К содержанию

12.4. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР НА ЭМОЦИИ ЗАЩИТЫ СТАРОСТИ
Утрата родительских чувств к подросшим детенышам у животных ярко раскрывает то, что роди-тельские эмоции создавались именно естественным отбором: эти эмоции исчезают у каждого жи-вотного, как только они оказываются ненужными с точки зрения естественного отбора. Но в таком случае возникает вопрос, почему в человеческом обществе, где так много примеров неблагодар-ности, нормой поведения является уважение к старикам. Вероятно, первая мысль - что это уваже-ние и бережливость к старым людям связаны лишь с воспитанием, а не с унаследованными эмо-циями. Однако такое представление антиисторично и порождается непониманием огромного зна-чения межгруппового отбора в процессе развития человека.
Дело в том, что уже на заре организации человеческих сообществ, с развитием речи все боль-шее, а может быть, и решающее значение в борьбе племени за существование стал играть накап-ливаемый и передаваемый опыт. Объем знаний, умений и навыков, необходимых племени для выживания в борьбе с природой и врагами, неуклонно возрастал. Умения и навыки изготовления орудий, одежды, добывания и поддержания огня, охоты, сбора и хранения провизии, знание пова-док животных - жертв и хищников, знание свойств пищевых, целебных и ядовитых растений, зна-ние звезд, рек, болот, гор, а также лечение ран и болезней, уход за младенцами, устройство жи-лья, - все это, получаемое от предков и накапливаемое, при отсутствии письменности целиком становилось достоянием старых людей. Старые люди с их жизненным опытом и резервуаром хра-нимых в памяти знаний неизбежно были почитаемым и охраняемым кладом для племени. От этой малочисленной группы выживание племени, может быть, зависело в гораздо большей мере, чем от молодых, но неопытных добытчиков. Объем знаний и навыков, которые до развития письменно-сти приходилось целиком держать в памяти, конечно, очень велик, и потому не из чисто этических принципов, а просто в силу здравого смысла, у народов, не имевших развитой письменности, ста-рейшины пользовались очень большим авторитетом.
Разумеется, старые люди уже не передавали свои гены потомству, но группы и племена, в кото-рых охрана старых людей и помощь им не была столь же автоматической и рефлекторной, как и помощь детям, обрекались на быстрое вымирание.
Таким образом, ближайшее рассмотрение показывает, что эта форма альтруистических эмоций - на защиту старости - должна была закрепляться естественным отбором, а не только вырабаты-ваться воспитанием.

Hosted by uCoz