Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины 2.2. Внешние эффекты

На рынке взаимное влияние друг на друга экономических субъектов проявляется во взаимодействии двух групп лиц: продавцов и покупателей - и учитывается при заключении рыночной сделки по купле-продаже товаров. Однако часто действия экономических субъектов влияют на так называемых третьих лиц, не являющихся ни продавцами, ни покупателями, но вынужденных нести дополнительные издержки без компенсации этих затрат в условиях рыночной сделки. Такие ситуации характерны для экологических проблем. Наоборот, действия одних экономических субъектов могут приносить выгоду другим, но последние не всегда оплачивают эту выгоду. Например, построенная предприятием дорога может бесплатно использоваться местными жителями. В таких случаях возникают экстерналии, или внешние эффекты. Они называются “внешними”, поскольку не включаются в условия сделки и тем самым остаются за пределами рыночного взаимодействия, вне рынка.

Внешние эффекты - результат воздействия одного экономического субъекта на другие, не учитываемый в условиях сделок на рынке. Другими словами, это затраты и выгоды, не включенные в цену товара.

Внешние эффекты подразделяются на отрицательные, связанные с внешними затратами EC (external costs), и на положительные, связанные с внешними выгодами EB (external benefits). Внешние эффекты могут создаваться как при производстве (например, в случае выпуска продукции предприятием-загрязнителем), так и при потреблении (например, в случае мешающей соседям громкой музыки). В качестве типичного и, пожалуй, наиболее значимого примера внешних эффектов можно привести загрязнение окружающей среды в результате производственной деятельности.

Появление внешних эффектов означает различие в оценке экономической ситуации с двух точек зрения - частной, учитывающей только интересы участников рыночной сделки, и общественной, или социальной, учитывающей интересы всех экономических субъектов, в том числе и третьих лиц. Используя предельный подход, можно сказать, что в случае внешних затрат предельные общественные издержки MSC наряду с предельными частными издержками MPC включают предельные внешние издержки MЕC, или

MSC = MPC + MEC.

Аналогично, при наличии выгод перелива предельные общественные выгоды MSB наряду с предельными частными выгодами MPB включают предельные внешние выгоды MЕВ, или

MSB = MPB + MЕB.

Другими словами, внешние эффекты возникают при появлении различия между частными и общественными затратами или выгодами и равняются разности между ними.

Графически наличие отрицательных внешних эффектов выражается в том, что кривые предложения с частной и общественной точки зрения различаются на величину внешних затрат (представленной на левом графике рис. 6), так что кривая предельных общественных затрат представляет собой результат вертикального суммирования кривой предельных частных затрат и кривой предельных внешних затрат. Аналогично в случае положительных внешних эффектов (представленных на правом графике рис. 6) различаются кривые предельных общественных и предельных частных выгод на величину внешних выгод.

6.bmp (583410 bytes)

Равновесные решения при наличии внешних эффектов определяются частными расчетами, а поскольку последние отличаются от общественных, точки равновесия отклоняются от эффективных. В результате возникают чистые потери для общества. При этом для отрицательных внешних эффектов характерно избыточное производство товаров, для положительных - недопроизводство по сравнению с эффективным уровнем.

Таким образом, для обоих типов экстерналий проявляется несостоятельность рынка в достижении эффективного распределения ресурсов. Для возвращения к эффективной точке необходимо осуществить интернализацию, т.е. перевод внешних эффектов во внутренние, или создание условий для исчезновения различий между частными и общественными оценками, построение механизма, при котором экономические субъекты включали внешние затраты и выгоды в свои частные расчеты. Можно выделить два способа решения проблемы внешних эффектов: за счет возможностей частного сектора и государства.

В рыночной экономике прежде всего необходимо использовать способы решения проблем частным сектором. Спектр возможностей учета внешних эффектов частным сектором достаточно широк. Немаловажную роль при этом играют внеэкономические методы - договоренность заинтересованных сторон, когда используются такие устойчивые общественные механизмы, как сложившиеся нормы, традиции и обычаи.

Основной способ учета внешних эффектов частным сектором, приводящий к достижению эффективных решений, связан с установлением прав собственности. Он сформулирован в теореме Р. Коуза. Конкурентный рынок может самостоятельно, без государственного вмешательства решить проблему экстерналий и восстановить оптимальное распределение ресурсов при одном условии: права собственности должны быть четко определены. При этом неважно, какой конкретно экономический субъект станет собственником. Важно, чтобы собственник общедоступного ресурса появился. Как только собственник определен, невидимые для рыночных субъектов внешние издержки перелива становятся видимыми, начинаются переговоры заинтересованных сторон. Причем участникам выгодно вступать во взаимодействие, т.к. отказ от переговоров означает отказ от выгоды. Результатом переговоров является достижение эффективной точки.

Теорема Коуза. При нулевых трансакционных издержках конкурентный рыночный механизм обеспечивает достижение эффективного решения в случае установления прав собственности, независимо от того, кто получит эти права.

