Оглавление дисциплины Тема 3. Анализ проблем и методы синтеза вариантов решений

3.1. Формулирование и анализ проблемы

Управленческая проблема - это проблема, существующая в объекте или системе управления. В качестве примера проблем государственного и муниципального управления можно назвать проблемы финансовой, экономической или экологической безопасности страны, региона, территории и т.п.

Правильно сформулированная проблема представляет собой иерархическую систему более мелких частных проблем, связанных с некоторой реальной системой. Поэтому между частными проблемами, входящими в состав более общих проблем, существуют многообразные связи, которые не могут быть до конца поняты без изучения всей проблемы в целом, с учетом ее целостности, целесообразности и открытости. Несистемное решение проблем является одним из основных источников, порождающих новые проблемы. В качестве примера здесь можно назвать попытки решения проблемы дефицита государственного бюджета РФ путем создания пирамиды ГКО. С формальной точки зрения системно сформулированная проблема может быть представлена в виде односвязного графа (дерева проблем). Основными причинами возникновения проблем являются различного рода нарушения, возникающие в системе обменов (нарушения условий эквивалентности, дисбаланса потребностей и возможностей, спроса и предложения, и т.д.), а также другие негативные изменения в объекте или системе управления.

В практике управленческой деятельности часто смешивают понятия проблемы с понятием явления. Однако между этими двумя понятиями (проблемы и явления), несмотря на их прямую связь, существует и определенное различие. Само по себе явление может и не быть проблемой в смысле своего влияния на состояние управляемой системы. Но оно может создавать те или иные проблемы для некоторых элементов или для всей системы в целом. Проблема вторична по отношению к явлению, ее порождающему, поэтому анализ управленческих проблем необходимо начинать с анализа явлений, определяющих ситуацию, существующую в рассматриваемой реальной системе. Анализ проблемы завершается определением цели (целей) ее решения. В зависимости от характера проблемы цели могут быть стратегическими (долгосрочными), тактическими (краткосрочными) и текущими. Каждому дереву проблем соответствует свое дерево целей. С точки зрения системной наиболее фундаментальной целью управленческой деятельности является обеспечение безопасности существования соответствующей системы.

3.2. Синтез альтернатив

Разработка и принятие решений ЛПР (коллективом ЛПР) носит несомненно более сложный и противоречивый характер, чем это может показаться на первый взгляд при поверхностном анализе формальных схем этого процесса. Этот процесс может опираться на стройную, логическую цепь умозаключений, но и может происходить чисто интуитивно (даже инстинктивно, под действием тех или иных эмоций), и этот путь зависит не только от наличия или отсутствия необходимого объема информации, времени решения, но и субъективного ощущения риска и ответственности, которые в некоторых ситуациях могут играть определяющую роль. Среди множества методов рассуждений, которыми осознанно или неосознанно пользуется человек в процессе разработки и принятия управленческих решений, можно прежде всего выделить следующие: дедуктивные методы, которые иногда упрощенно трактуют как рассуждения от общего к частному; методы индукции, которые иногда также упрощенно трактуются как рассуждения от общего к частному; методы редукции, или декомпозиции сложной проблемы на ряд более простых, решение которых в некоторых случаях позволяет получить общее решение исходной проблемы; методы рассуждений по аналогии; методы рассуждений на основе ассоциаций; методы правдоподобных рассуждений; казуистические методы; методы проб и ошибок; методы этических и эстетических норм.

Корни дедуктивного метода лежат в учении о силлогизмах, которое впервые было сформулировано Аристотелем и которое практически сводится к определению правил построения, заключения (умозаключения) на основе двух исходных посылок. Силлогизмы различаются по качеству (утвердительные и отрицательные) и по количеству (общие и частные). Сочетание количественных и качественных признаков суждений дает в своей совокупности логический квадрат различных их видов, существующих в рамках теории силлогизмов. Кроме того, утверждения, связанные с силлогизмами, могут отличаться по своей силе (модальности). Модальность - свойства предметов, которые могут ему соответствовать в определенных условиях (неизбежность, необходимость, возможность, случайность, закономерность, невозможность и т.п.).

