К содержанию
13.7. ХОСПИСЫ
Все религии уделяют большое внимание последним минутам умирающих: просили
у них прощения, соборовали, исполняли последнюю волю. Сейчас на Западе,
а недавно и в нашей стране, появились для безнадежно больных специальные
отделения при госпиталях - хосписы.
Интерес к этой проблеме возбудила швейцарский врач Элизабет Кублер-Росс,
написавшая книгу о смерти и умирании. В книге высказывались идеи, как
важно для умирающих сознание, что жизнь не прошла зря и что они успели
в последние дни что-то доделать, с кем-то помириться, что-то продумать
и уяснить...
Реальное воплощение идей Кублер-Росс осуществила англичанка Сесили Сондерс,
которая открыла в Лондоне хоспис. Хоспис - это слово, взятое из древнего
английского языка, означает что-то среднее между приютом, богадельней
и госпиталем, где, по старой традиции, больше заботились о душе, нежели
о теле пациента. В хоспис принимаются лица в такой стадии болезни, когда
ясно, что активное их лечение уже безнадежно. Тут лечат боль, кашель,
нарушения дыхания, деятельности кишечника, - все те симптомы, которые
доставляют неприятности пациентам.
Одна из философских основ всего персонала заключается в том, что смерть
- это естественный конец жизни, что рано или поздно "все там будем",
и что человек, выполнивший свой долг, свои желания, закончивший земные
дела, переходит в следующий, кстати, неизбежный, этап бытия. Этот подход
они и стараются передать пациентам хосписа.
К сожалению, чаще всего люди умирают, не находясь в таком благодушном
состоянии. Причины, чаще всего, бывают следующие.
На первом месте стоит боль и страх перед болью. Врачи воздерживаются давать
умирающим тяжелобольным обезболивающие препараты в достаточных дозах,
опасаясь, что пациент привыкнет к наркотику (это умирающий-то?!). Поэтому
подобные лекарства дают только тогда, когда терпеть боль ему уже невмоготу.
Но сама боль создает еще и страх перед болью. А страх тоже требует успокоения
наркотиками.
В Монреале в госпитале при университете Мак Гилл, где также открыто отделение
для умирающих пациентов, проводили специальные исследования. Прежде всего,
была разработана шкала для определения степени боли. А потом исследовались
различные методы предотвращения боли. Оказалось, что эффективность болеутоляющих
веществ во много раз выше, если больной находится в благоприятных душевных
условиях. Отсюда и большая роль гипноза в создании чувства душевного спокойствия,
которое и нарушается чаще всего болью. Поэтому всем (или почти всем) пациентам
хосписа дают коктейль, состоящий из набора болеутоляющих средств, веществ,
повышающих общий тонус и просветляющих рассудок. И тут оказалось неожиданным,
что потребность в этом коктейле у больных не увеличивалась, а падала.
Ведь приподнятое настроение меньше нуждается в допингах.
Вторая причина, усложняющая смерть, заключается в том, что человека угнетает,
если он не может выполнять каких-то функций своего тела самостоятельно.
И тут большую роль играет обслуживающий персонал. Всем своим видом няни
показывают, что в том, что больной пользуется "судном" или "уткой",
нет ничего особенного, что тело человека - лишь оболочка, которая может
со временем выходить из строя, что главное - его дух, душа...
И, в-третьих, человеку очень трудно бывает примириться с утратой жизненных
привычек - работы, увлечений, семьи. Поэтому очень важно заинтересовать
умирающего пациента чем-то для него новым, направить на религиозные размышления,
предложить поделиться его жизненным опытом - писать или диктовать мемуары,
создать вокруг него атмосферу любви и спокойствия. Когда умирающий видит
вокруг себя членов семьи, с которыми он, конечно, не раз ссорился, но
которые сейчас, сидя возле кровати, не причитают, а просто выражают свою
любовь, понимание и сочувствие умирающему, то у него часто появляется
на лице выражение блаженства.
Правда, работа с умирающими требует напряжения всех душевных сил как от
персонала хосписа, так и от близких умирающему людей. С ними также ведется
работа.
Узнав о неизлечимой болезни, умирающий проходит несколько фаз ее восприятия.
