К содержанию
7.7. "ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ"
Процесс познания человеком мира вышел на новый виток. И этот новый уровень
связан с раз-работкой и реализацией комплексной проблемы "виртуальная
реальность" (Virtual Reality), активно развивающейся в университетах
и промышленных компаниях США. Японии и Европы.
Важным отличием "виртуального" подхода от предыдущих методов
компьютерного моделиро-вания процессов, происходящих в сложных системах,
является возможно более полное использо-вание знаний об особенностях поведения
человека, о человеческом мозге, о процессах обработки образной информации,
о взаимодействии сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного
и прочих), о формировании у нас обобщенного образа мира - ведь мы еще
плохо представляем, как именно это происходит.
Разумеется, любое попадание на новый уровень - это результат глубокой
проработки и обобще-ния результатов работы на предыдущих уровнях. Поэтому
в проблеме "виртуальной реальности" существенное место занимает
то, что довольно давно вошло в компьютерный обиход, - цветная и трехмерная
графика, интерактивные системы человеко-машинного общения.
Использование полисенсорной информации и соответствующих обратных связей
привело к не-виданному прогрессу в разработке аппаратуры (видео-, аудио-,
сенсоров-шлемов, специальных перчаток с датчиками) и программных средств
(в частности, новых типов баз данных). Все это хо-зяйство позволяет в
реальном масштабе времени создать "эффект присутствия" как в
глубине об-раза, так и на его поверхности, анализировать и отображать
полученные знания с различной сте-пенью детализации образа, интенсификации
проявления различных его свойств, в различных ра-курсах.
Первостепенную роль в разработке проблемы "виртуальной реальности",
играют такие особен-ности "человеческого фактора", знания о
которых получаются в результате нейропсихолингвисти-ческих исследований.
К подобным особенностям относятся, в частности, обработка полисенсорной
(иногда еще ее называют полимодальной) информации, адаптивная обратная
связь, "взгляд из-нутри" на объект, специфика механизмов межполушарной
асимметрии мозга.
При изучении процессов восприятия человеком знаний о мире (а мир - это
многоуровневая внешняя среда и многообъектная коммуникативная система)
больше внимания традиционно уде-лялось этапам восприятия, формирования
и, конечно, их компьютерному представлению. В на-стоящее же время на передний
план выходят проблемы, понимания и интерпретации знаний, по-лученных по
различным сенсорным каналам (имеются в виду цветовые оттенки, шероховатость
поверхности, трехмерное полизвучание и тому подобное).
Подход к познанию мира, основанный на "виртуальной реальности",
предполагает отображение знаний в "кибернетическое пространство"
-(cyberspace) с учетом специфики человека на основе дуальной - "левополушарной"
(логико-комбинаторной) и "правополушарной" (целостной, как гово-рят
немцы, "гештальтной") стратегии обработки информации. В соответствии
с "левополушарным принципом" реализуются сканирование по экрану,
обход образа по контуру и логико-комбинаторная, численно-аналитическая
и вероятностная обработки. "Правополушарный принцип" позволяет
осуществить целостный охват входного паттерна на основе оценки многосвязности.
По-этому важным фактором в создании систем "виртуальной реальности"
является использование нейросетевых моделей.
Еще одной гранью "виртуальной реальности" являются формализованные
рассуждения субъек-та, основанные на его личностных представлениях о добре
и зле, красоте, возможном и недопус-тимом, отображение этих рассуждений
в cyberspace. Подобный формальный аппарат и практиче-ски полный комплекс
рассуждений уже разработаны Вацлавом Поляком.
В России работы в этой области ведутся рядом коллективов под эгидой секции
"Нейроинтел-лект" Российского научно-технического общества радиотехники,
электроники и связи им. А.Попова. Разрабатывается программное обеспечение
по интерпретации метафор, интонационных характе-ристик речи, определению
состояния человека на основе мимики, а также детектированию газов из смеси,
экологии, биотехнологии. При формировании "виртуальной реальности"
должны, види-мо, использоваться свойства, присущие живому мозгу, например,
такие, как многосвязность и пла-стичность. Один из подходов поэтому и
основан на изучении взаимного влияния этих свойств и характеристик (физических,
геометрических, структурно-временных) в искусственных нейронных системах.
В конкретной реализации модели, по-видимому, целесообразно использовать
нано-технологию.
В США проблематику "виртуальной реальности" разрабатывают и
применяют при создании про-дукции такие известные и мощные фирмы, как
Intel, IBM, Apple, Silicon Graphics, Hewlett-Packard, Boeing, DEC, Northrop,
Chrysler и новые, специализированные, такие, как VPL Research, SENSEB,
Fake Space Labs, SIM-Graphics.
Вот некоторые конкретные приложения "виртуальной реальности"
на практике. Фирма "Крайс-лер" с помощью фирмы IBM, используя
трехмерные очки-линзы и сенсорные перчатки, сократила время проектирования
очередной модели. Фирма "Боинг" использует подобный подход для
обуче-ния рабочих. Фирма "Нортроп" ускорила проектирование двигателя
истребителя F-18. С помощью компьютеров Macintosh, фиксируя различные
параметры, характеризующие действия спортсменов (положение, скорость,
гибкость), уже моделируется в реальном масштабе времени их динамика, что
позволяет интенсифицировать возможности спортсменов.
