ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
конспект лекций
Авторы: Юферова С.В., Тригуб Г.Я.
Редактор: Ильин А.А.

 

Тестирование

ТЕМА 10. РОССИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ

Внешняя политика России в конце ХIХ - начале ХХ вв. Образование военно-политических союзов в Европе
Переход к империализму в конце ХIХ - начале ХХ вв. сопровождался углублением и обострением старых и возникновением новых острых противоречий капитализма, международных противоречий. Стремление капиталистических монополий к получению максимальных прибылей вело к борьбе за новые рынки сбыта и источники сырья, к экономическому и территориальному разделу мира, который на рубеже веков оказался поделен. Поэтому стали неизбежны войны за передел уже поделенного мира.
Совершенно исключительный для того времени шаг предпринял в начальный период своего правления российский император Николай II (1894-1917): в августе 1898 г. всем послам иностранных держав, аккредитованным в России, был вручен текст обращения, в котором содержался призыв к правительствам созвать международную конференцию для обсуждения проблем всеобщего разоружения. Международная конференция, в которой приняли участие представители 26 государств, была созвана в мае-июне 1899 г. в Гааге (Нидерланды). И хотя все участники понимали, что войны в будущем неизбежны, были приняты конвенции о мирных способах решения международных споров, о законах и обычаях войны и смягчении, по возможности, способов ведения войны; по основному вопросу - об ограничении вооруженных сил - конференция не приняла решения из-за противоречий между державами (проведенная в июле - октябре 1907 г. 2-я Гаагская конференция мира, инициатива созыва которой принадлежала также России и была поддержана уже 44 государствами, расширила и дополнила ранее принятые конвенции).
Идея разоружения оказалась утопичной в эпоху острых дипломатических и военных конфликтов, являвшихся следствием межимпериалистических противоречий. Так, причина обострения международной обстановки на Дальнем Востоке на рубеже ХIХ-ХХ вв. заключалась в обострении борьбы европейских держав, Японии, США за гегемонию в Тихоокеанском регионе. Столкновение интересов России, втянувшейся в раздел Китая и Кореи, с интересами Японии, поддержанной США и Англией (видели в России своего основного соперника в этом регионе), привело к русско-японской войне (9.02.1904-5.09.1905).Россия в войне с Японией потерпела поражение. Русско-японские переговоры об условиях заключения мира проходили при посредничестве президента США в американском городе Портсмуте. Российскую делегацию возглавлял С.Ю. Витте, который, проявив мастерство дипломата, сумел отклонить главные требования Японии: уплата огромной контрибуции, уступка всего Сахалина, передача Японии русских военных судов, пребывавших в нейтральных портах, и ограничение военно-морских сил России на Дальнем Востоке. В соответствии с Портсмутским мирным договором (5.09.1905) Россия признавала за Японией в Корее преобладающие политические, военные и экономические интересы, уступала Японии арендные права на Порт-Артур, Дальний и южную ветку КВЖД, а также уступала южную часть острова Сахалин (за что Витте, получивший за свою миссию графский титул, был тут же прозван "графом Полусахалинским").
Переориентация в 1890-х гг. внешнеполитической активности России на Дальний Восток и германский экономический и политический нажим ослабили ее позиции в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке. После поражения в русско-японской войне Россия активизирует свою внешнюю политику в Европе, где в последнюю четверть ХIХ в. произошли кардинальные перемены в расстановке политических сил, связанные с появлением в центре Европы Германской империи и образованием противостоящих военно-полити-ческих группировок: Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия; образован в 1879-1782 гг.) и Русско-французского союза (1893). Великобритания, придерживаясь принципа так называемой блестящей изоляции (отказ от длительных и заблаговременных союзов в мирное время), в своей внешней политике использовала противоречия европейских держав, стремясь к гегемонии в Европе и пытаясь играть роль международного арбитра. Однако рост противоречий европейских держав по вопросу раздела и передела колоний привел к выдвижению на первый план в международных отношениях англо-германского антагонизма, что заставило правительство Великобритании искать пути сближения с Францией, а затем и с Россией. В 1904 г. было заключено англо-французское соглашение, получившее неофициальное название Антанта (французское "Entente cordiale" - "Сердечное согласие"). Наметившаяся на рубеже ХIХ-ХХ вв. тенденция к русско-англий-скому сближению была приостановлена англо-японским союзом 1902 г., направленным против России. Вместе с тем попытки Германии втянуть Россию в орбиту своей политики путем заключения Бьеркского договора 1905 г. не увенчались успехом. Министр иностранных дел В.Н. Ламздорф и председатель Совета министров С.Ю. Витте убедили Николая II в несоответствии Бьеркского договора, являвшегося результатом "личной дипломатии" императора, обязательствам России перед Францией. Формально договор не был расторгнут, но фактически в силу не вступил, так как в письме Николая II германскому императору Вильгельму II действие Бьеркского договора обусловливалось согласием на присоединение к нему Франции, что фактически было равносильно отказу России от Бьеркского договора.
Поражение России в русско-японской войне и революция 1905-1907 гг. привели к ее военному ослаблению и поставили перед российским правительством задачу вывода страны из внешнеполитической изоляции. Переориентация внешней политики России с Дальнего Востока в Европу в связи с возраставшей опасностью австро-германской экспансии на Балканах требовала обеспечения безопасности азиатских границ путем урегулирования разногласий с основными соперниками России в Азии - Великобританией и Японией. Достижение поставленных задач обеспечили русско-ан-глийское соглашение 1907 г. (о разграничении Тибета, Афганистана и Ирана на сферы влияния) и русско-японские соглашения 1907 г. (об установлении сфер влияния в Китае) и 1910 г. (о единстве действий в Маньчжурии), заключенные руководителем российской дипломатии А.П. Извольским (назначен на этот пост в апреле 1906 г.).
После заключения русско-английского соглашения 1907 г. начавший складываться военно-политический союз трех держав - Великобритании, Франции и России - получил наименование "Тройственного согласия" ("Triple Entente"). Формально союзные отношения между ними были закреплены после начала Первой мировой войны 1914-1918 гг. соглашением (в сентябре 1914 г.) об объединении их военных усилий против Германии и ее союзников и о незаключении сепаратного мира с противником. В ходе войны к Антанте присоединились Сербия, Греция, Италия, Румыния, США, Китай, Япония и многие другие государства. Антанта стала общим обозначением государств, воевавших против Германии и ее союзников.
Не увенчалось, однако, успехом стремление министра иностранных дел А.П. Извольского обеспечить России длительный мир и поднять ее международный престиж путем улучшения отношений как с Великобританией, так и с Германией и лавирования между блоками держав. В 1908 г. на встрече с министром иностранных дел Австро-Венгрии А. Эренталем в Бухлау Извольский, осознавая невозможность противодействия устремлениям Австро-Венгрии на Балканах до восстановления российских вооруженных сил, дал согласие на аннексию Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины (формально находившихся под юрисдикцией Турции) в обмен на обещание поддержать выдвинутый им план открытия черноморских проливов для российских военных судов. Однако нарушение Австро-Венгрией (поддержанной Германией) "джентльменско-го соглашения" (официальных документов в Бухлау подписано не было) значительно подорвало престиж Извольского, его действия получили в российских общественных кругах название "диплома-тической Цусимы" (в 1910 г. А.П. Извольский был снят с поста министра). Боснийский кризис 1908-1909 гг., поставивший Россию на грань войны с Австро-Венгрией и Германией, рассматривается исследователями как международный кризис, открывший период подготовки двух противостоящих друг другу военно-политических блоков к Первой мировой войне. Попытки нового министра иностранных дел России С.Д. Сазонова смягчить русско-германские противоречия в Иране путем заключения Потсдамского соглашения 1911 г. не затронули существа русско-германского антагонизма в политической (Балканский вопрос и статус проливов, опасность германского проникновения в Персию) и экономической (угроза экспансии Германии в России) областях.
