Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 1. Предмет и система учебного курса

Единого мнения среди ученых относительно понятия, содержания и структуры института государственной службы РФ на протяжении всего периода ее становления не наблюдалось. По мнению С.С.Студеникина: “Государственная служба есть, безусловно, трудовое отношение, и потому, конечно, она не может не быть предметом регулирования со стороны трудового права. Но государственно-служебные отношения трудовые отношения особого вида. Государственная служба непосредственно связана с исполнительно-распорядительной деятельностью органов государства. Последняя осуществляется через государственных служащих исполнителей государственных функций”.

Особый характер государственно-служебных отношений заключается также и в том, что правоотношения возникают между определенным лицом и государством в целом, которое наделяет это лицо правом действовать от имени государства и в необходимых случаях применять меры государственного принуждения.

Эти специфические особенности государственно-служебных отношений предопределяют особый, отличный от обычного в трудовых отношениях, порядок подбора и назначения на должность. В этих отношениях важное значение имеют вопросы должностных прав и обязанностей. Здесь возникает необходимость в особом порядке аттестации государственных служащих. В этой области приобретает значение вопрос о прохождении службы, чинах и званиях, наградах и поощрениях, служебной ответственности лиц, состоящих на государственной службе. Таким образом, можно сделать вывод, что весь комплекс этих вопросов относится к одному из важнейших разделов административного права – государственной службе. В общую часть административного права включены нормы, регламентирующие государственную службу (порядок поступления на государственную службу и ее прохождение; правовое положение работников государственного аппарата их права, обязанности, ответственность).

Институт государственной службы с позиции внутриорганизационных отношений представляет собой совокупность правовых норм, определяющих порядок поступления на государственную службу, аттестации, перемещения и увольнения со службы, содержание должностных обязанностей и прав, порядок материального и социально-бытового обеспечения, поощрения и ответственности государственных служащих. Такое определение института государственной службы складывалось на протяжении последних десятилетий,

Вместе с тем выделяются и внешние государственно-служебные отношения, которые характеризуют государственную службу как социальный институт и складываются на основе законодательства между государственным служащим и другими субъектами (гражданами, государственными и негосударственными организациями) в связи с осуществлением ими своих должностных полномочий. При этом подчеркивается, что в качестве представителя государства может выступать только тот служащий, который по занимаемой государственной должности наделен государственно-властными полномочиями, то есть должностное лице. Государственные служащие, не имеющие таких полномочий, вступают лишь во внутриорганизационные отношения.

Несмотря на то что государственная служба является институтом права, на протяжении последних 70 лет это явление не имело достаточно полного правового оформления. Только 5 июля 1995 г. парламентом РФ впервые за всю послереволюционную историю России был принят Федеральный закон "Об основах государственной службы РФ".

Государственная служба отражает проявление множества управленческих связей и отношений, которые необходимо урегулировать в различных правовых формах при помощи норм государственно-служебного характера:

Функционирование государственной службы возможно при использовании традиционных административно-правовых методов правового регулирования:

  1. установление определенного порядка действий, предусмотренного различными правовыми нормами (в большей мере административно-правовыми). Например, государственные служащие должны соблюдать соответствующую должностную инструкцию, положения разделов законов, в которых перечисляются их обязанности;
  2. запрещение определенных действий. Запрещено, например, направление жалоб граждан на рассмотрение тем должностным лицам, действия которых являются предметом жалобы. Виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
  3. предоставление государственному служащему возможности выбора одного из установленных вариантов должного поведения, которые предусматриваются различными правовыми нормами. Например, начальник органа внутренних дел принимает решение о наложении на лицо административного взыскания и определяет в постановлении конкретную меру административного взыскания, а также ее размер либо вид (если это предусматривается законом);
  4. предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению. Этот метод применяется не только при реализации субъективных прав, но и при осуществлении правового статуса государственных служащих, использовании ими предоставленных им прав и правомочий.

Резюме.  Предметом изучения курса “Организация государственной и муниципальной служб” являются государственно-служебные правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по реализации их функций и полномочий, нормы, их регулирующие, и практика их применения.

Hosted by uCoz