2.1. Федеральная система органов государственной власти РФ
Задача
: выделить систему федеральных органов государственной власти, показать их место и роль в федеральном государственном механизме на основе принципа разделения властей.Понятие и признаки федеральных органов государственной власти РФ. В соответствии с Конституцией РФ на федеральном уровне действуют органы государственной власти РФ, составляющие в своей совокупности ее государственный аппарат (механизм). Всем органам государственной власти присущи следующие типичные признаки:
Указанные признаки характерны как для органов государственной власти РФ, так и органов государственной власти субъектов РФ.
Система и виды федеральных органов государственной власти. Для того чтобы определить виды федеральных органов государственной власти РФ, их место в государственном механизме, а также их соотношение друг с другом, необходимо выделить ряд главных, наиболее общих исходных критериев.
Первый - конституционная форма осуществления федеральной государственной власти РФ.
Второй - конкретное функциональное назначение федерального органа государственной власти в осуществлении власти многонационального народа РФ.
Третий - специфическая, присущая тому или иному федеральному органу государственной власти роль в решении задач и функций Российского государства.
Исходя из этих критериев в соответствии с республиканской формой правления и принципом разделения властей государственную власть на общефедеральном уровне в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание - парламент РФ, Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, и Высший Арбитражный суд РФ.
Принцип разделения властей в федеральном государственном механизме обеспечивается системой сдержек и противовесов, закрепленных в нормах Конституции и законах РФ. Эта система выступает важной гарантией относительного равновесия и сбалансированности органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть в РФ.
Не останавливаясь здесь подробно на характеристике тех или иных сдержек и противовесов, отметим лишь следующее. Конституция РФ, закрепляя республиканскую форму правления в РФ, вместе с тем не дает прямого ответа на вопрос о типе этой республиканской формы правления: президентский ли это тип республики, парламентский ли тип или смешанный тип республиканской формы правления.
Конституционно-правовой статус конкретных федеральных органов государственной власти, характер их взаимоотношений и взаимодействия показывают, что современная РФ по форме государственного правления является республикой смешанного типа (или - полупрезидентской республикой).
Резюме
: по способу правления современная РФ является республикой смешанного типа или полупрезиденсткой республикой.