Международные кризисы, предшествовавшие Первой мировой войне, Балканские войны 1912-1913 гг., явившиеся следствием обострения межбалканской ситуации, осложненной территориальными спорами, - все это способствовало дальнейшему укреплению военно-политических союзов и усилению подготовки к войне.

Россия в 1917 году: путь от Февраля к Октябрю
Причины и своеобразие Февральской революции. Россия к началу 1917 г. стала узлом противоречий. Аграрный вопрос стоял острее прежнего. Суть проблемы, с точки зрения российского крестьянства, становившегося деятельным участником революционной борьбы, заключалась в несправедливом землеустройстве, обусловливающем крестьянское малоземелье. Рабочие стремились добиться лучших условий труда. Национальные меньшинства требовали если не независимости, то более широкой автономии. Глубокий кризис переживала внутренняя политика правительства, о чем свидетельствовала "министерская чехарда": за 1915-1916 гг. сменилось 4 председателя Совета Министров, 5 министров внутренних дел, 3 военных министра, 4 министра земледелия. К прежним острейшим проблемам прибавлялись новые. Промышленность не справлялась со снабжением армии. Усиливались трудности со снабжением городов продовольствием. Падал жизненный уровень. Росло недовольство тяготами войны. Решение насущных проблем упиралось в упорное нежелание царизма откликнуться на справедливые требования разных групп населения. В оппозицию к трону все решительнее становились широкие круги буржуазии, интеллигенции, крестьян, рабочих. Социальная база монархии катастрофически быстро сужалась. Двор терял поддержку из-за поражений на фронте. Всеобщее недовольство вызывали коррупция, произвол, разложение чиновничьего аппарата.
Февральская революция была стихийным проявлением недовольства масс существующим положением в стране. Организованно, технически революцию не готовила ни одна партия (хотя, безусловно, социал-демократы, эсеры, анархисты, представители других левых партий давно "работали на революцию", а большевики это делали более решительно, более энергично).
Революционные события 23-28 февраля 1917 г. развивались стремительно: волнения женщин-работниц и стачки рабочих в Петрограде из-за недостатка хлеба, забастовки протеста в знак солидарности с уволенными путиловцами, всеобщая политическая стачка, попытка правительства опереться на вооруженную силу и кровавые столкновения, присоединение войск к начавшемуся восстанию, паралич высших царских и формирование новых революционных органов власти. 2 марта Николай II подписал акт об отречении в пользу младшего брата Михаила. 3 марта под давлением общественного настроения отказался от престола и вел. кн. Михаил Александрович, заявив в акте отречения, что будущее монархии решит Учредительное собрание. После отречения Россия формально оставалась монархией, но фактически становилась республикой (официально Россия была провозглашена республикой указом Временного правительства в сентябре 1917 г.).
Быстрая победа революции была неожиданной, ошеломляющей даже для ее участников. Скоротечность Февральской революции 1917 г. объясняется тем, что ко времени революции старый режим исчерпал себя и выдохся, процесс его разложения докончила война. Потребность в обновлении была столь велика, что революция, начавшаяся в Петрограде, стремительно охватила всю страну. Очагов организованного сопротивления не возникало. Старый административный аппарат покорно сдавал свои полномочия новому.
Необходимо отметить, что Николай II, как никто другой, способствовал разрушению не только образа самодержавия, но и самодержавного строя, защитником которого он постоянно пытался выступать. Его представления о правлении противопоставляли его основным устоям самодержавной власти - государству, церкви и европеизированным элементам дворянства. Его неспособность возглавить и последовательно проводить реформы, необходимые для успешного экономического и социального развития страны, явилась главной причиной кризиса власти, приведшего в конечном итоге к падению царского режима. Парадоксально поэтому, что сейчас, когда происходит своеобразный "ренессанс" в отношении монархии и Романовых, Николай II стал служить воплощением символов и традиций того самого российского самодержавия, которому именно он помог разрушиться.
Легкость, с которой пала монархия, свидетельствовала о глубоком кризисе не только самодержавного строя, но и российской государственности вообще. Слабость государственной власти восполнялась возникновением разного рода общественных структур. Повсеместно возникали комитеты общественного спасения. Активно участвовали в политической жизни представители кооперации, становясь одной из опор новой власти. Увеличивались полномочия земств, городского самоуправления. Ведущие отрасли промышленности, крупные промышленные центры охватила сеть возникших в 1917 г. профсоюзов. Непосредственно на предприятиях действовали фабрично-заводские комитеты. В армии складывалась разветвленная сеть выборных солдатских комитетов, без участия которых не принимались никакие серьезные решения. Наиболее ярко возрастание роли общественности в строительстве органов власти проявилось в расширении сети и функций Советов.
Такую форму политической самоорганизации масс, как Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, подсказал опыт 1905-1907 гг. Инициаторами идеи воссоздания Советов выступили социалистические партии и ориентированные на них рабочие организации (Союз рабочих кооперативов Петрограда, Рабочая группа ЦВПК, профсоюзы). В разгар революции 27 февраля 1917 г. были сформированы Петроградский Совет и Исполком во главе с Н.С. Чхеидзе (меньшевик). Рабочие и солдаты, крестьяне образовывали свои Советы как органы "своей" власти, не доверяя "буржуазным" политикам (пропасть между двумя типами политической культуры была реальна). Советы создавались как "гаранты" революции, ее будущих преобразований, для защиты от возможной монархической контрреволюции. Преобладали в столичном и возникавших по всей стране местных Советах эсеры и меньшевики. Ведущая роль меньшевиков и эсеров не была случайностью или проявлением "незрелости" революции, она отражала сущность революции, ее демократизм, так как за этими партиями стояли широкие массы городского и сельского населения.
Зарождение снизу революционных органов власти заставило лидеров думской оппозиции приступить к созданию правительства. 27 февраля возник возглавляемый председателем Думы М.В. Родзянко Временный комитет Государственной думы. По соглашению с Исполкомом Петросовета было сформировано правительство во главе с князем Г.Е. Львовым (кадетско-октябристское по составу). Правительство провозгласило себя Временным, до созыва Всероссийского Учредительного собрания.
Временное правительство, выступавшее от имени всей демократии и получившее первоначально широкую общественную поддержку, являлось носителем высшей исполнительной и законодательной власти в стране. Исполнительная власть на местах переходила к назначавшимся Временным правительством комиссарам. Смещались губернаторы, градоначальники, распускались полиция, жандармерия. Воинские части присягали Временному правительству и Свободной России. Развернулась подготовка к перевыборам городских и районных дум на основе свободных демократических выборов.
