Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины 3.3. Методы анализа системы обеспечения национальной безопасности

Анализ системы обеспечения национальной безопасности может осуществляться разными подходами (методами): этатистским, анархистским, деятельностным, функциональным, сравнительным, оценочным, прогностическим и т.д.

В системе, в которой взаимопожирание является нормой поведения, вопрос о выживаемости приобретает для субъектов первостепенное значение по сравнению с вопросом об эффективности. Причем второй рассматривается сквозь призму первого.

Субъекты таких отношений (государство, правящая элита, лидеры, депутатские фракции) более озабочены относительной силой, нежели абсолютной выгодой.

В анархической системе, где действует принцип "помоги себе сам", никто не может принудить субъекта поставить интересы системы выше своих собственных, хотя все субъекты могут понимать, что для их же блага было бы целесообразно поступиться частью своих интересов. Этого не происходит потому, что ни у одного из них нет уверенности в том, что другие последуют его примеру, а для достижения эффекта необходимо, чтобы все участники действовали таким образом.

При деятельностном подходе (методе) система обеспечения может рассматриваться с позиции теории игр, в которой два субъекта из-за взаимного недоверия включаются в гонку вооружений. В результате образуется спираль погони за безопасностью, участники которой своими действиями подталкивают друг друга к совершению новых витков, не способных в принципе улучшить их положение.

Структурный метод анализа системы обеспечения национальной безопасности предполагает рассмотреть ее не только с позиции вертикального среза (т.е. федеральная система обеспечения безопасности, региональная и местная), но и функционально-статусного.

Согласно федеральному закону "Об органах федеральной службы безопасности в Российской федерации" от 12 апреля 1995 г., федеральная служба контрразведки РФ (ФСК) переименована в ФСБ (Федеральную службу безопасности).

Указом Президента № 515 от 22 мая 1997 г. утверждена структура ФСБ, в которую вошли 13 подразделений: пять департаментов - контрразведки, по борьбе с терроризмом, анализа, прогноза и стратегического планирования, по организационно-кадровой работе, обеспечения деятельности, шесть управлений - Управление разработки и пресечения деятельности преступных организаций, Следственное управление, Оперативно-поисковое управление, Управление оперативно-технических мероприятий, Управление собственной безопасности, Управление делами. Кроме того, в структуру ФСБ входят следственный изолятор и научно-исследовательский центр.

Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" определены основные функции ФСБ: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, шпионажем, терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой и других, а также выявление, пресечение и раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; разведывательная деятельность.

Функциональный метод позволяет вникнуть в проблему распределения полномочий всех служб, обеспечивающих национальную безопасность. Скажем, ФСБ, МВД, ФПС, ФАПСИ и т.д. Каждая служба выполняет свои функции, и в каких-то проблемах они могут взаимодействовать.

С помощью оценочного метода можно дать оценку не только реальной обстановки безопасности, но и насколько адекватно функционирует данная система обеспечения безопасности.

Метод сравнительного анализа позволяет не только сравнить, как функционируют системы национальной безопасности, скажем, в США и России, но и какие стили управления избирают президенты. В США выделяют три разновидности: 1) формальный - характеризуется иерархической структурой принятия решения с четко обозначенными границами ответственности, хорошо продуманными процедурами и упорядоченным потоком информации к президенту через различные организационные уровни; 2) соревновательный - поощряет соперничество и конфликт среди действующих лиц системы национальной безопасности; 3) коллегиальный - предполагает комбинирование двух первых. В России доминируют стили - авторитарный и военно-силовой.

светодиодная реклама казань
Hosted by uCoz