Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 3. Торговая политика

  1. Тарифное регулирование внешней торговли
  2. Нетарифные методы регулирования внешнеторговых связей
  3. Внешняя торговля России и ее регулирование

Идея свободной торговли в исследованиях современных экономистов является более распространенной и аргументированной, чем торговый протекционизм. Либерализация внешней торговли в общем случае с точки зрения выгод, полученных нацией, более предпочтительна. Вместе с тем экономическая теория и практика выявили случаи, когда политика торговых ограничений является обоснованной и эффективной.

Торговые ограничения следует вводить, когда страна может объемом своего экспорта (или импорта) влиять на уровень мировых цен. Тогда, введя так называемый “оптимальный тариф”, она в состоянии получить значительные выгоды. Иногда оправдано введение “субоптимального тарифа” для решения специфичных внутренних проблем.

Торговые ограничения можно условно разделить на две группы: таможенные пошлины и нетарифные методы ограничения международной торговли.

Таможенные пошлины обычно непосредственно воздействуют на цену товара и выступают в форме тарифов, налогов, акцизных и прочих сборов. Среди них наиболее распространенными являются таможенные тарифы, которые должны выполнять следующие функции:

Приоритет целей зависит от того, является государство развивающимся или индустриально развитым.

Таможенные пошлины подразделяются на импортные, экспортные и транзитные в зависимости от того, на какой товар они накладываются - импортируемый, экспортируемый или проходящий транзитом.

Для адекватной оценки влияния тарифа важно знать не только его номинальный уровень, но и фактический. Номинальный уровень таможенной защиты интересен прежде всего потребителю данного товара. Фактический уровень защитного тарифа важен для производителя, принимающего управленческие решения.

Фактический уровень защитного тарифа оценивает влияние на производителя не отдельного тарифа, а всей действующей тарифной системы. По сути, здесь оценивается влияние тарифа на доходы занятых в данной отрасли, т.е. на добавленную стоимость.

Фактический уровень защитного тарифа иначе называют уровнем эффективной таможенной защиты или уровнем эффективного протекционизма.

Фактический уровень защитного тарифа рассчитывается по формуле:

где

t - номинальный уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта;

а1 - доля стоимости импортируемого сырья в цене конечного продукта при отсутствии таможенного тарифа;

t1 - номинальный тариф на импортное сырье.

Одна из главных закономерностей эффективного протекционизма заключается в том, что если конечная продукция защищена более высокой пошлиной, чем промежуточная продукция, то фактический уровень защиты будет выше номинального.

Остановимся более детально на влиянии таможенного тарифа на благосостояние нации в целом, используя такие хорошо знакомые инструменты экономической теории, как излишки потребителя и производителя.

Обратимся к рисунку, который моделирует конкретный товарный рынок.

Пусть внутренняя цена на продукт в отсутствие тарифа соответствовала мировой и равнялась 200 долл. за ед. продукции. Введение таможенного тарифа в 20 дол. за штуку поднимает внутреннюю цену до 220 долл. Это приводит к сокращению импорта с объема М0 до объема М1.

Каковы будут последствия введения тарифа для отечественных потребителей этой продукции, ее производителей и государства как получателя таможенных доходов?

Потребительский излишек уменьшится на величину площади фигуры a + b +c +d за счет увеличения цены и сокращения объема потребления. В то же время излишек производителя увеличивается на величину а. Кроме того, государство получило в казну тарифный доход, равный с. Чистый результат для нации получаем такой: (a + b + c + d) + a + c = - b - d. Экономическая интерпретация этого результата:

Отметим, что использованный графический метод определения тарифного эффекта наиболее простой и наглядный, но далеко не самый совершенный. Практика применяет более сложные приемы.

Развитие мирового хозяйства сделало доминирующей тенденцию к либерализации торговли через расширение взаимных торговых соглашений. Два основных пути либерализации торговли следует выделить особо: через деятельность ГАТТ-ВТО и через создание международных интеграционных группировок. Идет постепенное снижение таможенного обложения, возрастает роль нетарифного регулирования внешней торговли. Это сделало актуальной проблему отмены многих нетарифных способов воздействия на международную торговлю, а также обусловило необходимость выработки норм и принципов международной стандартизации и сертификации продукции.

Существуют следующие нетарифные методы регулирования международной торговли:

  1. Количественные ограничения вотирование/контингентирование, лицензирование, “добровольные” ограничения экспорта).
  2. Скрытые методы торговой политики (технические барьеры, внутренние налоги и сборы, политика госзакупок, требование о содержании местных компонентов).
  3. Финансовые методы торговой политики (субсидии, экспортные кредиты, демпинг).
  4. Неэкономические методы регулирования (торговые договоры, правовые режимы).