Советы в официальную структуру власти не входили. Социалистические партии, фактически возглавившие революционный переворот, считали не вправе претендовать на государственную власть. Они исходили из реального положения России как страны, далеко не завершившей еще стадии буржуазных преобразований, из характера первоочередных общедемократических задач, стоявших перед страной. Поэтому Февральская революция рассматривалась как буржуазно-демократическая и ответственность за разработку политики, практическое руководство возлагались на либерально-буржуазные партии. Социалисты свою роль видели в активной оппозиции правительству, критике недостатков, защите интересов широких народных масс трудящихся, условной поддержке Временного правительства. Реально претендовать на власть они считали возможным лишь на "следующей стадии". Но вместе с тем социалистические партии не допускали абсолютного сосредоточения власти в руках Временного правительства. Фактически и Петроградский, и местные Советы брали на себя важные государственные функции. Без поддержки Советов Временное правительство не могло укрепить свою власть.
Отсюда уникальное двоевластие - существование одновременно двух источников власти: законного правительства и параллельной, "союзной" с ним, структуры, но претендующей на властные функции в тех или иных вопросах, или толкаемой к таковым массами. Сложившееся двоевластие в лице Временного правительства и Советов было ярким свидетельством сложности, противоречивости Февральской революции. Оно отражало реальный расклад социальных и политических сил, наглядно демонстрируя, что революция еще далеко не завершена, что впереди неизбежная острая борьба за обладание всей политической властью.
Своеобразие Февраля заключалось и в том, что революция не имела четко выраженного социального характера. Она не подпадала ни под одно из привычных определений (буржуазно-демократическая, национально-освободительная и т.д.), включая в себя признаки многих. Революция прошла как общенациональная. И в то же время наиболее характерным становилось динамичное развитие, углубление революции, образование ряда относительно самостоятельных революционных потоков. Февральская революция 1917 г. является как бы комплексом четырех революций - революции буржуазии и широкого гражданского населения, революции рабочих и солдат, революции крестьян и революции национальностей, - каждая из которых имела свою руководящую группу, свою организацию борьбы и свою особую революционную цель. В совокупности они создавали мозаичную картину гигантской по масштабам Великой революции.
Радикализация масс. Послефевральские демократические преобразования происходили в невиданных до того в России масштабах. Амнистия по политическим и религиозным делам, отмена смертной казни, свобода слова, печати, собраний, митингов и демонстраций, отмена всех сословий, вероисповедальных и национальных ограничений, замена полиции народной милицией, выборы в органы местного самоуправления, многопартийная система - это перечень наиболее важных. По уровню демократических прав и свобод Россия сравнялась с передовыми странами Запада.
Переход от монархии к "демократическому государству", а позже и к официально объявленной республике вызвал обвальное разрушение и распад привычных структур власти. Дезорганизация, неуправляемость и непредсказуемость, всеобщий хаос и развал стали определяющими тенденциями жизни России, нормой становилось беззаконие. В связи с этим проблематично говорить о периоде "демократии" после Февраля, во всяком случае в привычном, классическом понимании этого слова. Хаос и анархия захлестывали страну. Дикая злоба и ненависть доведенных до отчаяния людей поощрялись левыми радикалами в их требованиях, нередко абсолютно справедливых, поощрялись сознательным разжиганием классовой ненависти, национальной розни, призывами к аграрному "черному" переделу.
Временное правительство пыталось решить насущные проблемы и стабилизировать ситуацию в стране. По аграрному вопросу правительственная программа предусматривала наделение крестьян землей "на разумных началах для пользы государства". Конкретные принципы будущей аграрной реформы предлагались согласно партийным программным установкам. Кадеты выступали за незыблемость принципа частной собственности и передачу крестьянам лишь части помещичьих земель за выкуп. Эсеры (поддер-живаемые крестьянством) предлагали переход всех земель в общенародное достояние без выкупа и уравнительно-трудовое пользование ими. Все ведущие политические партии соглашались с тем, что кардинальное решение аграрного вопроса должно быть принято законным высшим органом власти в стране - Учредительным собранием. До его созыва правительство решилось на конфискацию лишь земель, лесов, озер и т.д., принадлежавших царю и царской фамилии (март 1917 г.). Специально созданный Главный земельный комитет разрабатывал принципы будущей земельной реформы, важнейший из которых состоял в передаче земли тем, кто ее обрабатывал. Планировалось осенью 1917 г. завершить разработку законодательства, передать его на утверждение Учредительного собрания и лишь весной следующего года приступить к практическому осуществлению. Попытки крестьян самочинно захватить помещичьи земли оценивались как "самоуправство", пресекались карательными отрядами. Однако лозунг о законности и порядке как основе реформ, выдвинутый кадетами, поддержанный и проводимый также эсерами и меньшевиками (представители которых с мая 1917 г. входили в состав Временного правительства), в российском обществе 1917 г. не воспринимался. Все призывы и увещевания правительства, компромиссные и здравые законы не смогли сбить накал страстей. С каждым месяцем нарастало крестьянское движение. Уже с весны начались погромы, запылали помещичьи усадьбы. С осени возросло число самовольных захватов и переделов частновладельческих земель. Статистика свидетельствовала, что крестьянские выступления все чаще приобретали вооруженный характер. Бороться с "черным переделом", катившимся по стране, было уже невозможно. Большевики поддерживали его, вербуя союзников из недовольного крестьянства и обещая дать землю сразу после прихода к власти.
Не была реализована из-за противодействия большинства российской деловой буржуазии либерально-реформистская программа по рабочему вопросу. Были законодательно закреплены права рабочих на членство в профсоюзах и участие фабзавкомов в делах производства, поощрялось кооперативное движение в городе и в селе, но рабочие не получили ни улучшения снабжения, ни повышения зарплаты, ни 8-часового рабочего дня. В связи с войной правительство не поощряло перехода на 8-часовой рабочий день, но было бессильно остановить этот стихийный процесс, поддерживаемый Советами. Состояние экономики требовало более жестких мер государственного регулирования, но правительство не решалось на них. Все это усугубляло анархию в обществе, трудности в экономике. Инфляция, остановка многих фабрик и заводов, рост безработицы, спекуляция, развал транспорта, разрывавший традиционные связи между регионами и отраслями, свидетельствовали, что экономика страны катилась к катастрофе. С весны 1917 г. вновь наметился рост забастовочного движения, усиливалось недовольство Временным правительством. В фабзавкомах вызревала идея введения общественного (рабочего) контроля за деятельностью администрации, а далее над банками, органами снабжения и распределения продуктов, ценами на важнейшие товары.
Постоянное и неуклонное ослабление центрального правительства вызывало появление национально-освободительных и сепаратистских движений, что свидетельствовало о серьезности национального вопроса. Пытаясь сохранить Россию как единое великое государство, Временное правительство все же прорабатывало и осуществляло новые подходы в национально-государственном устройстве. Всем народам предоставлялось право использовать родной язык и развивать национальную культуру, отменялись вероисповедальные ограничения. В марте правительство предоставило Польше независимость, предусматривая воссоздание единого польского государства на территориях, включенных ранее в состав России, Германии, Австро-Венгрии. Была восстановлена автономия Великого княжества Финляндского, предоставлена автономия Украине. На Кавказе, в Туркестане расширены представительства местного населения в делах управления. С лета началась законодательная работа с целью преобразования империи на основах федерации. Не дожидаясь результатов этой работы, национальная интеллигенция, предприниматели, духовенство развертывали движение за национальное возрождение, что выражалось в расширении сферы использования национального языка, воссоздании традиционных органов власти, создании национальной армии, активизации католической, мусульманской церкви и др. Принципу "единой и неделимой", отстаивавшемуся буржуазными партиями из центра, решительно противопоставлялся принцип национального самоопределения, вплоть до отделения.
