Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 4. Проектирование организационных систем

При анализе и проектировании систем огромное значение имеет комплексный анализ факторов, влияющих на проектируемый тип структуры. Все эти факторы можно сгруппировать следующим образом:

Наибольшее влияние на структуру управления оказывают функции управления, их состав, содержание и объем. Возрастание масштабов производства обусловливает развитие функций управления, которые требуют реорганизации структуры управления, состоящей из звеньев и ступеней управления.

Звено управления - структурно обособленная ячейка управления. Если звеньев больше одного, то необходима координация их деятельности, так как при обособленности звеньев появляется возможность возникновения противоречий в реализации функций.

Происходит дифференциация управляющей системы по вертикали, выделение ступеней управления. Наличие ступеней управления в порядке подчинения и перехода от низшего к высшему образует иерархию управления, а единство ступеней и звеньев - его структуру.

При построении структур следует руководствоваться следующими принципами:

При проектировании структур следует учитывать одно из важнейших свойств системы управления - гомеостатичность, т.е. способность системы вырабатывать автоматические реакции по поддержанию внутреннего равновесия.

Такая способность организационной структуры во временном аспекте является производной от стабильности и долговечности. Эти понятия применительно к структуре управления означают прежде всего обеспечение возможности ее непрерывного совершенствования, ибо в современных динамичных условиях развития общества происходит постоянное изменение содержания объекта управления.

В свою очередь, стабильность является производной от таких понятий, как устойчивость и надежность.

Чем меньше в системе возникает отклонений из-за различного рода возмущений, тем устойчивее система.

Чем меньше вероятность отказов в управляющей системе, тем она надежнее.

Целевое управление ориентировано на конечный результат. В этом подходе цель и результат неотделимы. На практике же всегда оказывается легче ставить цели, чем управлять, ориентируясь на них, так же, как легче говорить о целях, чем ставить их.

Такому положению способствует укоренившийся у многих руководителей "пожарный" подход, заключающийся в том, что руководитель сосредотачивает свое внимание на решении "горящих" вопросов. Да и ценность современного руководителя зачастую определяется его способностью решать "пожарные" вопросы, а не способностью предотвращать их. Руководителя, который своевременно предупреждает возникновение многих "узких мест", мы просто не замечаем.

Большую роль в этом продолжает играть реактивный подход к управлению, основой которого является то, что планирование действий осуществляется непосредственно перед их началом или уже в ходе работ. Примером может быть руководитель, который приходит на работу, не имея плана действий на день, и считает своим долгом реагировать на все, что происходит вокруг, и удовлетворять в первую очередь претензии тех, кто настоятельнее их выставляет.

Программно-целевое управление опирается на наличие четкого плана по достижению заблаговременно определенных конечных результатов деятельности предприятия и вариантов (программ) решения проблем, даже если это будут такие неожиданные события, как выход из строя оборудования. При этом, конечно, реактивный подход не исключается, но ему отводится вспомогательная роль.

Кроме отмеченного, различают еще управление и исполнение, т.к. каждый руководитель не только управляет работой подчиненных, но и сам исполняет определенные работы.

Управлять – это добиваться определенного результата "чужими руками". Именно это оказывается трудно для руководителей низших звеньев, только что выдвинувшихся на данный пост благодаря умению исполнять. Трудно, но не следует забывать, что основная суть труда руководителя – управление. И, занимаясь исполнением, он наносит ущерб своей деятельности. "Чувствовать разницу между управлением и исполнением и уметь выбирать правильные пропорции между ними – в этом главная черта истинно профессионального управляющего", – отмечает Дж.Моррисей.

Функции управления – результат дифференциации целенаправленных воздействий, разделения и специализации труда в сфере управления. Под функцией в общем случае понимается совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью.

Различают два вида функций:

Рассмотрим только основные функции. К ним относятся:

  1. Планирование – проектирование достижения целей предприятия в условиях существующих ограничений (определение того, что и как должно быть сделано).
  2. Организация – определение форм, правил и методов выполнения работ по достижению целей.
  3. Координация – установление гармонии между участниками выполнения работ.
  4. Контроль – сопоставление фактического состояния или функционирования с заданными целями и подготовка корректирующих воздействий по выявленным отклонениям.
  5. Мотивация.

Все основные функции выполняются в процессе управления любой организацией, причем в приведенной последовательности.

Структуры и организационные формы управления определяются в первую очередь технологическим разделением труда в организации и соответствующими конкретными функциями управления (научно-технической, инженерно-технического обслуживания, материально-технического снабжения, бухгалтерского учета и т.п.).

Под структурой управления в общем виде понимается совокупность ступеней, звеньев и элементов в их взаимосвязи и соподчиненности. Основные виды структур управления будут рассмотрены в следующей теме.

Зарабатывайте на курсах валют, как открыть счет на форекс можно узнайте на сайте нашей компании. . толстовки с капюшоном nike
Hosted by uCoz