Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 2. Международная торговля

  1. Теории международной торговли
  2. Влияние свободной торговли на торгующие страны
  3. Ценообразование в мировой торговле
  4. Особенности международной торговли услугами

Существует достаточно большое количество теорий международной торговли. При всем их разнообразии каждая из них должна ответить на следующие вопросы:

Огромный вклад в теорию международной торговли внесли А.Смит и Д.Рикардо. Будучи сторонниками свободной торговли (фритредерства), они стремились доказать, что в результате торговли выигрыш получают обе страны. Смит исходил из существования абсолютных преимуществ нации и полагал, что при этом свободная торговля всегда является сбалансированной. Рикардо сумел доказать выгодность торговли даже в отсутствие абсолютных преимуществ, введя в теорию понятие относительных преимуществ.

Широкое распространение получила теория шведских экономистов Э.Хекшера и Б.Олина. Эта теория объясняет направление и структуру товарных потоков между странами на основе соотношения факторов производства. Страны экспортируют те товары, для создания которых требуется значительное количество факторов производства, имеющихся в стране с избытком, и малое количество дефицитных в этой экономике факторов. Таким образом, по сути экспортируются избыточные факторы (точнее, продукты их интенсивного использования) и импортируются дефицитные ресурсы. Кстати, этот же вывод впоследствии был математически подтвержден П.Самуэльсоном.

Выдерживает ли эта теория, разработанная в 20-30 годы нашего столетия, проверку жизнью? В значительной степени нет.

В частности, отметим отсутствие жесткой корреляции роста отдельных факторов и экспорта товаров некоторых промышленно развитых стран. Произошло сближение обеспеченности факторами производства многих стран. На этом фоне происходит расширение взаимной торговли. Наконец, интерес вызывает факт расширения встречных поставок схожих промышленных товаров. Объяснить эти явления на основе теории Хекшера - Олина оказывается невозможно.

Существуют попытки приспособить теорию соотношения факторов производства к новым реалиям через разукрупнение факторов, проведя между ними более тонкие различия. Но более распространенным подходом является полное отрицание теории Хекшера - Олина. Взяв за основу факт практически одинаковой обеспеченности факторами производства торгующих стран, сторонники этой позиции объясняют взаимную торговлю на основе эффекта масштаба. Они доказывают, что страны специализируются в тех отраслях, где наблюдается снижение издержек по мере роста объема выпуска, т.е. где наблюдается положительный эффект масштаба. Последний, как известно, несовместим с конкуренцией. Массовое производство, таким образом, порождает международные фирмы-гиганты.

Анализ фактороемкости американской внешней торговли с позиции теории Хекшера - Олина, сделанный в 50-е годы В.Леонтьевым, привел к неожиданным выводам, получившим название “парадокса Леонтьева”. Американская экономика традиционно и обоснованно считалась капиталоизбыточной. В свете теории Хекшера - Олина ею должны были экспортироваться капиталоемкие товары. В действительности, как выяснилось, капиталоемкие товары импортировались, а экспортировалась трудоемкая продукция.

Многочисленные попытки объяснить этот парадокс в конечном счете обогатили теорию Хекшера - Олина. В частности, введение в модель большего количества факторов позволило увидеть, что в американской экономике действительно самыми избыточными факторами являются обрабатываемая земля и научно-технические кадры, поэтому экспортируются продукты их интенсивного использования.

Развитие идей В. Леонтьева произошло в исследованиях многих других экономистов, например, И.Крависа, Д.Кисинга, Р.Бхарадважа. Они увеличивали число факторов, за счет влияния таких ресурсов как технология, квалификацию рабочей силы, качество товара и др. В частности, было подтверждено предположение о высоком уровне “квалификационной насыщенности” в отраслях с экспортной специализацией.