Стихийно вспыхнуло и быстро распространялось по стране национально-государственное строительство. В марте 1917 г. на Украине был создан фактически не зависимый от Временного правительства орган республиканской власти - Центральная Рада, следом возникли республиканские министерства, была принята конституция. Аналогичные местные органы, призванные отразить и защитить интересы многочисленных народов, населявших Россию, возникали повсюду - на Кавказе и в Закавказье, в Средней Азии, Поволжье, Сибири. При этом национал-радикалы зачастую опирались на финансовую помощь заинтересованных государств (Германии, Англии, Франции и др.), желавших за счет ослабления и расчленения России решить свои проблемы.
Итак, массы проявляли нетерпение, решение же фундаментальных вопросов - о политическом строе страны (конституции), аграрной реформе, самоопределении народов, населявших страну, откладывалось до созыва Учредительного собрания. Учредительное собрание, признававшееся ведущими политическими силами (включая большевиков) высшим законодательным органом страны, стало ключевым фактором политики, фактором, увы, не сыгравшим своей стабилизирующей роли. Постоянный перенос сроков выборов и созыва (по разным мотивам), затягивание решения проблем и апелляция к законности - все это усугубляло недоверие широких народных масс, особенно в условиях антиправительственной пропаганды большевиков и правового нигилизма населения.
Определяющим политическим фактором являлось также открытое вмешательство армии в политику. Без учета этого фактора не действовала ни одна партия в России, пытаясь перетянуть военных на свою сторону. Став орудием в руках разных политических сил, российская армия теряла боеспособность. Рушилась одна из важнейших опор российской государственности.
Серьезным политическим фактором оставался голод. Продовольственные беспорядки, сопровождавшиеся безнаказанным разгромом лавок и складов, стали характерными для многих российских городов. Правительство пыталось принимать радикальные меры: введение государственной монополии на хлеб и повышение вдвое закупочных цен; ужесточение хлебной разверстки, введенной еще в ноябре 1916 г., дополнение ее мясной; введение карточной системы; привлечение на сельхозработы полумиллиона военнопленных и стольких же российских солдат-тыловиков; а осенью 1917 г. даже посылка в деревню вооруженных воинских отрядов для принудительного изъятия хлеба. Однако решить проблему голода не удалось.
Но главной проблемой в послефевральский период оставалась война. Попытка российской буржуазии после Февральской революции проводить все ту же политику на "единение с союзниками" и "войну до победного конца" лишь ускорила свержение ее власти в ходе Октябрьской революции. В предоктябрьский период глава Временного правительства А.Ф. Керенский, правда, пытался заключить сепаратный мир с Болгарией и Турцией. Даже было получено согласие Австро-Венгрии (24 октября 1917 г.). Но это были абсолютно запоздалые меры.
Временное правительство, связанное обязательствами перед ведущими политическими силами довести Россию до Учредительного собрания, озабоченное больше сохранением стабильности в обществе, нежели его изменениями, не брало на себя решение назревших задач. Были и объективные причины этой нерешительности - состояние войны, хозяйственная разруха, угроза потери управления. Тормозили и консерватизм имущих классов и экстремизм снизу. Причина была и в том, что проведение (или не проведение) глубоких социально-экономических реформ неизбежно разводило и сталкивало интересы разных социальных слоев, на которые опиралось правительство (рабочих и предпринимателей, землевладельцев и общинников, многочисленных народностей и т.п.). Здесь была заключена исходная слабость правительства. Кроме того, слабая власть была последствием двоевластия. Правительство, вынужденное постоянно оглядываться на грозные Советы, отличалось безволием, медлительностью. Советы, опасаясь взять власть, становились бесхарактерными, беспринципными. Такая политическая система не могла быть устойчивой, была подвержена кризисам.
Кризис власти. В апреле 1917 г. разразился первый кризис. Массы все настойчивее требовали перехода от обещаний к делу. Одно из главных требований - окончание войны. Под лозунгами мира прошли мощные демонстрации в Петрограде и ряде других городов. В то же время министр иностранных дел П.Н. Милюков направил союзникам ноту, в которой подтвердил военные обязательства России, что вызвало бурю протеста на промышленных предприятиях, в казармах. Произошли вооруженные столкновения между противниками и сторонниками политики Временного правительства, с обеих сторон были убитые и раненые. Ответственность за случившееся кадеты и большевики возлагали друг на друга.
Критика правительства слева и справа и за авантюризм, и за бессилие привела к его реорганизации. Военный и морской министр А.И. Гучков и министр иностранных дел П.Н. Милюков вышли в отставку. Бессилие Временного правительства стало настолько очевидным, что князь Г.Е. Львов обратился к Петроградскому Совету, приглашая "к непосредственному участию в управлении государством". Исполком Совета дал согласие. В начале мая было сформировано первое коалиционное правительство. Но вхождение в правительство социалистов, при сохранении в основном прежнего политического курса, несло в себе опасность не преодоления, а углубления кризиса власти, поскольку попытка левых партий (меньшевиков, эсеров, энесов и др.) участвовать в становлении буржуазного строя, оставаясь со своими социалистическими идеалами, рождала для них моральный и политический тупик, угрожала потерей авторитета и влияния уже самих умеренных социалистов и Советов.
Первый правительственный кризис не только привел к соглашению кадетов с меньшевиками и эсерами, одновременно усилив размежевание последних с большевиками, но и способствовал росту леворадикальных настроений в массах. Ряды партии большевиков по сравнению с февралем 1917 г. выросли в четыре раза, достигнув 100 тыс. Влияние в армии, в рабочих коллективах укрепилось. Активная работа велась также среди деревенской бедноты, студенчества, служащих. Это позволяло большевикам своевременно подхватывать рождавшиеся снизу инициативы, закрепляя их в своих пропагандистских документах. Настроениям трудящихся России оказались созвучны радикальные, нередко упрощенные взгляды большевиков на решение проблем, на будущее общество.
Противоречие между "верхами" и "низами" продолжало нарастать. Растущий разрыв между правительством и массами подтвердили июньские многолюдные демонстрации и митинги в Петрограде, Москве, Киеве, Риге, Иванове-Вознесенске и др. городах, прошедшие в основном под антиправительственными и антивоенными лозунгами большевиков. Но правительственного кризиса в июне 1917 г. удалось избежать. К кадетам стали примыкать многие представители влиятельных партий октябристов и прогрессистов. Прошедшие в мае и июне I Всероссийский съезд крестьянских депутатов и I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов высказались за продолжение курса поддержки Временного правительства. Все социалистические партии решительно отклоняли мысль о возможности взятия ими власти в собственные руки (лишь большевики, в выступлении В.И. Ленина, публично заявили о своей претензии на государственную власть, однако ведущая роль в Советах всех уровней сохранялась за меньшевиками и эсерами).