В западной печати Virtual Reality представляется как новая технология,
способная усилить воз-можности человеческого мышления. Поэтому на ее разработку
выделяются сотни миллионов дол-ларов.
Проблематика "виртуальной реальности", как никакая другая сфера,
тесно связана с результа-тами нейропсихолингвистических исследований,
В этих направлениях российская наука всегда занимала передовые позиции.
И.Павлов и А.Ухтомский, И.Бериташвили и Н.Бернштейн, Л.Выготский и Ф.Бассин
(список легко можно продолжить) создали отличный фундамент. Матема-тические
модели еще в 50-60-х годах начали создавать И.Гельфанд, А.Ляпунов, М.Цетлин,
С.Фомин. Это были пионерские работы, результаты которых использовались
во всем мире.
В.И. Вернадский родился в Петербурге в 1863 году, всего через два года
после отмены крепост-ного права в России, в семье профессора политической
экономии, яркого представителя русской либеральной интеллигенции прошлого
века. Через пять лет, семья Вернадских переехала в Харь-ков, где на формирование
личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя - Е.М.Короленко, офицер
в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего
его интересо-вали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества
в целом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е.М.Короленко, некоторые
из вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Вернадского и осознанно
или бессознательно повлияли на его научное творчество.
Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский,
была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались иностранные языки,
история, философия. В даль-нейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько
европейских языков. Он читал литературу, преимущественно научную, на пятнадцати
языках, а некоторые свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки.
Интерес к истории и философии ученый сохранил на всю жизнь.
Затем Вернадский поступил на физико-математический факультет Петербургского
университе-та, где среди профессоров находились светила русской науки:
Менделеев, Бекетов, Сеченов, Бут-леров. Однако наибольшее влияние на Вернадского,
несомненно, оказал Докучаев, преподавав-ший в университете минералогию.
Молодой ученый неоднократно принимал участие в экспедици-ях по изучению
почв Нижегородской губернии под руководством Докучаева. Но сфера научных
ин-тересов Вернадского в то время не ограничивалась минералогией. Он занимался
и достиг выдаю-щихся результатов также в геологии, кристаллографии.
В то же время Вернадский искренне увлекся учением Толстого и разделял
многие его сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна
удовлетворить стремление человека найти "смысл жизни", примириться
с неизбежностью смерти, обосновать высокие моральные принципы. Вряд ли
подобные идеи были близки Вернадскому. В отличие от Толстого он всю свою
жизнь со-хранял веру в научное знание и стремился найти ответ на множество
вопросов бытия на основе логического анализа фактов, достоверных сведений
о мире и человеке.
В 1885 году Вернадский был оставлен хранителем Минералогического кабинета
Московского университета. Работая на этом месте, ученый много ездит, работает
в химических и кристалло-графических лабораториях, совершает геологические
экспедиции. В 1897 году Вернадский защи-щает докторскую диссертацию и
становится профессором Московского университета. В 1906 году его избирают
членом Государственного совета от Московского университета. Два года спустя
он делается экстраординарным академиком. По инициативе и под председательством
Вернадского в 1915 году создается комиссия по изучению естественных производительных
сил России при Ака-демии наук. В конце 1921 года Вернадский основал в
Москве Радиевый институт и был назначен его директором. В 1926 году выходит
его знаменитая работа "Биосфера", после чего он пишет массу
исследований о природных водах, круговороте веществ и газах Земли, о космической
пыли, геометрии проблеме времени в современной науке. Но главной для него
остается тема биосферы - области жизни и геохимической деятельности живого
вещества.
Дожив до глубокой старости, Вернадский скончался в Москве всего за несколько
месяцев до победоносного завершения Великой Отечественной войны. Ему пришлось
пережить три революции в России и две мировые войны. На его век выпали
и не менее революционные открытия в науке.
Но самое важное: для Вернадского наука была средством познания природы.
Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо
сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами,
и над их взаимосвязями.
Как и многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в специальных
областях, Вернадский пришел к своим философским построениям на склоне
лет, видя в них естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих
в основе мироздания. Но даже среди корифе-ев естествознания он выделяется
не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительной современностью.
И в центре этого новаторства - возрождение древней идеи о центральной
роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивилизации
долгое время недооценива-лась. И главная причина этого, как ни парадоксально,
состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки, увенчавшихся
созданием А.Эйнштейном в 1916 г. общей теории относитель-ности,
Опьяненные невиданными достижениями, большинство ученых традиционно видели
в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы, способного раскрыть
ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. А Вернадский пророчески
увидел в человеке умелого творца природы, призванного, в конце концов,
занять место у самого штурвала эволюции.
Вернадскому при всей его гениальности и невероятной работоспособности
потребовались десятилетия, чтобы перебросить надежный мост над пропастью,
отделяющей естествознание от исто-рии, творимой самими людьми. И мост
этот состоял в ключевой идее, что переход возникшей на Земле биосферы
в ноосферу, то есть царство разума, не локальный эпизод "на задворках"
бес-крайней Вселенной, а закономерный и неизбежный этап развития материи,
этап естественноисто-рический. "Мы только начинаем сознавать непреодолимую
мощь свободной научной мысли, вели-чайшей творческой силы Homo Sapiens,
человеческой свободной личности, величайшего нам известного проявления
ее космической силы, царство которой впереди", - писал Вернадский.
|