Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 3. Государственная и муципальная службы РФ: краткая история, понятие, признаки

Понятие государственной службы

Государственная служба может быть теоретически представлена и рассмотрена в нескольких аспектах.

С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ это профессиональная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах (ст. 2 ФЗ № 119).

Такое определение понятия государственной службы предполагает выявление главных структурных элементов, составляющих это понятие, а также раскрытие содержания следующих категорий:

Понятие “орган” является частью более широкого понятия “организация”. Организация это совокупность людей, коллектив. Организация предполагает деятельность этих людей, направленную на достижение определенных целей и решение конкретных задач. Орган представляет собой конкретную разновидность организации, то есть всякая организация совершает действия через образуемые ею органы. Поэтому орган это часть организации, реализующая ее функции по ее поручению.

Каждый государственный орган является частью государства и исполняет функции государства. Государственные органы наделены государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера; они принимают нормативные правовые акты, осуществляют правоприменительную и правоохранительную деятельность. Государственный орган получает соответствующий правовой статус после издания законодательного акта как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, после принятия об этом органе положения, утвержденного указом Президента РФ или постановлением правительства, главой администрации, и т. д.

Ст. 2 Федерального закона “Об основах государственной службы РФ” понимает под государственной службой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Закон относит к государственной службе исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категории “Б” и “В”.

Государственная служба обладает следующими специфическими признаками:

  1. это разновидность публичной службы;
  2. это деятельность, осуществляемая в интересах общества, государства и регионов;
  3. это деятельность специальных субъектов права (государственных служащих);
  4. это деятельность профессиональная, осуществляемая постоянно, непрерывно, за плату;
  5. это деятельность обеспечительного характера;
  6. это служба в государственных органах;
  7. это особый вид трудовой деятельности, финансируемой за счет средств соответствующих бюджетов.

Цели и задачи государственной службы

Целью государственной службы является:

Государственная служба имеет задачи, которые определяются через обязанности государственных служащих (ст. 10 ФЗ № 119):

Понятие “муниципальная служба” используется в нормативных актах и обозначает деятельность лиц, занятых осуществлением функций в органах местного самоуправления.

Обратимся к Федеральному закону № 8 “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” от 8 января 1998 г., где ст. 2 дает нам определение муниципальной службы - это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Понятия “муниципальная служба”, “муниципальные служащие” вошли в оборот вместе с развитием законодательства о местном самоуправлении, разработкой теории муниципального права. Можно считать, что эти понятия объединяют всех служащих, занятых исполнением различных функций в органах местного самоуправления, как бы последние ни назывались.

Муниципальная служба – это особый вид общественно полезной деятельности. Её (как, впрочем, и государственной службы) своеобразие состоит в том, что служащий выступает в качестве агента публичной власти, носителя части полномочий того органа власти, в котором он занимает штатную должность. Он служит не частному лицу, не хозяину, преследующему личный интерес, а общему безличному – то есть более высокому и значительному – началу. В этом, собственно, и состоит публичный характер его деятельности.

В законодательных актах субъектов РФ устанавливаются правовые основы муниципальной службы и статус служащих органов местного самоуправления. Например, областные законы Свердловской и Челябинской областей о муниципальной службе.

Суммируя сказанное, можно выделить основные признаки муниципальной службы:

  1. Это особый вид публичной службы, то есть служба в органах местной публичной власти.
  2. Это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета (бюджета муниципального образования).
  3. Это деятельность по исполнению полномочий этих органов, то есть деятельность служащих, находящихся в подчинении муниципального образования.
  4. Это деятельность, организуемая на постоянной основе, то есть муниципальные служащие осуществляют полномочия органов местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно); выборные должностные лица, напротив, действуют в течение определенного промежутка времени (временно). “Постоянная основа” деятельности муниципальных служащих будет обеспечивать профессионализм муниципальной службы, её стабильность, и в определенном смысле она сравнима с принципом не сменяемости чиновников в европейских странах.

Резюме. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Hosted by uCoz