Упражнение 9: Организационно-технологическая модель принятия решений

Рис. Последовательность фаз принятия решения.

Расшифровка смысла фаз.

Задолго до постановки конкретных задач деятельности должны быть проделаны работы 1-5, которые имеют важное самостоятельное значение.

  1. Обнаружение проблемы.
    • 1.1. Наблюдение системы, в которой могут возникать проблемы. Регистрация проблемных эпизодов. (Например, производство сельскохозяйственной продукции из года в год сокращается. Удельный вес убыточных хозяйств составил в 1994 году 59 % против 10 % в 1993 и 5 % в 1992 году. Ухудшилось обеспечение населения продовольствием и ….т.д.).
    • 1.2.Ведение статистики проблемных эпизодов. Регистрация повторяющихся проблемных эпизодов (симптомов проблемы). (Например, удельный вес нерентабельных сельхозпредприятий возрос с 59 % в 1994 году до 75 % в 1996 году и …..т.д.).
    • 1.3. Исследование симптомов проблем. Распознание симптомов соответствующих тем проблемам, к решению которых уже приступили. Отделение симптомов новых проблем. Работа по формулировке новых проблем. (Например, причинами современного аграрного кризиса являются: административно – “шоковая” реорганизация колхозов и совхозов, развал экономических связей, утрата ориентации на конечного потребителя, что в конечном счете приведет к…..и т.д.)
    • 1.4. Установление связи между проблемами. Выделение причинно-следственных цепочек или "порочных кругов" проблем. Определение места и роли данной проблемы среди других. (Например, непомерные расходы на перевозки стали одним из факторов дестабилизации сельскохозяйственного производства и …..т.д.)
    • 1.5. Составление описания области, охваченной проблемой. Описание проблематичного метода, который больше не пригоден для обеспечения потребностей населения. (Например, остроту кризиса ярко иллюстрирует такая парадоксальная ситуация: при дефиците техники в сельском хозяйстве 1500 выпускающих ее отечественных производителей ищут покупателей и не могут найти и …..т.д.)
  2. Определение тяжести и масштаба проблем
    • 2.1. Определение состояния проблемы. (Например, сегодняшнее кризисное состояние АПК – это результат несостоятельности как макроэкономической, так и аграрной политики и …..т.д.)
    • 2.2. Прогнозирование будущих состояний и проблемных эпизодов в области, охваченной проблемой. (Например, если такие темпы роста импорта сохранятся, то в ближайшие 3 – 5 лет сельское хозяйство России прекратит свое существование и …..т.д.)
    • 2.3. Оценка масштаба потерь, убытков, других отрицательных последствий, которые будут сопровождать повторные проблемные эпизоды, если проблему не решать. (Например, значительно увеличится число несостоятельных и убыточных хозяйств, сокращение внесения удобрений в почву создаст реальную угрозу истощения почвы и …..т.д.)
    • 2.4. Выяснение, будет ли проблема усугубляться и захватывать новые области, если ее не решать. (Например, проблема будет усугубляться и захватывать все новые сферы экономики страны и …..т.д.)
    • 2.5. Персонификация проблемы: указание на юридическое лицо, которое должно решать проблему. (Например, проблемой реформирования должно заниматься Министерство сельского хозяйства России и …..т.д.)
  3. Формирование целей проблемно-ориентированной деятельности
    • 3.А.1. Исходя из проблем, выбираемых для воздействия и из возможного состава участников решения проблемы, оценка ресурсов и сроков, которые могут быть представлены на решение проблемы. (Например, 1997 год – повышение реальных доходов населения, 1998 год – расширение госзакупок и …..т.д.)
    • 3.Б.1. Исходя из оценки, доступных объемов средств и состава соисполнителей, решение о том, какая из проблем в цепочке или порочном круге проблем может быть подвергнута воздействию с целью устранения заодно и всех с нею связанных проблем. (Например, проблема финансовой стабилизации должна быть решена в первую очередь и …..т.д.)
    • 3.2. Составление проблемной записки, доказывающей необходимость детального исследования проблемы, с общим очерком возможных вариантов вмешательства в проблемную ситуацию. (Например, Министру сельского хозяйства России от студентки ГАУ Новиковой Н.Н. и …..т.д.)
    • 3.3. Рассмотрение проблемной записки. Принятие решения о присвоении проблеме регистрового номера. Официальное признание проблемы. (В канцелярии Министерства сельского хозяйства письму Новиковой присвоен регистрационный номер 7 и ….. т.д.)
  4. Детальное исследование проблемы, выбор принципа ее решения
    • 4.А.1. Установление критериев для измерения степени приближения решения проблемы к поставленной цели. (Например, преодоление аграрного кризиса возможно лишь на фоне общего оздоровления экономики и …..т.д.)
    • 4.Б.1. Выяснение ограничений в существующей системе, препятствующих применению тех или иных методов решения проблемы. (Например, действующая система налогообложения не выполняет в должной мере функции стимулирования и …..т.д.)
    • 4.В.1. Сбор и анализ информации по опыту и альтернативным методам решения проблем, типа рассматриваемой. (Например, эксперимент по унификации налогообложения сельских производителей, проводимый в Белгородской области с 1996 года подтверждает, что …..и т.д.)
    • 4.2. Определение набора возможных и допустимых методов воздействия на проблемную ситуацию. (Например, а) полный расчет за производимую сельскохозяйственную продукцию, б) действенная финансово – кредитная политика и …..т.д.)
    • 4.3. Конкурс методов, отбор наиболее приемлемых.
    • 4.4. Выбор принципа решения проблемы. Составление плана решения проблемы по крупным разделам с указанием:
      • А - используемого задела,
      • Б - состава кооперации исполнителей,
