Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 4. Социальное познание: его возможности и средства. (философия науки, история философии, философия истории)

1. Наука - это форма духовной деятельности людей, которая производит знания о природе, обществе и о самом познании. Наука всегда связана с практикой, получает от нее все новые и новые импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности людей, опредмечивает ее, материализуется в ней. Ее непосредственной целью является постижение истины и открытие объективных законов развития мира. Поэтому она в целом образует единую, взаимосвязанную развивающуюся систему.

В зависимости от предмета и метода можно выделить такие науки, как естествознание, обществознание (социальные науки), о познании, мышлении, отдельную группу составляют технические науки. В свою очередь, в зависимости от удаленности от практики науки делятся на фундаментальные (нет прямой ориентации на практику) и прикладные (результаты научного познания непосредственно применяются для решения производственных и социально-практических вопросов).

Социальное познание - это духовное освоение действительности. В качестве непосредственной его задачи выступают не предметные изменения реальности, а достижение истинных знаний о ее явлениях. Кроме того, базируясь на общественной практике, социальное знание не только обеспечивает условия для постижения качественной природы вещей, но и регулирует, направляет познание на те явления и свойства, которые необходимы и существенны как для индивидуального, так и общественного бытия.

При всем при этом необходимо помнить, что социальное познание, с одной стороны, имеет особенности, как и любая наука: обнаружение объективных законов действительности, законов самого познания и мышления; ориентация на исследование существенных свойств объектов и их выражение в системе абстракции; постижение истины рациональными средствами и методами; установка на объективность, практическую воплощенность, процесс непрерывного самообновления и т.д., с другой - обладает своей спецификой, где есть налицо идеалы, нормы, философско-мировоззренческие предпосылки и основания, представляющие собой момент "схваченной" сути общественной жизни или предметно-преобразующей деятельности людей, который имеет определенную вероятностную точность. Получаемые таким образом знания могут быть компонентом теории, могут исчерпать свою роль на уровне модели или полностью стать мифологизированными представлениями. Имея в виду данные обстоятельства, М.Вебер использовал понятие "идеальный тип" для изучения общества и общественных отношений.

Для методологии социального знания характерна внутренняя системность, формальная непротиворечивость, верифицируемость, воспроизводимость, открытость, доказательность и т.д. Однако следует признать, что социальная истина не выступает в законченном, завершенном виде. Это дает основание иррационалистам, в частности, позитивистам, моделировать анализ социальных явлений по естественно-математическим методам, а персоналистам вообще отвергнуть методологию рационального познанья (Ж.Лакруа, М.Недонсель). К примеру, персоналист Э.Мунье считает неоправданным деление момента познания на субъектно-объектные отношения, ибо это акт "вовлечения". Термин "объективный" в его интерпретации принимает оттенок антисубъективности, античеловечности, бездушного отношения к действительности. В качестве главного познавательного средства персоналисты используют эмоционально-чувственные и эмоционально-волевые факторы, которые являются необходимым элементом веры. Персоналисты стремятся расширить область применения веры, "размыть" границы между рационально-обоснованными знаниями и субъективным выбором человека.

Рационализм признает в социальном познании наличие нерациональности, интуиции веры, но дает им естественное объяснение на основе взаимодействия общественной и индивидуальной сторон познающего субъекта. К примеру, реальной базой интуитивных прозрений они считают заинтересованность, т.е. освоенную индивидом общественную культуру, или социокультуру.

В социальном познании необходимо учитывать два аспекта:

Социальные знания не сводимы к естествознанию и не противопоставляются ему. В первом случае мы получим натурализм в формах механицизма, физикализма, биологизма; во втором - противопоставление естествознания и наук о социокультуре, сопровождаемое дискредитацией того или другого направления, а фактически - это ветви науки, характеризующиеся единством и различием.

