Отсюда он начал угрожать и самой Византии. Византийская дипломатия сумела направить против Руси печенегов, которые, воспользовавшись отсутствием русского князя, в 968 г. осадили и едва не взяли Киев, где находились дети Святослава и княгиня Ольга. Только мужество киевлян и появление левобережных дружин во главе с воеводой Претичем спасают город от погрома. Святослав временно возвращается на Русь, разбивает печенегов, сажает на киевский стол своего сына Ярополка, в земле древлян - Олега, а в Новгороде - Владимира. Затем Святослав вновь отправляется на Балканы. Война с болгарами протекает успешно, но обеспокоенная успехами союзника Византия выступает против русских. В 971 г. новый византийский император Иоанн I Цимисхий неожиданно вторгся в Болгарию, занял ее столицу Преслав и осадил Святослава в Доростоле. Решающего успеха византийцам достичь не удалось, но истощивший свои силы Святослав вынужден был согласиться на заключение договора, согласно которому он отказывался от приобретений на Балканах и в Крыму, обещал не совершать нападений на Византию, получив взамен право беспрепятственного возвращения с дружиной на Русь. В 972 г. Святослав, с частью войска возвращавшийся в Киев по Днепру, у порога попал в засаду подкупленных византийцами печенегов и погиб.
После Святослава великим князем стал его сын Ярополк. В 980 г. он был свергнут братом - новгородским князем Владимиром, который развернул энергичную деятельность по укреплению государства.
В 980 г. Владимир I Святославич (980-1015), осознавая значение религии для укрепления княжеской власти и государственности, попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической религии (единобожия), создать для нужд полиэтнического государства единый пантеон языческих богов. Ими стали Перун (бог верха, грозы, оружия, небесного огня-золота), Хорс и Даждьбог (оба - боги солнца и света, связанные с культом небесного огня и следующие по значению за Перуном), Стрибог (бог воздушных стихий, ветра, бурь), Симаргл и Мокошь (богиня плодородия, покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства). Не был включен в пантеон Владимира "антипод" Перуна Волос (глава демонов низа, воды, покровитель скота), появление культа которого у славян некоторые исследователи связывают с финно-угорской средой, поскольку все капища (места отправления культа) Волоса сконцентрированы на северо-востоке Руси, заселенной до прихода туда славян исключительно финно-угорскими народами.
Перуну в иерархии богов было отдано первенство, то есть складывался культ княжеско-дружинного бога войны, для повышения авторитета которого Владимир даже приказал возобновить человеческие жертвоприношения. Когда в 983 г. князь Владимир Святославич победил ятвягов (древнее литовское племя), киевские "старцы градские и бояре" решили принести человеческую жертву, причем жребий пал на молодого варяга-христианина.
Целями религиозной реформы были укрепление центральной власти, консолидация господствующего класса, объединение племен, утверждение новых отношений социального неравенства. Попытка Владимира в 980 г. установить единый для Руси пантеон языческих богов была попыткой взрастить религию, в которой так нуждался нарождающийся феодализм. Однако в отличие от юридических норм религии не создаются путем законодательства. То, что осуществлялось феодальной верхушкой на Руси, уже было столь же безуспешно испробовано властями Римской империи. Реформированное язычество сохраняло пережитки первобытного равенства, не устраняло возможности поклонения только своему, родоплеменному божеству, не способствовало формированию новых норм морали и права, соответствовавших изменениям, происходившим в социально-политической сфере.
Таким образом, потребность восточноевропейского феодализма не могла быть удовлетворена из-за ограниченных возможностей древнего славянского язычества к дальнейшей эволюции. Обходиться же без религии, освящающей его порядки, феодальное общество не может.
Князь Владимир вводит на Руси христианство. 1 августа 990 г. он крестил киевлян. Значительно более бурно происходило крещение новгородцев в сентябре того же года. Его удалось осуществить только после ожесточенного сражения части горожан с великокняжескими войсками, которые возглавлялись дядей Владимира - Доб-рыней и воеводой Путятой. Утверждение христианства, особенно в отдаленных землях Киевской Руси, происходило в течение долгого времени и совсем непросто - иногда силой, а зачастую путем приспособления к язычеству.
