Информационно-поисковая система

Оглавление дисциплины Тема 2. Процесс коммуникации. Этапы и стадии коммуникационного процесса

Углубленное изучение межличностной коммуникации предполагает рассмотрение ее как процесса, состоящего из этапов и стадий. Знание роли и содержания каждого из этапов позволяет более эффективно управлять процессом в целом.

Тот, кто передает информацию, называется отправителем. Это ключевая роль, заключающаяся в проектировании и кодировании информации, предназначенной для передачи другим участникам процесса. Выполнение данной роли начинается с индентификации индивидом себя (кто я такой) в рамках коммуникационного процесса и формулирования значения или смысла того, почему и что он хочет передать другому участнику. За этим следует кодирование идеи.

Кодирование - это трансформирование предназначенного для передачи значения в послание или сигнал, который может быть передан.

Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы кодовых знаков - носителей информации. Носителями могут быть звук, свет, температура, запах, вкус, атмосферное давление и физические действия.

Далее носители организуются в определенную форму, которой могут быть речь, текст, рисунок, поступок и т.д. Умение говорить, писать, жестикулировать, позировать играют важную роль в способности отправителя кодировать передаваемое значение.

В результате формируется послание, содержащее данные с определенным значением. Смысл или значение послания представляют собой принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства. При этом отправитель рассчитывает, что послание воспринято адекватно заложенному в него значению.

Чем больше различие между тем, что было передано и что было получено, тем беднее межличностная коммуникация.

Так, например, профессионалы обычно имеют трудности в коммуникации с публикой в силу того, что они кодируют значение в формы, понятные только людям их круга (аббревиатура инженеров и чиновников, юридические термины, тексты контрактов и анкет и т.п.). Полное различие в переданном и полученном значениях означает отсутствие у участников процесса чего-то общего, так как сами собой вербальные и невербальные носители значения не имеют.

Послание посредством передатчика поступает в передающий канал, доводящий его до заданного адресата. Передатчиком может быть как сам человек (его тело и голос), так и техническое средство (телефон, радио, телекс, телефакс, телевизор, компьютер, робот и т.п.), а также химическое или физическое состояние среды (жидкость, газ, твердые вещества, радиация, свет и т.п.).

Снижение производительности, текучка, прогулы, конфликты и т.п. - и то и другое может свидетельствовать как об успехе коммуникации, так и о ее неудачах.

Коммуникационные сети. Коммуникационная сеть - это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков. В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами.

Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами.

Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания.

Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением.

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей (см.: схема 1).

sh1.bmp (258998 bytes)

Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным.

Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными.

Диагональные связи - это связи с другими начальниками и с другими подчиненными.

Сеть этих связей создает реальную структуру организации.

Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление.

Существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетей для групп одной и той же или разной численности.

В сетях типа “кружок” члены группы могут коммуницировать только с теми, кто расположен рядом с ними.

В сетях типа “колесо” представлена формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчиненные коммуницируют друг с другом через своего начальника. Объективной основой такой ситуации является то, что лицо, находящееся в центре “колеса”, имеет больше коммуникационных связей, чем другие члены группы:

Аналогичная картина наблюдается в сетях типа “Y”. Такие сети называются централизованными и могут быть эффективными, если решаются простые проблемы.

Другой тип властной иерархии представляют сети типа “цепочки”, в которых появляются горизонтальные связи - элемент децентрализации.

”Всеканальные” сети представляют полностью децентрализованные группы. Обычно это требуется, когда необходимо участие всех в решении сложных проблем. Такой подход называют еще открытыми коммуникациями.

Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для понимания отношений власти и контроля в организации. Известно, что сокрытие или централизация информации поддерживает властные отношения.

Характер взаимозависимости работ и людей в группе или организации будет определять тип более эффективной коммуникационной сети.

Простая взаимозависимость допускает использование централизованных сетей.

Сложная взаимозависимость требует “командного” подхода к построению коммуникационных сетей. Однако сложная сеть может и не решить простую задачу.

Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими.

Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации, так же как и много подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного с определенным стилем.

За основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие две переменные, как открытость по отношению к другим и адекватность обратной связи.

Первое измерение включает открытие или раскрытие себя для других и принятие ответной реакции от других, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия.

Второе измерение показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них.

Построив на этой основе матрицу, где по вертикали будет отложено первое измерение, а по горизонтали второе, можно выделить пять стилей межличностной коммуникации.

В первом квадранте будет находиться коммуникационный стиль индивидов, который может быть определен как открытие себя.

Этот стиль характеризуется:

Открытие себя в этом случае измеряется в диапозоне от среднего до максимального. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себя, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение.

