Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 6. Государственная должность, муниципальная должность

Управленческая должность, или должность служащего – это первичный структурный элемент в органах управления с определенными задачами, правами и обязанностями, обусловленный формами разделения труда в системе управления.

Для характеристики должности необходимо выделить ряд некоторых моментов:

  1. должность – это первичная ячейка органа или аппарата, то есть элемент литой организационной структуры;
  2. должность рассматривается как элемент достаточно обособленный; должность рассматривается как средство стабилизации, формализации деятельности служащего; должность – это ячейка аппарата, предназначенная для одного руководителя, определяющая его роль и место в аппарате управления;
  3. должность рассматривается как стабильный комплекс прав и обязанностей, то есть правовое установление, ориентирование на одного человека, который должен осуществить часть работы организации;
  4. должность рассматривается как особая категория, заключающая в себе минимальный предел дифференциации властных функций;
  5. должность всегда образуется в распорядительном порядке, который характеризуется изданием правового акта, в котором определяется название должности, место в служебной иерархии, порядок замещения должности, оплата;
  6. любая должность обязательно включается либо в штатное расписание, либо в единую номенклатуру должностей служащих, либо в свободный перечень должностей, либо в реестр;
  7. любая должность по своей сути есть юридическое описание социальной позиции лица, ее занимающего; как юридически формализованная роль должность актуализирует одни свойства личности, отрицает другие, безразлично относится к третьим;
  8. статус должности состоит из двух частей – служебной и личной:

Самый главный признак должности заключается в том, что должность это организационное звено, организационный фактор, связывающий определенную структуру (государственный орган, общественное объединение и т.п.) с физическим лицомслужащим, который замещает должность и затем исполняет отведенные по должности полномочия. Все сказанное там о должности относится в полной мере и к должностям, учрежденным в государственных органах. Но в каждом виде службы должность имеет свои особенности, которые главным образом и отличают один вид службы от другого.

Государственная должность

Должности в государственных органах имеют свои признаки.

Первая особенность государственной должности в том, что она состоит в государственном органе. Следует иметь в виду, что, кроме государственных органов, есть государственные предприятия и учреждения, в которых трудятся многие тысячи служащих (управленцы в администрации предприятий и учреждений, медицинские работники, преподаватели, ученые и т.д.), которые находятся на должности, как и любой служащий, но эти должности по Федеральному закону “Об основах государственной службы Российской Федерации” не являются государственными.

Вторая особенность государственной должности в том, что, состоя в государственном органе, должность учреждается для осуществления государственных полномочий представительной власти, исполнительной власти, судебных полномочий и т.п., в широком смысле – по управлению делами общества. Стало быть, лицо, замещающее государственную должность, действует от имени и по поручению государства со всеми вытекающими отсюда последствиями (ответственность, защита правомерных действий и т.д.).

Третья особенность государственной должности – в источнике ее финансирования. Денежное вознаграждение лиц, состоящих на государственных должностях, естественно, осуществляется государством. Но государство располагает различными финансовыми источниками: бюджетом, доходами от различных видов деятельности государственных органов и организаций и другими. Так, государственная должность финансируется лишь из государственного бюджета федерального или бюджета субъектов Российской Федерации (ст. 3 Закона).

Таковы те особенности государственной должности, которые определяют ее положение, статус в государственном устройстве. Последующие особенности государственной должности относятся к видам государственных должностей, а также к порядку их учреждения и замещения.

Признаки государственной должности:

  1. государственная должность – это должность в федеральных органах государственной власти, в органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ;
  2. по любой государственной должности установлен определенный круг обязанностей (либо полномочий);
  3. обязанности по государственной должности связанны либо с исполнением, либо с обеспечением исполнения функций данного государственного органа;
  4. государственная должность обязательно обеспечивается денежным содержанием (исполнение обязанностей является профессией);
  5. по любой должности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей устанавливается ответственность (не только юридическая, но и политическая – процедура отстранения, отставка Президента, правительства, премьер-министра правительства, роспуск Думы);
  6. любая государственная должность обязательно должна содержаться либо в реестре государственных должностей, либо в перечне государственных должностей;
  7. государственные должности категории “Б” и “В” являются должностями государственной службы.