Сначала появляется мысль: "А может, это ошибка?". Потом надежда:
"Авось, все пройдет". Тут в сознании больного обычно появляется
торговля с Богом, с судьбой: "Вот если выживу, то не буду делать
того-то, буду хорошим с тем-то". Наконец, приходит мысль: "Да,
я скоро умру. Неважно, сколько времени я еще проживу, важно - как я проживу
это время". И тут-то проявляется талант врачей хосписа, чтобы вселить
в умирающего веру в то, что последние его дни могут быть очень содержательны.
Нужно ли приучать детей к мысли о смерти? Оказывается - да, нужно. Ведь
когда малышу говорят про умершую бабушку, что та "уснула", а
малыш видит, что бабушка, но крайней мере, из его жизни ушла, он часто
начинает бояться засыпать - как бы тоже не уйти из жизни. Опыты показали,
что дети гораздо более наблюдательны и сообразительны, чем об этом думают
взрослые. Когда-то было принято не посвящать детей в тайну рождения. Однако
сказки об аистах, версия "купили на базаре" и прочее ни к чему
хорошему не привели, и сейчас детей принято посвящать в тайну деторождения
раньше, чем они об этом узнают на улице.
А вот насчет смерти в этом отношении мнения расходятся. Родители одного
мальчика, больного лейкемией, настаивали на том, чтобы ему не говорили
о неизбежности ею скорой смерти. Врачи обязаны были выполнять волю родителей.
И только когда у ребенка наступила предсмертная агония, причем сознание
оставалось совершенно ясным, врач спросил:
- А если б тебе сказали, что ты скоро умрешь, что бы ты хотел сделать?
Мальчик ответил:
- Теперь слишком поздно. Я все равно не успею. - Заплакал и умер...
То, что вопросы умирания осмысливаются не только "снаружи" -
врачами, но, так сказать, и "изнутри", самими пациентами, открыло
много дополнительных деталей, например, помощь музыки в обретении душевного
спокойствия. У умирающего восприятие ритма и мелодии гораздо чувствительнее,
чем в повседневной жизни. Музыка помогает ему самовыразиться, найти себя.
Одни мелодии доставляют больному наслаждение, другие неприятны, и вот
по выбору той или иной музыки больным врач может судить о психическом
складе и состоянии больного.
Работа и даже общение с умирающим требуют большой психической нагрузки.
Прежде всего, у окружающих появляется "синдром выживших", синдром
вины. Оказывается, почти у каждого где-то в душе звучит подленькая струнка:
"А хорошо, что умирает он, а не я". Но так как умирает-то близкий,
иногда любимый человек, звук этой струнки больно резонирует в душе...
Общение с умирающим, проявление к нему любви, терпимость к капризам, а
иногда и оскорблениям, требуют колоссального напряжения душевных сил.
Поэтому в хосписах персонал поддерживает друг друга, проводит между собой
что-то вроде сеансов психотерапии, Все чувствуют круговую моральную поддержку
и эту же поддержку оказывают близким умирающих и умерших. Работа в хосписах
очень нелегкая, и часто люди там надолго не задерживаются. Однако в некоторых
из подобных заведений удивительная стабильность кадров. Обслуживающий
персонал - единое целое, вроде семьи. А объединяют этих людей Вера, Надежда
и Любовь. Вера в то, что они делают нужное дело, надежда на то, что они
могут облегчить страдания умирающих, и любовь как к каждому умирающему
в отдельности, так и к человечеству в целом.
Оказывается, что в наш век прагматизма воскрешаются на научной основе
старые забытые традиции. Ведь акт смерти был священным почти во всех существовавших
религиях. К нему готовились, его обставляли торжественно. И смерти не
боялись.
Отношение к ней сильно зависит и от национально-этнических традиций. У
некоторых народов, населяющих Китай, по традиции старым людям дарят гроб.
Владелец к нему привыкает и не боится перспективы оставить надоевший мир.
В некоторых местах России поминки по покойнику заканчивались веселыми
плясками и частушками.
То, что составляло одушевленное тело, становится действительно лишь конгломератом
молекул. Химические превращения в нем идут лишь согласно второму закону
термодинамики.
|