Принятию христианства Русью предшествовал ряд примечательных событий. В конце 987 г. или в начале 988 г. византийские императоры Василий II и Константин VIII обратились к киевскому князю Владимиру Святославичу с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении мятежа полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол. В обмен за помощь византийские василевсы обязались выдать за Владимира замуж свою сестру Анну, но при условии, что тот примет крещение.
В 988 г. после заключения договора Владимир Святославич тайно крестился. Его шеститысячная дружина помогла в апреле 989 г. разгромить мятежников и подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит. Однако византийские императоры, избавившись с помощью русских войск от смертельной опасности, не спешили с выполнением данных обязательств.
Владимир, поняв, что его обманули, в конце лета - начале осени 989 г. осадил важный торговый и политический центр Византии в Северном Причерноморье - крымский город Херсонес (Корсунь) и после 9-месячной осады в апреле - мае 990 г. взял его. Через прибывшее вслед за тем в Константинополь посольство Владимир Святославич угрожал василевсам походом на столицу империи, и они сдались, выслав царевну к князю вместе с русским посольством. Свадьба Владимира и Анны состоялась в Херсонесе, который был возвращен Византийской империи в качестве выкупа за невесту. Только после этого князь Владимир принял окончательное решение о принятии христианства и с помощью корсунских священнослужителей, которых взял с собой, крестил киевлян.
В источниках упоминаются небесные явления (в частности комета), которые предшествовали осаде и падению Херсонеса, браку князя Владимира и византийской принцессы, крещению Руси и которые не могли наблюдаться ранее 989-990 гг. Таким образом, принятие христианства на Руси произошло не ранее 990 г. В 988 г. крестился только князь Владимир. Летописец поместил под этой датой и другие, по времени более поздние события. Официальное принятие христианства Русью происходит позднее, потому что Владимир желал предварительно заключить брак с сестрой византийских императоров.
Женитьба на византийской принцессе имела принципиальное политическое значение, чем и объясняется настойчивость Владимира. Дело не только в том, что брак этот резко поднимал международный престиж Руси, поскольку византийские императоры занимали самое высокое положение в феодальной иерархии тогдашней Европы. Византийский василевс являлся одновременно главой государства и главой церкви. Женитьба на византийской принцессе полностью уравнивала русского князя с византийскими императорами в правах по отношению к православной христианской церкви. Он превращался в такого же верховного архиерея, какими были византийские императоры, и все православные миссионеры и архиереи, прибывающие на Русь, должны были попасть в зависимость от него и не могли требовать от Владимира подчинения константинопольским сюзеренам. Это как раз и нужно было киевскому князю. Заботой об укреплении княжеской власти и международного престижа Руси, сохранении ее внешнеполитической независимости (а не только территориальной близостью и давними связями двух сторон) объясняется и выбор в качестве государственной религии именно христианства византийского образца, хотя незадолго до крещения Руси князь Владимир, согласно летописи, принял и выслушал также проповедников мусульманства из Волжской Болгарии, иудаизма из Хазарского каганата, католицизма "из немцев", а затем отправил в эти страны своих послов убедиться на месте в преимуществах того или иного вероисповедания.
Во время княжения Владимира Святославича (980-1015) в основном завершился процесс формирования границ Киевской Руси, совпадавших с этническими рубежами восточных славян. К началу ХI в. держава, известная скандинавам под названием "Гарда-рика" (страна городов), а восточным авторам как Куявия, достигла огромных размеров, простираясь от Вислы до Камы и Печоры с запада на восток и от Черного моря (устье Днепра) до Белого моря и "Студеного моря" (Ледовитого океана) с юга на север. Половина всего этого необъятного пространства представляла собой редко заселенные леса Севера, зачастую густые и труднопроходимые. В летописях зарегистрирован даже неожиданно комический эпизод междукняжеских усобиц, когда уже позднее, в ХIII веке, войска двух враждебных князей не нашли друг друга - "минустася в лесех", и битва не состоялась. Дороги с гатями, мостами, разведанными бродами еще только-только налаживались.
Обширность и необжитость территории порождали целый ряд обстоятельств, негативно влиявших на целостность государства. Значительные резервы неосвоенных земель создавали возможность широкой стихийной колонизации новых земель и ухода из-под феодальной власти. Дальность расстояний облегчала бесконтрольность и независимость местной власти. В результате даже в освоенных землевладельцами районах государственная власть носила достаточно номинальный характер.