Индукция не является методом вполне противоположным дедукции. Согласно теории, развитой в прошлом веке Джоном Стюартом Миллем, здесь возможны три основных принципа рассуждений:

  1. Принцип единственного различия, который формулируется следующим образом: "Если после введения какого-либо фактора появляется или после его удаления исчезает известное явление, причем мы не вводим и не удаляем никакого другого обстоятельства, которое могло бы иметь в данном случае влияние, и не производим какого-либо изменения среди первоначальных условий явлений, то указанный фактор представляет собой причину явлений".
  2. Принцип единственного сходства, который формулируется так: "Если все обстоятельства явления, кроме одного, могут отсутствовать, не уничтожая этого явления, то это одно обстоятельство находится в отношении причинной связи с явлением при условии, что были приняты все меры к тому, что никаких других обстоятельств, кроме принятых во внимание, налицо не оказалось".
  3. Принцип единственного остатка, который формулируется так: "Если вычесть из какого-либо явления ту часть его, которая, согласно прежним исследованиям, оказывается следствием известных причин, то остаток явления есть следствие остальных".

Ассоциации - это связь между элементами психики, благодаря которой возбуждение одного элемента в определенных условиях вызывает возбуждение другого, с ним связанного. Физиологическая основа ассоциативного мышления заключается в механизме образования временной нервной связи (т.е. существование приоритетных нервных путей между различными участками человеческого мозга, замыкание которых возбуждает эти участки).

Правдоподобные рассуждения. Практический опыт показывает, что человек в своей повседневной жизни при выработке каких-либо решений чаще всего прибегает к правдоподобным рассуждениям. С формальной точки зрения такой механизм выбора базируется на критерии максимума правдоподобия. Существует также целый ряд других более сложных моделей этого механизма, развиваемых в рамках специального научного направления - теории статистических решений (или проверки статистических гипотез).

Казуистика - способ принятия новых решений путем использования старых, выступающих в форме авторитетных мнений, правил, инструкций, прецедентов и т.п. Разумеется, такой подход требует предварительного установления факта тождественности возникшей ситуации той, которая существовала ранее и по которой принимались соответствующие решения.

В качестве примера казуистического подхода можно привести учение о стратегемах - одно из древнейших течений философской мысли Китая. Классической стратегемой является известное латинское изречение: "Разделяй и властвуй".

Метод проб и ошибок. Используется при принятии решений в тех случаях, когда не работают другие методы и когда ожидаемый ущерб от принятия ошибочных решений существенно меньше ущерба, связанного с непринятием решений вообще.

Использование эстетических и этических норм. Широко распространенными методами принятия решений являются методы, основанные на тех или иных эстетический или этических системах ценностей (христианских заповедях, нормах ислама, кодексах чести и т.п.). Указанные методы достаточно близко примыкают к казуистическим.

Среди формальных процедур принятия решений, имитирующих в той или иной степени методы логических рассуждений человека, важное место занимают исчисления: исчисление высказываний и т.п., а также связанные с ними методы продукции, методы логического вывода на сетях и т.д., получившие широкое распространение в интеллектуальных системах.

Генерация возможных вариантов решения той или иной проблемы в плане творческом, даже на первом (логическом) уровне, в принципе не может быть представлена в виде некоторой формализованной схемы. Однако существует целый ряд достаточно хорошо проверенных, полезных приемов творческого подхода к рассматриваемой задаче. К ним, в частности, можно отнести следующие подходы: применение объекта, предмета, метода в других целях, нежели те, для которых данные объекты, предмет или метод применялись; приспособление объекта, явления или метода для применения в других целях; модификация (изменение) объекта, явления или метода для решения некоторой задачи, на которую они не были рассчитаны; изменение масштабов применения (увеличение, уменьшение); замещение (замена) одних объектов, явлений или методов другими; изменение порядка (перестроение) использование (применение) объектов, явлений или методов в пространстве времени; обмен функциями между некоторыми элементами (подсистемами) рассматриваемой системы; инверсия или обращение функций, цели, задачи, выполняемых каким-либо объектом, явлением или методом; комбинирование некоторой системы на основе других систем или некоторых элементов и т.д.

Творческий подход к задаче генерации возможных вариантов решения проблемы позволяет (правда, не всегда) выйти за пределы, которые устанавливает принятая, может быть, бессознательно, схема логических рассуждений и исходных установок. Среди неформальных процедур генерации возможных вариантов решения, осуществляемых с привлечением нескольких экспертов (коллектива), можно выделить два наиболее распространенных: "метод мозгового штурма" ("мозговой атаки") и метод Дельфи. Оба эти метода характеризуются своими вполне определенными особенностями в организации работы экспертов, генерирующих возможные варианты решения проблемы или возможные сценарии развития ситуации.

Основной отличительной особенностью метода "мозгового штурма", в частности, является так называемая "цепная реакция идей", возникающая при коллективном обсуждении проблемы в условиях, когда критика высказываемых суждений на стадии генерации категорически запрещена.

Hosted by uCoz