Объяснение современных тенденций в международной торговле на уровне фирмы может быть найдено на базе другой широко распространенной концепции - теории жизненного цикла продукта, связанной, в частности, с именем Ч. Киндельбергера. Эта теория, несмотря на сложности определения точных количественных характеристик “цикла жизни продукта” во внешней торговле и другие внутренние ограничения, активно использовалась для объяснения торговли технологически сложными товарами.

Среди других современных теорий международной торговли выделяется теория “международной конкурентоспособности нации” американского экономиста М. Портера. Он соединяет неоклассическую теорию и теорию внешнеторговой деятельности фирмы. Его наиболее значимыми в практическом отношении выводами являются следующие:

Для всех теорий международной торговли, кроме теорий абсолютных и сравнительных издержек производства, вопрос о распределении и перераспределении доходов в результате торговли является одним из ключевых. Этот аспект будет рассмотрен в следующем вопросе.

Теории свободной торговли, в первую очередь, А.Смита и Д.Рикардо, доказали, что торгующие страны получают возможность при прежних производственных ресурсах выйти на более высокий уровень потребления. Это можно трактовать как выигрыш нации, прирост благосостояния. Влияние внешней торговли на благосостояние нации можно изменить, используя аппарат излишков потребителей и излишков производителей, разработанный микроэкономической теорией. Обратимся к рисунку.

Кривые спроса и предложения, как известно, позволяют измерить частные предельные выгоды и издержки. В отсутствие международной торговли выигрыш потребителей страны А эквивалентен площади треугольника с, а выигрыш производителей равен площади фигур а и е. Международная торговля понижает цену на сукно до 1, что затронет интересы потребителей сукна и в стране А и во всем остальном мире. Так, выигрыш потребителей страны А теперь увеличится на величину, равную площади трапеции а, а также площади треугольников b и d. Для производителей страны А в отсутствие внешней торговли площади фигур а и е представляли собой их выигрыш, т.к. площадь под кривой предложения есть общие издержки замещения. При понижении цены до 1 выигрыш производителей уменьшится до величины площади е. Теперь можно определить влияние международной торговли на страну в целом, вычислив чистый результат. Очевидно, что это величина площадей треугольников b и d. Ее подсчитать легко, зная объем импорта и изменение цены в результате внешней торговли.

Площадь b связана с уменьшением предельных издержек национального производства товара, конкурирующего с импортом. Это свидетельство повышения эффективности использования ограниченных ресурсов. Площадь d определяется увеличением национального потребления, происходящего теперь по более низкой цене.

Мировая торговля выгодна обеим участвующим сторонам. Равномерно или как-то иначе при этом распределяются выгоды? Чаще всего нет. Пропорция, в которой распределяются выгоды, зависит прежде всего от характера изменения цен. Здесь действует следующая закономерность: страна, чьи цены претерпели наибольшие изменения, выигрывает в большей степени. Если учитывать два и более товаров, то для оценки последствий внешней торговли следует проанализировать показатель “условия торговли”:

Индекс экспортных цен где x - доля i-го товара в суммарной стоимости экспорта; Р; - отношение текущей цены этого товара к его цене в базисном году.

Индекс импортных цен где mi - доля i-го товара в суммарной стоимости импорта.

Рост величины индекса условий торговли свидетельствует об улучшении условий торговли. Это означает, что для оплаты данного объема импорта требуется меньший объем экспорта. Заметим, однако, что рост этого показателя не означает автоматически роста благосостояния. Условия торговли улучшаются, а следовательно, благосостояние нации растет, если рост этого индекса вызван изменениями у зарубежных партнеров. Показатель может уменьшиться, при этом торговля не станет менее эффективной, если, к примеру, новые технологии позволили снизить цену экспортного товара и увеличить объем экспорта.

Таким образом, анализ с точки зрения благосостояния требует учитывать наряду с индексом условий торговли причины изменения цен и изменение объемов экспорта-импорта.