Временное правительство пыталось укрепить свои позиции и с помощью генерального наступления на Юго-Западном фронте. Широко разрекламированное наступление должно было продемонстрировать единство армии и правительства в защите демократии. Предполагалось, что наступление нанесет внутреннему врагу - большевикам - не менее тяжкий удар, чем внешнему врагу. Однако наступление, после нескольких дней частичных успехов, захлебнулось.
Провал летнего наступления имел для России далеко идущие последствия. Судьба и последствия первой мировой войны определялись уже фактически без ее участия. В кругах предпринимателей, интеллигенции, в средних слоях крепло убеждение в необходимости во благо Отечества укрепить власть, возродить боеспособность армии, подавить оппозиционные разрушительные силы, в первую очередь большевиков. Леворадикальная же часть общества, также пестрая по составу, возглавляемая большевиками, левыми эсерами, меньшевиками-интернационалистами, воспользовалась военным поражением для подрыва доверия к Временному правительству с целью захвата власти.
Российская революция оказывалась у поворотной точки. До середины 1917 г. можно говорить о борьбе двух демократий: буржуазной в лице Временного правительства и социалистической в лице Советов. Июньские события стали переломными: установка на диктатуру становится очевидной.
Первыми инициативу проявили большевики и блокировавшиеся с ними партии, решившие возглавить стихийные антиправительственные и антивоенные выступления масс. Попытка силового давления на законное правительство, а в перспективе, если получится, и его свержения, была предпринята слева в июльские дни. Поводом для мятежа послужило требование Временного правительства разоружить столичный революционно настроенный пулеметный полк и отправить его на фронт. 3-4 июля 1917 г. в Петрограде прошли вооруженные многосоттысячные демонстрации с требованием к Советам взять в свои руки всю полноту власти. Одновременно открыто и резко звучала критика в адрес Советов за сговор с буржуазными партиями. Налицо была опасность военного переворота и захвата власти большевиками.
В отличие от апрельских событий Временное правительство действовало решительнее. Опираясь на верные войска, казаков и юнкеров, оно встретило демонстрантов огнем пулеметов. Было убито и ранено свыше 700 человек. ЦК партии большевиков принял решение о переводе противостояния в мирное русло, осознавая, что удержать власть еще бы не удалось: не поддержали бы большевиков ни армия в целом, ни провинция.
На компрометацию большевиков была направлена начавшаяся в правительственной прессе кампания против организаторов и участников июльского выступления. На большевиков возлагалась ответственность за случившееся кровопролитие, они обвинялись в пособничестве Германии - вспомнили и "пломбированный вагон", в котором Ленин возвращался из эмиграции через территорию противника, и "немецкие деньги" для финансирования антивоенной деятельности (возглавляемое Лениным пораженческое течение активно финансировалось германским и австрийским правительствами в целях достижения успехов в войне с Россией).
После июльского кризиса Временное правительство делает шаги к установлению "сильной" власти. Введены смертная казнь на фронте, военно-полевые суды. Были закрыты "Правда", большевистские газеты в действующей армии, началось разоружение рабочей милиции, произведены аресты. Лидеры большевистской партии были преданы суду по обвинению в "государственной измене". В тюрьме оказались Л. Каменев, Л. Троцкий, А. Луначарский, А. Коллонтай, Ф. Раскольников и др. (Ленину и Зиновьеву удалось скрыться).
Правые круги, обыватели торжествовали победу, усиливались реставраторские монархические настроения. Нерешительный князь Г.Е. Львов подал в отставку. Министром-председателем стал социалист А.Ф. Керенский (7 июля). 25 июля 1917 г. было сформировано второе коалиционное правительство. Советы отказались от контроля за деятельностью правительства. Роль лидеров умеренных социалистов, вошедших в правительство, возросла: они фактически брали на себя ответственность за судьбу коренных реформ.
Положение Временного правительства оставалось сложным. Моральный авторитет правительства, пролившего при подавлении открытого выступления оппозиции кровь сотен людей, упал. Ответственность за репрессии легла и на министров-социалистов. Эсеро-меньшевистские лидеры Советов, оказав в критический момент поддержку Временному правительству, теряли связь с массами. Авторитет и роль Советов падали. Власти практически оказались бессильны помешать проведению в июле-августе VI съезда РСДРП(б).
VI съезд партии большевиков прошел в соответствии с ленинскими установками. Было заявлено, что мирный период революции закончился, что соглашательство эсеро-меньшевистских Советов привело к ликвидации двоевластия, передаче всей полноты власти буржуазии в лице диктатуры Временного правительства и сделало невозможным мирный переход власти к пролетариату. В этой обстановке был временно снят лозунг "Вся власть Советам!" и взят курс на "большевизацию" Советов. Съезд утвердил курс на вооруженное восстание с целью свержения власти буржуазии и установления диктатуры пролетариата. Ряд делегатов съезда пытались затормозить этот крутой поворот, обратить внимание на опыт мировой социал-демократии, связанный с политическими компромиссами, на прогрессивные тенденции, присущие современному капитализму. Умеренное крыло большевиков - Каменев, Зиновьев, Калинин и др. - по-прежнему исходило из возможности и необходимости "давления" на Временное правительство; они высоко ценили уже сделанные шаги по демократизации общества и в курсе на социалистическую революцию видели опасность забегания вперед, отрыва от масс, а в случае неудачи - трагического отката рабочего и социалистического движения. Но они не были услышаны.
Под лозунгом помощи Временному правительству в обуздании радикалов в августе 1917 г. произошло вооруженное выступление правых сил. К мысли о военной диктатуре, способной навести порядок и в столице, и в стране, подвел весь ход событий 1917 г. На роль диктатора намечался генерал Л.Г. Корнилов, с июля занимавший пост Верховного главнокомандующего. Он опирался на высшие слои офицерства, объединенные Всероссийским Союзом офицеров армии и флота, верхи казачества. Фактически государственный переворот помимо генералитета помогали готовить промышленно-финансовые круги, правые буржуазные партии, запрещенные монархические организации, многие видные лидеры кадетов. Знал о готовящемся заговоре и Керенский, но фактически ничего не сделал для его предотвращения, поскольку рассчитывал использовать зреющий заговор для укрепления центральной власти, разгрома оппозиции (не только левой, но и правой). Предполагалось создание "дуумвирата" Керенского - Корнилова, где последнему отводилась роль дубинки, то есть под контролем Временного правительства генерал должен был обуздать революционное движение в армии и в тылу (но у Корнилова имелись свои планы - получить всю полноту военной и гражданской власти).
Планировалось спровоцировать в Петрограде вооруженное выступление под руководством большевиков, под видом защиты законной власти ввести в столицу войска и "укрепить" правительство, установив военно-буржуазную диктатуру. В Ставке Верховного главнокомандующего в Могилеве, являвшейся центром заговора, была разработана программа "оздоровления": фактическая милитаризация всех сторон жизни; введение смертной казни не только на фронте, но и в тылу; ликвидация Советов, ибо они несомненно воспротивятся этому; разгром большевиков как самой радикальной и бескомпромиссной партии, делающей ставку на Советы, открыто заявляющей о курсе на социализм.
Корниловский мятеж, начавшийся 25 августа 1917 г, оказался неудачным и в течение недели был подавлен. Выступление провалилось по ряду причин: разногласия Л.Г. Корнилова с А.Ф. Керен-ским привели к расколу контрреволюционного лагеря; левые и леворадикальные силы, напротив, сплотились в защите демократических завоеваний Февраля; шедшие на Петроград воинские части были распропагандированы и остановлены; армия в целом не поддержала мятежников; и др.