К сожалению, этот стиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида. Принимая реакцию других на свое поведение близко к сердцу, использующий данный стиль индивид может проявлять необузданные эмоции, мало способствующие установлению эффективных отношений между коммуницирующими сторонами.

во втором квадранте коммуникационный стиль индивида определяется как реализация себя и характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факторы (политика организации, разница в статусе, и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него.

В третьем квадранте коммуникационный стиль характеризуется замыканием в себе, т.е. одноврменно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи. Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его. Крайность в проявлении этого стиля связана со скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим.

В четвертом квадранте коммуникационный стиль связан с защитой себя и, как видно из матрицы, характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Он широко используется для того, чтобы лучше узнать других или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для других, но любят осуждать других. Они любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими.

В середине матрицы располагаются индивиды, “продающие” себя, если другие делают то же самое. Такой стиль называется “торговля за себя” и характеризуется умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации.

Было бы неверно думать, что какой-то один из названных коммуникационных стилей является желательным. Однако практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение таким стилем является настоящим достоинством. В отношении использования других стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрыть себя и умение слушать других.

Модель Аристотеля. Чтобы разобраться в механизме акта коммуникации, его разбивают на составляющие компоненты и анализируют каждый в отдельности.

Еще Аристотель выделял три компонента коммуникации: оратор - речь - аудитория.

И надо сказать, что эта триада, правда, в несколько новом звучании - “коммуникатор - сообщение - коммуникант” - присутствует во всех последующих моделях коммуникации, составляя ядро всех моделей.

Модель Г.Лассуэлла. Интересная модель коммуникации была предложена в 30-е г. Г.Лассуэлом, который выделил пять наиболее значимых компонентов процесса коммуникации:

Кто говорит? - Что сообщает? - Кому? - По какому каналу? - С каким эффектом?

Отвечая на каждый из этих вопросов, мы и составим себе представление о конкретном коммуникационном процессе с помощью разнообразных моделей.

Модель Г.Лассуэла. Научное описание процесса коммуникации проявляет тенденцию к конкретизации внимания на одном или другом из этих вопросов.

Ученые, которые изучают вопрос “кто?”, то есть коммуникатора, рассматривают факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации. Мы называем это анализом управления.

Специалисты, которые фокусируют свое внимание на вопросе “Что сообщается?”, занимаются анализом содержания.

Те, кто рассматривают по преимуществу радио, прессу, кинофильмы и другие каналы коммуникации, осуществляют анализ “средств”.

Когда главное внимание проявляется к личностям, на которые оказывает влияние данное средство, мы говорим об анализе аудитории.

Если вопрос состоит во влиянии на аудиторию, то проблемой является анализ “эффекта” коммуникации.

Практика массовой коммуникации показывает, что при разработке коммуникационных моделей имеет смысл вводить такой значимый компонент, как помехи. Разве не влияет, например, на эффективность коммуникации уровень понимания аудиторией текста, распространяемого средствами массовых коммуникаций?

В исследованиях, проведенных под руководством Б.Грушина в Таганроге, неожиданно выявилость, что публицистический текст, взятый из общеполитических газет, понимают адекватно лишь три человека из десяти.

В данном случае можно говорить о “помехах” лингвистического характера. Очевидно, что существуют и иные виды помех, снижающие результативность коммуникации.

И в этом плане существенный интерес представляет модель коммуникационного процесса, разработанная Ю.Воронцовым.

Модель Ю.Воронцова. В качестве компонентов Воронцов выделяет:

Модель Воронцова побуждает исследователя рассматривать коммуникацию не по типу “коммуникатор - коммуникант”, а изучать ее, как бы помещая под объектив микроскопа, то есть на микроуровне. Такой подход к анализу коммуникации значительно углубляет понимание процесса и делает его более управляемым, а следовательно, и более эффективным.

Модель ИСКП и теория многоступенчатого потока информации. Наиболее простой, удобной для первичного, зондирующего “знакомства” с особенностями конкретного коммуникационного процесса (например, процесса информирования населения города) является модель ИСКП: Источник - Сообщение - Канал - Получатель.

Только описав эти четыре компонента и разобравшись в их особенностях, проявившихся в конкретной ситуации, имеет смысл увеличивать число исследуемых единиц-компонентов, то есть модель ИСКП можно брать как базовую.

Подробно эта модель и ее компоненты рассмотрены в исследовании специалистов научно-исследовательского центра Стенфорского университета (США) “Коммуникации в организациях”.

Источник - создатель сообщения. Например, необходимая безработному информация о вакансиях создается не на бирже труда, как считают некоторые, а непосредственно на производстве. Биржа или пресса выступают в этом случае в качестве коммуникатора.

