Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 4. Виды государственной службы

Государственная служба Российской Федерации имеет многоплановую структуру, определяемую:

а) конституционно-федеративным устройством государства;

б) функционально-видовыми особенностями деятельности государственных органов.

Государственная служба по уровню осуществления делится на два вида:

  1. федеральная государственная служба, находящаяся в ведении Российской Федерации;
  2. государственная служба субъектов Российской Федерации, находящаяся в их ведении (п. 3 ст. 2 ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации”).

Необходимо подчеркнуть их единство. Так, государственная служба субъекта Федерации определяется общегосударственными установлениями, но некоторые полномочия по ее организации находятся в ведении субъекта РФ, в территориальных пределах которого она и осуществляется. Следовательно, “понятие государственной службы Российской Федерации, данное в ст. 2 Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”, должно быть единым, общим как для федеральной службы и законодательства о ней, так и для службы, находящейся в ведении субъектов Федерации”, так как в России формируется единая по своим организационным, нормативно-правовым, кадровым и информационным основам государственная служба не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации.

В зависимости от органов различных ветвей власти государственная служба РФ подразделяется на государственную службу органов законодательной власти, органов исполнительной власти, органов судебной власти; иных органов государственной власти.

Вся государственная служба (ГС), осуществляемая на уровне РФ, по своему внутреннему содержанию делится на гражданскую и милитаризованную.

Гражданская ГС – особый вид общественно полезной деятельности, связанный с реализацией полномочий государственных органов, осуществляемый в нормальных условиях жизнедеятельности общества.

Этот вид по своему содержанию означает обеспечение деятельности органов исполнительной власти не в “силовых” структурах.

Осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов.

Гражданская государственная служба делится:

  1. на общегражданскую – осуществление общих, традиционных, “стандартных” для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций, не отличающихся отраслевой спецификой (например, деятельность персонала в администрации области, ее отделах и департаментах, министерствах и т.д.);
  2. на специальную – реализация особо установленных в нормативных правовых актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих ярко выраженную отраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток на практическую деятельность персонала (например, дипломатическая служба, служба в налоговых органах, деятельность государственного нотариуса).

“Милитаризованная” служба рассматривается как особый вид федеральной государственной службы, так как связана с охранительной деятельностью, обеспечением безопасности граждан, общества и государства в целом, а также и правопорядка. Для “милитаризованной” службы характерно деление на военную и невоенную. В соответствии со ст. 2 ФЗ №-53 “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г., военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, специализированных федеральных государственных органах, перечисленных в данном Федеральном законе, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях.

К невоенной “милитаризованной” службе следует отнести деятельность прежде всего сотрудников правоохранительных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти, а также иных государственных органов и формирований. По своим признакам данный вид государственной службы, безусловно, относится к милитаризованной службе, но следует выделить один принципиальный момент, позволяющий говорить о его самостоятельности. Дело в том, что этот вид службы объединяет особые административные органы, располагающие вооруженными отрядами, задачей которых является поддержание порядка, борьба с преступностью и правонарушениями, защита существующего общественного и государственного строя. Строго говоря, данный вид государственной службы логично было бы определить понятием “полицейская служба” или как альтернативу - “правоохранительная служба”. Прежде всего речь идет, безусловно, о службе милицейской и смежных с ней по характеру. Это служба, осуществляемая: в милиции (СКМ и МОБ); в федеральных органах юстиции РФ; в таможенных органах РФ; служба судебных приставов и некоторые другие.

Признаки милитаризованной службы:

  1. Профессиональной обязанностью для милитаризованных служащих является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка.
  2. Характерно наличие специальных нормативно-правовых актов, регулирующих организацию службы, правовое положение служащих, а также прохождение службы.
  3. Для милитаризованной службы характерно наличие специальных званий и внешней атрибутики, которые влияют на правовое положение служащего.
  4. Для милитаризованной службы характерно наличие специальных обязательных занятий, которые рассматриваются в качестве исполнения служебных полномочий, то есть входящих в служебное время (огневая, строевая подготовка).
  5. Наличие специальных правил, устанавливающих более жесткую дисциплину (Дисциплинарный устав ВС РФ).
  6. Большое количество ограничений как при приеме, так и при прохождении данного вида службы (по возрасту, медицинским показателям и др.).
  7. Большое количество льгот (по налогообложению, оплате коммунальных услуг и др.).
  8. Обязательное принятие присяги (что влияет на правовой статус военнослужащих).
  9. Особые правила привлечения к ответственности и несения ответственности.
  10. Возможность применения оружия в качестве меры государственного принуждения (все остальные субъекты могут применить оружие только в качестве средства самообороны, или в условиях крайней необходимости).

Характеристика государственной службы субъектов Федерации

При организации государственной службы субъектов РФ не могут не учитываться национальные особенности страны, культурные традиции, цивилизованные, демографические и иные факторы, имеют значение в рассматриваемом аспекте географическое расположение регионов, развитость в них экономики и социальной инфраструктуры, степень возможной самодостаточности, этнический состав, экологическая ситуация.

Россия – единое, целостное, федеративное государство. Субъектов Федерации по территориально-национальному принципу можно разделить на пять групп, а стало быть, также можно разделить государственные службы этих субъектов:

Конституция РФ относит к ведению РФ федеральную госслужбу, полагая, что государственная служба субъектов РФ находится в их ведении, о чем напрямую в Конституции не упоминается, но закрепляется в Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации” (п. 2, 3 ст.2). “Госслужба в субъектах Российской Федерации осуществляется в аппаратах органов представительной, исполнительной, а также в иных государственных органах, выполняющих от имени субъекта РФ его государственные функции и отнесенной его законодательными актами к государственной службе.”

На государственной службе в субъектах РФ не состоят служащие федеральных органов, находящихся на территории субъектов, граждане, работающие в государственных органах по трудовым договорам, вспомогательно-технический персонал.

Государственная служба субъектов Российской Федерации и федеральная государственная служба различаются тем, что госслужба субъектов Федерации:

Можно сделать вывод, что государственная служба субъектов Федерации - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации лицами, замещающими государственные должности категории “Б” и “В” субъектов Федерации.

Такое понятие государственной службы, содержащее нормы ст. 2 ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации”, характерно для большинства законов о государственной службе субъектов РФ. Но встречаются и отличия.

В ст. 1 Закона Республики Татарстан “О государственной службе” от 8 февраля 1994 г. государственная служба представлена как “осуществление должностных полномочий по выполнению целей и функций государства в соответствии с Конституцией Республики Татарстан, законами Республики Татарстан и другими законодательными актами, действующими в Республике Татарстан”. Такая формулировка не указывает субъекта права – кто осуществляет должностные полномочия. Кроме того, в статье не полно указаны источники правового регулирования.

По некоторым данным, на конец 1997 г. законы о государственной службе приняли 42 субъекта РФ.

Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно:

Резюме. Российская государственная служба - явление многоплановое, поэтому важное значение имеет ее деление на различные виды. По уровню осуществления она делится на федеральную и субъектов Федерации. По внутреннему содержанию - на гражданскую (общую и специальную) и милитаризованную, осуществляемую только на федеральном уровне (военную и невоенную).

Hosted by uCoz