Сделав важный вывод о положительном влиянии либерализации торговли на страну в целом, обратим внимание на не менее существенную проблему воздействия торговли на отдельные группы, т.е. рассмотрим проблему распределения доходов от торговли внутри страны. Группы населения будут представлять собственников однородных факторов производства.

Анализ внешней торговли позволит выяснить, как она влияет на вознаграждение факторов производства. В нашей модели это труд и земля.

Установление торговых отношений повлечет за собой изменение цен и объемов производства у каждого из партнеров. Соответственно изменится спрос на факторы в производстве. В стране А в связи со специализацией экономики в производстве пшеницы вырастет спрос на землю. Сокращение производства сукна высвободит много рабочих рук и относительно немного земли. Последнее не компенсирует возросший спрос, и ставки арендной платы возрастут. Расширившееся производство пшеницы не сможет поглотить высвободившийся объем труда в суконной промышленности, поэтому ставки зарплаты понизятся. Подчеркнем, что эти тенденции проявятся в обеих отраслях.

Важный вывод: внутри стран в связи с изменением структуры производства меняются цены на пшеницу и сукно, причем пострановые изменения идут в противоположных направлениях. В результате цены в торгующих странах постепенно сближаются вместе с ростом объема взаимной торговли. Стабилизация объемов экспорта-импорта произойдет, когда исчезнет разница в ценах. Изменение структуры производства естественно вызывает изменения в структуре спроса на факторы производства, что отмечалось выше.

Влияние внешней торговли на цены факторов, а следовательно, распределение доходов также проявляется как феномен, сформулированный в теореме П.Самуэльсона о выравнивании цен на факторы производства. Независимо от структуры спроса на факторы и их предложения цены на них выравниваются. Этот вывод не вполне согласуется с действительностью, так как справедлив лишь при известных упрощающих условиях; в частности при жестком предложении факторов, идентичных линейно-однородных производственных функциях во всех странах, конкурентных рынках и т.д.

Тем не менее, этот вывод интересен тем, что позволяет рассматривать торговлю товарами как скрытый экспорт и импорт факторов, а главное, вывести на его основе ряд важных закономерностей мировой торговли, касающихся роли специализации факторов производства и структуры потребления в распределении доходов. Если фактор производства специализирован (сконцентрирован) в отрасли, конкурирующей с импортом, то он больше всего теряет в результате внешней торговли. На практике определить экспортную или импортную специализацию фактора не слишком просто. Так, с использованием межотраслевого баланса можно определить коэффициент экспортной специализации фактора (Si):

где

q ix - доля дохода фактора i в общей стоимости экспорта; q im - доля дохода фактора i в общей стоимости конкурирующей с импортом продукции, равной по объему импорту; q i - доля дохода фактора i в суммарном национальном доходе.

Повторим еще раз, что изучение фактороемкости экспорта и импорта позволяет разделить владельцев факторов на группы и соответственно выявить их реакцию на ту или иную торговую политику.

Итак, в краткосрочном периоде выигрывают все, кто связан с растущим сектором экономики, а убытки несут те, чьи факторы производства задействованы в сокращающемся секторе производства.

Иные последствия имеют место в долговременном периоде, когда рынки факторов уже приспособились к изменившейся ситуации. Неравномерность изменений спроса на факторы производства по отраслям определяет следующее важное обстоятельство: цены на факторы по завершению процесса перераспределения ресурсов не возвращаются к исходному уровню. Зарплата и арендная плата во всех отраслях и у обеих торгующих сторон фиксируются на новом уровне: ставки зарплат везде будут ниже, а арендная плата выше в стране А, а в остальном мире - зарплата выше, а арендная плата - ниже.

