Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины 2.1. Социальные стратегии экономических реформ

Формирование новой социальной стратегии российского государства происходит сегодня в условиях острого социального кризиса, который накладывает отпечатки на этот процесс. Поэтому, чтобы разобраться в нынешнем состоянии социальной политики РФ, необходимо понять, в чем причины и основные проявления данного кризиса, какие проблемы стратегического и концептуального плана вытекают из этого состояния.

На самом начальном этапе экономических реформ в 1991 - 1992 гг., перед российским правительством стояла проблема выбора стратегии включения социальной политики в общую стратегию экономических преобразований. Большое влияние на осуществление этого выбора оказала принятая концепция реформ, которая исходила из необходимости повышения эффективности функционирования хозяйственной системы путем перехода к рыночным отношениям в экономике. В результате был сделан выбор в пользу того, чтобы не рассматривать социальную сферу общества как приоритетную, а социальную политику - как самостоятельное и существенное направление деятельности государства. В качестве критерия эффективности новой системы были выбраны лишь экономические показатели. Развитие же социальной сферы либо ее отдельных показателей даже не назывались в качестве явных целей реформ. Акцент был сделан на реформирование экономической сферы, социальную политику же было решено считать лишь элементом общей экономической стратегии, а состояние и динамику процессов в социальной сфере - рассматривать только в качестве предельных ограничений для экономических преобразований. Такой выбор был сделан Правительством РФ потому, что на тот период в социальной сфере существовал достаточный запас прочности, который выражался:

  1. в слабом имущественном и доходном расслоении общества, в существовании “среднего класса” - гаранта социальной устойчивости в обществе, что обеспечивало более менее равномерное распределение тяжести реформ среди различных групп населения на их начальном этапе;
  2. в наличии у населения некоторых финансовых и материальных ресурсов, сформировавшихся в условиях дореформенной экономики и нерастраченных к моменту начала реформ;
  3. в наличии определенных ресурсных запасов в отраслях социальной сферы, что в силу инерции позволяло им в течение какого-то времени относительно благополучно функционировать даже при отсутствии поступления новых ресурсов;
  4. в широком распространении в обществе реформаторских ожиданий и настроений, предельной лояльности населения к политике либерализации, готовности на некоторый период пожертвовать своими благами ради освобождения от тоталитаризма, что позволяло определенное время осуществлять экономические реформы в относительно спокойном социальном климате.

Очевидно, что с тактической и прагматической точки зрения выбор в пользу приоритетности экономической политики над социальной на начальном этапе реформ для российского государства был оправдан. Но время показало, что стратегически он был не верен, так как социальный запас прочности у общества оказался исчерпаемым, а социальная цена реформ - очень высокой. В конечном итоге уже через несколько лет стало ясно, что именно социальные последствия и издержки реформ оказались главным тормозом дальнейших экономических и политических преобразований в обществе.

Hosted by uCoz