Самыми традиционными являются квотирование импорта, экспортные субсидии и компенсационные пошлины, а также демпинг. По своим последствиям импортные квоты аналогичны таможенному тарифу, т.е. они ведут к уменьшению объема международной торговли и росту внутренних цен. Достаточно широкая распространенность этого способа регулирования внешней торговли объясняется, очевидно, тем, что это более гибкий, чем тарифы, метод, а также тем, что он способен достаточно просто положительно влиять на платежный баланс в случае его дефицитности. Последствия введения импортных квот во многом зависят от характера рыночной ситуации. В условиях совершенной конкурентности квота действительно подобна тарифу. Обратимся к рисунку.

Мы наблюдаем тот же объем чистых потерь для нации равный областям b и d, и расширение отечественного производства до отметки S1. Более серьезный результат квотирования импорта возникает, когда оно приводит к монополизации внутреннего рынка.

Значительное место в торговой политике многих стран занимает регулирование экспорта. Чаще всего используются экспортные субсидии и компенсационные пошлины. Применяют и налогообложение экспорта с целью переключения части экспорта на внутренний рынок и понижения внутренних цен. Субсидии в экспортные отрасли удорожают национальную валюту и тем самым способствуют росту импорта. Субсидирование экспорта есть скрытое субсидирование импорта. Субсидированный экспорт может быть обложен компенсационными пошлинами. Мировое сообщество не приветствует экспортное субсидирование, так как оно приводит к избыточной международной торговле и появлению убытков из-за ненужной растраты производственных ресурсов.

Введение компенсационных пошлин позволяет не менять объем мировой торговли и вызывает потери для налогоплательщиков страны-экспортера.

Периодически на мировых рынках наблюдается явление, называемое демпингом. Демпинг означает продажу товара на внешнем рынке по ценам значительно ниже цен мирового рынка или внутреннего рынка страны- производителя. К демпингу прибегают обычно фирмы, которые, будучи монополистами на своем внутреннем рынке, поддерживают высокие цены. Для максимизации прибыли такие фирмы стремятся расширить объем продаж за границей и устанавливают там низкие цены. Здесь по существу фирма проводит ценовую дискриминацию: потребители разных стран покупают ее товар по разным ценам. Последствия демпинга обычно неоднозначны: дешевизна для покупателя, ущерб для конкурирующих с импортом отраслей. Если конкуренты подозревают демпинг, то правительство проводит специальное расследование. Если демпинг доказан, обычно вводят антидемпинговую пошлину.

И последнее важное замечание, касающееся торговых ограничений. Либерализация торговли развивает международную конкуренцию и ставит на повестку дня для многих стран необходимость структурной перестройки. Такая перестройка требует значительных издержек. Их наличие обусловливает постепенность снятия торговых барьеров.

Если рассматривать экономику России с позиций ее участия в международном разделении труда, то до середины 90-х годов она состояла из двух основных секторов: отрасли, ориентированные на экспорт, и отрасли с низкой конкурентоспособностью даже на внутреннем рынке. Первые были заинтересованы в стабильности, либерализации внешней торговли и минимальном государственном регулировании, вторые страдали от импорта и требовали проведения протекционистской политики и финансовой поддержки со стороны государства. Структура экономики усложнилась. В настоящее время можно выделить четыре группы отраслей, которые предполагают проведение определенной экономической политики:

В России в основных отраслях сформировался олигополистический рынок. Если проанализировать рейтинг 200 крупных российских компаний, то легко просматривается особенность концентрации в России: все ведущие фирмы (18 из 20) действуют в сырьевом секторе, и практически отсутствуют большие компании в обрабатывающей промышленности. Причем разрыв между лидером и остальными производителями очень большой. Фактически первые 20 компаний производят более 80% продукции всех 200. На долю первого десятка (первые 10%) компаний приходилось 70,5% суммарного объема реализации, а на долю последних десяти процентов - 1,1%. Последствия монополизации известны: рост цен, невысокое качество продукции, завышенный уровень рентабельности. Низкая степень концентрации производства характерна в основном для таких отраслей, как производство стройматериалов, пищевая и легкая промышленность. Специфика этих отраслей заключается в том, что здесь производители ориентируются в основном на местные рынки, поскольку большую роль играют высокие транспортные расходы. Однако роль транспортного фактора снижается по мере повышения степени переработки сырья и роста требований потребителей к качеству продукции. Например, высокая конкурентоспособность характерна для импортных отделочных материалов, несмотря на высокие транспортные расходы. Зарубежные производители доминируют на рынках потребительских товаров, бытовой электроники, одежды, обуви, продуктов питания. В некоторых сегментах рынка господство импортной продукции является подавляющим. По данным обследования (1997), на рынках магнитофонов, цветных телевизоров, мужской обуви импортные товары составили 72 - 97%.