Владимир приложил много усилий для окняжения территорий. Княжеской администрацией велась прокладка дорог и борьба с разбойниками, осуществлялось заселение важных в стратегическом отношении земель. Для защиты границ Руси организовывались заставы, богатырские разъезды, велось строительство крепостей. Выдающимся достижением по защите Руси от кочевников было сооружение так называемых "змиевых валов" протяженностью свыше 950 км. Как показывают примерные расчеты, строительство валов против печенегов могло длиться в общей сложности 19 лет при ежегодном участии не менее 3000 человек.
Древней Руси приходилось вести с кочевниками постоянную борьбу. Важной частью древнерусской внешней политики были отношения с тюркоязычными печенегами, в начале Х в. занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона. То Руси, то Византии время от времени удавалось "нанимать" печенегов для нападений на другую сторону. Князю Владимиру удалось наладить оборону против печенегов. Но тем не менее их набеги продолжались. В 1036 г. Ярослав нанес жестокое поражение печенегам, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники - половцы. Вторая половина ХI-ХII в. - время борьбы Руси с половецкой опасностью. В конце ХI-ХII в. в среднем Поднепровье появляется целая сеть новых крепостей.
Все эти меры, однако, не помогли избавиться от местного сепаратизма. Владимир был еще жив, когда княживший в Новгороде его сын Ярослав отказался повиноваться отцу. Владимир собрался в поход, но заболел и умер (1015 г.). Между его сыновьями сразу же по смерти отца началась братоубийственная усобица, в которой братья нередко опирались на иноземную помощь: варяжские наемники у Ярослава, войска польского короля, печенеги у Святополка и т.д. Кровопролитная борьба продолжалась до 1026 г., когда между братьями было заключено соглашение: Мстислав (умер в 1036 г.), незадолго перед этим разбивший Ярослава, получил черниговские и переяславские земли, но отказался от Киева, князем киевским остался Ярослав. К этому времени претендентов на киевский престол не осталось. Борис и Глеб были предательски убиты Святополком в 1015 г. В том же году погиб Святослав. Святополк "Окаянный", потерпевший в 1019 г. окончательное поражение в борьбе с Ярославом за киевский престол, бежал за пределы Руси и погиб.
В правление Ярослава (1019-1054) достигли расцвета международные связи Руси. Широкие международные связи Киевской Руси ХI - первой половины ХII в. хорошо иллюстрируются данными о династических связях русских князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа - Индигерде, его дочери были замужем: Анастасия - за венгерским королем Андреем, Елизавета - за норвежским королем Харальдом, а после его смерти - за датским королем Свейном, Анна - за королем Франции Генрихом I. Всеволод Ярославич был женат на дочери византийского императора Константина IХ Мономаха, а его сын Владимир - на Гите, дочери последнего англосаксонского короля Гаральда, погибшего в 1066 г. в битве при Гастингсе. Женой Мстислава Владимировича была дочь шведского короля Христина. На польской принцессе был женат другой сын Ярослава - Изяслав. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского. Супругой германского императора Генриха IХ была внучка Ярослава Мудрого - Евпраксия (Адельгейда). Обычной практикой были браки русских князей с дочерьми ближайших соседей - половецких ханов.
С именем Ярослава Мудрого связано издание "Русской Правды", древнейшего свода законов Руси и драгоценнейшего источника по истории феодальных отношений Киевской Руси.
"Русская Правда" дает косвенные сведения о возникновении светского вотчинного землевладения на Руси - не позднее первой половины ХI в. Процесс феодализации Руси заключался, по мнению Б.Д. Грекова, именно в возникновении крупной земельной собственности в виде феодальных вотчин (наследственных владений) и вовлечении ранее свободных крестьян-общинников в поземельную и личную зависимость (различные формы которой также нашли отражение в "Русской Правде").
Вместе с тем преобладание среди непосредственных производителей материальных благ свободных общинников, значительная роль рабского труда и практически отсутствие феодального землевладения в период IХ-Х вв. послужили основаниями для выдвижения гипотезы о том, что Древнерусское государство еще не было феодальным. Защищающий эту точку зрения И.Я. Фроянов полагает, что ни один из существовавших в древнерусском обществе IХ-ХI вв. социально-экономических укладов не был преобладающим, дань же, собираемую с местного населения, следует рассматривать не как особый вид феодальной ренты, а как военную контрибуцию, наложенную на покоренные киевскими князьями племена.
