Государственная служба Российской Федерации имеет многоплановую структуру, определяемую:
а) конституционно-федеративным устройством государства;
б) функционально-видовыми особенностями деятельности государственных органов.
Государственная служба по уровню осуществления делится на два вида:
Необходимо подчеркнуть их единство. Так, государственная служба субъекта Федерации определяется общегосударственными установлениями, но некоторые полномочия по ее организации находятся в ведении субъекта РФ, в территориальных пределах которого она и осуществляется. Следовательно, “понятие государственной службы Российской Федерации, данное в ст. 2 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”, должно быть единым, общим как для федеральной службы и законодательства о ней, так и для службы, находящейся в ведении субъектов Федерации”, так как в России формируется единая по своим организационным, нормативно-правовым, кадровым и информационным основам государственная служба не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации.
В зависимости от органов различных ветвей власти государственная служба РФ подразделяется на государственную службу органов законодательной власти, органов исполнительной власти, органов судебной власти; иных органов государственной власти.
Вся государственная служба (ГС), осуществляемая на уровне РФ, по своему внутреннему содержанию делится на гражданскую и милитаризованную.
Гражданская ГС – особый вид общественно полезной деятельности, связанный с реализацией полномочий государственных органов, осуществляемый в нормальных условиях жизнедеятельности общества.
Этот вид по своему содержанию означает обеспечение деятельности органов исполнительной власти не в “силовых” структурах.
Осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.
Гражданская государственная служба делится:
“Милитаризованная” служба рассматривается как особый вид федеральной государственной службы, так как связана с охранительной деятельностью, обеспечением безопасности граждан, общества и государства в целом, а также и правопорядка. Для “милитаризованной” службы характерно деление на военную и невоенную. В соответствии со ст. 2 ФЗ №-53 “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г., военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации
, других войсках, воинских формированиях, специализированных федеральных государственных органах, перечисленных в данном Федеральном законе, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях.К невоенной “милитаризованной” службе следует отнести деятельность прежде всего сотрудников правоохранительных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти, а также иных государственных органов и формирований. По своим признакам данный вид государственной службы, безусловно, относится к милитаризованной службе, но следует выделить один принципиальный момент, позволяющий говорить о его самостоятельности. Дело в том, что этот вид службы объединяет особые административные органы, располагающие вооруженными отрядами, задачей которых является поддержание порядка, борьба с преступностью и правонарушениями, защита существующего общественного и государственного строя. Строго говоря, данный вид государственной службы логично было бы определить понятием “полицейская служба” или как альтернативу - “правоохранительная служба”. Прежде всего речь идет, безусловно, о службе милицейской и смежных с ней по характеру. Это служба, осуществляемая: в милиции (СКМ и МОБ); в федеральных органах юстиции РФ; в таможенных органах РФ; служба судебных приставов и некоторые другие.
Признаки милитаризованной службы:
Характеристика государственной службы субъектов Федерации
При организации государственной службы субъектов РФ не могут не учитываться национальные особенности страны, культурные традиции, цивилизованные, демографические и иные факторы, имеют значение в рассматриваемом аспекте географическое расположение регионов, развитость в них экономики и социальной инфраструктуры, степень возможной самодостаточности, этнический состав, экологическая ситуация.
Россия – единое, целостное, федеративное государство. Субъектов Федерации по территориально-национальному принципу можно разделить на пять групп, а стало быть, также можно разделить государственные службы этих субъектов:
Конституция РФ относит к ведению РФ федеральную госслужбу, полагая, что государственная служба субъектов РФ находится в их ведении, о чем напрямую в Конституции не упоминается, но закрепляется в Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации” (п. 2, 3 ст.2). “Госслужба в субъектах Российской Федерации осуществляется в аппаратах органов представительной, исполнительной, а также в иных государственных органах, выполняющих от имени субъекта РФ его государственные функции и отнесенной его законодательными актами к государственной службе.”
На государственной службе в субъектах РФ не состоят служащие федеральных органов, находящихся на территории субъектов, граждане, работающие в государственных органах по трудовым договорам, вспомогательно-технический персонал.
Государственная служба субъектов Российской Федерации и федеральная государственная служба различаются тем, что госслужба субъектов Федерации:
Можно сделать вывод, что государственная служба субъектов Федерации - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации лицами, замещающими государственные должности категории “Б” и “В” субъектов Федерации.
Такое понятие государственной службы, содержащее нормы ст. 2 ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации”, характерно для большинства законов о государственной службе субъектов РФ. Но встречаются и отличия.
В ст. 1 Закона Республики Татарстан “О государственной службе” от 8 февраля 1994 г. государственная служба представлена как “осуществление должностных полномочий по выполнению целей и функций государства в соответствии с Конституцией Республики Татарстан, законами Республики Татарстан и другими законодательными актами, действующими в Республике Татарстан”. Такая формулировка не указывает субъекта права – кто осуществляет должностные полномочия. Кроме того, в статье не полно указаны источники правового регулирования.
По некоторым данным, на конец 1997 г. законы о государственной службе приняли 42 субъекта РФ.
Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно:
Резюме. Российская государственная служба - явление многоплановое, поэтому важное значение имеет ее деление на различные виды. По уровню осуществления она делится на федеральную и субъектов Федерации. По внутреннему содержанию - на гражданскую (общую и специальную) и милитаризованную, осуществляемую только на федеральном уровне (военную и невоенную).