Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины 2.4. Законодательство и законодательный процесс РФ

Задача: раскрыть законодательный процесс на общефедеральном уровне, четко усвоить стадии и особенности этого процесса применительно к принятию федеральных и федеральных конституционных законов.

В соответствии с Конституцией РФ на федеральном уровне принимается два вида законов: федеральный конституционный закон (ФКЗ) и федеральный закон (ФЗ). ФКЗ по сравнению с ФЗ обладает более высокой юридической силой. Он является органическим законом, непосредственно предусмотренным и вытекающим из содержания Конституции, детализирующим тот или иной конституционно-правовой институт. Ныне действующая Конституция РФ предусматривает возможность принятия тринадцати ФКЗ. Представляется, что законодательный орган не может принимать ФКЗ, не предусмотренный Конституцией РФ. ФЗ - это закон текущего характера. Он издается не только на основании и в соответствии с Конституцией РФ, но и действующими в этой области ФКЗ. В Конституции РФ предусматривается возможность принятия свыше сорока различных ФЗ.

Собственно законодательный процесс начинается с внесения законопроекта в ГД. Право внесения законопроекта в ГД или прав, законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, депутатам ГД, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду (КС) РФ, Верховному суду РФ и Высшему Арбитражному суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении их от уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в ГД только при наличии заключения Правительства РФ.

Вторая стадия законодательного процесса - обсуждение законопроекта в ГД.

Третья стадия - принятие законопроекта в ГД. Федеральные законы (ФЗ) принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов ГД, то есть 50% + 1 голос от 450 депутатов ГД.

Четвертая стадия - обсуждение и одобрение (или неодобрение) принятого ГД ФЗ в Совете Федерации. Принятый ГД ФЗ в течение пяти дней передается на рассмотрение СФ. В течение четырнадцати дней СФ должен обсудить принятый ГД ФЗ и либо одобрить его, либо отклонить. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен СФ.

Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД ФЗ по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Пятая стадия законодательного процесса наступает в случае отклонения ФЗ СФ. На этой стадии по взаимному согласию палат на паритетных началах они могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению ГД.

Законодательный процесс завершается опубликованием и вступлением в силу ФКЗ и ФЗ. В соответствии с Конституцией РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Порядок опубликования и вступления в силу ФКЗ и ФЗ регулируются указанным выше федеральным законом от 25 мая 1994 г. № 5. Официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в “Российской газете” или “Собрании законодательства РФ”. ФКЗ и ФЗ направляются для официального опубликования Президентом РФ.

ФКЗ и ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

ФКЗ и ФЗ, в который были в последующем внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Hosted by uCoz