К содержанию
12.5. ГРУППОВОЙ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР НА ЖАЖДУ ПОЗНАНИЯ
К одной из особенностей человека следует отнести любопытство и жажду знаний,
что обрекало многих людей на жертвы и лишения. Вспоминая проделки бесчисленных
поколений школьников и студентов, увиливавших от занятий, можно счесть
стремление к знанию противоестественным, тем более что овладение знаниями
зачастую не помогало, а скорее мешало их владельцам вы-жить и, соответственно,
оставить большее число детей. Потомство великих ученых, мыслителей, поэтов,
провидцев обычно малочисленно: те, кто шел дальше общепринятого или думал
о недоз-воленном, гибли во все века. Индивидуальный отбор, вероятно, всегда
действовал против чрез-мерно любознательных, против стремившихся к познанию.
Но зато на генотип, устремленный к усвоению и пониманию, работал отбор
групповой, иногда необычайной мощности.
Стоит сопоставить судьбу стада полулюдей, целиком лишенных духа познания,
с судьбой такой группы, в которой хоть изредка появлялись его носители.
Они почти всегда погибали бесцельно или бесследно, но нет-нет, да оставляли
современникам какую-либо из тысячи находок - будь то насадка камня на
палку или умение плыть на бревне, - и это хоть немного повышало шансы
груп-пы на выживание и успешное размножение. Групповой отбор не был столь
интенсивным и силь-ным, чтобы сделать жажду знаний всеобщей и неукротимой
(как, например, половое чувство), но он все же шел. Шутка "научная
работа есть удовлетворение личной любознательности за государ-ственный
счет" - хороша, но не точна: любопытство удовлетворяется чтением,
даже бездумным. Но именно жажда познания нового и истинного заставила
работать в науке сотни тысяч людей еще до того, как этот труд стал хорошо
оплачиваться и почитаться. Жажда знания обуревала множест-во людей всегда,
даже если она уводила в жречество, монашество, знахарство, шаманство,
алхи-мию, талмудизм, кабалистику, сектантство, в изучение Библии, Корана,
конфуцианства.
Итак, эмоции человечности, доброты, рыцарского отношения к женщинам, к
старикам, охрана детей, стремление к знанию - это те свойства, которые
неизбежно развивались под действием ес-тественного отбора - по мере превращения
человека в животное социальное из-за цефализации и удлинения срока беспомощности
детей. Закон естественного отбора, самый могущественный из законов живой
природы, самый безжалостный и аморальный среди них, постоянно обрекавший
на гибель подавляющее большинство рождавшихся существ, закон уничтожения
слабых, больных, - этот закон в определенных условиях, именно тех, в которых
слагалось человечество, породил и закрепил инстинкты и эмоции величайшей
нравственной силы.
Почему же мы считаем порядочность, этичность, готовность к подвигу противоестественными?
Почему мы, оценивая свои и чужие поступки шкалой этичности, не отдаем
себе отчета в том, что эта шкала является самой естественной?
|