Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 7. Основы правового статуса государственных и муниципальных служащих

Понятие государственного служащего

Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” в ст. 3 вводит понятие государственного служащего: “Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета и средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.”

Из определения видно, что государственные служащие обладают признаками, характерными для всех служащих, и имеют ряд специфических признаков. В соответствии с законом:

Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” государственными служащими Российской Федерации признаются “государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации”.

Стало быть, и подразделяются государственные служащие “по вертикали” на госслужащих федеральных и госслужащих субъектов Российской Федерации.

Отличительными особенностями госслужащих субъектов РФ являются:

Государственный служащий это лицо, профессионально осуществляющее деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. В специальной юридической литературе наиболее распространенным является мнение, согласно которому государственный служащий – это лицо, выполняющее непосредственно или в качестве вспомогательного работника, постоянно или временно, за вознаграждение служебные обязанности (государственные функции) в аппарате государственной администрации (в государственном аппарате). Здесь главным критерием выступает исполнение работником служебных обязанностей. В другой формулировке государственным служащим называется лицо, которое занимает постоянную или временную должность в государственном аппарате и получает вознаграждение за свой труд. В данной формулировке главным признаком является занимаемая должность. Лица, занимающие должности, выполняют определенную работу по осуществлению государственных функций. По мнению критиков данной точки зрения, признак “государственные функции” весьма неконкретно определяет выполняемые работником служебные обязанности и является произвольно и искусственно перенесенным “в советское административное право из буржуазной юриспруденции, где он используется для обозначения особого положения чиновников”.

Понятие муниципального служащего

Муниципальные служащие представляют собой социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права (физических лиц), осуществляющих на возмездных началах определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи органов местного самоуправления.

Выделяя из контингента всех служащих самую многочисленную группу муниципальных служащих, следует отметить, что они служат населению муниципальных образований и являются представителями муниципальной администрации органов местного самоуправления. У сильного местного самоуправления есть положительная сторона: оно позволяет уменьшить количество чиновников на федеральном и региональном уровнях.

“Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета” (ст. 7 Федерального закона № 8 от 8 января 1998).

Таким образом:

  1. Муниципальным служащим может быть только гражданин РФ.
  2. Муниципальный служащий занимает муниципальную должность и в установленном порядке исполняет соответствующие обязанности.
  3. Муниципальный служащий реализует должностные полномочия, выполняет функции органа местного самоуправления.
  4. За свою службу он регулярно получает денежное вознаграждение, не менее заранее определенного размера.
  5. Оплата труда муниципального служащего производится за счет средств местного бюджета, то есть во всех случаях за счет средств, собранных с местных налогоплательщиков.

Правовой статус государственных и муниципальных служащих

“Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и “гарантированных государством.”

Естественно, что правовой статус государственных служащих различается в зависимости от занимаемых государственных должностей, от уровня государственной службы.

По уровню государственной службы различают правовой статус федеральных государственных служащих и правовой статус госслужащих субъектов Федерации.

Поскольку в ведении субъектов РФ находится лишь гражданская государственная служба, то и больших различий в правовом статусе госслужащих в рамках отдельно взятого субъекта Федерации не наблюдается.

Статус государственного служащего приобретается с момента заключения трудового договора и издания приказа о назначении на должность, либо с момента утверждения результатов конкурса и издания приказа. В некоторых случаях - с момента принятия присяги (ст. 19 Закона Республики Татарстан “О государственной службе”), то есть “с момента юридического установления возможности реализации прав государственным служащим и, соответственно, применения к нему мер ответственности”.

Утрачивается статус государственным служащим “с момента окончания государственно-служебного правоотношения”, то есть с момента ухода в отставку, увольнения прекращения государственной службы.

Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” в гл. III закрепил основы правового положения государственного служащего:

В научной литературе по разному классифицируются элементы правового статуса государственного служащего, начиная с того, что ряд авторов выделяют права “в качестве основного элемента правового статуса государственного служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обесславливающего ее эффективное функционирование”; другие, напротив, подчеркивают, что основной элемент правового статуса государственного служащего - его обязанности. Именно они составляют “ядро, смысл существования. А права по должности лишь прямо или косвенно создают условия для надлежащего выполнения обязанностей”.

Многочисленные обязанности государственных служащих можно поделить на общеслужебные и должностные. А среди первых можно различать функциональные, связанные с выполнением служебного долга и ограничения.

Права государственного служащего можно поделить на служебные и личные. Служебные связаны с выполнением должностных обязанностей, их принято называть полномочиями. Существуют общеслужебные и должностные полномочия.

Общеслужебные ограничения

Общеслужебные ограничения – это запреты совершать определенную деятельность, они тоже являются обязанностями и осуществляются путем бездействия. Главное же в них то, что они ограничивают конституционные права граждан РФ (пассивное избирательное право, право заниматься предпринимательской деятельностью, бастовать и т.д.). Такие ограничения закреплены в ст. 11 закона “Об основах государственной службы РФ” и в соответствующей статье ФЗ “Об основах муниципальной службы РФ”, они необходимы для обеспечения четкой работы государственных и муниципальных служащих, предотвращения злоупотреблений властью, повышения доверия к ним граждан. А лишение права быть депутатом обусловлено еще и реализацией принципа разделения государственной власти.

Резюме. Статус государственного и муниципального служащего – основа его правового положения как в обществе, так и в структуре государственного управления. Он многогранен и состоит из различных взаимосвязанных элементов, основными среди которых являются права и обязанности. Ограничения, установленные для государственных и муниципальных служащих, рассматриваются как обязанность не совершать определенных действий под страхом наказания.

Hosted by uCoz