Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 8. Основы служебной дисциплины государственных и муниципальных служащих

В самом общем смысле служебная дисциплина – это соблюдение государственным и муниципальным служащим обязательных правил поведения в процессе службы, надлежащее выполнение им возложенных на него служебных обязанностей.

Понятие “служебная дисциплина” имеет внешний и внутренний аспекты. Внешний аспект заключается в подчинении внутреннему трудовому распорядку, установленному в государственном органе, с которым государственный служащий находится в служебном трудовом отношении.

Под внутренним аспектом служебной дисциплины понимается совокупность правил, регулирующих трудовую функцию государственного служащего.

Под служебной дисциплиной понимается и фактическое поведение государственного служащего.

Надлежащее выполнение государственным служащим своих обязанностей обеспечивается двумя основными методами: поощрением и принуждением.

Поощрение при этом понимается в широком и узком смысле. В широком смысле – это вся совокупность мер положительного стимулирования, которая применяется руководителем государственного органа к государственному служащему за образцовое исполнение служебных обязанностей, эффективную и инициативную работу. К ним относятся присвоение более высокого разряда, повышение в должности, повышение размера денежного содержания и др.

В узком смысле – применение мер поощрения, предусмотренных непосредственно в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.

Метод принуждения состоит в применении к государственным служащим, нарушающим служебную дисциплину, соответствующих мер воздействия (прежде всего дисциплинарных взысканий).

Поощрение

В ст. 13 ФЗ № 119 “Об основах государственной службы Российской Федерации” установлено: “За успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения. Виды поощрений и порядок их применения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации”.

Как метод поощрение характеризуется следующими особенностями:

  1. фактическим основанием для него является заслуга, деяния, положительно оцениваемые субъектами власти;
  2. оно связано с оценкой уже совершенных деяний, выступает как составная часть государственного контроля;
  3. оно персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;
  4. оно состоит в моральном одобрении, наделении правами, льготами, материальными ценностями и иными благами;
  5. оно в основном урегулировано правом, во многих случаях реализуется в форме правоприменения. К сожалению, поощрительные правовые нормы закрепляют, как правило, право субъектов власти поощрять и крайне редко субъективное право гражданина, служащего, организации на поощрение. В этом деле администрация наделена широкими дискреционными полномочиями;
  6. оно косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздействует на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его. Поощрение связано с существующей у подавляющего большинства людей потребностью в оценке их дел, в признании их заслуг и просто во внимательном отношении к тому, чем они занимаются.

Как и все граждане, они могут быть поощрены за мужество, отвагу на пожаре, спасение утопающих, а также за общественно полезную активность. По правовому критерию выделяют формальное и неформальное поощрение. Особенность последнего в том, что стимулирование производится в формах, нормативными актами не предусмотренных, то есть применяются меры, которые официально не отнесены к поощрительным. К тому же приказ о поощрении не издается, в трудовую книжку, служебную карточку факт его применения не заносится. Спектр неформального поощрения чрезвычайно велик: от похвалы за выполнение конкретного поручения до престижных командировок.

Поощрение может быть коллективным и индивидуальным, а по содержанию моральным, материальным и смешанным.

По распространенности поощрительные средства делятся на общие (благодарность, премия), ведомственные (нагрудный знак, досрочное присвоение звания) и государственные награды, вопрос о поощрении последними решается Президентом России. К исключительной компетенции Президента РФ относится награждение государственными наградами, присуждение государственных премий.

Административно-правовые нормы регулируют не только основания и систему поощрений, но и поощрительное производство на государственной и муниципальной службе. Особенно много административных норм содержится в актах, регулирующих награждение государственными наградами, присуждение государственных премий, премий правительства РФ.

Ответственность

Неукоснительное соблюдение, укрепление дисциплины на порученном участке работы – одна из важнейших обязанностей служащих. За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к ответственности. Ответственность выражается в применении к служащим тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством, за виновное совершение ими правонарушения, то есть за такие поступки и действия, которые юридически признаны как запрещенные и вредные.

За несоблюдение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, несоблюдение в установленных федеральным законодательством случаях государственные и муниципальные служащие органов могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности на основе действующих законов. Общее для всех видов таких деяний:

  1. они связаны с выполнением обязанностей службы;
  2. они совершаются виновно (умышленно или неосторожно);
  3. за их совершение к виновным применяются установленные законодательством санкции;
  4. к ответственности привлекают компетентные государственные ораны в порядке, четко установленном законодательством.

“Правонарушения делятся на преступления и проступки. Проступки могут быть дисциплинарные, административные.”

Дисциплинарная ответственность – это применение мер дисциплинарного воздействия к служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил службы, не преследуемые в уголовном порядке.”

Средством наказания за должностной проступок является дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание – это мера воздействия, закрепленная в нормативно-правовых актах, налагаемая специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших дисциплинарный проступок. Цель использования взыскания – общая и частная превенция правонарушений достигается как содержанием, так и процедурой его применения. Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (увольнение).

В некоторых случаях в зависимости от вида государственной службы закреплены особые санкции. Например, для сотрудников ОВД предусмотрено “понижение в должности”, а для сотрудников налоговой полиции “снятие с должности”. Для тех и других существуют взыскания в виде “снижения в специальном звании на одну ступень”.

