Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины 5.3. Финансовые проблемы регионального развития

Финансово-экономический механизм федеративных отношений - это совокупность инструментов, направленных на интеграцию хозяйственных и социальных комплексов регионов в единое экономическое пространство, эффективно функционирующее на общих нормативно-правовых, финансовых, имущественных, социально-экономических принципах. В совокупности этих инструментов можно выделить наиболее важные сферы их применения:

Совершенствование бюджетно-налоговых отношений регионов связано с созданием единой методологической основы, исключающей субъективизм, с усилением заинтересованности и ответственности регионов в изыскании дополнительных источников доходов, в компетентном использовании бюджетов.

Финансовой базой региональных структур власти являются региональные бюджеты, экономическая сущность которых проявляется в их назначении. Бюджеты регионов выполняют такие важные функции, как формирование денежных фондов, распределение и использование этих фондов между отраслями хозяйства, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений. Доходы региональных бюджетов формируются за счет закрепленных регулирующих источников доходов. В число этих доходов входят: процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящего бюджета в процессе исполнения бюджета.

Региональный бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Успех экономического развития региона в значительной степени зависит от уровня отечественных и зарубежных инвестиций.

По мнению экономистов, исследующих инвестиционные процессы, инвестиционная политика на региональном уровне должна строиться на следующих принципах:

В статье 14 Налогового кодекса (часть первая) определяются региональные налоги и сборы. К ним относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на недвижимость;
  3. дорожный налог;
  4. транспортный налог;
  5. налог с продаж;
  6. налог на игорный бизнес;
  7. региональные лицензионные сборы.

30 июля 1998 г. Правительство России утвердило "Концепцию реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 гг.". Это важный документ, способствующий формированию цивилизованных и эффективных финансовых отношений между федеральным центром и регионами.

К числу основных целей реформирования межбюджетных отношений, согласно концепции, относятся: выравнивание возможностей реализации на всей территории страны минимального уровня установленных Конституцией РФ социальных гарантий, а также создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов.

На каких принципах должны основываться межбюджетные отношения?

Во-первых, сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;

во-вторых, самостоятельность бюджетов разных уровней;

в-третьих, законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами регионов и муниципальных образований;

в-четвертых, объективно обусловленное перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.

Характеризуя особенности социально-экономического развития регионов России в современный период, обратим внимание на структурные подразделения, которые играют важную роль в функционировании финансовой системы субъектов Федерации, в инвестиционной поддержке развития регионов.

Речь идет о Федеральном Фонде финансовой поддержки регионов (ФФПР), Фонде регионального развития (ФРР) и Фонде развития региональных финансов (ФРРФ).

Назначение Фонда финансовой поддержки регионов - выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. В перспективе, как отмечается в "Концепции реформирования межбюджетных отношений", финансовая помощь из ФФПР должна будет распределяться на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные нормативы по вопросам местного значения.

Фонд регионального развития (ФРР) представляет собой методологически объединенную совокупность соответствующих частей федеральных программ, региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных капиталовложений. В рамках Фонда регионального развития, как это определяется "Концепцией реформирования межбюджетных отношений", осуществляется консолидация расходов федерального бюджета, которые направлены на создание на всей территории страны социальной инфраструктуры, минимально необходимой для реализации установленных Конституцией России и федеральным законодательством гарантий.

Фонд развития региональных финансов (ФРРФ) создается для активизации процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Российской Федерации, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ.

Источниками образования ФРРФ являются кредиты международных финансовых организаций, а также другие источники, определяемые Правительством Российской Федерации.

Средства Фонда развития региональных финансов должны выделяться субъектам Федерации (в особых случаях также крупным городам) на возвратной основе. Регионы и крупные города получат право на получение средств от ФРРФ при условии успешного осуществления мер по финансовому оздоровлению и активному проведению экономических реформ.

Hosted by uCoz