Таким образом, внешняя торговля позволяет одним получать чистый выигрыш, а другие несут потери. Этот вывод доказывается в теореме В.Ф.Столпера - П.Самуэльсона. Плата за фактор производства, интенсивно используемый в производстве товара, цена которого растет, увеличивается, а плата за фактор, интенсивно используемый в производстве товара, цена которого снижается, уменьшается. Столпер и Самуэльсон строго доказали, что нет. Потери, которые несут владельцы факторов (в данном случае труда), не зависят от структуры их личного потребления. Более того в этой ситуации действует так называемый эффект усиления, открытие которого связано с именем Р.Джонса: рост платы за фактор, интенсивно используемый в производстве товара, опережает рост цены на этот товар. И наоборот, снижение платы за интенсивно используемый фактор более значительно, чем снижение цены товара.

Однако со временем характеристики спроса и предложения на мировых рынках меняются. Внешняя торговля претерпевает изменения, оказывая значительное воздействие на благосостояние ее участников. Таким образом, необходимо рассмотреть внешнюю торговлю как динамический процесс.

Вначале исследуем, как и за счет чего может измениться спрос. Спрос, прежде всего может меняться, как известно, в связи с изменением доходов. Структурные сдвиги в спросе называют эффектами Энгеля: - это абсолютные изменения долей определенных товаров в суммарном объеме спроса. Закономерности этих сдвигов, или закон Энгеля таковы: увеличение дохода при прочих равных условиях ведет к снижению доли потребительских расходов на продовольствие, т.е. эластичность спроса на продовольствие по доходу меньше, (отрицательный эффект Энгеля).

С другой стороны, увеличение дохода повысит относительные цены на предметы роскоши (большинство промышленных товаров). Следовательно, страны и факторы, специализирующиеся на их производстве, получат выигрыш.

Переключение спроса на предметы роскоши побудит производителей совершенствовать технологию их производства, цены на предметы роскоши вследствие роста производительности труда понизятся. Очевидно, страна начнет экспортировать товары, доля которых высока в ее собственном потреблении. Подобная взаимосвязь, как уже указывалось, называется гипотезой Линдера.

Продолжая рассматривать зависимость “внешняя торговля - факторы производства” и выяснив значение изменения характеристик спроса, сосредоточимся на последствиях изменения предложения факторов производства. Новые производственные возможности изменят структуру и условия международной торговли в зависимости от специфики экономического роста. При этом определяющее значение имеют различия в темпах роста факторов производства. Рассмотрим возможные варианты развития.

Предположим, все факторы производства в данной стране растут одинаковыми темпами. При неизменном эффекте масштаба эффекты Энгеля, связанные с изменением среднедушевых доходов, проявляться не будут. В международной торговле изменятся лишь объемы, а соотношения (структура, относительные цены) останутся неизменными. Таким образом, мы имеем дело с нейтральным ростом экономики.

Иная картина складывается в случае неравномерного роста факторов. Возникшие эффекты предложения будут определяться тем, в каких именно отраслях интенсивно используют увеличивающиеся факторы - в конкурирующих с импортом или экспортных. Соответственно возникает импортозаменяющий или экспортнорасширяющий рост.

Импортозаменяющий экономический рост ведет к снижению спроса на импортируемый товар, т.е. к сокращению объема мировой торговли. Если страна может влиять на мировую цену, являясь значительной частью мирового рынка, то импортозаменяющий рост приводит к улучшению ее условий торговли.

Другой случай - вариант экспорторасширяющего роста, возникнет, если, допустим, увеличится предложение земли, интенсивно используемой в производстве пшеницы. Рост фактора снизит предельные издержки производства пшеницы. Ее выпуск будет увеличиваться. Произойдет увеличение и внутреннего потребления пшеницы и ее экспорта.

Таким образом, экспорторасширяющий рост увеличивает и внутреннее потребление пшеницы, и объемы мировой торговли. Если страна может влиять объемами своего экспорта на соотношение мировых цен, то цена пшеницы понизится. Это будет означать ухудшение условий торговли этой страны.

Отмеченные закономерности неравномерного роста факторов сформулированы в известной теореме Т.Рыбчинского: при неизменных ценах в двухсекторной экономике рост одного из факторов производства ведет к сокращению выпуска одного из товаров.

