К содержанию
12.6. СОЦИАЛЬНЫЙ ОТБОР И ПОРОЖДАЕМЫЕ ИМ ИСКАЖЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИЧЕСКОЙ
ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА
Отбор естественный и социальный шли в далеко несовпадающих направлениях,
если не ска-зать - противоположных. Нередко главными факторами социального
отбора были честолюбие, властолюбие, жестокость, беспринципность.
Социальный отбор лишь в слабой степени шел по признакам энергии, одаренности
и нередко, как, например, свидетельствуют биографии миллиардеров, шел
и на способность к хищничеству.
Истребление Наполеоном пленных в Яффе оправдывали необходимостью. Но его
этическая сущность раскрывается посылкой им в период послетермидорианской
безработицы прошения о принятии на русскую службу. Тем не менее корсиканец
позднее взывал к патриотизму французов столь же успешно, как австриец
Шикльгрубер - к патриотизму немцев.
Обжора в состоянии съесть лишь несколько обедов; даже Распутин, падишах
или султан имели все же ограниченное число любовниц, и только одна из
страстей ненасытна - властолюбие. Оно победило самого Наполеона. Именно
властолюбие породило наибольшее число преступлений. Эйхман, убийца шести
миллионов, как выяснилось на суде, не был антисемитом, однако величай-шей
гордостью его жизни было то, что он, лейтенант, однажды как равный участвовал
в заседании среди одних лишь генералов.
К счастью, только в некоторых случаях жажда власти во что бы то ни стало,
и безмерная жесто-кость могли чудовищно усиливаться благодаря социальному
отбору, например, на востоке, где властителю доставался огромный гарем,
и гены жестокого захватчика стремительно распростра-нялись среди знати
- его потомков. Может быть, именно этому обязано человечество вошедшей
в поговорку азиатской жестокостью.
Существование импульса человечности вынуждает подбирать идеологические
мотивы для его нарушителей и постоянно подкупать окружающих чинами, должностями,
деньгами. Попрание норм человечности быстро расслаивает нарушителей по
иерархической лестнице соответственно сте-пени их готовности преступать
рамки кодекса этических норм.
Социальный отбор, вознося над "винтиками" пролаз, шкурников,
подхалимов, авантюристов, карьеристов, эксплуататоров, выносит их на такие
позиции, откуда они не только повелевают ты-сячами "низших",
но и видны тысячам "низших". Может быть, всего опаснее то, что
эти "высшие" и их дела, будь то Жиль де Ретц, Людовик XV или
Л.П.Берия, каждый своим примером формирует у человека представление о
человечестве в целом, причем в большей мере, чем миллионы добро-совестных
тружеников.
Поведение "высокопоставленного" видят сотни, тысячи, миллионы;
поступки "винтика" видны лишь его ближайшим соседям. Если выдвижению
в обществе способствует наличие хищнических инстинктов, то действия вознесшегося
хищника народ чувствует острее, чем поведение миллионов "винтиков",
для которых, однако, именно властитель, в силу оптического эффекта всевидности,
становится эталоном для суждения о человечестве в целом.
|