Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 4. Органы местного самоуправления, организационные структуры и кадровое обеспечение муниципального управления

Для эффективного функционирования системы местного самоуправления необходимо наличие соответствующей структуры органов местного самоуправления.

С учетом многообразия форм местного самоуправления могут быть сформированы разнообразные органы и структуры местного самоуправления. Они могут быть классифицированы, в частности, по целям и задачам на представительные и исполнительные.

К первой группе органов относятся: дума, земское собрание, муниципальное собрание и т.д.

Ко второй группе относится администрация муниципального образования.

Органы и структуры муниципального управления классифицируются также по характеру деятельности и компетенции на следующие виды.

  1. Органы общей компетенции (глава муниципального образования, местная администрация в целом, муниципальное собрание).
  2. Органы специальной (отраслевой) компетенции (отраслевые отделы, службы и управления местной администрации). Например, управление сельского хозяйства, отдел образования и т.д.
  3. Органы функциональной компетенции (комитеты и службы, выполняющие определенные функции). Например, комитет по экологии, комитет по управлению муниципальным имуществом и т.д.

К основным факторам, от которых зависит состав и структура органов муниципального управления, можно отнести:

  1. Цели и задачи, стоящие перед органами муниципального образования, выполняемые ими функции.
  2. Существующая законодательная база по вопросам местного самоуправления.
  3. Финансово-экономическая база местного самоуправления.
  4. Инфраструктура муниципального образования (территория, население, социальная сфера и т.д.).
  5. Приоритеты социально-экономического развития территории (промышленность, сельское хозяйство, наука и т.д.).

Есть ряд субъективных факторов:

Представительный орган местного самоуправления (дума, земское собрание, муниципальное собрание и т.п.) состоит из депутатов, из которых, как правило, образованы постоянные, временные комиссии, рабочие группы (например, бюджетно-финансовая комиссия, комиссия по здравоохранению и т.п.).

В системе органов местного самоуправления особо важное место занимают администрации муниципальных образований, их структуры управления, так как администрации принимают непосредственное участие в формировании социальной, экономической, экологической кадровой политики на уровне муниципального образования и организуют ее реализацию в муниципальном образовании

Структура местной администрации должна быть динамичной и гибкой, так как сложность муниципального образования как объекта управления заставляет постоянно искать новые, наиболее оптимальные организационные решения. Подтверждением этого является тот факт, что в структурах управления администрации постоянно создаются новые отделы, комитеты, ликвидируются старые, увеличивается или уменьшается число заместителей главы администрации и т.д.

Структуры муниципальных администраций можно свести к ряду типовых структур.

Если проанализировать, к примеру, структуры управления муниципальных администраций Нижегородской области, то видно, что практически везде присутствуют отделы по экономике, комитеты (отделы, управления) по здравоохранению, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, юридические отделы, управление делами и т.п.

В науке управления под организационной структурой управления понимается совокупность элементов и уровней управления, находящихся в отношениях подчиненности и связности.

Выделяются следующие группы организационных структур:

Структура администрации муниципального образования формируется чаще всего по линейно-функциональному принципу. И хотя в крупных муниципальных образованиях структуры администрации можно охарактеризовать как множественные структуры управления, по своей сути они представляют собой громоздкую совокупность ряда линейно-функциональных структур.

В качестве такой типовой структуры управления администрации крупного муниципального образования может быть рассмотрена структура администрации Нижнего Новгорода (схема 4).

4.gif (30610 bytes)

Структура администрации муниципального образования может быть простой или сложной.

К простым относятся структуры администраций небольших муниципальных образований - сельские и поселковые (схема 5).

sh5.bmp (174678 bytes)

В крупных муниципальных образованиях используются, как правило, сложные структуры (примером тому служит приведенная структура управления администрации Нижнего Новгорода).

Структура управления, как правило, ориентирована на решение задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования. Она должна определяться уровнем социально-экономического развития муниципального образования.

К сожалению, при формировании структур администраций муниципальных образований практически не используются научные методы организационного проектирования, что в итоге сказывается на эффективности муниципального управления.

В предыдущей теме были рассмотрены функции и методы муниципального управления. Теперь необходимо рассмотреть, каким образом они реализуются в деятельности администрации муниципального образования.

Деятельность администрации города (района) обеспечивается деятельностью ее структурных подразделений (отделов, департаментов, управлений, комитетов и т.п.) в соответствии с их профилем.

Структурные подразделения администрации:

Деятельность администрации (района, города) организуется в соответствии с ее компетенцией, закрепленной законодательными актами, Уставом муниципального образования, регламентом.

Руководителем аппарата является глава администрации (глава местного самоуправления) и руководит аппаратом на принципе единоначалия.

Глава администрации:

Совещательным органом при главе администрации является коллегия. В состав коллегии входят: глава администрации (председатель коллегии), его заместители, управляющий делами, руководители некоторых ведущих структурных подразделений, а также могут входить руководители предприятий, высококвалифицированные специалисты отдельных сфер муниципального управления.