По Т.Рыбчинскому рост предложения одного из факторов приводит к еще большему процентному увеличению выпуска в отрасли, интенсивно использующей фактор, и к абсолютному сокращению темпов роста выпуска продукции в другой отрасли. Роль факторных пропорций ярко проявляется в вариантах так называемых “разоряющего роста” и “голландской болезни”. “Разоряющий рост” возникает, когда дальнейшее расширение экспорта вызывает снижение мировой цены так, что положение страны с наращиванием экспорта может ухудшиться. “Голландская болезнь” в свое время поразила не только Голландию, как следует из ее названия, но и Великобританию, Австралию, Норвегию и другие страны. Суть ее заключается в деиндустриализации страны, которая возникает в связи с открытием и бурным освоением новых богатых месторождений полезных ископаемых. Добывающие отрасли начинают оттягивать ресурсы из обрабатывающих отраслей, в которых начинают расти издержки и происходит спад. Наращивание экспорта сырья, как показывают исследования некоторых авторов в этой области, обычно не дает выигрыша для нации. Особенно опасно расширение сырьевого экспорта для развивающихся стран. Для таких стран зачастую более эффективным является импортозаменяющий рост.

Совершенно ясно, что эти выводы не являются универсальными для развивающихся стран, тем более, что главной проблемой для них чаще является не “разоряющий рост”, а недостаточный рост производства.

Таким образом, при выборе экономической политики государство должно решить очень сложную проблему распределения государственных капиталовложений, поощряя экспортные отрасли и развивая импортозаменяющие производства.

Мировая цена определяется взаимодействием спроса и предложения на мировом рынке. Мировой спрос определяется как внутренний избыточный спрос при каждом возможном уровне цены в стране-импортере. Он зависит от предпочтений потребителей, стремящихся максимизировать полезность. Мировое предложение определяется как избыточное предложение продукта при каждом возможном уровне цены в стране-экспортере. Оно зависит от производственных возможностей этой страны.

Мировая цена устанавливается при равновесии мирового спроса и мирового предложения. Графическая модель мирового спроса опирается на аппарат, известный как кривые безразличия. Для мировой экономики он достаточно удобен, хотя и делает модель весьма жестокой из-за допущений, что общественные предпочтения совпадают с индивидуальными и мало меняются с ходом времени.

Остановимся на формировании мировой цены на сукно.

В стране А превышение спроса на сукно над собственным производством сукна равно величине избытка предложения сукна за рубежом при одном-единственном уровне цены - 1 ед. пшеницы за 1 ед. сукна. Эта цена выравнивает спрос и предложение в международной торговле и является мировой ценой сукна. На среднем рисунке кривая спроса на импортное сукно построена как зависимость избыточного спроса в стране А при возможных уровнях цен. А кривая предложения на мировом рынке сукна показывает избыточное производство сукна в остальном мире при всех возможных уровнях цен. Это одно из самых простых объяснений формы кривых мировых спроса и предложения.

Мировая цена характеризуется следующими признаками:

Основные способы определения цен товаров:

  1. Твердая фиксация цен при заключении контракта, при которой цены не меняются в течение его исполнения. Применяется при тенденции цен к понижению.
  2. При подписании контракта фиксируется принцип определения цены (на основе котировок определенного товарного рынка на день поставок), а цена устанавливается в процессе исполнения сделки. Применяется при тенденции цен к повышению.
  3. Цена твердо фиксируется при заключении контракта, но меняется, если рыночная цена изменится по сравнению контрактной, например в размере, превышающем 5%.
  4. Скользящая цена в зависимости от изменения элементов издержек. Применяется при заказе оборудования, распространяется на часть издержек и на короткий период.
  5. Смешанная форма: часть цены твердо фиксируется, часть устанавливается в скользящей форме.

