Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины 1.3. Субъекты РФ

Задача: раскрыть конституционно-правовой статус субъектов РФ, показать его особенности применительно к тем или иным субъектам РФ.

Понятие и виды субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ в ее состав на права субъектов входят республики (21), края (6), области (49), города федерального значения (2), автономная область (1), автономные округа (10). Таким образом, субъектный состав РФ включает 89 различных образований. Новая Конституция РФ, в отличие от прежней Конституции и Федеративного договора, прямо называет эти образования субъектами Российской Федерации. Все субъекты РФ равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Здесь речь идет о новом субъекте РФ.

Что касается изменения статуса существующих субъектов, то это может произойти лишь при условии взаимного согласия РФ и соответствующего субъекта (а не всех субъектов). Эти вопросы регулируются специальным федеральным конституционным законом. Данные положения конституции РФ открывают возможность легитимного (законного) изменения статуса того или иного субъекта, но, безусловно, в рамках Российской Федерации. Субъекты РФ не имеют права выхода из состава Российской Федерации.

Указанный в Конституции РФ перечень субъектов РФ свидетельствует о том, что Конституция устанавливает шесть разновидностей субъектов РФ:

В то же время Федеративный договор закрепил три разновидности субъектов РФ:

Республика. В составе РФ в настоящее время находится 21 республика. Статус республики определяется Конституцией РФ и Конституцией самой республики. В отличие от прежней Российской Конституции, где статус АССР был довольно подробно расписан, нынешняя Конституция РФ закрепляет лишь самые общие, принципиальные положения, предоставляя возможность республике в своей Конституции сделать это исчерпывающим и детальным образом.

Итак, что представляет собой республика как субъект РФ?

Прежде всего республика - это государство, образованное по национально-территориальному принципу. Ей присущи те признаки и черты, которые характеры для государства.

Во-первых, каждая республика имеет свою Конституцию, которую она самостоятельно разрабатывает и принимает.

Во-вторых, каждая республика имеет свое законодательство.

В-третьих, каждая республика имеет свои законодательные, исполнительные и судебные органы, которые она самостоятельно формирует.

В-четвертых, каждая республика обладает правом территориального верховенства, без ее согласия территория республики не может быть изменена.

В-пятых, республики вправе устанавливать свои государственные языки.

В-шестых, республика вправе устанавливать свое гражданство.

В-седьмых, республика вправе участвовать во внешнеэкономических и иных международных отношениях.

В-восьмых, каждая республика имеет свои символы: герб, флаг, столицу.

Эти и другие признаки свидетельствуют о том, что республика как государство обладает государственным суверенитетом. Это положение прямо не закреплено в новой Российской Конституции. Однако Федеративный договор, Конституции республик прямо указывают на это. Кроме того, республики приняли Декларации о государственном суверенитете республик.

Каждая республика в составе РФ - это национальное государство, наименование той или иной республики связано с именем соответствующей коренной (титульной) нации, народности, проживающей в ней, хотя соотношение коренных и некоренных народов в них, а также в других автономных образованиях в настоящее время очень сильно различается. Чаще коренные нации и народности находятся в меньшинстве по отношению к другим народам, проживающим в этих образованиях.

Край, область, город федерального значения. Как известно, до 31 марта 1992 г. (до подписания Федеративного договора) области, края, города федерального значения по действовавшей в то время Конституции РФ являлись административно-территориальными единицами. Указанный договор, а вслед за ним и Конституция РФ относят теперь эти образования к числу субъектов РФ. Следовательно, их следует считать теперь не административно-территориальными единицами, а территориально-государственными образованиями, построенными по территориальному принципу.

Статус края, области, города федерального значения определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения.

Устав - это учредительный конституционный акт, принимаемый законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего края, области, города федерального значения. Он подлежит такой же правовой защите как и федеральные законы.