Сохраняется очень большой разрыв между российскими передовыми компаниями и зарубежными по производительности труда. Основную долю в структуре российской промышленности “составляют базовые отрасли. Эти особенности отразились на структуре экспорта России (см. табл.11).

В 90-е годы внешнеторговый оборот России увеличивался. На этот период приходится формирование системы импортного регулирования страны. До этого произошло резкое сокращение торговли, связанное с развалом СССР и разрывом международных экономических связей. Для России внешняя торговля играет значительную роль. Это связано с отсутствием достаточных внутренних накоплений. Она дает средства на проведение реформ и выплату внешнего долга. Средства поступают в основном от продажи топливно-энергетических ресурсов и металлов.

Структура экспорта России, % от всего экспорта

Товарные группы

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

Минеральное сырье и топливо

50,7

51,7

52,1

46,7

43,8

39,9

45,0

Машины, оборудование, транспортные средства

17,6

10,2

8,9

6,5

6,0

7,7

7,8

Металлы, драгоценные камни

4,6

14,3

16,4

23,2

26,3

28,8

24,0

Химические продукты, каучук

4,4

6,6

6,1

6,0

7,7

9,6

8,5

Древесина, целлюлозно-бумажные изделия

2,1

3,9

3,7

4,2

4,2

5,8

4,2

Текстиль и текстильные изделия

1,5

1,5

0,6

0,4

1,7

1,2

1,1

Продовольствие и с/х вырье

0,8

2,6

3,9

3,8

4,2

2,4

3,4

Прочие товары

18,3

9,0

8,3

9,2

6,1

4,6

6,0

в т.ч. военная техника

5,5

-

-

-

-

5,1

-

Начиная с 1992 года наблюдается интенсивный рост внешнеторгового товарооборота.

Объем внешней торговли России в текущих ценах, млрд долл.

 

1992

1995

Оборот

97,2

135,7

Экспорт

54,2

77,8

Импорт

43,0

57,9

Данные показывают, что объем торговли увеличился почти на 50% и Россия имеет стабильное торговое сальдо. Это положительный факт. Однако вопрос заключается не только и даже не столько в том, в каком объеме она торгует с другими странами, а прежде всего в том, чем и с кем торгует.

Главным источником экспортных доходов в твердой валюте являются энергоресурсы, сырье, полуфабрикаты. Это - единственные конкурентоспособные на мировых рынках отрасли, поэтому не случайно их доля в экспорте растет. Довольно четко обозначился сырьевой профиль России как участника мирового рынка. Фактически некоторые отрасли основную долю своей продукции экспортируют. В 1995 году экспортная доля продукции составляла: нефти - 40%, нефтепродуктов - 34%, газа - 36%, дизельного топлива - 41%, алюминия первичного - 78%, меди рафинированной - 71%, никеля - 82%, проката черных металлов - 63%, каучука синтетического - 49%, минеральных удобрений - 78%, целлюлозы - 85%. Это предельный уровень вывоза данной продукции без последствий для внутреннего потребления. Россия уязвима от ухудшения мировой экономической конъюнктуры. Хотя физические показатели экспорта увеличиваются, стоимостные показатели поставок на внешние рынки падают.

В России сформировалась экономическая система, в которой главное место занимала оборонная промышленность при общем отставании других отраслей от мирового уровня. Взятый курс на конверсию оборонных отраслей привел к обвальному свертыванию не только отраслей ВПК, но и отраслей, связанных с ним. Произошло разрушение высокотехнологичного военного машиностроения и связанных с ним производств и научно-исследовательского потенциала. Что же касается гражданской обрабатывающей промышленности, то она оказалась неконкурентоспособной не только на мировом, но и на внутреннем рынке.

Для преодоления сырьевой экспортной направленности России следует не разрушать, развивать ВПК и на его базе создавать готовые изделия двойного назначения, в полной мере использовать научный, производственный и кадровый потенциал оборонных отраслей. К тому же Россия имеет большой положительный опыт торговли вооружением. С оборонными предприятиями охотно вступают в кооперацию высокотехнологичные зарубежные компании. Десятки американских, японских, французских, немецких, итальянских, южнокорейских и других фирм осуществляют партнерские отношения с российскими оборонными НПО. Такое сотрудничество облегчает выход российским предприятиям на мировые рынки гражданской продукции. Безусловно, этот путь требует огромных инвестиций. Одновременно необходимо модернизировать легкую, пищевую промышленность, машиностроение, поскольку мировой рынок вооружений имеет тенденцию к сужению. Тем не менее наиболее оптимальным путем изменения структуры российского экспорта является грамотная конверсия оборонной промышленности. Все остальные отрасли, производящие готовые изделия, нуждаются в обновлении, и здесь отсутствует эффективная научно-исследовательская база. Следует добавить, что мировые рынки потребительских товаров перенасыщены, и конкуренция здесь острая. Традиционный метод потеснить конкурентов посредством низких цен малоэффективен, а победить соперников высоким качеством своих товаров Россия еще не в состоянии.