В международной торговле существует множественность цен. Общее выражение цены в международных сделках - мировые цены, т.е. цены крупных экспортно-импортных сделок в основных центрах мировой торговли на условиях наличного платежа в СКВ.

Основа переговоров о цене - базисная цена. В ее основе - справочные цены и прейскурантные. Базисные цены подлежат уторговыванию на величину скидки (дисконта) или надбавки (премии).

Уторговывание цены в международной торговле с использованием около 40 видов ценовых скидок. Наиболее распространены из них:

Цена реальной сделки купли-продажи - фактурная цена. Она может изменяться на величину транспортных и страховых издержек.

Экспортные и импортные контрактные цены зависят от дополнительных расходов по мере продвижения товаров от экспортера к импортеру: пребывание на складе экспортера, путь в порт, нахождение в порту, путь за границу, складирование за рубежом, доставка импортеру.

Расходы на транспортировку, хранение, страхование и т.д. могут по-разному распределяться между экспортером и импортером. Возможные варианты такого распределения стали обычаями международной торговой практики и называется базисными условиями поставки. Систематизацию этих торговых обычаев проводит Международная торговая палата. В настоящее время действует свод торговых обычаев под названием “Инкотермз-90”. Он включает 13 базисных условий поставки. Эти обычаи или базисные условия поставки позволяют внешнеторговым контрагентам не записывать подробно в контракт свои права и обязанности, связанные с их взаимоотношениями, а обозначить сокращенным наименованием (термином) один из обычаев. Например, цена ФОБ (free on board) означает, что на продавце лежит обязанность доставить товар в обозначенный в контракте порт в стране экспортера и разместить его на борту судна. После этого весь риск переходит на покупателя.

Остановимся на особенностях международной торговли услугами.

Услуги представляют собой изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. В отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. При этом либо продавец приезжает к покупателю, либо покупатель к продавцу, либо они движутся навстречу друг другу. Все большее число видов услуг становится торгуемым товаром и регистрируется в счете текущих операций платежного баланса любой страны.

В таблице наглядно представлены различия товаров и услуг.

Товары

Услуги

Осязаемы

Неосязаемы

Видимы

Невидимы

Поддаются хранению

Не поддаются хранению

Торговля товаром не связана с производством

Торговля услугами связана с их производством

Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе

Экспорт услуги означает оказание услуги иностранцу, т.е. нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны

В аналитических целях огромное разнообразие торгуемых услуг обычно группируют по различным признакам. В частности услуги делятся:

Очевидно также, что предоставление услуг в большинстве случаев происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну. Поэтому в соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся:

Услуги, если ими торгуют на мировом рынке, по своей экономической природе ничем не отличаются от обычного торгуемого товара. Поэтому все теории спроса и предложения в международной торговле полностью применимы и к торговле нефакторными услугами. Например, в модели сравнительных преимуществ Рикардо торгуемые товары могут быть вполне заменены на страховой полис и транспортную накладную, как торгуемые услуги, если они продаются нерезидентам. Услуги являются разнородными товарами, что не позволяет объединить их в одну группу и утверждать, что в области услуг одна страна имеет относительное преимущество перед другой страной.

Ключевым в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца услуги. Только и этом случае сделка международной купли-продажи услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами:

  1. Покупатели услуг, являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны Мобильность покупателя обычно основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо качество которой выше (образование, медицинская помощь), либо стоимость ее ниже (складирование товаров, ремонт судов).
  2. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана либо на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские и бухгалтерские услуги для предприятий), либо на специфическом характере самой услуги (строительство).
  3. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (командирование иностранных специалистов из московского представительства Мирового банка в страны СНГ для оказания технической помощи).

По приблизительным оценкам, услуги в настоящее время составляют около 70% мирового ВНП. Этот сектор мирохозяйственных связей продолжает расти, при этом усиливается либерализация международных операций с услугами.

Hosted by uCoz