Выступление Корнилова привело к очередному правительственному кризису: министры-кадеты, узнав о начале мятежа, подали в отставку, фактически поддержав попытку переворота. Когда провал корниловской авантюры стал очевиден, Керенский приступил к формированию нового состава правительства. Лишь спустя три недели после подавления корниловского мятежа, 25 сентября, был объявлен состав коалиционного правительства. Но это снова была лишь смена лиц, а стране нужна была новая программа.
Августовские события 1917 г. кардинально изменили соотношение сил, политическую ситуацию в стране. Консолидировавшиеся правые силы были разгромлены. Эпитет "корниловцы", приставший ко всему буржуазному блоку политических сил, Временному правительству, углубил разрыв между "верхами" и "низами". Советы, получившие новую жизнь как органы вооруженной борьбы, еще более политизировались, становились антиподами демократии, открыто противопоставлялись другим органам управления. Характерной чертой советской системы была непосредственная опора на вооруженную силу - солдатские массы, возродившуюся после июльских репрессий Красную гвардию (рабочую милицию). Были "реабилитированы" большевики: правительство освободило группу социал-демократов, арестованных в июльские дни. Высоко поднялся авторитет большевиков, занявших самую непримиримую позицию по отношению к заговорщикам и к тем, кто им покровительствовал, в частности, кадетам. Об этом красноречиво говорили результаты состоявшихся в сентябре выборов в районные Думы в Москве. Резко упал (по сравнению с июнем) авторитет меньшевиков и эсеров (число голосов, поданных за них, снизилось с 70 до 18 %). Кадеты сохранили своих сторонников, но не приобрели новых (а по сравнению с выборами в IV Государственную думу число голосов, поданных за них, сократилось более чем в 3 раза). Преобладающим стал блок большевиков и левых эсеров (процент голосовавших за большевиков возрос с 11 до 51,5 %). К концу сентября большевики обладали подавляющим большинством и во влиятельном Петросовете. Демократический центр (вчера еще доминировавший в общественно-политической жизни) быстро таял. Социалистические партии (эсеры, меньшевики) раскалывались. Левое их крыло, по многим вопросам - отношение к войне, аграрная реформа, защита интересов рабочих - блокировавшееся с большевиками, в сентябре составляло относительное большинство. В ряде местных эсеровских и меньшевистских организаций к левым группам переходило руководство. Межпартийное сотрудничество, очень зыбкое с самого начала революции, разваливалось, превращаясь в противостояние двух лагерей - умеренного (кадеты, правые эсеры, меньшевики) и ультра-ради-кального (большевики, левые эсеры, анархисты).
Октябрьский переворот и поляризация сил внутри страны. Разочарованные неэффективностью существовавшей демократии, медлительностью и громоздкостью системы государственных институтов, большая часть которых (Временное правительство, земельные комитеты, суды и т.д.) окончательно потеряла авторитет, народные массы возлагали надежды на переход всей власти к Советам, ожидая от них радикального и быстрого решения всех наболевших вопросов. В городе, в деревне, в армии, в национальных районах нарастал стихийный революционный процесс. К осени 1917 г. в России назрел общенациональный социально-политический кризис, сложились предпосылки для революционного взрыва.
Сложившуюся ситуацию большевики расценили как исключительно благоприятный, но кратковременный момент для захвата власти. Ленин и его сторонники торопили с мобилизацией сил армии и рабочих промышленных центров, с подготовкой вооруженного восстания. Против выступали Каменев, Зиновьев, ряд других деятелей партии. Они доказывали, что еще возможно сплочение всех демократических и социалистических сил в рамках продолжающегося буржуазно-демократического развития страны, связывали с буржуазной демократией возможность постепенного складывания условий, необходимых для преобразований в направлении к социализму. При этом отрицалась любая форма диктатуры, необходимость насилия и революционного переворота, подчеркивалась роль уже завоеванных демократических свобод как высших ценностей. Попытка же построения социализма в отсталой стране связывалась с неизбежным насилием над обществом, опасностью построения лишь "казарменного" социализма. Они вновь указывали на пагубность сужения революционных задач лишь до целей одного класса (пролетариата). Их программа опиралась на достижения теоретической мысли западной и русской социал-демократии, доказывавшей отсутствие в России предпосылок для социализма.
Признание неготовности страны к социализму является общей чертой теоретических воззрений основных российских социалистических партий и их лидеров накануне Октября. Не составлял исключения и вождь большевиков В.И. Ленин, неоднократно, как в 1917 г., так и в начале 20-х годов, отмечавший недостаточность формационных предпосылок социализма в России. Как и принято было в марксистской традиции, В.И. Ленин рассматривал социалистическую революцию в России в контексте мировой революции. Он считал, что мировая революция, помощь мирового пролетариата должны компенсировать недостаточность формационных предпосылок социализма в России. От других вождей международной и российской социал-демократии (кроме Л.Д. Троцкого, с марта 1917 г. солидарного с В.И.Лениным в этом вопросе) Ленин отличался тем, что считал, что детонатором мировой революции может послужить не демократическая, как полагали К. Маркс, Ф. Эн-гельс, К. Каутский, Г.В. Плеханов и др., а социалистическая революция в России. В том, что мировой капитализм в целом созрел для замены его социализмом, большинство социал-демократов не испытывало сомнений. Таким образом, это была не авантюра (в чем упрекали Ленина его политические оппоненты в 1917 г.), а научный и политический просчет, который был обусловлен пониманием глубины общенационального кризиса в России, относительной слабости конструктивных возможностей российской буржуазии, соотношения сил в стране, но в то же время непониманием сущности кризиса капитализма. Вместе с тем стремление большевиков осуществить социалистическую революцию и установить пролетарскую диктатуру было явным насилием, игнорированием специфических особенностей остальных революционных потоков (аграр-ного, национального).
Усилия, энергия, убежденность В.И. Ленина позволили переломить позицию руководства большевистской партии, еще недавно (в сентябре) отвергавшего ленинский курс на вооруженное восстание. На заседаниях ЦК 10 и 16 октября 1917 г. идея вооруженного восстания окончательно победила. 12 октября на заседании Исполкома Петросовета был создан Временный революционный комитет (ВРК). ВРК создавался легально как комитет обороны Петрограда, а фактически стал центром подготовки вооруженного восстания.
Фактический паралич центральной власти не позволил ей предотвратить переворот. Созванные в сентябре 1917 г. Демократическое совещание и Временный Совет республики (Предпарла-мент), формировавшиеся путем представительства от общественных организаций и игравшие сугубо совещательную роль, чтобы не связывать рук правительству, призваны были противостоять Советам, обеспечить передачу их функций городским думам, земствам, профсоюзам, кооперации и другим общественным организациям, тем самым нейтрализовать большевиков, но превратились в очередную говорильню. Предпринимавшиеся контрмеры (подтягивание к столицам верных войск, подготовка переезда правительства в Москву, переговоры с союзниками с целью ускорить заключение перемирия с Германией) были вялыми и непоследовательными. Планы ареста В.И. Ленина, членов ВРК, занятия Смоль-ного (там располагался Петросовет) не были осуществлены. Большевики, напротив, сумели создать подавляющий перевес сил в решающий момент в решающих пунктах, а именно: в столицах и на фронтах армии, близких к центру.