Источником может быть организация, индивид или группа индивидов.

Следует отметить также, что “источники” не всегда бывают адекватно “ориентированы” на “получателя”. Например, в бесплатной рекламной газете, раздаваемой у входа в метро, которую из-за телепрограммы в основном охотно берут старушки и вообще “люди метро”, помещены объявления о продаже мерседесов, коттеджей. Насколько эффективны такие объявления в подобной газете?

Сообщение - это информация, которую передает источник получателю. Большинство сообщений передается в вербальной, то есть словесной форме. Однако сообщение может быть и невербальным (жесты, мимика или графические изображения).

Сообщение может быть закодировано, то есть преобразовано в систему знаков, импульсов. В этом случае для приема его получателем оно должно быть декодировано, преобразовано в приемлемую получателем форму.

Канал - это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. Обычно каналы делятся на:

К средствам массовой коммуникации, как мы уже отмечали, относятся технические средства распространения информации (печать, радио, телевидение).

Межличностные каналы - это непосредственный личностный обмен сообщениями между источником и получателем информации.

Получатель - это компонент, ради которого, собственно, и происходит коммуникация. Получателем может быть как индивид, так и группа индивидов, а также численно большие, рассредоточенные массовые аудитории.

Американский ученый Д.Клаппер заметил, что средства массовой коммуникации часто воздействует на человека не прямо, а через сложную многоступенчатую систему различных обстоятельств и причин. Клаппер называет их “факторами-посредниками” и включает в их число:

Д.Клаппер пришел к выводу, что сама продукция массовой коммуникации (газетная статья, радиопередача, ТВ-программа) еще не является достаточной причиной эффекта, производимого на аудиторию, и выступает скорее как зависимая переменная в ряду “факторов посредников”.

Второй вывод Клаппера: СМК, воздействуя на читателей, слушателей, зрителей, вероятнее всего, укрепляют уже существующие у них установки, мнения, позиции, чем изменяют их.

Скажем, во время избирательной кампании при обсуждении вопросов, связанных с жизненной ориентацией, знакомстве с политическими новостями слушатель, зритель склонны искать в этих процессах подтверждение уже выработанных, ранее сложившихся взглядов.

Эффект коммуникации - это изменения в поведении получателя, которые происходят в результате приема сообщения.

Существует три основных типа результатов коммуникаций:

Эти три типа изменений обычно (но не всегда) происходят в указанной выше последовательности, то есть изменения в знаниях предшествуют изменению установки. В свою очередь установка влияет на изменение поведения.

По мнению уже упоминавшегося американского исследователя Д.Клаппера, возможны лишь две ситуации, когда газеты, радио, телевидение способны внести изменения в психологические установки аудитории:

а) когда “факторы-посредники” себя не проявляют (не сложились групповые взгляды и др.) и открывается прямой путь к непосредственному влиянию СМК;

б) когда “факторы-посредники” сами начинают расшатывать устоявшиеся взгляды и тем самым склоняют человека в сторону их изменения.

Клаппер считает, что эффективность МК в серьезной степени обусловлена:

Наиболее возможным, по мнению Клаппера, оказывается усиление тех взглядов, которые существовали раньше. Иначе говоря, там, где привычки и взгляды людей сформированы и приняты за основу, где они составляют систему принципов, настойчивое утверждение новых норм или ценностей может встретить серьезное сопротивление (особенно если новая информация противоречит уже имеющейся, воспринятой ранее).

Защитные механизмы человеческой психики выбирают ту информацию, которая соответствует предрасположениям индивида, которая приемлема; человек запоминает совпадающую с его предрасположениями информацию и забывает противоречащую симпатиям, склонностям.

Следующим по степени вероятности вариантом является малое изменение ранее существующих взглядов. Оно возможно при неустойчивости точек зрения и позиций, а также в областях, не заполненных знаниями (чем меньше люди осведомлены, чем меньше они знают, тем они больше подвержены влиянию СМК).

Наименее вероятным, по Клапперу, оказывается изменение взглядов, то есть осознанное отклонение от групповых норм, кардинальное изменение мнений, установок и поведения людей.

Но для такого изменения взглядов недостаточно только влияние средств МК.

Переданное сообщение, информация должны быть поддержаны системой других факторов, как бы расшатывающих силу нашей предрасположенности и привычных взглядов. Среди них крайне важной является роль ближайшего окружения человека (семьи, коллектива, друзей и т.д.), в котором реализуется потребность в неформальных, неофициальных отношениях.

В “климате” различных групп, в контактах с себе подобными формируется общее мировоззрение индивида и создается та система норм и ценностей, которой человек руководствуется в течение всей жизни.

Обратная связь делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом.

