Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины 2.1. Федеральная система органов государственной власти РФ

Задача: выделить систему федеральных органов государственной власти, показать их место и роль в федеральном государственном механизме на основе принципа разделения властей.

Понятие и признаки федеральных органов государственной власти РФ. В соответствии с Конституцией РФ на федеральном уровне действуют органы государственной власти РФ, составляющие в своей совокупности ее государственный аппарат (механизм). Всем органам государственной власти присущи следующие типичные признаки:

Указанные признаки характерны как для органов государственной власти РФ, так и органов государственной власти субъектов РФ.

Система и виды федеральных органов государственной власти. Для того чтобы определить виды федеральных органов государственной власти РФ, их место в государственном механизме, а также их соотношение друг с другом, необходимо выделить ряд главных, наиболее общих исходных критериев.

Первый - конституционная форма осуществления федеральной государственной власти РФ.

Второй - конкретное функциональное назначение федерального органа государственной власти в осуществлении власти многонационального народа РФ.

Третий - специфическая, присущая тому или иному федеральному органу государственной власти роль в решении задач и функций Российского государства.

Исходя из этих критериев в соответствии с республиканской формой правления и принципом разделения властей государственную власть на общефедеральном уровне в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент РФ, Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, и Высший Арбитражный суд РФ.

Принцип разделения властей в федеральном государственном механизме обеспечивается системой сдержек и противовесов, закрепленных в нормах Конституции и законах РФ. Эта система выступает важной гарантией относительного равновесия и сбалансированности органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть в РФ.

Не останавливаясь здесь подробно на характеристике тех или иных сдержек и противовесов, отметим лишь следующее. Конституция РФ, закрепляя республиканскую форму правления в РФ, вместе с тем не дает прямого ответа на вопрос о типе этой республиканской формы правления: президентский ли это тип республики, парламентский ли тип или смешанный тип республиканской формы правления.

Конституционно-правовой статус конкретных федеральных органов государственной власти, характер их взаимоотношений и взаимодействия показывают, что современная РФ по форме государственного правления является республикой смешанного типа (или - полупрезидентской республикой).

Резюме: по способу правления современная РФ является республикой смешанного типа или полупрезиденсткой республикой.

Hosted by uCoz