      • В - возможной (ожидаемой) помощи со стороны ведущих отраслей,
      • Г - ограничений, которые желательно снять,
      • Д - потенциала побочных применений системы, разрабатываемой для решения проблемы.
      • (Например, 1 метод, составил Иванов И.И., академик РАН. а) регулирование цен…б) дотации из федерального бюджета….. 2 метод, Петров П.П., академик РАН. а) гарантии свободной реализации продукции…б) закупочные и товарные интервенции….Из предложенных методов наиболее приемлемым является метод предложенный Петровым П.П.)
    • 4.5. Представление выбранного принципа решения проблемы и разделов А - Д в наглядно демонстрируемой форме (нарисовать необходимые схемы, т.к. графический способ является наиболее наглядным).
  5. Обеспечение признания принципа и плана решения проблемы
    • 5.1. Наглядная демонстрация предлагаемого принципа и плана решения.
      • 5.1.1. Обсуждение критериев. (Например, необходимыми финансовыми ресурсами располагают коммерческие банки, льготная система налогообложения может быть использована в других отраслях и …..т.д.)
      • 5.1.2. Перечисление альтернативных методов на этапах решения.
      • 5.1.3. Точное описание и обсуждение имеющегося задела.
      • 5.1.4. Обсуждение комплекта поставок со стороны.
      • 5.1.5. Обсуждение побочных положительных эффектов и вариантов передачи результатов в другие системы.
      • 5.1.6. Обсуждение источников и возможной динамики финансирования.
      • 5.1.7. Обсуждение ограничений, которые желательно снять.
    • 5.2. Подготовка пакетов документов для принятия решения.
  6. Детальное планирование действий по решению проблемы, распределение и детализация заданий. (Например, в соответствии с принятым методом решения проблемы Министерством сельского хозяйства утверждена программа …..и т.д.)
    • 6.1. Завершающее редактирование пакета документов по принимаемому решению.
    • 6.2. Согласование распределения заданий и финансирования с соисполнителями. Установление персональной ответственности за результат.
    • 6.3. Утверждение и выпуск контрольного пакета документов по проблеме (КПДП).
    • 6.4. Доведение заданий до исполнителей, рассылка документов. Оповещение о круге должностных лиц, имеющих право коррекции документов КПДП.
    • 6.5. Выпуск исполнителями вторичных распорядительных документов. Установление персональной ответственности за результат. Установление круга лиц, имеющих право на коррекцию документов. (Например, право корректировать документ может лишь лицо, его подписавшее или вышестоящий орган и …..т.д.)
    • 6.6. Учет вторичных распорядительных документов, сбор, централизованное хранение в составе КПДП.
    • 6.7. Завершающее формирование программы работ по проблеме. Итоговая контрольная проверка наличия персонально ответственных за результаты лиц.
    • 6.8. Фиксация конкурсных вариантов достижения целей.
  7. Реализация плана, распределение результатов деятельности
    • 7.А. Выполнение (Например, в соответствии с принятой программой были проведены следующие мероприятия …..и т.д.)
      • 7.А.1. Финансирование работ (Например, в соответствии с программой финансирование производится путем предоставления кредитов, субсидий, лизинга ….и т.д.)
      • 7.А.2. Выполнение заданий.
      • 7.А.3. Выполнение промежуточных результатов.
      • 7.А.4. Приемка результатов. Обмен результатами. Распределение результатов. (Например, в конце сезона расчет в форме предусмотренной договором…и т.д.)
      • 7.А.5. Интеграция результатов соисполнителей в организационно-техническую систему, устраняющую проблему.
    • 7.Б. Регистрация отклонений, принятие решений
      • 7.Б.1. Получение отчетов о состоянии выполнения заданий.
      • 7.Б.2. Регистрация потока предложений по изменению программы.
      • 7.Б.3. Принятие решений о коррекциях, контроль авторства.
      • 7.Б.4. Контроль исполнения.
      • 7.Б.5. Контроль персональной ответственности.
      • 7.Б.6. Приемка системы, устранившей проблему по критерию 4.А.1. (Например, устранение проблемы является достигнутым при полном насыщении рынка продовольствием… и т.д.)
      • 7.Б.7. Снятие плана с контроля, архивация данных о ходе ее решения.
  8. Подведение итогов решения проблемы и учреждение механизма, не допускающего возобновления проблемы
    • 8.1. Официальная фиксация достигнутых результатов. Поощрение исполнителей. (Например, официальное заявление в средствах массовой информации и …..т.д.)
    • 8.2. Извлечение уроков из имевших место срывов и неудач. (Например, нарушение сроков поставки техники привело к задержке проведения посевных работ и ….. т.д.)
    • 8.3. Учреждение мер, не допускающих возобновления проблемы. (Например, выбор поставщиков техники на конкурсной основе и …..т.д.)
      • 8.3.1. Выявление вероятных и возможных каналов "рецидива" проблемы.
      • 8.3.2. Ранжирование каналов.
      • 8.3.3. Разработка страховочных и поверочных мер против возобновления проблемы.
      • 8.3.4. Внедрение системы поверки и страховки от возобновления проблемы.

Работа представляется преподавателю на проверку в распечатанном и электронном виде на листах формата А4, подготовленных с помощью тектового процессора Word.

Обязательным требованием при оформлении является: наличие названия проблемы на титульном листе, нумиранция всех подпунктов в тексте, нумиранция страниц, оглавление, список литературы, все расчеты должны быть сделаны с помощью табличного процессора Excel и импортированы в текст документа, все демонстрационные средства при представлении метода решения проблемы должны быть подготовлены с помощью средства PowerPoint и импортированы в текст документа.

Hosted by uCoz