Обратная связь может рассматриваться как сообщения источнику, которые содержат данные об эффективности акта коммуникации.

Положительная обратная связь показывает источнику, что желаемый результат сообщения достигнут.

Отрицательная обратная связь показывает источнику, что желаемый результат сообщения достигнут не был.

С точки зрения эффективности коммуникации отрицательная обратная связь имеет большее практическое значение, чем положительная.

Чем активнее используется в коммуникативном процессе обратная связь, тем он эффективней.

Этапы коммуникационного процесса

Когда мы говорим об источнике, коммуникаторе, сообщении, канале, получателе информации, мы говорим о компонентах коммуникации.

Простейшие компоненты коммуникации, как уже отмечалось, выделил еще Аристотель: оратор - речь - аудитория.

Между тем коммуникационный процесс можно разложить также и на составляющие его этапы.

Рассмотрим коммуникацию, осуществляемую с помощью газетного текста - статьи, репортажа, заметки. В этом случае коммуникационный процесс можно представить как последовательность ряда действий, шагов или этапов, из которых и состоит коммуникация.

Представим эти этапы в виде цепочки последовательных действий, совершаемых участниками коммуникационного процесса: журналистом, газетой, распространителем газет, получателем информации, то есть читателем (см.: схема 2).

sh2.bmp (147398 bytes)

Разбиение коммуникации на этапы дает возможность коммуникатору проследить движение передаваемого сообщения от его замысла до включения (или невключения) в систему установок получателя информации.

Степень детализации каждого из этапов, а также определение их числа зависит от исследовательских задач. У кого-то возникают проблемы с подготовкой качественных текстов. У кого-то - проблемы с распространением и доставкой тиражированных текстов получателю. Кто-то неудачно выбрал время для радиотрансляции текста и не достиг “знакомства с текстом” нужной аудитории.

Обнаружить слабое звено коммуникационной цепочки, внести коррективы и позволяет структурирование коммуникации.

Коммуникацию можно представить как совокупность обеспечивающих передачу сообщения компонентов.

Простейшая коммуникация состоит из трех компонентов: коммуникатора, сообщения и коммуниканта. Это основные компоненты любого коммуникационного процесса.

Коммуникационный процесс может быть представлен и иным соотношением компонентов. Например:

Источник - коммуникатор - сообщение - кодирующее устройство - канал -декодирующее устройство - помехи - коммуникант - результат коммуникации - обратная связь.

Эффект коммуникации зависит от ряда контролируемых и неконтролируемых факторов.

К контролируемым факторам можно отнести основные компоненты коммуникационного процесса.

Можно:

Однако невозможно:

Эффективная обратная связь во многом определяет результативность коммуникации, помогает своевременно корректировать недоработки в организации процесса коммуникации.

На результативности коммуникации также сказываются понимание и учет коммуникатором специфики этапов коммуникационного процесса.

Каждый этап в той или иной степени требует детальной профессиональной проработки. Этап макетирования и верстки газетного материала, как важное звено в коммуникационной цепочке “журналист - читатель” требует квалифицированного подхода в той же степени, как и литературная обработка замысла или анализ фактологического материала, собранного журналистом.

Структурирование коммуникации на компоненты и этапы значительно облегчает планирование конкретной коммуникации, выявление ее сильных и слабых сторон.

Невербальная коммуникация. Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов.

Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией:

Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.

Антропологам и лингвистам уже длительное время известны такие невербальные сигналы, как позы, жесты, выражение лица и т.п. Многие из них являются образцами культуры, в которой “рос” человек. В той степени, в которой они используются как образцы поведения и имеют при этом символическое значение, они могут быть поняты так же ясно, как вербальная коммуникация, выражаемая известной двум участвующим сторонам системой словесных кодов.

Определенные жесты отражают этику поведения. В каждой культуре существует тип “идеальной сферы” вокруг отдельного человека. Эта сфера является как бы “территорией” или областью вокруг индивида, которая не может быть нарушена, если другой участник коммуникационного процесса не находится с индивидом в отношениях интимного характера. Замечено, что у европейцев эта “дистанция” больше, чем у людей, выросших в азиатской культуре.

Относительно позы как способа невербального сигнала известно, что при входе руководителя в контору подчиненные стараются немедленно принять “рабочую” осанку. Важны также позы, которые используют участники заседания. Они  могут свидетельствовать о внимании или безразличии к обсуждаемому вопросу (см.: табл. 3).

Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу, так как свидетельствуют о действительных эмоциях участника коммуникационного процесса, и являются надежным индикатором проявляемых чувств. Невербальной информацией трудно манипулировать, и ее трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Этим во многом определяется то, как слова будут интерпретированы.

брюки спортивные интернет магазин
Hosted by uCoz