Однако возможности применения данного теоретического подхода для объяснения реальных экономических процессов существенно ограничены, поскольку теорема Коуза использует ряд достаточно жестких условий, не выполняющихся для наиболее значимых внешних эффектов и не позволяющих определить права собственности. Можно выделить две основные группы таких условий. Во-первых, теорема требует, чтобы издержки на ведение переговоров были достаточно низкими, настолько, чтобы не удерживать участников от поиска эффективных решений. Для этого прежде всего должно быть не слишком велико число участников переговоров. Однако зачастую внешние эффекты затрагивают множество людей, и прежде всего это относится к загрязнению окружающей среды. Трудно даже представить себе, как можно собрать их всех вместе для переговоров с достаточно низкими затратами. Проблема существенно усложняется при учете интересов будущих поколений.

Вторую группу условий составляют трудности определения источников и последствий экстерналий. Например, в случае загрязнения воздуха неясно, кто из тысяч предприятий - потенциальных загрязнителей и в какой степени отвечает за ухудшение состояния воздуха, кто из жителей и в какой степени пострадал от вредных выбросов. В большинстве случаев экологические проблемы возникают именно в таких ситуациях, когда взаимодействует значительное число заинтересованных сторон, участников трудно разделить на две четко очерченные группы, источники и направления вредного воздействия трудно выделить. Другими словами, такие ситуации можно охарактеризовать как наличие высоких издержек взаимодействия, или высокого уровня затрат на сбор и обработку информации, проведение переговоров, осуществление сделки, контроль и юридическую защиту выполнения контрактов. В таких ситуациях условия теоремы Коуза не выполняются, права собственности определить невозможно, и частный сектор оказывается неспособным осуществить перевод внешних эффектов во внутренние и тем самым обеспечить возможность достижения эффективных состояний. Возникает необходимость вмешательства государства, выражающего интересы не только участников рыночной сделки, но и третьих лиц.

Для решения проблемы экстерналий государство может применять две группы средств, имеющихся в его распоряжении и связанных с использованием ценового механизма или административно-правовых методов: разнообразные денежные выплаты или регулирование. В первом случае необходимость осуществлять установленные государством платежи корректирует частные затраты или выгоды в соответствии с общественными, при этом внешние эффекты интернализуются, и принимаются эффективные решения. Во втором случае государство прямо воздействует на экономических субъектов, определяя результирующие показатели и способы производства и потребления продукции с помощью системы административно-правовых методов.

Среди денежных выплат наибольшую известность получили корректирующие налоги и субсидии, предложенные А.Пигу и названные его именем (см. рис. 7).

7.bmp (180630 bytes)

Налог Пигу - корректирующий налог на выпуск продукции, который применяется при отрицательных внешних эффектах и поднимает предельные частные затраты до уровня общественных.

В результате установления такого налога на единицу производимой продукции частные издержки возрастают на его величину, кривая предложения перемещается влево вверх, и внешние издержки переводятся во внутренние. В том случае, если величины налога и внешних затрат совпадают, равновесие достигается в точке эффективного распределения ресурсов, другими словами, фирмы и домашние хозяйства принимают свои решения в соответствии с общественными затратами и выгодами, вызванными их частными действиями. Теоретически такое решение проблемы экстерналий представляется достаточно убедительным. Однако на практике часто возникают непреодолимые трудности определения величины и способов взимания соответствующего налога.

В случае положительных экстерналий аналогом налога Пигу является выплата субсидий.

Корректирующая субсидия при положительных внешних эффектах - выплата государством субсидии потребителям и/или производителям продукции, деятельность которых приводит к положительным внешним эффектам.

Это можно делать и непосредственно в форме установления платы за вредные выбросы.

Плата за выбросы - установленная государством плата предприятий-загрязнителей за каждую единицу вредных выбросов.

Экономические последствия такой платы аналогичны налогу Пигу, однако существенную роль при использовании данного инструмента государственного вмешательства имеет сама возможность определения вредного воздействия на окружающую среду и величина издержек контроля за выбросами. Зачастую названные издержки достаточно высоки и превосходят выгоды от установления такого контроля. Кроме того, установление самого уровня платы, другими словами, цены загрязнения, представляет собой отдельную проблему. Она может быть решена с помощью конкурентного рыночного механизма.

Продажа разрешений на выбросы - рынок прав на загрязнение, на котором предприятия-загрязнители продают и покупают право на выбросы вредных веществ в определенном количестве.

При этом государство устанавливает допустимые пределы загрязнения и объявляет о продаже разрешений на выбросы. По сравнению с налогом Пигу данный способ позволяет, во-первых, более точно определить, на какую величину снизится загрязнение, во-вторых, быстрее реагировать на общее изменение цен, что имеет особенно важное значение в условиях инфляции.

Перечисленные выше способы учета государством экстерналий относятся к косвенным инструментам государственного воздействия на экономику. Однако в связи с высокими трансакционными издержками, характерными для экологических проблем, прямые способы влияния на экономических субъектов играют на практике ведущую роль в системе применяемых государством инструментов.

Экологическое регулирование - использование государством административно-правовых рычагов, прежде всего стандартов выбросов, предполагающих законодательное установление предельных норм концентрации вредных веществ в промышленных отходах.

Информация, ведущий на корпоратив одесса, для вас.
Hosted by uCoz