За каждое нарушение назначается только одно дисциплинарное взыскание. Взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Временем обнаружения следует считать день, когда о проступке стало известно прямому начальнику. В случае передачи материалов о правонарушении в органы дознания или предварительного следствия дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела.

Месячный срок давности является относительным, так как исчисляется не с даты совершения проступка, а с даты обнаружения деяния или прекращения дела. Порядок привлечения к ответственности называется дисциплинарным производством, он урегулирован правовыми актами, хотя и неполно. В этом производстве четыре стадии.

Материальная ответственность служащего наступает за служебный проступок, в результате которого причинен ущерб государству, муниципальному образованию, предприятию, учреждению, организации.

“Ответственность выражается в возмещении служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания и может применяться наряду с ним. Материальная ответственность наступает при наличии: реального (прямого) ущерба; непосредственной причинной связи между проступком и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинении ущерба; если его виновные действия не являются преступлением. Этот вид ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду.”

Материальная ответственность серьезно отличается от гражданской. Во-первых, к ней привлекаются только работники организаций и военнослужащие, то есть только члены устойчивых коллективов, занимающихся общественно полезной деятельностью. Во-вторых, она наступает при наличии вины. В-третьих, при исчислении размера ущерба во внимание принимается только прямой действительный ущерб, а не полученные доходы (упущенная выгода) не учитываются. В-четвертых и это самое главное, материальная ответственность, как правило, ограничивается среднемесячным заработком виновного. В-пятых, возмещение ущерба производится по распоряжению администрации, приказу командира или на основе их исков в суд.

В настоящее время в Российской Федерации вопросы материальной ответственности регулируются двумя актами: КЗоТом и Положением о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР 13 января 1984 г. На основании Положения ущерб взыскивается с военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, а также лиц рядового и начальствующего состава МВД РФ.

Государственные и муниципальные служащие несут также административную ответственность. Ее основанием является совершение служащим административного проступка.

“К административной ответственности привлекаются служащие, чаще всего должностные лица, за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных КоАП РСФСР и другими актами с административными санкциями, если соблюдение вменено им в обязанность. Иными словами, основанием административной ответственности служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок.”

В соответствии со ст. 15 КоАП РСФСР должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

На чем хотелось бы заострить внимание – это возможность применения мер дисциплинарной ответственности за совершение административных правонарушений. В соответствии со ст. 16 КОАП РСФСР, военнослужащие, а также лица, призванные на военные сборы, и лица рядового и начальствующего состава ОВД “несут ответственность по дисциплинарным уставам” за административные правонарушения. Исключения составляют нарушения правил режима государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду. В этих случаях административная ответственность наступает на общих основаниях. Представляется, что существование данной нормы в современных условиях не отвечает требованиям, предъявляемым к нормам права в целом и здравому смыслу, в частности по ряду причин.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений. В Уголовном кодексе РФ выделены должностные преступления государственных служащих, в частности в главе 30 УК РФ.

Общественная опасность преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями данной главы, проявляется в том, что, действуя вопреки интересам службы или с нарушением установленных законом положений, предписаний, виновные в рассматриваемых преступлениях лица подрывают авторитет государственной власти, причиняют вред правам и законным интересам граждан.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы или службы в органах местного самоуправления - это общественно опасные деяния, посягающие на установленную законом и подзаконными нормативными актами нормальную деятельность органов государственной власти, их должностных лиц, совершаемые вопреки интересам службы с использованием служебных полномочий.

Законодатель предусмотрел в ряде составов преступлений данной главы в качестве обязательных признаков корыстную или иную личную заинтересованность, а также существенное нарушение прав и законных интересов граждан, общества или государства. Исходя из этого указанные преступления можно классифицировать на следующие две группы:

  1. Преступления, совершенные по мотивам корысти или иной личной заинтересованности (ст. 285, 289, 290 - 292 УК РФ).
  2. Преступления, не характеризующиеся мотивом корыстной или личной заинтересованности (ст. 286 - 288, 293 УК РФ).

С учетом признака существенного нарушения прав и законных интересов граждан, общества или государства рассматриваемые преступления классифицируются по двум группам:

  1. Преступления, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов (ст. 285, 286, 288, 293 УК РФ).
  2. Преступления, не повлекшие указанных последствий (ст. 287, 289, 290 - 292 УК РФ).

Важно отметить и то, что некоторые государственные органы являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, а также органами дознания по отдельным категориям преступлений. В связи с данным обстоятельством должностные лица правоохранительных органов, которым такое право принадлежит по должности, могут быть привлечены к уголовной ответственности и по нормам гл. 31 УК РФ за преступления против правосудия.

Кроме того, военнослужащие несут уголовную ответственность за воинские преступления, предусмотренные гл. 33 УК РФ.

Непосредственно перед гражданами, юридическими лицами государственные и муниципальные служащие ответственности не несут.

Резюме. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей государственные и муниципальные служащие несут все виды юридической ответственности. Порядок привлечения к ответственности, наложения взысканий, исполнения наказаний регулируется нормами различных отраслей правовой системы РФ. Специфика различных видов государственной службы предопределяет специфику ответственности различных государственных служащих (военнослужащих, например).

Hosted by uCoz