Вечером 24 октября вооруженные отряды Красной гвардии и солдат начали захватывать телефон, телеграф, железнодорожные станции, вокзалы, типографии, мосты, правительственные здания и другие объекты. К утру 25 октября столица была в руках восставших. В ночь на 26 октября взят Зимний дворец и арестовано Временное правительство (за исключением Керенского, еще утром выехавшего в Гатчину в ставку Северного фронта, чтобы опереться на войска). II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся вечером 25 октября, был поставлен перед фактом победы большевистского переворота. Правые эсеры, меньшевики, представители ряда других партий в знак протеста против свержения демократического правительства покинули съезд. Поступившие известия из армии о поддержке восстания в Петрограде обеспечили перелом в настроениях делегатов съезда, руководство им перешло к большевикам. Однако захватившим власть большевикам еще предстояло приобрести поддержку, сочувствие большинства народных масс, поэтому не случайно на съезд были вынесены самые насущные из главных задач революции. Было утверждено обращение "Рабочим, солдатам и крестьянам!", означавшее, что съезд Советов принял государственную власть от ВРК и провозгласил переход всей власти в стране в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. "Декрет о мире" провозгласил выход России из империалистической войны. Съезд обратился ко всем воюющим народам и их правительствам с предложением справедливого демократического мира (то есть немедленного мира без аннексий и без контрибуций). "Декрет о земле", подготовленный на основе крестьянских наказов и включавший основные положения эсеровской программы по аграрному вопросу, отражал коренные чаяния крестьян. Большевики решительно перехватили у эсеров знамя крестьянских требований. Сущность Декрета сводилась к отмене частной собственности на землю, ликвидации помещичьего землевладения, национализации земли, передаче ее в распоряжение крестьянских организаций и к уравнительному землепользованию. "Декретом о власти" провозглашалось повсеместное установление власти Советов. Система Советов как органов революционной диктатуры пролетариата в течение нескольких месяцев охватила всю страну, заменив (поглотив или ликвидировав) к февралю 1918 г. прежние органы местного самоуправления. Вершину ее составляли Всероссийский съезд Советов и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. На II съезде Советов было сформировано первое советское правительство - Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. Совнарком был высшим исполнительно-распорядительным и одновременно законодательным органом, утверждаемым и формально подотчетным ВЦИК. Сформированное правительство было большевистским, так как ни большевики, ни меньшевики и эсеры не согласились на создание общедемократического правительства из представителей всех социалистических партий. Оно также было названо Временным. При обсуждении и принятии каждого декрета подчеркивалось, что они носят временный характер - до созыва Учредительного собрания, которое определит коренные основы общественного устройства.
В Учредительное собрание было избрано 715 депутатов: 412 эсеров (из них левых - 30 человек), 183 большевика, 17 меньшевиков, 16 кадетов, 81 депутат от национальных групп, 2 народных социалиста и т.д. Большевики, проигравшие выборы, но обладавшие реальной властью, в январе 1918 г. разогнали Учредительное собрание, грубо поправ демократические принципы. Негативную роль сыграли негибкость и отсутствие чувства реализма у большинства Учредительного собрания, не захотевшего считаться с тем, что в стране предпочтение отдано Советам (по многим осталь-ным вопросам позиции СНК и Учредительного собрания совпадали). Разгон Учредительного собрания способствовал упрочению режима диктатуры.
Важно подчеркнуть, что диктатура, осуществляемая по отношению к враждебным силам Советской власти, опиралась на поддержку или сочувствие народных масс. Советская власть в первые месяцы революции обеспечивала широкую демократию и свободу для большинства народа, но вместе с тем с первых шагов начала действовать как диктаторская по отношению к прежде привилегированным и имущим классам и слоям. Эксплуататорские элементы были лишены избирательных прав, ограничивалась свобода печати, собраний и организаций для враждебных новому строю партий и лиц. Были созданы органы защиты революции и карательные органы (революционные трибуналы, ВЧК, Красная армия).
Сопротивление мероприятиям новой власти подавлялось силой. Неудачей завершились поход генерала П.Н. Краснова и А.Ф. Керенского на Петроград (26-30 октября 1917 г.), восстания юнкеров в Петрограде и Москве. Осенью-зимой 1917-1918 гг. противниками Советской власти выступили ряд казачьих атаманов (Дутов, Каледин), но казачьи восстания также были подавлены. Предпринимались попытки и "мирной", парламентской борьбы против власти большевиков (например, созыв и деятельность Учредительного собрания). Инициатором этой тактики был Всероссийский исполнительный комитет профсоюза железнодорожников - Викжель. В его руководстве преобладали меньшевики и правые эсеры. В разгар отражения наступления Краснова - Керенского Викжель, угрожая всеобщей забастовкой на транспорте, выставил ультиматум: немедленно заключить перемирие между Керенским и Советским правительством и создать "однородное социалистическое правительство" из представителей всех социалистических партий. Идею поддержали некоторые лидеры большевиков (Каменев, Ногин, Рыков и др.), что привело к расколу ЦК РСДРП(б) и СНК. Начавшиеся переговоры с Викжелем позволили противникам принятия ультиматума (Ленин, Троцкий и др.) выиграть время и одержать победу над оппозицией.
Важнейшим фактором, обусловившим победу Октябрьской революции и поражение антисоветских сил, являлось то, что наряду с социалистическими целями, носителями которых выступали главным образом большевики, революция имела мощное общедемократическое содержание. Для большинства трудящихся Октябрь призван был решить прежде всего насущные, нерешенные Февральской революцией проблемы: реформирование аграрного строя и отчасти распределительных отношений, выход из войны, передача власти Советам, созыв Учредительного собрания, гарантия от контрреволюции. Именно эти цели смогли объединить в революционной борьбе рабочий класс и не только беднейшее крестьянство, как полагали первоначально сами вдохновители Октября, но и подавляющую часть крестьянства, солдат, что лишило контрреволюцию возможности создания массовой социальной базы и способствовало так называемому триумфальному шествию Советской власти - быстрому установлению Советской власти в большинстве районов России в период с 25 октября 1917 г. по март 1918 г.
Однако, как показал последующий исторический опыт, демократические тенденции в ходе революции претерпели почти полную трансформацию. В основе политики большевиков лежала идея пролетарской диктатуры. Опора революционной диктатуры на пролетариат и беднейшие слои деревни, то есть на меньшинство населения, проведение "сверху" социальных преобразований, осуществление власти методом революционного террора и насилия - все это усилило классовое и межпартийное противостояние, открытое насилие с обеих сторон, еще более обострило обстановку.
Меньшевики и эсеры повсеместно пытались бороться с диктатурой большевиков, переходившей в монополию на мысль и нетерпимо относившейся к инакомыслию. В Поволжье и на Урале возникло несколько меньшевистско-эсеровских "республик", но поздней осенью 1918 г. попытки создания социалистической государственной структуры без большевиков были сведены на нет белогвардейской контрреволюцией (меньшевистско-эсеровские правительства, не имевшие поддержки масс и опоры на вооруженную силу, передавали власть реакционной военщине либо разгонялись последней).
