Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины 4.2. Этапы анализа общественных расходов

Каждая программа предполагает проведение анализа общественных расходов по следующим основным этапам.

  1. Определение потребности в программе.
  2. Потребность в определенной программе возникает в конкретных исторических условиях, специфических для каждой страны, подробный анализ которых осуществляется на первом этапе.

  3. Соотнесение программ с дефектами рынка.
  4. Подробно рассмотренные виды провалов рынка в решении задач, стоящих перед программой общественных расходов, служат основанием для государственного вмешательства.

  5. Способы финансирования программ.

Выявление дефектов рынка предопределяет финансирование предусмотренной в программе деятельности. Для смешанных товаров обычно предлагаются смешанные формы частного и общественного финансирования, для общественных товаров - обеспечение за счет общественного сектора. В последнем случае может использоваться как обычное прямое финансирование из государственного и местного бюджета, так и косвенное финансирование, или налоговые расходы. Можно выделить два основных вида налоговых расходов. Первые связаны с применением системы страхования и выплатами предпринимателей по медицинскому страхованию работников, вторые - с уменьшением налогооблагаемой базы, например, личного подоходного налога в связи с медицинскими расходами.

Механизм возникновения данного вида налоговых расходов, связанных со страховыми взносами предприятий, аналогичен для отчислений в различные фонды социального страхования, которые выплачиваются предпринимателями или предприятиями, а не непосредственно индивидами. В России к ним относятся разнообразные начисления на заработную плату, включаемые в себестоимость продукции (страховые взносы на обязательное медицинское страхование, отчисления в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд социального страхования). Однако наиболее данный механизм проявляется именно для медицинских расходов.

Предположим, что предприятие уплачивает 3,6% к начисленной оплате труда на медицинское страхование работников, и эта сумма ежемесячно составляет 100 тыс. руб. Величина налоговых расходов зависит как от выплачиваемой работодателем суммы, так и от ставки подоходного налога, которая применяется к конкретному индивиду. Пусть доходы работника относительно невелики, и на него распространяется ставка личного подоходного налога 12%. Сравним две альтернативные возможности. В первом случае предприятие постоянно вносит 100 тыс. руб. на медицинское страхование работника и тем самым уменьшает на эту сумму налогооблагаемую базу для личного подоходного налога. Во втором случае предприятие выплачивает эти 100 тыс. руб. непосредственно индивиду, чтобы он смог самостоятельно оплатить свои медицинские расходы, однако тогда он вынужден уплачивать государству личный подоходный налог в размере 12 тыс. руб. В первом случае государство недополучает 12% от каждой суммы страховых взносов предприятия. Или, другими словами, получается тот же результат, как если бы государство полностью взимало с этих 100 тыс. руб. подоходный налог, а затем выплачивало индивиду денежный грант в размере 12 тыс. руб., т.е. вынуждено было бы нести дополнительные расходы. Таким образом, налоговые расходы возникают при выплате страховых взносов предприятиями и представляют собой косвенные расходы государства, эквивалентные выделению работникам субсидий на сумму недополученного личного подоходного налога. Государство могло бы получить эту сумму за счет той части дохода, которая направляется предпринимателями непосредственно страховым компаниям, минуя работников, и тем самым выводится из-под налогообложения.

    1. Всесторонняя оценка программы.
    2. На данном этапе проводится оценка программы с точки зрения различных аспектов анализа. Прежде всего исследуется влияние предусмотренной в программе деятельности на эффективность распределения ресурсов. Проблемы социальной справедливости изучаются с точки зрения разнообразных перераспределительных эффектов. Среди других аспектов следует выделить экологический, институциональный, правовой анализ.

    3. Анализ политического процесса.
    4. Ввиду особой значимости общественного механизма принятия решений анализ возможностей осуществления программы с точки зрения политического процесса представляет собой отдельный заключительный этап анализа общественных расходов.

Hosted by uCoz