Управленческая должность, или должность служащего – это первичный структурный элемент в органах управления с определенными задачами, правами и обязанностями, обусловленный формами разделения труда в системе управления.
Для характеристики должности необходимо выделить ряд некоторых моментов:
Самый главный признак должности заключается в том, что должность
— это организационное звено, организационный фактор, связывающий определенную структуру (государственный орган, общественное объединение и т.п.) с физическим лицом — служащим, который замещает должность и затем исполняет отведенные по должности полномочия. Все сказанное там о должности относится в полной мере и к должностям, учрежденным в государственных органах. Но в каждом виде службы должность имеет свои особенности, которые главным образом и отличают один вид службы от другого.Государственная должность
Должности в государственных органах имеют свои признаки.
Первая особенность государственной должности в том, что она состоит в государственном органе.
Следует иметь в виду, что, кроме государственных органов, есть государственные предприятия и учреждения, в которых трудятся многие тысячи служащих (управленцы в администрации предприятий и учреждений, медицинские работники, преподаватели, ученые и т.д.), которые находятся на должности, как и любой служащий, но эти должности по Федеральному закону “Об основах государственной службы Российской Федерации” не являются государственными.Вторая особенность государственной должности в том, что, состоя в государственном органе, должность учреждается для осуществления государственных полномочий
— представительной власти, исполнительной власти, судебных полномочий и т.п., в широком смысле – по управлению делами общества. Стало быть, лицо, замещающее государственную должность, действует от имени и по поручению государства со всеми вытекающими отсюда последствиями (ответственность, защита правомерных действий и т.д.).Третья особенность государственной должности
– в источнике ее финансирования. Денежное вознаграждение лиц, состоящих на государственных должностях, естественно, осуществляется государством. Но государство располагает различными финансовыми источниками: бюджетом, доходами от различных видов деятельности государственных органов и организаций и другими. Так, государственная должность финансируется лишь из государственного бюджета — федерального или бюджета субъектов Российской Федерации (ст. 3 Закона).Таковы те особенности государственной должности, которые определяют ее положение, статус в государственном устройстве. Последующие особенности государственной должности относятся к видам государственных должностей, а также к порядку их учреждения и замещения.
Признаки государственной должности:
Муниципальная должность
Обратимся к Закону “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”. Ст. 1 трактует муниципальную должность следующим образом
: “Муниципальная должность – должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей”.В этом определении отражены четыре характерных черты муниципальной должности:
Классификация государственных должностей
Все государственные должности закреплены в реестрах государственных должностей или в перечнях государственных должностей. В соответствии со ст. 1 ФЗ № 119, все государственные должности делятся на три категории:
В соответствии с реестром к ним, например, относятся должности руководителя администрации Президента РФ, полномочного представителя Президента РФ, руководителя аппарата правительства РФ и др.
То же деление предусмотрено законами субъектов РФ для определения государственных должностей субъектов РФ. Реестр государственных должностей субъектов РФ закрепляется законом субъекта РФ.
Все государственные должности государственной службы (и федеральной, и субъектов РФ) в соответствии со ст. 6 ФЗ № 119 и законами субъектов РФ о государственной службе делятся на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.
Все государственные должности по уровню власти делятся на федеральные государственные должности и государственные должности субъектов РФ.
По видам службы государственные должности бывают:
По функциональной роли:
Виды муниципальных должностей
Муниципальные должности подразделяются:
Квалификационные и иные требования по должностям муниципальной службы устанавливаются федеральным и областным законодательствами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами муниципальных образований.
Должности, включаемые в штатные расписания органов местного самоуправления для технического обеспечения их деятельности, не относятся к должностям муниципальной службы.
Важное значение для становления и укрепления государственной и муниципальной служб имеет Единый реестр государственных должностей РФ, создание которого предусмотрено ФЗ № 119.
Реестр государственных и муниципальных должностей должен представлять собой классификатор, содержащий сведения о наименовании должностей, распределении их по категориям и группам, типовых характеристиках и квалификационных требованиях. К сожалению, Единый реестр государственных должностей РФ на сегодняшний день отсутствует, что нарушает единство государственной службы РФ. Вместе с тем, действуют принятые указами Президента РФ Сводный перечень государственных должностей (закрепляет должности категории “А”), Перечни государственных должностей государственной службы, а также принимаемые законами субъектов РФ реестры государственных должностей субъектов.Резюме. Государственная должность – это разновидность должности вообще, поэтому ей присущи все ее признаки, но она имеет ряд специфических признаков, характеризующих ее содержание. Все государственные должности делятся по различным критериям либо установленным законом, либо нет. Важно отметить, что не каждая государственная должность является должностью государственной службы, а только должности категорий “Б” и “В”. Кроме того, имеются особенности при определении муниципальных должностей, которые делятся на выборные и иные, замещаемые на условиях трудового договора (последние и являются должностями муниципальной службы).