6.3. Современные технологии формирования
и обучения кадрового резерва
Организация работы с резервом кадров
для государственной службы должна производиться
на уровне социальной технологии, т.е. комплекса
целесообразных и последовательных действий,
операций, основанных на соответствующих научных
знаниях и концепции государственной кадровой
политики. Современные технологии отбора, оценки
и обучения кадрового резерва включают следующие
операции, процедуры:
- определение структуры кадрового резерва, его
численности и должностного состава в конкретном
государственном органе с учетом потребностей
структурных подразделений на ближайшую и
отдаленную перспективу;
- определение критериев и методов отбора
кандидатур в резерв на выдвижение;
- отбор и утверждение резерва кандидатов;
- определение форм и методов подготовки
кадрового резерва, его использования и
обновления;
- распределение и определение обязанностей
должностных лиц, ответственных за работу с
резервом кадров;
- составление и выполнение индивидуальных планов
подготовки работника.
- Формирование резерва кадров предполагает
использование разнообразных методов изучения
кандидатов. К числу основных относятся:
- оценка квалификации и опыта кандидата на основе
анализа кадровых документов работника;
- изучение личности кандидата в процессе
собеседования и систематического наблюдения за
ним в ходе трудовой деятельности, выполнения
поручений;
- оценка работника по результатам его
практической деятельности, выполнения
индивидуального плана работы, должностных
обязанностей и распоряжений;
- учет отзывов о работнике непосредственного
руководителя, коллег и подчиненных,
руководителей смежных подразделений;
- анализ результатов квалификационных экзаменов
и выводов служебной аттестации.
В целях более точной и объективной
характеристики применяются такие методы, как
анкетирование, тестирование, экспертная оценка,
метод групповой дискуссии, деловые игры,
методика "центров оценки" и др.
Эффективными формами теоретической и
практической подготовки резервистов являются:
- обучение в специальных учебных заведениях;
- стажировка в органах государственной власти;
- временное исполнение обязанностей штатного
руководителя (на период отпуска, командировки,
болезни);
- участие в работе семинаров, проблемных групп,
научно-практических конференциях.
Следует, однако, отметить, что как институт
резерва кадров, так и технологии его
формирования и подготовки используются в
органах государственной власти и управления
пока недостаточно. Основные причины такого
положения кроются в незаинтересованности многих
руководителей в повышении профессионализма,
незавершенности механизма формирования и
использования кадрового резерва и остром
дефиците специалистов по работе с персоналом и
кадровых служб.