Однако большинство исследователей считает Древнерусское государство раннефеодальным, то есть таким, в котором еще не развились до зрелого состояния основные характерные черты феодальной формации и существуют многие явления, характерные для предшествующих формаций, но будущее принадлежит именно феодальному укладу. Основной формой раннефеодальной эксплуатации была дань, которую в IХ - первой половине ХI в. князья собирали (во время полюдья) со свободных общинников и размер которой первоначально не был фиксирован, что и привело к столкновению Игоря с древлянами. По сообщению летописи, Ольга после этого установила точный размер дани ("уроки") и места ее сбора ("погосты"). Через взимание дани реализовывалась существовавшая на Руси IХ-ХI вв. верховная собственность государства на общинные крестьянские земли. На признании государства в лице князя верховным собственником всей земли в стране основана выдвинутая Л.В. Черепниным концепция "государственного феодализма", согласно которой крестьянство Киевской Руси подвергалось феодальной эксплуатации государством.
Политический строй Древнерусского государства также сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой первобытнообщинной. Во главе государства стоял наследственный князь, коему подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани, неким символом государственности. Функции князя точно определены в легенде о призвании варягов: "володеть и судить по праву". Князя окружала дружина (старшая и младшая), отношения с которой были далеки от отношений подданства. Появление дружины - нарождавшегося класса феодалов, было шагом на пути изживания характерного для периода родоплеменного строя всеобщего вооружения народа. Однако незрелость феодальных отношений проявилась, в частности, в том, что народные ополчения ("вои") продолжали играть важную роль. Княжеская власть была ограничена и элементами сохранявшегося самоуправления. Народное собрание - "вече" действовало активно в IХ-ХI вв. Народные старейшины - "старцы градские" - участвовали в княжеской думе.

Феодальная раздробленность
На рубеже ХI-ХII вв. единое Древнерусское государство распалось на целый ряд отдельных княжеств и земель. Начинается период феодальной раздробленности. Ему предшествовали острые междукняжеские усобицы. До этого времени усобицы, как правило, заканчивались не разделением страны, а гибелью или бегством потерпевших поражение и победой одного, наиболее сильного из князей.
Иной характер приобрели междукняжеские отношения после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.). Ему наследовали сыновья Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь и Вячеслав. Последние двое получили менее существенные, чем остальные, земли, Владимир-на-Волыни и Смоленск, и оба вскоре умерли, а Русскую землю Ярослав разделил между тремя старшими сыновьями, создав своего рода триумвират Ярославичей. Ни у одного из братьев не было какого-то одного, большого княжества, земли были расположены чересполосно. Вероятно, таким образом Ярослав пытался преодолеть возможность будущего раздробления, стремился создать условия, при которых братья зависели бы друг от друга и не могли править самостоятельно.
Однако триумвират Ярославичей был действенным лишь на первых порах. События последующих лет привели к распаду триумвирата и череде бесконечных кровавых усобиц, в которых участвовали уже и внуки Ярослава.
В 1097 г. в Любече по инициативе сына Всеволода Ярославича - переяславского князя Владимира Мономаха собрался княжеский съезд. На нем был установлен совершенно новый принцип организации власти на Руси: "Каждо да держить отчину свою". Таким образом, Русская земля больше не считалась единым владением всего княжеского дома, а была совокупностью отдельных "отчин", наследственных владений ветвей княжеского дома. Установление этого принципа юридически закрепляло феодальную раздробленность, начавшееся уже разделение Руси на отдельные княжества - "отчины".
Однако разделить землю князьям было легче, чем стать единодушными. В том же 1097 г. усобицы возобновились. Внуки Ярослава Давыд и Святополк заманили и ослепили теребовльского князя Василька, а затем вступили в войну друг с другом.
На некоторое время усобицы остановились благодаря деятельности Владимира Мономаха. Княжение Владимира Мономаха (1113-1125) и его сына Мстислава Великого (1125-1132) было временем восстановления единства Древнерусского государства.
