Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 5. Международная экономическая интеграция

Экономическая интеграция является формой либерализации международной торговли. Она представляет собой углубление торгово-экономического взаимодействия на региональном уровне.

Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящих к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных органов.

Предпосылки интеграции следующие:

Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи:

Итак, экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами.

Интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития.

Известны четыре основные формы экономической интеграции.

Зона свободной торговли - входящие в нее страны устраняют взаимные торговые барьеры, но оставляют их для третьих стран, при этом сохраняется таможенный контроль.

Таможенный союз предполагает установление единой системы торговых ограничений для третьих стран, поэтому отпадает необходимость во взаимном таможенном контроле.

Общий рынок означает свободу торговли и свободу перемещения факторов производства по территориям стран-членов.

Полный экономический союз возникает тогда, когда государства - участники унифицируют экономическую политику, в том числе денежную и налоговую, и создают единое экономическое и финансовое пространство.

В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате ею создания в экономике возникают два типа эффектов: статические эффекты - это экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат; а также динамические эффекты - экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффект создания торговли и эффект отклонения торговли.

Создание торговли - переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник (импорт), ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенною союза.

Отклонение торговли - переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционного источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный источник, произошедшая в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

Итак, если в результате образования таможенного союза возникает только эффект создания торговли, то масштабы торговли, осуществляющейся на свободной от таможенных ограничений основе, возрастают, и повышается благосостояние всех стран - как участвующих, так и не участвующих в интеграции. Если в результате образования таможенною союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние участвующих стран однозначно ухудшится, а стран - участниц интеграции либо ухудшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам превзойдет эффект создания торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли. В соответствии с теорией “второго лучшего”, помимо политики свободы торговли, нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным.

В рамках международной экономики в целом интеграция должна оцениваться с точки зрения того, является ли она шагом на пути к большей свободе торговли либо напротив, оказывается ограничением на пути торговых потоков.

Для того чтобы оценить, насколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом, в первой половине 90-х годов ряд независимых исследователей и специалисты Мирового банка сформулировали ряд критериев. В их числе следующие:

Остановимся на истории создания и развития европейской интеграции, отметив ее ключевые события.

1957 год - подписание Римского договора. Начало ЕЭС или Общего рынка. Первые члены - Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Голландию, ФРГ.

1959 - первое снижение внутренних тарифов в ЕЭС.

1962 - разработка единой аграрной политики.

1967 - достижение соглашения по системе налогов на добавленную стоимость.

1968 - ликвидация всех внутренних тарифов и переход на единый внешний тариф.

1973 - вступление в ЕЭС Англии, Дании и Ирландии.

1979 - первые прямые выборы Европейского парламента. Вступление в силу Европейской валютной системы.

1985 - лорд Кокфилд представляет Европейскому парламенту Белую книгу, в которой перечислены 300 шагов, необходимых для устранения всех оставшихся ограничений на торговлю товарами и услугами. Документ принимает одобрение стран-членов и становится основой политики Сообщества.

В конечном счете количество предложений сократилось с 300 до 164, которые и были одобрены Советом министров.

1986 - вступление в ЕЭС Испании и Португалии.

1987 - вступает в силу Акт о создании Единой Европы, который упрощает принятие решений и роль Европейского парламента.

1992 - год устранения повышения всех ограничений в торговле внутри ЕС.

1993 - завершение ратификации Маастрихтского договора.

1995 - вступление в члены ЕС Финляндии и Швеции.

1996 - решение о пробной эмиссии “евро” - единой европейской валюты.

1999 - введение в безналичный оборот 11 стран–член “евро”. Организационная структура ЕС включает в себя четыре органа.

Комиссия ЕС (КЕС) со штаб-квартирой в Брюсселе по сути ничего не решает. Она изучает проблемы и разрабатывает предложения.

Совет министров ЕС заседает также в Брюсселе и включает в себя по одному представителю от каждой страны. Этот орган уже имеет реальную власть.

Европарламент - это выборный орган ЕС с официальным адресом в Люксембурге. Одно из его прав - право вето в отношении бюджета ЕС. Ежегодные сессии Европарламента проходят в Страсбурге. Комитеты его работают в Брюсселе.

Высшим апелляционным органом ЕС, включающим по одному представителю от каждой страны, является Суд ЕС.

В рамках ЕС действует законодательство, которое носит название “Европа-92”. Оно предусматривает определенную процедуру принятия решений.

Современный период развития европейской интеграции проходит под законом реализации Маастрихтского договора. Договор был подписан в нидерландском городе Маастрихте в феврале 1992 года двенадцатью государствами-членами. Процесс ратификации завершился к концу 1993 года. Маастрихтский договор по своей значимости равен основополагающим договорам - Парижскому и Римскому. Его осуществление по существу будет означать появление экономической “сверхдержавы”.

Решение глобальных проблем человечества, таких как проблемы охраны, продовольственная проблема, народонаселения и т.п., осуществляется во многом благодаря деятельности самой крупной и авторитетной организации - ООН. Именно ООН в соответствии со своим Уставом осуществляет международное сотрудничество через деятельность ряда своих специализированных учреждений. Рассмотрим кратко деятельность некоторых из них.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - этот международный орган призван регулировать всемирные торговые отношения. Дело в том, что Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) создано и действовало вне рамок ООН. Поэтому многие страны ставили перед ООН задачу - иметь в его структурах независимый и универсальный орган, призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли. В этих целях в 1964 году был основан автономный орган ООН для содействия международной торговле, ведению переговоров и разработки международных договоров и рекомендаций в этой области. В его составе в настоящее время находится около 170 государств.

Важную роль играет такой орган, как Экономический и социальный совет (ЭКОСОС).

О важности ЭКОСОС в системе органов ООН свидетельствует хотя бы тот факт, что на него приходится почти 70% всех бюджетных ресурсов ООН, а также личного персонала, не считая даже добровольных фондов и иных программ. Главные вопросы ЭКОСОС:

В системе органов ЭКОСОС действует пять региональных экономических комиссий: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА), Экономическая комиссия для Западной Африки (ЭКЗА).

В целом именно экономическая и социальная сферы деятельности являются приоритетным.

Hosted by uCoz