Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины 1.2. Конституционно-правовой статус РФ

Задача: характеристика статуса РФ как федеративного государства и как самостоятельного единого суверенного государства, определение юридической природы действующего Федеративного Договора и его соотношения с Конституцией РФ 1993 г.

Юридическая природа современной Российской Федерации как федеративного государства. После подписания 31 марта 1992 г. Федеративного Договора изменилась и юридическая природа Российской Федерации. До этого РСФСР являлась формально конституционной Федерацией, то есть никакого специального договора, устанавливающего отношения России с ее автономными образованиями или какими-либо другими территориальными частями, не существовало. Это регулировалось исключительно Конституцией РСФСР, принятыми на ее основе Конституциями АССР и законами РФ об автономных областях и автономных округах. После подписания указанного Федеративного договора Российская Федерация превратилась в конституционно-договорную Федерацию. Иначе говоря, статус РФ и ее субъектов, вопросы взаимоотношений между ними и т.п. регулировались теперь как Конституцией РФ, так и Федеративным договором. Федеральная конституционно-правовая система стала складываться как бы из двух слоев взаимосвязанных и взаимообусловленных норм - Конституции РФ и Федеративного договора.

О правовой природе Федеративного договора. Во-первых, исходя из предмета и характера регулируемых им отношений он имеет ранг конституционного нормативно-правового акта. Во-вторых, согласно ст. VIII этого договора он являлся составной частью Конституции РФ 1978 г. В-третьих, изменения и дополнения в данный раздел Конституции РФ считались принятыми, если они одобрялись органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Вместе с тем Федеративный договор не заменял Конституцию РФ и не мог стоять над ней. Федеративный договор не учреждал нового государства: Российское государство существовало и до подписания этого договора. Федеративный договор призван был закрепить лишь перераспределение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, а не наделять Федерацию полномочиями по принципу делегирования их от субъектов центров, то есть снизу вверх. Российская Федерация в отличие от Союза ССР возникла отнюдь не благодаря такому делегированию полномочий. Федеративный договор не определяет и систему федеральных органов государственной власти. Их система, структура, порядок организации и компетенция устанавливались и устанавливаются Конституцией РФ.

Принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ внесло некоторые коррективы в соотношение Федеративного договора и Конституции РФ. Оставаясь действующим, Федеративный договор, однако, не включается теперь прямо в Конституцию РФ в качестве ее составной части. Новая конституция РФ более четко определила субординацию между ней и Федеративным договором. Во втором разделе Конституции РФ записано, что в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ. Вместе с тем это не меняет юридической природы Российской Федерации как конституционно-договорной Федерации, так как Федеративный договор продолжает действовать наряду с новой Российской Конституцией.

Более того, Конституция РФ предусмотрела возможность подписания двухсторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Российская Федерация как суверенное государство. В Конституции РФ в общем виде закреплен принцип государственного суверенитета современного Российского государства. Что он означает? Он означает, что федеральная государственная власть РФ обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью от каких-либо других властей как на территории самой РФ, так и в ее взаимоотношениях с зарубежными государствами. Суверенитет - это качественное состояние государственной власти. Выражается же это качественное состояние государственной власти через определенную совокупность суверенных прав государства, то есть важнейших, фундаментальных прав. Одновременно они характеризуют Российскую Федерацию как государство. Что же это за права?

Суверенные права РФ как самостоятельного государства составляют ядро его компетенции. Именно через полномочия и предметы собственного ведения (и совместного ведения с субъектами) РФ осуществляет государственный суверенитет.

Резюме: c точки зрения правовой природы современная Россия является Конституционно-договорной Федерацией, так как данная сфера общественных отношений регулируется как нормами Конституции РФ, федеральными законами, так и договорными нормами, которые, однако, не могут противоречить Конституции РФ.

Hosted by uCoz