К содержанию
12.7. О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ К ОТРЕЧЕНИЮ ОТ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ
Пожалуй, ни к кому не апеллирует так охотно человек, совершивший грязный
поступок, как к Достоевскому. Однако надо обратить внимание на то, что
характеры и события, описанные им, почти нереальные, несмотря на разительное
правдоподобие. Так, студенты, если уж убивали бо-гатых старух ради спасения
сестры и матери, то, пойдя на это, не забывали сразу о настоящей цели,
мотивах и оправдании преступления; невеста не убегает от венчания с любимым
под нож купчика, а тот, если и убивал свою любовницу, то старался избежать
каторги; проститутки ком-плектовались не из Сонечек Мармеладовых, а Катерины
Ивановны, и, наслаждаясь унижением, все-таки не выводили дочерей плясать
на улице. Вернее, если все это и случалось, то крайне ред-ко, потому что
каждое действие рождается из столкновения многих мотивов и контролируется
за-держивающими центрами. Так, как у Достоевского, - не бывало, а иллюзия
правдоподобия порож-дается тем, что эквивалентно дикие мысли естественно
проносятся в голове, но не реализуются в действия. Но если реализм Достоевского
обманчив, если его стремление показать, что негодяй или ничтожество способен
к благородным поступкам, а порядочный человек волей обстоятельств непременно
пакостит, - если это порождено индивидуально-биографическими особенностями
лич-ности писателя, то зато он, как никто другой, снимая одно за другим
мотивационные напластова-ния, добирался до первичных импульсов. И что
же? В основе их лежат общечеловеческие чувства благородства, даже если
они перемешаны с жестокостью, честолюбием, гордостью, мстительно-стью,
со страхом и так далее. Важно одно: не хищничество как таковое, а сложная
гамма чувств - такова первая реакция: реакция доброты, братства, сочувствия.
Разумеется, этот первичный импульс слаб; важно, что он человечен, и недаром
название ему - человечность. Разумеется, натура, мало-мальски нацеленная
на успех, на начальническое одоб-рение, на карьеру, этот импульс легко
преодолевает. Важно, что он, импульс, есть и, следователь-но, отбор работал
не зря.
Таким образом, чувство долга, доминирующее в поведении неизворотливого
большинства, по-рождено не звездами в небе и не небесным законом в груди,
а отобранным в ходе эволюции ком-плексом эмоций - эмоций, столь же необходимых
людскому сообществу, как умение ориентиро-ваться перелетным птицам.
Конечно, выход в действие эмоций, объединяемых названием совесть, да и
интенсивность этих эмоций, вплоть до их ратного знака, зависит от среды,
воспитания, примеров. Но "такт", "прили-чие", "дипломатичность",
"хорошие манеры", "светскость" и тому подобное, позволяющее,
в част-ности, хранить и в подлости оттенок благородства, удобно для ухода
от требований долга. Дикарь или малообразованный человек может проявить
большую этическую активность, чем цивилизо-ванный человек, всегда легко
подыскивающий мотивы для самооправдания. Любопытно, что связь уровня этики
индивида с его образованием или социально-экономическим уровнем до сих
пор ос-тается весьма спорной и корреляция может быть обратной.
Талейран предостерегал от следования первым побуждениям - "они всегда
самые благород-ные". Необходимость этого предостережения вызвана
естественной реакцией - как следствия ес-тественного отбора, которому
некогда подвергалось человечество.
Однако важнейшие проблемы этики ставятся сегодня не парадоксами Достоевского,
а тем, что широкие массы, освободившиеся от религиозных догм, стали подпадать
под влияние расизма, культа, вождизма. Восприимчивыми к вождизму оказались
малограмотные обыватели, крестьяне, рабочие, студенчество. Неспособность
сопротивляться натиску тоталитарной дезинформирующей пропаганды и террору
исключила обмен мыслями и организацию внутреннего сопротивления...
|