Распалась правительственная коалиция большевиков с левыми эсерами, занимавшими с декабря 1917 г. ряд постов в правительстве, армии, ВЧК. Левые эсеры начали борьбу против огосударствления промышленности, продотрядов и руководимых большевиками комитетов крестьянской бедноты. В конечном счете к расколу привело не это противоречие, а разногласия в оценке Брестского мира. Левые эсеры (так же как и поначалу "левые большевики") считали Брестский сепаратный мир капитуляцией перед германским империализмом и в знак протеста 16 марта 1918 г. заявили о своем выходе из правительства. Затем под лозунгом вооруженной защиты революции они организовали 6-7 июля мятежи в Москве и Симбирске, а 10 июля вспыхнул мятеж командующего Восточным фронтом М.А. Муравьева, подавить которые удалось лишь ценой тяжких боев.
Подогретое большевистским лозунгом о праве наций на самоопределение, вплоть до отделения, национально-освободительное движение стихийно, но враз уничтожило великое государство, расчленив его на множество больших и малых республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Финляндия, республики Прибалтики и Закавказья, Северного Кавказа и Поволжья и др.). Отсутствие четких границ, правовых норм межгосударственных отношений, ожесточенная борьба социалистов с буржуазными и мелкобуржуазными националистами, открытое вмешательство советского правительства во внутренние дела новых государств (во имя интернациональных пролетарских интересов) рождали многочисленные очаги межнациональных столкновений.
Интересы пролетариата и получившего землю крестьянства в условиях дезорганизованного товарооборота между городом и деревней, запрещения свободной торговли начали все более расходиться, похоронив тем самым коалицию большевиков с левыми эсерами и создав массовую базу для контрреволюции. Итак, гражданская война в силу социального эгоизма отдельных участников (классов, социальных групп, партий) стала уже неотвратимой.

Гражданская война и интервенция
Корни гражданской войны - в строе социальной несправедливости, существовавшем веками, в огромном имущественном неравенстве, в укоренившемся психологическом противостоянии господствующих и угнетенных, бедных и богатых. Взрыв был объективно неизбежен. Вся страна покрылась очагами явной и потенциальной внутриреволюционной (между различными потоками) и контрреволюционной войны. Достаточно было сигнала (даже случайного), чтобы эти очаги выстроились в более или менее организованный единый фронт. Эту роль сыграл мятеж чешского корпуса (май 1918 г.), ставший своего рода катализатором для всех антибольшевистских движений. По пути следования корпуса в Пензе, Самаре, Сызрани, Златоусте, Челябинске, Омске, Новониколаевске, Владивостоке была свергнута Советская власть. Вторым, дополнительным фактором, резко активизировавшим силы внутренней контрреволюции, стала интервенция капиталистических государств. В Москве, Ярославле, Рыбинске, Владимире, Коврове, Муроме, в городах Поволжья, Урала, Сибири вспыхнули мятежи. На Дону формировалась армия атамана Краснова, на Кубани - добровольческая армия Деникина.
Интервенцию фактически начала в январе-феврале 1918 г. Германия, оккупировав Украину (была свергнута власть Центральной Рады и создано марионеточное правительство гетмана Скоропадского). Позднее германские и турецкие войска вторглись в Закавказье. С весны 1918 г. интервенцию расширили войска Антанты - Англии, Франции, США, Японии, десанты которых высадились на Севере (Мурманск, Архангельск) и Дальнем Востоке, в Крыму, в Закавказье и Туркестане. Страны Антанты, осуществляя интервенцию, ставили политической целью подавление большевизма и поощрение создания в России режима порядка. Вынашивались и планы закабаления и расчленения России, отторжения значительной части ее территории. Определенное значение имели и такие причины, как стремление Антанты в условиях продолжавшейся Первой мировой войны сохранить Восточный фронт, несмотря на заключение большевиками сепаратного мира, озабоченность намерениями большевиков "экспортировать" революцию (например, в 1919 г. в ЦК РКП(б) обсуждалась возможность революционного похода Красной Армии в Афганистан и Индию для облегчения впоследствии похода на Париж и Лондон, а Троцкий даже предлагал конкретный план подготовки "азиатской революции").
Итак, Советская республика оказалась в плотном кольце фронтов. Со второй половины 1918 г. по конец 1920 г. война стала основным содержанием жизни страны. В истории гражданской войны выделяют несколько периодов: первый - начало широкомасштабных военный действий противников большевиков и развертывание интервенции (май - ноябрь 1918 г.); второй - комбинированные действия объединенных сил внутренней и внешней контрреволюции и решающие победы Красной армии, разгром войск Колчака, Юденича, Деникина (зима 1918/19 г. - март 1920 г.); третий - советско-польская война и разгром армии Врангеля (апрель - ноябрь 1920 г.).
К концу 1920 г. основные очаги гражданской войны были потушены, основные силы антисоветского движения разгромлены. Волна эмиграции унесла многих его участников за границу.
Отдельные военные действия продолжались и после завершения гражданской войны в Советской России. Части Красной Армии участвовали в установлении Советской власти в Азербайджане, Армении, Туркестане (1920 г.) и Грузии (1921 г.). Опираясь на помощь РСФСР, партизанские соединения и части Народно-революционной армии Дальневосточной республики освобождали Сибирь и Дальний Восток от белогвардейцев и интервентов (конец 1921 - 25 октября 1922 г.). Буржуазно-демократическая Дальневосточная республика была образована в 1920 г. во избежание войны с Японией, войска которой располагались на территории Сибири и Дальнего Востока. В октябре 1922 г. после вывода японских войск и изгнания белогвардейцев ДВР соединилась с РСФСР. Восстановление территориальной целостности в основном завершается с подписанием союзного договора между советскими социалистическими республиками. 30 декабря 1922 г. было провозглашено образование СССР в составе четырех союзных республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, ЗФССР (Закавказская федерация, объединявшая Азербайджан, Армению и Грузию).
Победу советских сил в гражданской войне обусловил ряд факторов. В кратчайшие сроки были созданы многочисленная, боеспособная Красная Армия и действенный механизм управления, характеризовавшийся единством управления на фронте и в тылу. Главная же слабость белых заключалась не в военной, а в политической области. Белое движение было крайне неоднородным. Там были монархисты и республиканцы, консерваторы и либералы, сторонники прогерманской ориентации и сохранения верности союзникам, сторонники Учредительного собрания и открытой военной диктатуры, люди без определенных политических убеждений, но стремившиеся не допустить раскола России. Из-за политических разногласий у белых не было общепризнанного лидера. Белый лагерь не сумел сформулировать программу, которая была бы привлекательной для большей части русского народа. Лидеры белых либо решительно выступали против всяческих перемен, происшедших со времени падения дома Романовых, либо соглашались на незначительные уступки, придерживались позиции "непредрешенчества", то есть идеи о невозможности предрешать форму правления будущей России, принципы аграрной реформы и т.д. Широкие маневры Советской власти, напротив, оказались эффективными. Лозунги прочного союза с крестьянином-середняком (осень 1918 г.), предоставления автономии всем народам России, привлечение буржуазных специалистов дробили силы противника, расширяли собственную социальную базу. Привлекая на свою сторону все новые и новые слои, увеличивая армию, мобилизуя все силы для обеспечения фронта, ужесточая режим диктатуры, Советская власть добилась победы в гражданской войне.

Hosted by uCoz