Тема 2. Формирование гражданского общества
Задача данного раздела состоит в том, чтобы показать состояние, проблемы и перспективы государственности современной России.
Предпосылкой становления правового государства является формирование гражданского общества. В западных странах процесс формирования гражданского общества занял несколько столетий. И только на основе развитого гражданского общества после второй мировой войны в Западной Европе, США, Канаде, Японии и некоторых других странах в той или иной степени сформировались правовые государства.
Россия, используя опыт Запада, в состоянии гораздо быстрее пройти путь становления гражданского общества, в основе которого лежит свобода человека в экономической, политической и духовной сферах. Суть гражданского общества состоит в его относительной независимости от государства. Более того, именно гражданское общество способно взять под контроль государственный аппарат.
Структуру гражданского общества составляют социальные институты в основных областях жизнедеятельности общества. Формируются три основных блока гражданского общества. Важнейшим является блок экономики: экономическая свобода воплощается в институтах рыночной экономики (частная собственность, свобода предпринимательства, свобода договоров и т.д.). В сфере политики свобода реализуется через институт демократии, в первую очередь это многопартийная система и демократические выборы как важнейшее средство контроля избирателей за органами правительственной власти. В духовной сфере гражданского общества – это в первую очередь свободные средства массовой информации, называемые “четвертой властью”, которое обеспечивают гласность экономической и политической жизни в целях осуществления контроля общества за органами государственной власти.
Независимое от государства функционирование гражданском общества означает его неуправляемость. Институты гражданского общества действуют на основе права, подчинены правовому закону. Следовательно, и государство, и гражданское общество в равной мере подчинены праву, корни которого не в воле государства, а в природе человека и общества.
Россия на путях формирования гражданского общества должна решить две исторические задачи. Первая и главная - завершить разгосударствление экономики. Пока экономика подчинена государству, аппарату чиновников, гражданского общества нет и быть не может. Вторая задача – становление многопартийной системы. Это требует времени, ибо партия – это не только группа функционеров и идеологов, но и так называемый электорат, то есть слой избирателей, традиционно голосующих за одну и ту же партию. А постоянный избирательный корпус сложится, когда партия на деле докажет эффективность своих программ, будучи правящей партией. Таким образом, становление партии – это длительный процесс, требующий по меньшей мере нескольких избирательных кампаний.
Вместе с тем надо отметить, что процесс формирования гражданского общества в России, несмотря на трудности и препятствия, осуществляется, когда средства массовой информации свободны, нет ограничений свободы убеждений, совести, слова.
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года заложены правовые основы для дальнейшего продвижения к гражданскому обществу и правовому государству.
В ст. 1 Конституции РФ записано: “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. Как трактовать и оценивать положение Конституции о том, что Россия является правовым государством? Как констатацию факта или как программное заявление?
Ответ на этот вопрос однозначен: Россия не является правовым государством ни юридически, ни тем более фактически. Это лишь цель развития российской государственности. Принятие референдумом 12 декабря 1993 года Конституции заложило юридические основы движения к правовому государству, так как в Конституции закреплены основные принципы правового государства: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2); государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18); Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ст. 4).
Каковы же перспективы продвижения России к правовому государству?
Прежде всего должны быть созданы объективные предпосылки, а именно - формирование институтов гражданского общества: рыночной экономики, развитой многопартийной системы; свободной “четвертой власти”. Далее - эти институты могут быть созданы и нормально функционировать только в условиях соответствующего правового обеспечения конституционной законности.
В условиях переходного периода, когда идут глубокие преобразования в сфере экономики, политики и духовной жизни, Конституция не может быть зеркальным отражением существующего состояния. Пытаться посредством Конституции стабилизировать нестабильное состояние общества, то есть остановить ход истории, – явно безнадежное дело. Единственная возможность в такой ситуации – это закрепить в Конституции цели общественного, государственного и правового развития.
Параметры гражданского общества и правового государства, закрепленные в Конституции РФ 1993 года, – это цели и перспективы развития российской государственности. Разумеется, чтобы двигаться в этом направлении, необходима воля общества и государства. Если этой воли будет недостаточно, то действующая Конституция может превратиться в красивую идеологическую вывеску, прикрывающую тоталитарный или авторитарный режимы власти. Это также один из возможных вариантов развития российской государственности.
Перспективы становления правового государства в России закреплены в Конституции. Это та колея, выбить из которой российскую государственность может только очередной октябрьский переворот. “Глубина колеи”, то есть конституционный ход развития общества и государства, обеспечивается следующими факторами
:В этой связи предложения о переходе к парламентской республике в нынешних социально-политических условиях неприемлемы, так как появляется возможность возврата к власти коммунистов. А это очень опасно: коммунисты, придя к власти, обратно ее не отдадут, установят тоталитарный режим.
Темпы и ход развития российской государственности будут зависеть от формирования гражданского общества, расширения свободы человека и уменьшения власти чиновников государственного аппарата в экономической, политической и духовной сферах. Последнее в немалой степени зависит от уровня развития личности, повышения ее политической и правовой культуры, от создания социальных институтов, через которые реализуются экономическая, политическая и другие свободы граждан, отношения с государством на началах взаимной ответственности.
Ценности человеческой цивилизации (права человека, верховенство права в обществе и государстве, возведение права в закон и господство закона во всех сферах жизнедеятельности общества, принцип разделения властей, конституционная законность) должны из целей российской государственности превратиться в принцип деятельности государственных и негосударственных организаций, физических и юридических лиц и постепенно стать действительными основами общественной и государственной жизни.
Резюме. Гражданское общество – это общество свободных людей, необходимая предпосылка формирования правового государства. Россия, освобождаясь от тоталитарного прошлого, возвращается к ценностям мировой цивилизации: права и свободы человека, демократизм, верховенство права, конституционная законность, рыночная экономика. Цели и принципы гражданского общества и правового государства закреплены в Конституции РФ 1993 года.
Продажа телефонов Nokia - сервис центр nokia. Ремонт сотовых телефонов.