Заседания коллегии обычно проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. На коллегии рассматриваются вопросы, имеющие комплексный характер:

Другой важный элемент в организации деятельности администрации - еженедельные оперативные совещания у главы администрации, на которых подводятся итоги работы за прошедшую неделю и намечаются задачи на следующую.

Еще одним механизмом организации деятельности администрации муниципального образования являются совещания и массовые мероприятия с участием работников администрации, которые проводятся по календарному плану, утвержденному главой администрации. Как правило, вопросы, выносимые на совещания, имеют целью координацию деятельности структурных подразделений в решении отдельных проблем муниципального образования.

Важным моментом в деятельности администрации является осуществление контроля за исполнением распорядительных документов в администрации, структурных подразделениях.

Одним из основополагающих факторов деятельности администрации является организация документооборота, осуществляемого в соответствии с Инструкцией о делопроизводстве, которая утверждается главой администрации. Ответственность за состояние делопроизводства возлагается на управление делами администрации. Формирование дел в структурных подразделениях администрации осуществляется в соответствии с индивидуальной инструкцией о делопроизводстве и номенклатуре дел подразделения.

В муниципальном управлении целесообразно выделение оперативного и стратегического управления.

Стратегическое управление обеспечивает достижение перспективных целей развития муниципального образования. Оно осуществляется поэтапно:

Анализ перспектив ® Анализ стратегических преимуществ ® Установление приоритетов.

Надо отметить, что функция стратегического управления на муниципальном уровне на практике не играет столь важной роли, как то имеет место на региональном, а тем более - на федеральном уровне. Органы управления на муниципальном уровне в первую очередь загружены оперативной деятельностью по созданию условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения. Однако без стратегического управления невозможно решение наиболее принципиальных вопросов управления и развития муниципального образования.

Главное различие между стратегическим и оперативным управлением на муниципальном уровне заключается в том, что оперативное управление обеспечивает достижение текущих целей функционирования муниципального образования, а стратегическое направлено на достижение перспективных целей развития муниципального образования.

Хотелось бы отметить, что перекос в деятельности администраций в сторону оперативного управления объясняется двумя основными факторами:

Конкретное содержание всего управленческого процесса, выработка и реализация управленческих решений определяются прежде всего деятельностью людей, представляющих собой кадровый состав системы муниципального управления.

Кадры муниципального управления входят в категорию "кадры управления". К кадрам управления относятся работники, профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций по управлению социально-экономическими процессами.

Кадры муниципального управления подразделяются на три группы в соответствии с их участием в подготовке, принятии и реализации управленческих решений:

  1. руководители;
  2. специалисты;
  3. обслуживающий персонал.

Состав кадров того или иного органа муниципального управления определяется его штатным расписанием.

Система работы с кадрами предполагает определенные требования к кадрам, подбор, расстановку кадров, подготовку и повышение их квалификации.

Каков сегодня кадровый потенциал муниципального управления?

Примерно 45% работников органов муниципального управления имеют высшее образование, в сельских и поселковых администрациях - лишь 20%; преобладают работники с техническим образованием, лишь 20% муниципальных служащих имеют экономическое, 10% - гуманитарное образование. Работники в возрасте до 30 лет составляют всего 1%, свыше 50 лет - 60%. Женщины составляют 70% муниципальных служащих, но они в основном относятся к обслуживающему персоналу.

Для примера можно привести структуру базового образования муниципальных служащих Волго-Вятского региона (схема 6).

sh6.bmp (174678 bytes)

Приведенные данные свидетельствуют о том, что значительная часть муниципальных служащих либо не имеет должной профессиональной подготовки, либо не обладает сколько-нибудь значительным опытом работы в органах муниципального управления.

Деятельность органов муниципального управления оказывает влияние на все сферы общественной жизни, обеспечивая стабильность ее функционирования и развития. Это предъявляет особые требования к формированию кадрового состава муниципальных органов управления.

Профессиональная квалификация работников управления определяется двумя главными факторами: теоретическими знаниями и опытом практической работы.

Муниципальный служащий должен знать:

Главным в управлении персоналом, занятым на муниципальной службе, являются методы отбора и назначения работников, механизмы продвижения их по службе, четкое определение их должностных обязанностей, система материального поощрения, система увольнения.

Методы отбора работников в администрациях муниципальных образований можно разделить на две группы : выборы и назначение. Выборы предполагают конкурсность, поэтому объявляя конкурс на замещение любой должности (специалист, начальник отдела и т.д.), реализуется метод выбора.

Одним из главных направлений управления персоналом в органах муниципального управления является развитие системы дополнительного профессионального образования персонала. Комплекс нормативных актов, регулирующих процесс формирования и развития персонала органов государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ, определяет принципы отбора кадров для дополнительного профессионального обучения. Они основаны на социальных гарантиях прав муниципальных служащих на получение профессионального образования.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации законодательно включены как условие в механизм карьерного продвижения служащего по вертикали должностей и как критерии изменения внутридолжностного, квалификационного положения работников органов государственной власти и местного самоуправления, что способствует повышению мотивации образовательной деятельности персонала

Одежда с доставкой на дом
Hosted by uCoz