Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АВТОПОЭЗИС - САМОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - термин системной социальной теории, означающий способ существования (воспроизведения, самоорганизации) социальной системы, благодаря чему она устанавливается ифункционирует. Система воспроизводит все свои элементы только издействующей сети своих же элементов, что отграничивает ее от внешнейсреды. Автопоэзис - такое воспроизведение, которое "запуская систему", закрывает ее для внешней среды и обеспечивает ее существование.

АЛГЕДО-НОД (АЛГЕДОНИЧЕСКИЙ) (БОЛЬ-УДОВОЛЬСТВИЕ) - принцип регулирования процессов за пределами аналитического (рационального) управления: "вероятностный переключатель", который использует информацию алгедонического характера - поощрение/наказание, - для изменения организационного поведения в ситуации неопределенности.

АНАСТОМОТИК РЕТИКУЛУМ - модель такого механизма управления, который характеризуется гибкостью, малоинерционностью, вариативностьюреакции на одно и то же воздействие из внешней среды и, какследствие - нелинейностью, непредсказуемостью единичного события.

БИБЛИОТЕКА КОНСТРУКТОВ - систематизированный по ряду параметров(тематика, поле проблематизации, особенности методики формирования,к примеру, посредством классификации возможных типов "предполагаемого смысла" и др.) каталог и собрание идеально-типических конструктов- идеализированных форм, моделей, в которых выражен смысл тех илииных сторон жизнедеятельности организации, например, системы управления. Такая "библиотека" является основой инновационного оргпроектирования.

БИФУРКАЦИЯ - состояние в процессе организационных изменений, неимеющее однозначно предсказуемой тенденции развития. Дальнейшее развитие осуществляется как реализация одной из нескольких равновероятных альтернатив. В оргпроектировании нахождение точек бифуркации дает возможность небольшими усилиями осуществить существенные изменения организации.

ГОРИЗОНТ (ГОРИЗОНТ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ) - подвижная грань сферы, которую "творит" сознание, когда соотносит непосредственную данностьпредмета с потенциальной его содержательностью (связью с сопутствующими предметами). Горизонт определяет ту систему ценностей и установок, которые детерминируют наши действия в области управления и оргпроектирования. Рефлексия горизонта позволяет надеяться на "пересечение" интерпретаций события его участниками, т.е. нахождение взаимопонимания и сходства моделей организационных изменений, предлагаемых практиком, консультантом, методологом и теоретиком.

ГРУППОВАЯ РАБОТА - деятельность, эффективность которой определяется прежде всего такими качествами, как групповая динамика, трансперсональная коммуникация, лидерство, механизмы обратной связи.Одной из форм групповой работы является проблемно-деловая игра - организованный методологами процесс принятия коллективного решения по проблеме, носителем которой является данный коллектив.

ДЕКОМПОЗИЦИЯ - расчленение социальных систем (организаций) наболее простые части - элементы. В зависимости от целей организационного проектирования могут быть выделены различные направления декомпозиции: экономическое, системотехническое, социологическое, организационное и др. Способом членения может выступать система -подсистема - компоненты - элементы (подсистема - совокупность компонентов, имеющая подцель и определенную целостность, компоненты -группа элементов, для которых не определена подцель и не выполняется свойство целостности).

ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ - совокупность специальных методов, применяемых в процессе проектирования и консультирования, включающая в себя осваивающее и развивающее интервьюирование, анализ структуры и осуществимость управленческих решений, выявление соотношенияинтересов и целей различных групп персонала.

ДИСКУРС - социально обусловленная организация системы речи идействия. Любая речь не только что-то высказывает, но также объясняет то, что высказывает, таким образом проясняя собственные основанияили причины. Последнее осуществляется не столько внутреннимисредствами, сколько социальными - принятыми в обществе способами иправилами нормирования речевой практики.

ИДЕАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ - обобщенное теоретическоепредставление о социальном явлении, в частности, организации, какрезультат отвлечения от всех посторонних влияний (эмоций, представлений, мнений участников) по поводу данного явления.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - понимание (но не в смысле классической рациональности, как только познания, а как способ бытия) какого-либо события, ситуации с учетом того, что его истолкование может быть лишьнаиболее вероятной гипотезой. При проведении организационной диагностики зафиксированный конфликт интерпретаций события основными участниками дает возможность консультанту предпринять шаги по достижению пересечения интерпретаций (один из аспектов этого пересечения - согласие на участие в организационных инновациях).

КАТАСТРОФА - внезапная смена форм поведения. В пространствах деятельности организации (информационном, организационном, социальном и др.) изменения могут происходить как постепенно в одной плоскости, так и внезапно.

МЕТОДОЛОГИЯ - наука о построении человеческой деятельности. Вполе методологического анализа оказываются проблемы познания, схем деятельности, воспроизводящих социальное бытие и обновляющих его, проблемы повседневной жизни людей, их общения и поведения. Поскольку в повседневном опыте и в жизнедеятельности организаций традиции и стандарты перестают играть доминирующую роль, постольку проектирование и создание новых схем деятельности становится важным вопросом для все большего числа людей, в том числе и для управленцев.