Между тем следует признать, что социальное познание имеет свою специфику, которая проявляется в следующем:

2. Методология социального познания развивается в сложной диалектике объективного и субъективного. Объективное выступает как сущность и реальность и как основа для субъективного. На основании философских методов (диалектический, метафизический, аналитический и т.д.) сложились две модели научного познания:

В первой модели роль философии в честно-научном познании абсолютизируется, во второй - принижается или даже вовсе отвергается. Практически обе крайности дали определенные позитивные результаты, но до конца проблема не решена.

Методология социального познания - явление конкретно-историческое: каждая эпоха имеет свои приоритеты, свое видение реальности и свои способы ее освоения. Что касается современного постнеклассического этапа развития науки, то для него характерны следующие основные методологические новации:

Все это вместе взятое предопределяет усиление влияния социального познания на другие отрасли и направления науки.

3. Понятие "техника" во всем многообразии определений всегда опиралось на греческое толкование - искусство, умение, мастерство. В античности под техникой понимали внутренние способности человека к созидательной деятельности. Сегодня машинное производство орудий труда позволило говорить о формировании системы техники, которая "включает" в себя человека, существует и действует по его логике и благодаря его потребностям. Именно поэтому философские вопросы сегодня затрагивают широкий спектр бытия техники и концентрируются в основном на двух направлениях: практическая деятельность человека и социальные проблемы техники и научно-технического прогресса. В этом круге проблем включены исследования взаимозависимости инженерного и социального аспектов современной техники, показ ее всеобъемлющего характера, эвристической и прикладной функций.

Природа превращается в рабочее место человека, природные процессы становятся управляемыми, им заранее могут быть заданы определенные свойства, они таким образом превращаются в технологические. Здесь таится опасность для человечества: создавая новую систему "человек - техника - окружающая среда", оно скорее руководствуется волей, чем разумом. И как следствие - корни экологических катастроф лежат в игнорировании или непонимании целостного характера биологических систем. Редукционистская методология, где эффективность сложных систем моделируется на основании анализа их отдельных частей, не срабатывает.

Существование человека в единстве с окружающей средой есть средство и способ его саморазвития. Настоящее бытие человека заключается в том, чтобы приспособиться к плодам своей деятельности, реализовать процесс самоадаптации, который приобретает сегодня актуальный характер. Инновационная культура жизни в созданной человеком среде складывается под влиянием двух факторов: развивающейся техники и технологии и социальных технологий самоадаптации. Не только окружающаяся среда, но и саморазвивающаяся культура - элементы единого развивающегося формообразования, которое через человека приобретает характер целостности.

4. Основные направления современной философии признают принципиальную возможность познания действительности. Однако они существенно расходятся во мнении о характере процесса познания и наиболее эффективных познавательных средствах. У каждой школы (течения, направления) есть свои серьезные аргументы и с ними нужно считаться как в теоретической, так и практической деятельности.

Сквозной темой истории философии является позитивизм. В своем развитии он имеет несколько этапов: позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский); эмпириокритицизм (Э.Мах, Р.Авенариус); неопозитивизм (М.Шлик, Р.Карнап, Б.Рассел); постпозитивизм (К.Поппер, Х.Кун, И.Локатос, П.Фейерабенд). Всем этим направлениям присущ ряд общих установок: учение И.Канта воспринимается как основа для решения проблем науки и практики: ориентация на методы познания, понимание философии как критической теории науки. Например, результатом деятельности неопозитивистов стала формализация гуманитарного знания, проникновение в это знание математических методов и аппарата, что и предопределило возникновение структурализма.

Постпозитивизм, пересмотрев исходные принципы неопозитивизма в отношении методологии научного познания, изменил сам предмет изучения. Критические рационалисты считают, что наука - целостная, динамичная, развивающаяся система, знание по своей природе является целостным, любое эмпирическое знание обусловлено какой-то теорией, философские положения органически "входят в тело" науки. И она, как целостное явление, по их мнению, требует к себе разносторонних подходов: историко-научного, методологического, науковедческого, психологического, логического и т.д.