После смерти в 1132 г. великого киевского князя Мстислава Владимировича сдерживавшаяся его сильной властью Русь распалась на полтора десятка княжеств и земель, составлявших своеобразную федерацию во главе с великим князем киевским, сохранявшим лишь номинальное старшинство. Титул "великий князь" стали использовать и владимирские, и черниговские, и другие князья. Великий князь киевский признавался первым среди равных, и власть его все время слабела.
Процесс экономического и политического дробления государства был закономерным результатом интенсивного развития отдельных княжеств, каждое из которых стремилось к обособленности и самостоятельности. Феодальная раздробленность содействовала дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию отдельных частей государства, дальнейшему укреплению феодальной формации. Вместе с тем она безусловно ослабляла государство, особенно перед лицом внешней опасности, что трагически сказалось впоследствии, в годы нашествия Батыя, положившего начало монголо-татарскому игу на Руси.

Образование монгольского государства и завоевательные походы монголов
Словосочетание монголо-татары появилось в 1823 г. Впервые его употребил профессор Санкт-Петербургского университета П. Наумов. Современники называли эти народы или татарами, или монголами. На Руси о них никто точно ничего не знал. По словам автора Лаврентьевской летописи, "один бог знает, кто они и откуда пришли...". Сами же Чингисиды именовали себя монголами, а свою империю "Великим монгольским улусом".
Монголы - кочевые скотоводы. Они кочевали племенами, между которыми были нередки столкновения из-за пастбищ. В ходе столкновений усиливались как отдельные племена, так и их знать. Шел процесс разложения родоплеменного строя и становления раннефеодальных отношений, что привело в первой половине ХII в. к образованию под предводительством Хабул-хана государства Хамаг Монгол на территории Приамурья. Это было достаточно сильное в военном отношении государство. Свидетельством тому является неудачная попытка чжурчжэней подчинить себе монгольские племена.
Золотая империя чжурчжэней, оказавшая влияние на развитие производительных сил и культуры народов Приморья, возникла в 1115 г. в результате борьбы чжурчжэней за освобождение из-под власти киданей. Следует отметить, что Золотая империя чжур-чжэней была не первым государством средневековья, включавшим в свой состав территорию и народы Приморья. В 698 г. в результате произошедших социально-экономических сдвигов и в связи с нависшей угрозой внешней экспансии танского Китая значительная часть мукрийских племен объединилась в рамках впервые созданного ими государства, получившего известность под именем Бохай. С первых дней образования государства Бохай в его состав была включена часть территории уничтоженного китайцами древнекорейского государства Когурё, а также Приморье. Позже в состав Бохая вошли еще и уйгуры.
Китайская империя Тан, не раз убедившись в могуществе государства Бохай, вынуждена была смириться с его существованием. Однако во второй половине IХ в. мощь Бохая была основательно подорвана вследствие проникновения на территорию Бохая (и проникновения, надо полагать, далеко не мирным путем) уйгурских племен после разгрома в 840 г. уйгурского каганата енисейскими кыргызами. Вместе с тем наблюдается к началу Х в. рост могущества западных соседей бохайцев - киданей, военный нажим на Бохай со стороны которых усилился с провозглашением в 916 г. Великого Киданьского государства. В 926 г. Бохай был разгромлен киданями. Однако борьба бохайского населения против киданей продолжалась в течение всего Х в. и частично ХI в.
В 1113 г. на борьбу с киданями поднялись под предводительством Агуды родственные бохайцам чжурчжэни. Одержав ряд побед, Агуда в 1115 г. счел уже возможным объявить о создании Золотой империи. В 1125 г. киданьская империя Ляо прекратила свое существование. Вслед за империей Ляо чжурчжэни сокрушили сунский Китай. В упорной же войне с монголами потерпели поражение.
Монголы вынудили в 1147 г. чжурчжэней уступить им 27 крепостей, а также в соответствии с договором о мире ежегодно поставлять им определенное количество скота и хлеба. В 1161 г. чжурчжэни в союзе с татарами нанесли монголам крупное поражение, в результате чего государство Хамаг Монгол распалось на ряд враждующих между собой владений. Понадобились поистине железная воля и организаторский талант Темучина (или Тэмуджина), одного из внуков Хабул-хана, чтобы значительная часть этих владений вновь была объединена в 80-х гг. ХII в. в единый военно-политический организм. Встав во главе возрожденного им государства Хамаг Монгол, Темучин предпринял ряд активных мер с целью нейтрализации, а порой и физического устранения наиболее могущественных своих соперников из числа высшей монгольской знати. Добившись поставленной цели, Темучин уже без большого труда созвал в 1206 г. курултай, на котором ему был присвоен титул Чингис-хана, что было равносильно признанию его в законодательном порядке верховным правителем "всех монголов". После этого Чингис-хан начинает деятельно готовиться к завоеванию соседних стран, в том числе и Золотой империи чжурчжэней. Первые походы были сделаны в Сибирь: покорены буряты, уйгуры.
