Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 1. Предмет и задачи курса. Личность как объект и субъект управления

Предметом организационной психологии и психологии управления является система группового кооперативного поведения людей в организациях и психологическое обеспечение управленческой деятельности в организациях.

Задачи данного курса: обучение слушателей навыкам эффективного руководства персоналом; создание психологических условий для успешной работы организации; вооружение слушателя конкретным представлением о поведении людей в организации; помощь в создании эффективной модели собственного профессионального поведения, в овладении методами оценки персонала при отборе и аттестации кадров.

В 50-е гг. ХХ в. Г.Саймон (США) выдвинул тезис о том, что решения в организациях принимаются ее членами коллективно, однако способности человека к рациональным действиям ограничиваются приобретенными ранее предубеждениями, симпатиями, личными устремлениями. Кроме того, существуют такие психологические ограничители, как емкость памяти, скорость обработки информации. Поэтому необходимо изучать организационное поведение человека в сочетании его двух аспектов: индивидуального и группового.

В современном обществе совместная деятельность людей осуществляется, как правило, в рамках формализованной организационной структуры, что обеспечивает минимум затрат человеческих усилий и материальных ресурсов. Во имя достижения целей, которые стоят перед организацией, между сотрудниками распределяются конкретные обязанности, которые необходимо выполнять. Таким образом, в формальной организации четко планируется система скоординированных совместных действий всех ее членов, где каждый имеет свою четко определенную роль, которую нужно исполнять не ради удовлетворения своих индивидуальных пожеланий, а для реализации интересов организации, которые могут и не совпадать с личными интересами.

Каждый из нас в течение жизни взаимодействует с другими людьми и постепенно накапливает представления и опыт управления, будь то в семье, школе и т.п. Многое в таком управлении делается неосознанно, без заранее заявленных целей, без формально спланированных действий. В простых организационных ситуациях обыденной жизни действуют традиционные модели поведения. Однако в сложных управленческих ситуациях нужно хорошо знать, что делает взаимодействие с другими людьми эффективным и что мешает сотрудничеству. Требуется осознанное и спланированное взаимодействие с другими людьми.

Психологический подход к изучению административного управления ценен тем, что дает возможность применять психодиагностику ситуаций и позволяет достичь лучшего результата, чем действия по инструкции. Администратор должен обладать не только определенным интеллектуальным багажом, знаниями, но и навыками оптимальных действий в условиях сотрудничества.

Одной из основных ценностей современной цивилизации является достоинство отдельного человека. Уважение к достоинству человека проявляется только в той управленческой ситуации, когда все участники совместной деятельности так или иначе выигрывают в случае достижения целей, поставленных организацией. В этом случае управление становится сотрудничеством в широком смысле, поскольку реакция членов организации оказывает влияние на план его действий столь же часто, как и замыслы руководителя.

При демократическом управлении к активному участию в принятии решений привлекаются сотрудники, что обеспечивает более успешную реализацию целей организации.

Существует множество определений понятия "личность", и это объясняется сложностью этого феномена. Личность - это человек как социобиологическая саморазвивающаяся, саморегулируемая система.

Будучи относительно автономной, она представляет собой субъект деятельности, взаимодействия и общения с другими людьми. Личность сама определяет цели и идеал своей жизни, планирует свои действия и отношения с другими людьми, не только испытывает на себе влияние других людей, общества, природной среды, но и сама активно воздействует на них. Однако многое в человеческом поведении не является ни осознанным, ни рациональным.

Во многих случаях действующий субъект не может объяснить, почему он ведет себя именно таким образом: не все мотивы поступков осознаны, мы иногда и не хотим признаваться себе в тех или иных мотивах нашего поведения.

Для руководителя организации персонал как целое и как индивидуумы выступает, несомненно, как объект управления, поскольку его усилия нужно направить на эффективную реализацию целей организации, однако руководитель должен помнить и о личных интересах каждого сотрудника как субъекта деятельности и строить отношения по правилам "честной игры", учитывая индивидуальные ценностные установки того или иного члена коллектива, который тоже должен принимать решения в определенных ситуациях. Индивидуальные ценности могут создавать помехи деятельности организации, когда они порождают поведение, противоречащее требованиям, охраняющим ценности организации. Например, руководитель взял на стратегически важную должность некомпетентного человека, потому что этот человек - его личный друг. Работники тоже могут, исходя из личных соображений, снижать производительность труда, опасаясь, что руководство повысит норму выработки.

Самые важные воздействия организации на своих работников - это долговременные совокупные воздействия, постепенно становящиеся частью взглядов и личности работника.

Эффективные воздействия организации на поведение отдельного работника всегда обусловлены:

1) воспитанием, полученным работником до поступления в данную организацию, а также его образованием и всем опытом жизни, сформировавшим его личность;

2) воздействиями на работника в период его работы в организации со стороны профсоюза, неформальных объединений по интересам;

3) формальными каналами взоимодействия (требования к служебным обязанностям, прямые приказы, программы обучения и т.п.);

4) воздействиями неформальных социальных структур организации (дружеские отношения, соперничество, ревность и т.п.).

Эффективность управленческой деятельности зависит главным образом от трех субъективных факторов: опытности, управленческих способностей и личностно-деловых качеств руководителя. Опытность в психологическим понимании - это качество личности, сформированное путем обучения и применения знаний на практике на уровне навыков, умений и привычек. Как правило, опытность и профессиональное мастерство растут вместе со стажем работы, но не всегда. Менеджер все время должен совершенствовать свои управленческие знания, умения и навыки.

Управленческие способности - это личностные качества, обеспечивающие работнику успешное выполнение управленческих видов деятельности. Существует комплекс тестов, выявляющих наличие или отсутствие профессионально-управленческих способностей.

К главным личностно-деловым качествам, профессионально важным для менеджера, относятся:

1) компетентность - профессиональные качества, предполагающие специальное образование, широкую эрудицию, постоянную работу над повышением профессиональной подготовки. Компетентному менеджеру необходимы системность мышления, организаторские способности, основные характеристики последних: способность верно реагировать и без искажения воспринимать психологию коллектива; способность своей энергией активизировать других; критичность и самокритичность; психологический такт; требовательность и настойчивость; целеустремленность, самостоятельность, работоспособность и дисциплинированность;

2) коммуникабельность, то есть умение общаться, адекватно понимая и реализуя в практике три основных функции общения: обмен информацией, передачу эмоционального отношения, взаимодействие.

В деятельности менеджера постоянно присутствуют три формы общения:

а) субординационное;

б) служебно-товарищеское;

в) дружеское - на основе морально-психологических, неформальных норм взаимоотношений.

Коммуникабельность зависит от ряда психологических особенностей индивида: активности, стремления доминировать или сотрудничать в деловом общении, способности адаптироваться к изменяющимся ситуациям в процессе общения.

Основой для формирования адекватной самооценки руководителя служат потребность в самоанализе и навыки самоанализа, ведущие к выяснению потенциала своей личности, уровня развития профессиональных способностей и т.д.

блузки из шелка фото
Hosted by uCoz