Иррационализм как философское направление начал формироваться в античную эпоху, наиболее полное развитие получил во второй половине ХIХ века. Его влияние на историко-философский процесс ощущается на протяжении всего ХХ века. Иррационализм как философское направление напрямую не связан ни с какими конкретно-историческими процессами, поскольку в его концепциях, школах и течениях отражаются такие стороны бытия и мироощущения человека, которые оказываются не выраженными в рамках рационализма в силу его односторонности. В зависимости от того, какое конкретное начало объявляется сущностной характеристикой субъекта и какая дается ему интерпретация, возникают различные системы и школы иррационализма: "философия воли" (А.Шопенгауэр); "философия жизни" (Ф.Ницше, В.Дильтей, А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдеггер, Ж.П. Сартр.)

В философской теории иррационализм выступает против установок рационализма: окружающий мир родствен человеку; природа и различные сферы общественной жизни рациональны в своей основе, доступны мыслящей субстанции; познание может дать целеуказания и ориентиры для человеческой деятельности. Неустойчивость человеческого бытия превращается в иррационализме в онтологическую неуравновешенность всего мироздания, тем самым отрицается упорядоченное, законообразное устройство мира и разумность бытия. В гносеологии иррационализм акцентирует внимание на "иррациональных остатках", заявляя, что это подлинные знания. С С.Кьеркегора и Ф.Ницше иррационализм начинает изъясняться с миром на языке пророчеств.

Философия истории представляет собой относительно самостоятельную область философского знания, посвященную осмыслению качественного своеобразия общества и его отличие от природы. Предметная сфера философских размышлений - общественная жизнь, центральное место в которой отводится смысложизненным вопросам. Философия истории анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности движущих и возможных закономерностей его развития.

Начало философии истории в европейской культуре положил Августин Аврелий своим знаменитым трудом "О граде Божьем". История в нем представлена как длительный целенаправленный процесс "спасения человечества", обретения "Царства Божьего". Философия истории как светская наука начала свой путь в XVIII веке. Для Гегеля философия истории - это провиденциализм и эсхатологизм, но вместе с тем он допускает соучастие человека в историческом процессе.

ХХ век характеризуется в философии истории материализмом. Но на Западе заметное влияние имеет философская концепция общественного существования Р.Арона, Г.Калло, Р.Мерль и др. Среди философов этого направления выделяется А.Тойнби (философия истории - это изучение взаимосвязи исторического бытия как универсального всечеловеческого опыта через призму внутреннего опыта человека, внутренней динамики человеческой души; это вопрос о человеческом смысле истории, внешнем и внутреннем достоинстве человека в потоке времени); К.Ясперс (человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, но научно доказать это невозможно. История имеет свое начало и конец, ее движение определяется силой Провидения).

Философия истории изображает исторический процесс как процесс развития культуры. В это понятие вводится оценочный момент и соотносится с понятием цивилизация (А.Тойнби, П.Сорокин, Н.Бердяев, С.Булгаков). Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений. Ценностная установка - предваряющая программа деятельности и общения. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности - фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность. Цель деятельности - идеальный прообраз будущего, формирующийся на основе интересов социального субъекта. Цели могут быть ближайшими, долгосрочными, перспективными, конечными, последняя - самоцель всей деятельности субъекта.

Для выражения конечных целей используется понятие "идеал" как форма опережающего отражения действительности. Сама возможность возникновения идеала содержится в целеполагающей способности человеческого сознания. Ценностное отношение может быть зафиксировано в социальной норме - это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающие общественную необходимость организации деятельности и отношений в соответствии с объективными условиями. Синтетической формой культуры называют обряды, обычаи, традиции, т.е. то, что является образами поведения.

Устремленность человека к некой иной, высшей деятельности есть важная и неистребимая психологическая потребность, дающая импульс к активности, развитию творчества, без которой невозможны никакие великие свершения. Это очищает людей от внутренних противоречий, хотя в определенной мере акцентирует внимание на существовании противоречий между ними и земной реальностью.

 

 

Hosted by uCoz