Географическое распределение внешней торговли России происходит по линии дальнейшего укрепления торговых связей с промышленно развитыми странами и сокращения отношений со странами СНГ. Россия поставлена перед выбором: делать ставку на рынки ближнего или дальнего зарубежья.

В пользу ближнего зарубежья говорят такие факты как существование в течение длительного времени широких экономических связей, сложившаяся транспортная и энергетическая инфраструктуры, невысокие требования потребителей к качеству товаров и отсутствие необходимости при расчетах привлекать дефицитные твердые валюты. Существует еще множество факторов как экономического, так и неэкономического характера в пользу приоритетности торговли со странами ближнего зарубежья. Россия обладает в пределах СНГ наиболее развитой и соответственно конкурентоспособной обрабатывающей промышленностью. Рынок СНГ отличается от традиционного мирового рынка относительно невысокими ценами и более низкими требованиями к качеству товаров и непритязательным спросом. Товарооборот России со странами СНГ падает, особенно импорт. Внутренние рынки России и СНГ являются схожими. И в настоящее время Россия продолжает поставлять топливо, электроэнергию, лес, удобрения и другие базовые ресурсы по ценам ниже мировых (газ - на 36 %, удобрения и лес - 34 %, нефть - 31 %, нефтепродукты - 21 %, уголь - 16 %), а импортирует оттуда товары по ценам, которые приближаются к мировым, т.е. осуществляет субсидирование этих стран. 40% торговли идет по бартеру, а это создает огромные трудности. К этому следует добавить, что поставки российских товаров даже по заниженным ценам не оплачиваются.

Поэтому не случайно меняется структура российского экспорта в пользу стран дальнего зарубежья.

Территориальная структура экспорта России, % к итогу

1992

1995

Дальнее зарубежье

78,2

83,2

В т.ч.:

Европа

58,2

56,0

Западная Европа

44,0

46,0

Бывшие страны СЭВ

14,2

10,0

Азия

16,2

17,2

Япония

3,1

4,5

Китай

5,3

4,0

Америка

2,7

9,1

США

1,4

5,7

Африка

1,1

0,9

Ближнее зарубежье (страны СНГ)

21,8

16,8

Среди развитых стран главным торговым партнером России является Германия, затем следуют Великобритания, Финляндия, Италия, США, Япония. Из бывших социалистических стран ведущее место занимает Китай. В последние годы начали восстанавливаться экономические связи с Венгрией, Польшей, Чехией, Словакией. Что же касается отношений со странами СНГ, то здесь наблюдается постепенное падение товарооборота. Лидирующее положение в торговле в Россией занимают Украина, Казахстан и Белоруссия. Многие компании бывших республик СССР сами стремятся выйти на рынки дальнего зарубежья, где они конкурируют с российскими компаниями, поскольку вывозят продукцию примерно такого же ассортимента. Не случайно доля экспорта стран СНГ в Россию после 1991 года неуклонно падает.

Для России в области внешней торговли основной проблемой является низкая конкурентоспособность ее продукции. По данным различных международных исследовательских центров она занимает 56-е место в мире по конкурентоспособности своей продукции. На предприятиях, производящих средства производства, идет неуклонное снижение качества продукции за счет физического и морального старения оборудования. Незначительные зарубежные инвестиции в наукоемкие отрасли, непродуманная ценовая политика, отсутствие информации о фирмах, незнание механизма действия международных расчетов ослабляют позиции России на мировых рынках. На рынке потребительских товаров растет конкуренция не только со стороны китайских, корейских, турецких фирм, но также белорусских и украинских производителей. На конкуренцию внутри России продолжает оказывать большое воздействие сохраняющийся низкий спрос населения и отсутствие у предприятий инвестиционных ресурсов, что не дает возможности им совершенствовать производство и повышать свою конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Происходит вымывание целых секторов промышленности. Чтобы остановить этот процесс, правительство широко использует протекционистские меры.

Россия нуждается в защите внутреннего рынка. С помощью антидемпинговых процедур и компенсационных пошлин развитые страны ограничивают импорт готовых изделий из России. Зато нет никаких ограничений на импорт промышленного сырья и полуфабрикатов. Тем более что цены на них практически не растут. Не повышаются цены на нефть и нефтепродукты, природный газ, химическое сырье, лесоматериалы. Россия вынуждена наращивать их экспорт, чтобы компенсировать снижение доходов.

Антидемпинговые процедуры и компенсационные пошлины охватывают 40% ассортимента мировой торговли. Фактически их применяют все индустриальные и многие развивающиеся страны. К тому же, не будучи членом ВТО, Россия сама несет потери от ограничительных мер во внешней торговле со стороны других стран.

fred perry кардиган
Hosted by uCoz