К содержанию
12.4. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР НА ЭМОЦИИ ЗАЩИТЫ СТАРОСТИ
Утрата родительских чувств к подросшим детенышам у животных ярко раскрывает
то, что роди-тельские эмоции создавались именно естественным отбором:
эти эмоции исчезают у каждого жи-вотного, как только они оказываются ненужными
с точки зрения естественного отбора. Но в таком случае возникает вопрос,
почему в человеческом обществе, где так много примеров неблагодар-ности,
нормой поведения является уважение к старикам. Вероятно, первая мысль
- что это уваже-ние и бережливость к старым людям связаны лишь с воспитанием,
а не с унаследованными эмо-циями. Однако такое представление антиисторично
и порождается непониманием огромного зна-чения межгруппового отбора в
процессе развития человека.
Дело в том, что уже на заре организации человеческих сообществ, с развитием
речи все боль-шее, а может быть, и решающее значение в борьбе племени
за существование стал играть накап-ливаемый и передаваемый опыт. Объем
знаний, умений и навыков, необходимых племени для выживания в борьбе с
природой и врагами, неуклонно возрастал. Умения и навыки изготовления
орудий, одежды, добывания и поддержания огня, охоты, сбора и хранения
провизии, знание пова-док животных - жертв и хищников, знание свойств
пищевых, целебных и ядовитых растений, зна-ние звезд, рек, болот, гор,
а также лечение ран и болезней, уход за младенцами, устройство жи-лья,
- все это, получаемое от предков и накапливаемое, при отсутствии письменности
целиком становилось достоянием старых людей. Старые люди с их жизненным
опытом и резервуаром хра-нимых в памяти знаний неизбежно были почитаемым
и охраняемым кладом для племени. От этой малочисленной группы выживание
племени, может быть, зависело в гораздо большей мере, чем от молодых,
но неопытных добытчиков. Объем знаний и навыков, которые до развития письменно-сти
приходилось целиком держать в памяти, конечно, очень велик, и потому не
из чисто этических принципов, а просто в силу здравого смысла, у народов,
не имевших развитой письменности, ста-рейшины пользовались очень большим
авторитетом.
Разумеется, старые люди уже не передавали свои гены потомству, но группы
и племена, в кото-рых охрана старых людей и помощь им не была столь же
автоматической и рефлекторной, как и помощь детям, обрекались на быстрое
вымирание.
Таким образом, ближайшее рассмотрение показывает, что эта форма альтруистических
эмоций - на защиту старости - должна была закрепляться естественным отбором,
а не только вырабаты-ваться воспитанием.
|