Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 5. Принципы государственной и муниципальной служб

“Принципы государственной службы – это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенций, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы.”

В ст. 5 Федерального закона “Об основах государственной службы в Российской Федерации” закреплены 12 принципов, на которых основана государственная служба РФ.

Закрепление принципов в тексте Закона имеет цель раскрыть его смысл для лучшего понимания и правильного применения. Эти принципы должен учитывать также законодатель при принятии новых, отмене или изменении действующих нормативно-правовых актов о государственной службе.

Обычно принципы принято делить на группы. В зависимости от того, что положено в основу классификации, выделяются различные системы принципов. Так Ю.Н.Старилов выделяет две группы принципов, закрепленные в Федеральном законе “Об основах государственной службы в РФ”:

В.М.Манохин выделяет из всего комплекса принципов:

Д.Н.Бахрах делает вывод о детализации в законе трех принципов в зависимости от содержания:

Если взять каждый принцип в отдельности, то он отражает не все объективные закономерности деятельности государственных органов и служащих, а лишь некоторые из них. Однако все принципы взаимосвязаны - нарушение одного принципа влечет невыполнение других.

    1. Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими своих должностных обязанностей и обеспечении их прав.
    2. Принцип основан на ст.4 Конституции РФ о том, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

      Указанный принцип предусматривает обязанность соблюдать правовые условия договоров исполнительных органов РФ с ее субъектами, а также соблюдать Конституцию, уставы, законодательные и иные нормативные акты, принятые в РФ и ее субъектах в пределах их компетенции. Принцип законности исходит из того, что законодательные и иные нормативные акты субъектов Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению на их территории.

      Этот принцип зафиксирован почти во всех законах о государственной службе субъектов Федерации. Исключение составляют законы Республики Татарстан, Чувашской Республики.

    3. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия.
    4. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила приоритет прав и свобод человека и гражданина, признала права и свободы человека высшей ценностью. Таким образом, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства, а стало быть - и государственных служащих, которые в своей работе должны учитывать интересы граждан.

      Этот принцип – содержание и смысл деятельности государственных служащих.

    5. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.
    6. В ведении Российской Федерации находится федеральная госслужба, госслужба субъектов – в ведении субъектов РФ.

      Данный принцип отсутствует в законе Республики Татарстан.

    7. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.
    8. Самостоятельность каждой ветви власти закреплена в ст. 10 Конституции, что является одним из характерных признаков правового государства.

      Свои самостоятельные функции есть у каждой ветви власти. Но должна быть система сдержек и противовесов, позволяющая более эффективно и на основе закона функционировать каждой из ветвей власти.

      Государственную службу также принято делить на законодательную, исполнительную, судебную, то есть по ветвям власти.

    9. Принцип равного доступа граждан к государственной службе.
    10. В ст. 32 Конституции закреплен этот принцип, он прямо касается госслужбы, и суть его состоит в том, что не допустимы ограничения по расовым, половым, национальным и другим признакам при приеме на государственную службу.

      Необходимыми условиями являются лишь гражданство РФ, возраст и другие требования, установленные Федеральным законом.

    11. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством.
    12. Принцип закладывает основы дисциплины. Приказы, распоряжения вышестоящих руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, обязательны для исполнения, если они соответствуют законодательству. Благодаря этому принципу создаются условия для исполнительской дисциплины во всех звеньях государственного механизма.

    13. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.
    14. Основные требования, предъявляемые к госслужбе, а следовательно и к государственным служащим, являются едиными как для федеральной госслужбы, так и для госслужбы субъектов РФ. Это и единая система органов по вопросам госслужбы, характер их задач.

      Общими должны быть стандарты госслужбы, права и обязанности, ограничения и гарантии, организация и методика системы подготовки кадров.

    15. Принцип профессионализма и компетентности.

При организации и функционировании государственной службы этот принцип является ведущим началом. Это условие, без выполнения которого невозможно получить право на замещение должности. Профессионализм – это глубокие знания и владение практическими навыками в определенной области.

Госслужащие исполняют должностные обязанности на профессиональной основе, за которые они получают денежное вознаграждение.

Особое внимание необходимо уделить принципу профессионализма, так как это специфический принцип государственной службы Российской Федерации.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих характеризуются рядом признаков:

    1. Принцип гласности.
    2. На основании п. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

      С другой стороны, госслужащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию, что предусмотрено ст. 10 ФЗ “Об основах государственной службы”. На сочетании этих двух начал, гласности и конфиденциальности, строится госслужба.

      Кроме того, принцип гласности предполагает открытую информацию по отношению к самому госслужащему: заблаговременное оповещение о начале проведения конкурса на замещение вакантной должности, право ознакомления с материалами своего личного дела и др.

    3. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, исполнение своих должностных обязанностей.
    4. Некачественное исполнение должностных обязанностей согласно ст. 14 ФЗ “Об основах государственной службы” является должностным проступком. Иначе говоря, государственный служащий отвечает за свои решения и исполнение своих должностных обязанностей.

      Ущерб, причиненный неправомерными действиями госслужащего, возмещается госорганом на основании решения суда. Персональную ответственность госслужащих обеспечивают руководители на основании нормативных актов.

    5. Принцип внепартийности и внеконфессиональности государственной службы.
    6. Ст. 13 Конституции РФ фиксирует запрет на установление любой идеологии в качестве обязательной и государственной.

      На этом и основывается названный принцип. Госслужащие должны быть политически и религиозно беспристрастны в своей деятельности и независимы от влияния и контроля политических партий, что позволяет им эффективно работать независимо от партии, пришедшей к власти.

      Принцип должен защищать госслужащих от потери своих должностей по политическим мотивам.

      Принцип выражается в запрете создавать политические партии, религиозные объединения в государственных органах, запрете отбора кадров по политическим взглядам, а также обязанности госслужащих не выражать свои политические пристрастия при осуществлении ими должностных обязанностей.

    7. Принцип стабильности кадров в государственных органах – необходимые условия как для государственного аппарата, так и для самого госслужащего.

Условия стабильности кадров:

Помимо названных 12 принципов, закрепленных в Федеральном законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”, ряд авторов (Ю.Н.Старилов, Д.Н.Бахрах) называют принцип социальной защищенности, который можно рассматривать и как составную часть принципа стабильности кадров, и как средство обеспечения принципа профессионализма, но важность этого принципа очевидна.

В основном принципы госслужбы, закрепленные в Федеральном законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”, полностью повторяются в законах о государственной службе субъектов РФ.

Резюме. Принципы – основополагающие начала деятельности государственных служащих по обеспечению полномочий государственных органов. Законодательно закреплены 12 принципов государственной службы, особое место среди которых занимают: законность, демократизм, профессионализм, а также принцип социально-правовой защищенности.

 

Hosted by uCoz