Муниципальная должность

Обратимся к Закону “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”. Ст. 1 трактует муниципальную должность следующим образом: “Муниципальная должность – должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей”.

В этом определении отражены четыре характерных черты муниципальной должности:

  1. она предусматривается уставом муниципального образования;
  2. объем полномочий ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий данного органа местного самоуправления;
  3. муниципальный служащий за действие (бездействие), связанное с исполнением должностных обязанностей, несет ответственность;
  4. оплата труда по исполнению должностных обязанностей производится из средств местного бюджета.

Классификация государственных должностей

Все государственные должности закреплены в реестрах государственных должностей или в перечнях государственных должностей. В соответствии со ст. 1 ФЗ № 119, все государственные должности делятся на три категории:

    1. “А” – политико-судебные должности, к которым относятся должности, установленные Конституцией РФ, ФЗ, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов – должностей Президента, председателя правительства РФ, председателей палат Федерального Собрания, руководителей органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.
    2. “Б” – патронатные должности, учрежденные в установленном законодательством РФ порядке для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории “А”
    3. В соответствии с реестром к ним, например, относятся должности руководителя администрации Президента РФ, полномочного представителя Президента РФ, руководителя аппарата правительства РФ и др.

    4. “В” – административные, учрежденные государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Например, должности начальников отделов управлений Президента РФ, директора архива правительства РФ, первые заместители руководителей аппаратов палат Федерального Собрания, консультанты и др.

То же деление предусмотрено законами субъектов РФ для определения государственных должностей субъектов РФ. Реестр государственных должностей субъектов РФ закрепляется законом субъекта РФ.

Все государственные должности государственной службы (и федеральной, и субъектов РФ) в соответствии со ст. 6 ФЗ № 119 и законами субъектов РФ о государственной службе делятся на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.

Все государственные должности по уровню власти делятся на федеральные государственные должности и государственные должности субъектов РФ.

По видам службы государственные должности бывают:

По функциональной роли:

Виды муниципальных должностей

Муниципальные должности подразделяются:

Квалификационные и иные требования по должностям муниципальной службы устанавливаются федеральным и областным законодательствами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Должности, включаемые в штатные расписания органов местного самоуправления для технического обеспечения их деятельности, не относятся к должностям муниципальной службы.

Важное значение для становления и укрепления государственной и муниципальной служб имеет Единый реестр государственных должностей РФ, создание которого предусмотрено ФЗ № 119. Реестр государственных и муниципальных должностей должен представлять собой классификатор, содержащий сведения о наименовании должностей, распределении их по категориям и группам, типовых характеристиках и квалификационных требованиях. К сожалению, Единый реестр государственных должностей РФ на сегодняшний день отсутствует, что нарушает единство государственной службы РФ. Вместе с тем, действуют принятые указами Президента РФ Сводный перечень государственных должностей (закрепляет должности категории “А”), Перечни государственных должностей государственной службы, а также принимаемые законами субъектов РФ реестры государственных должностей субъектов.

Резюме. Государственная должность – это разновидность должности вообще, поэтому ей присущи все ее признаки, но она имеет ряд специфических признаков, характеризующих ее содержание. Все государственные должности делятся по различным критериям либо установленным законом, либо нет. Важно отметить, что не каждая государственная должность является должностью государственной службы, а только должности категорий “Б” и “В”. Кроме того, имеются особенности при определении муниципальных должностей, которые делятся на выборные и иные, замещаемые на условиях трудового договора (последние и являются должностями муниципальной службы).

 

 

 

 

Hosted by uCoz