В 1210 г. Чингис-хан нанес чжурчжэньскому посланнику оскорбление во время аудиенции, что, по сути, было равносильно объявлению войны. Под ударами монгольских войск Золотая империя распалась на ряд владений, возглавляемых чжурчжэньскими военачальниками, поспешившими признать вассальную зависимость от Монгольской империи. Завоевание монголами территории Золотой империи завершилось в начале 30-х годов ХII в. Наиболее ожесточенное сопротивление оказали чжурчжэни-удигэ, проживавшие на территории Приморья, что имело своим следствием уничтожение подавляющего большинства чжурчжэней-удигэ. Последние вынуждены были искать себе убежище в недоступных для монгольской конницы дебрях уссурийской тайги. Это обстоятельство сыграло решающую роль в том отношении, что даже после ухода монголов с подвластных им ранее дальневосточных земель племена удигэ вынуждены были и в дальнейшем вести полукочевой образ жизни таежных охотников, рыболовов и собирателей дикоросов. В результате очень скоро удигэ оказались отброшенными в своем развитии до уровня чуть ли не раннего железного века.
Однако первым главным направлением военной политики Чингис-хана стала борьба с Китаем. В 1215 г. был взят Пекин (Чжунду). С завоеванием Золотой империи и части Китая монголы получили передовую для того времени военную технику вместе с мастерами по ее обслуживанию, а также штат грамотных государственных чиновников.
Вторым направлением монгольских завоеваний можно назвать западное - Средняя Азия, Персия, Закавказье.
С 1219 по 1221 гг. была завоевана Средняя Азия. Хорезмшах Мухаммед, занятый внутриполитическими противоречиями, не смог оценить мощь противника. Его оказавшиеся разрозненными войска были разбиты.
Часть войск Чингис-хана под началом Джебе и Субэдея осуществляла разведывательные операции в иных странах. Они "огнем и мечом" прошли по северному Ирану и проникли на Кавказ, откуда, повоевав в 1222 г. в Грузии и Азербайджане, через Ширванское ущелье вышли на северокавказскую равнину. Здесь монголо-тата-ры разбили по одиночке аланов (осетин) и половцев, разобщив местные народы обещаниями и обманом. Оставшиеся в живых половцы бежали к Днепру в пределы Русской земли.
На просьбу половецкого хана Котяна к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Мстиславичу Удалому, оказать военную помощь откликнулись князья Южной Руси.
В состоявшейся 31 мая 1223 г. на р. Калке битве с монголами из-за несогласованности действий русских князей и нестойкости половцев объединенное русско-половецкое войско потерпело сокрушительное поражение. Из русских дружинников вернулся лишь каждый десятый. Погибли шесть князей. Первая разведка боем была для монголо-татар успешной.
К походу на русские княжества приступил уже внук Чингис-хана Бату-хан (Батый) осенью 1237 г., после завоевания в 1236 г. Волжской Булгарии и разгрома весной-летом 1237 г. половцев. Первой нашествие Батыя встретила Рязанская земля. Разорены были княжества Северо-Восточной и Южной Руси. Несмотря на стойкое сопротивление, русским людям не удалось остановить натиск монголо-татар.
Спалив дотла Киев (декабрь 1240 г.), монголо-татары направились на запад. Они, возможно, завоевали бы и Западную Европу, если бы летом 1242 г., когда стояли лагерем в Венгрии, их не настигла весть о смерти хана Угедея (преемника Чингис-хана), вслед за чем они повернули назад в Монголию. Сыграло роль и ожесточенное сопротивление, оказанное захватчикам в русских княжествах, Польше, Венгрии, на Балканах и серьезно ослабившее монголо-татар. В Европу с тех пор они больше не возвращались. На Руси же Батыево нашествие привело к установлению политической и экономической зависимости от монгольских ханов.

Hosted by uCoz