Государственный характер указанных субъектов РФ определяется также тем, что они имеют право издавать свои законы, их территория не может быть изменена без их согласия, они имеют своих представителей в федеральных органах государственной власти, обладают правом законодательной инициативы в Государственной Думе российского парламента и т.д. В области экономики, социальной сферы, экологии, культуры и т.д. края, области, города федерального значения равноправны с республиками. Однако в отличие от республик этот вид субъектов не имеет Конституции (ее заменяет Устав), своего гражданства, их высшее должностное лицо не может называться президентом, а сфера законодательного регулирования (особенно по налоговым вопросам) несколько уже, чем у республик, они не имеют права устанавливать свой государственный язык и т.п. Эти и другие различия между указанными двумя видами субъектов РФ объясняются прежде всего тем, что республики - это государства, а края, области, города федерального значения таковыми не являются, хотя и обладают признаками государственных образований.

Автономная область, автономный округ - это национально-территориальные государственные образования, обладающие в принципе аналогичным статусом с краями, областями и городами федерального значения. Они имеют свой устав и свое законодательство. Однако в отличие от края, области и города федерального значения в отношении каждого из них (автономной области, конкретного автономного округа) может быть принят именной федеральный закон по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов.

Автономные округа в отличие от других субъектов РФ входят в состав РФ не непосредственно, а через края и области, на территории которых они находятся (за исключением Чукотского АО). Отношения автономных округов, входящих в состав края, области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

Компетенция Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с п. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий (то есть компетенции) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В Конституции РФ говорится о трех видах (группах) полномочий, точнее, вопросов, относящихся к ведению РФ и ее субъектов.

Первая группа вопросов относится к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ).

Вторая - находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

Третья - относится к ведению самих субъектов РФ, то есть эти вопросы находятся вне пределов ведения и полномочий РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов. Вне этих пределов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

В Конституции РФ перечислены первые две группы полномочий и предметов ведения. Этот перечень носит исчерпывающий характер и не может толковаться в сторону его сужения или расширения (однако это не исключает их детализации и конкретизации в соответствующих двухсторонних договорах и соглашениях между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ).

Третья группа полномочий и предметов ведения в Конституции РФ не перечисляется. Эти вопросы должны быть закреплены в Конституциях и Уставах соответствующих субъектов РФ.

Федеральные законы и законы субъектов РФ. Конституция РФ четко фиксирует виды нормативных правовых актов РФ и ее субъектов, принимаемых по вопросам, относящимся к их компетенции, и их субординацию.

Во-первых, по предметам ведения самой РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Иначе говоря, данный вид федеральных нормативных актов действует на территории любого из субъектов РФ без каких-либо санкций со стороны последних, их согласия или несогласия. Это одно из суверенных прав РФ.

Во-вторых, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы, имеющие, как правило, рамочный характер, регулирующие соответствующий круг общественных отношений с точки зрения общих принципов, общих начал. В свою очередь субъекты РФ по данному кругу вопросов издают свои законы и другие нормативно-правовые акты, которые не могут противоречить соответствующим федеральным законам, однако призваны более детально регламентировать данный круг общественных отношений на их территории.

В случае противоречия законов и других нормативно-правовых актов субъектов РФ соответствующим федеральным законам, и в первом, и во втором случае действуют федеральные законы.

В свою очередь федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

В-третьих, вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов последние осуществляют собственное и исключительное правовое регулирование. Если в этом случае возникает противоречие между федеральным законом и нормативными правовыми актами субъекта РФ, действуют последние, то есть законы и другие нормативно-правовые акты субъекта РФ.

Резюме: субъекты РФ - это особая с государственно-правовой точки зрения часть территории РФ, имеющая как конституционно-государственный, так и территориально государственный характер, обладающая определенной самостоятельностью и автономностью от федерального центра, во взаимоотношениях с которым субъекты РФ между собой равноправные, однако отличающиеся особенностями государственно-правового статуса.

Hosted by uCoz