МЕТОДОЛОГИЯ "МЯГКИХ СИСТЕМ" - исследование ситуаций в социальных системах с привлечением участников в качестве носителей проблемности. При этом "мягкая" система - слабо структурированная система,которую человек "доструктурирует" своим участием.

МУЛЬТИНОД - многоузловая система, представляющая искусносоставленную взаимосвязанную сборку элементов (управляющих). В организации мультинод действует как избыточный, гибкий и свободный органуправления, принимающий политические решения.

НЕЛИНЕЙНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ - состояние сознания в неклассической методологии, при котором следствие не полагается "пропорциональным"причине.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - проектирование организаций иорганизационных изменений. Содержанием проектов могут быть измененияне только оргструктуры, но и любых иных компонентов - миссии, цели, кредо, статуса, кадрового состава, но именно в аспекте организационных изменений. В быстро меняющихся условиях любой детально и жестко разработанный проект является неэффективным. Выходом из ситуации является составление гибких проектов, что находит выражение в принципе недопроектирования.

ОРГАНИЗАЦИЯ - активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида иобщества. Организация создается как элемент решения общественных задач, складывается как человеческая общность, но может быть рассмотрена как безличная структура связей и норм.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ - социолого-управленческая дисциплина, возникшая во второй половине 70-х гг. В качестве основных механизмов организационных изменений рассматриваются как механизмы адаптации единичного социального образования к внешней среде, так и механизмы естественного отбора. С точки зрения ряда оргэкологов, организационное развитие происходит методом проб и ошибок (а не продуманных социальных проектов) на уровне популяции, и может идти лишь эволюционно, путем локальных изменений при условии достаточного разнообразия исходных организационных форм и способов деятельности.

ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - взаимодействие людей в выбранном направлении и в определенных рамках (ограничениях), но с неизвестнымзаранее (незаданным) результатом. В педагогике - открытый обучающийпроцесс - процесс с незаданным пределом усвоения учебного материала.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - обозначение этапа в развитии общества (примерно с 60-х гг. до текущего момента), характеризующегося закатом всех суперпроектов, не признающих множественного числа, предписывающих правила того, как должны быть устроены человеческие дела. Основные метафоры постмодернизма - различия и горизонтальность, ведущая интенция - насмешка над всякой "вертикалью".

ПРАКСИКА (ПОНИМАЮЩАЯ ПРАКТИКА) - неклассическое понятие, преодолевающее противопоставление между теорией и практикой: теории, функционирующей как конкретная практика, через включение теоретика впроцесс практической моделирующей деятельности; и практики, непосредственно переливающейся в теорию, посредством рефлексивногопроцесса своей деятельности реально действующим управленцем.

ПРАКСИЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА - учебная дисциплина, в практику освоения которой включены праксические ситуации, т.е. ситуации, вкоторых наблюдатель (теоретик) является одновременно действующим лицом; мышление субъекта здесь является частью мыслимой ситуации.

ПРАКСИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА - педагогика, опирающаяся на работусознания в праксической ситуации: а) педагогика социальной практики,использующая для обучения рефлексию относительно практических ситуаций, в которых пребывают обучаемые; б) развивающая педагогика, стимулирующая творчество обучаемых (проектирование) в данной предметной области.

ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - целостное видение проектировочной действительности (в частности, организационной), которое включает какпредметные характеристики объекта проектирования (он предстает каксложное целое, элементы, стороны, связи и отношения которого имеютопределенное строение, функционируют и развиваются), так и системутребований, предъявляемых к объекту со стороны заказчика, а такжесовокупность предписаний к проектанту и систему решений, принимаемыхучастниками на разных этапах проектного процесса.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - в классическом понимании - сфера разумного, противопоставленная чувственному, эмпирическому и мистическому. Внеклассическом понимании - совокупность норм и методов, имеющихпрежде всего научный, - но не только, - характер: системообразующаяхарактеристика культуры. Новая - постнеклассическая рациональность -опирается на синергетическое направление научных исследований, кибернетику второго порядка, автопоэзис и дополняет неклассическую рациональность, фиксируя внимание не только на познавательных, но иаксеологических (ценностных), герменевтических (понимающих) аспектах.

РЕКУРСИИ ПРИНЦИП - утверждение подобия свойств организационнойсистемы и ее элементов, равно как системы и метасистемы, элементомкоторой она является.

РЕФЛЕКСИЯ - непосредственно - особое оперирование субъекта ссобственным сознанием, порождающем в итоге понимание деятельностисознания; в более широком смысле - способность субъекта стать в позицию исследователя к любому "субъекту", его действиям и мыслям.

СИМУЛЯКР - элемент в серии событий, сохраняющий образ оригинала(идеи), но теряющий подобие ему. Симулякр включает в себя наблюдателя, культивирующего иллюзию сходства.

СИНЕРГИЯ - (содействие, сотрудничество) - процессы взаимодействия частей системы, сопровождающийся кооперативным эффектом исамоорганизацией.

ХАОС - состояние системы, характеризующееся отсутствием упорядоченной (равновесной) организации и создающее среду для самоорганизации.

юбка брюки купить
Hosted by uCoz