К содержанию

8.1. ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского, является единство био-сферы и человечества. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Широк круг вопросов, затрагиваемых Вернадским в своих работах. Но везде он пытался найти то главное, что, по его мнению, имеет отношение к устройству окружающего пространства в "глобальном масштабе". Из всего частного он пытался выделить то общее, что проясняло бы картину мира, в центре которого находится человеческий разум.
Рассмотрим, какие философские мысли встречаются в естественнонаучных работах ученого.
При изучении Вернадским "костного вещества", кристаллов и минералов, он сумел уловить цельность, но неоднородность мира (пространства). Он исходил не из общих рассуждений, а ос-мысливал конкретные научные данные кристаллографии. Вернадский считал, что кристалл - это особая активная среда, особая форма пространства. Другими словами: нет однородного про-странства мира (всеобщего эфира), а есть множество его форм, состояний. Кристалл - одно из со-стояний, для которого характерна неоднородность физических свойств в разных направлениях. Точно также Вернадский пытался увидеть историческую роль минералов. Он считал минералы остатками тех химических реакций, которые происходили в разных точках земного шара; эти реак-ции идут согласно известным законам, и которые, скорее всего, находятся в тесной связи с общи-ми изменениями, какие претерпевает Земля как планета. Вернадский пытался связать эти разные фазисы развития Земли с общими законами небесной механики. На основании этих скупых данных в виде осколков различных элементов он пробует понять развитие планеты и космоса.
Взгляд натуралиста проникал в глубины вещества, обнаруживал в явлениях видимого мира скрытые соответствия, вызванные взаимодействием атомов. Радиоактивные элементы, сила атомной энергии, по мнению Вернадского, определяют особенности поведения вещества земной коры в глубоких горизонтах. А на поверхности планеты решающую роль в геохимических процес-сах играют живые организмы и энергия Солнца, Земная кора, каменный покров планеты, имеет сравнительно небольшую мощность - в среднем около тридцати километров (что это в сравнении с диаметром Земли - более двенадцати тысяч километров!). Однако именно здесь, в земной коре, осуществляются могучие круговороты вещества, направляемые и движимые, с одной стороны (с поверхности планеты), лучистой энергией Солнца, с другой (из глубин) - энергией радиоактивного распада атомов. Живые существа задерживают часть солнечной энергии, достигающей поверхно-сти планеты. Земные растения как бы впитывают солнечные лучи, переводя в процессе фотосин-теза лучистую энергию в энергию синтеза сложных органических соединений. Для Вернадского живые организмы предстали в новом свете - как особая геохимическая сила. Мыслители прошлого порой сравнивали живые существа с пленкой, покрывающей земной шар, подобно плесени, обво-лакивающей круглый плод. Подчеркивалась "паразитическая" роль жизни, которая питается сока-ми великолепного космического плода, называемого Землей. В действительности роль жизни на Земле иная, утверждал Вернадский. Некоторая часть химических элементов планеты находится в состоянии рассеяния. Для них фактически не имеет значения молекулярная энергия связи. На первое место у них выходит атомная энергия. Но главная масса элементов земной коры концен-трируется в виде месторождений полезных ископаемых, мощных пластов и рудных тел. Значит, существуют какие-то силы, определяющие накопление химических элементов и противодейст-вующие их рассеиванию. Одна из главных сил такого рода, по мнению Вернадского - живые суще-ства.
Вакуум при жизни Вернадского понимался преимущественно как отсутствие в данном объеме каких-либо частиц (атомов, молекул, ионов газа). Однако Вернадский считал, что вакуум не есть пустота с температурой абсолютного нуля, а есть активная область максимальной энергии нам доступного Космоса. То есть пустоты нет. Под эти размышления подходит гипотеза, предпола-гающая самопроизвольное рождение атомов в космическом вакууме. Она хорошо объясняет неко-торые природные явления, но требует отказа от закона сохранения энергии (точнее, ничтожных по величине отклонений от закона). Однако никто не мешает предположить, что эта энергия, сосре-доточенная в вакууме, имеет принципиально другую природу. С этих позиций очень своевременно звучат слова Вернадского: "Об этих пространствах с рассеянными атомами и молекулами пра-вильнее мыслить не как о материальной пустоте "вакуума", но как о концентрации своеобразной энергии, в рассеянном виде содержащей колоссальные запасы материи и энергии..."
С начала XX века стало преобладать понятие о едином и неразделимом пространстве-времени. Но если пространство и время - части единого целого, то нельзя делать научные выводы о време-ни, не обращая внимания на пространство. Все особенности пространства отражаются так или иначе во времени. Наконец, возникает вопрос: охватывает ли пространство-время всю научную реальность? Есть ли явления вне пространства-времени? По мнению Вернадского, такими объек-тами могут быть кванты - мельчайшие неделимые порции энергии. Натуралист наблюдает реаль-ные объекты, подвластные времени, изменяющиеся непременно, как ни медленно проходили бы подобные изменения. Эти превращения чаще всего не сводимы к механическому перемещению. Это "внутренние" преобразования, которые остаются вне внимания физиков, вырабатывающих свое представление о пространстве-времени на основе теории относительности. Вернадский при-давал особое значение принципу единства пространства-времени. Геологические объекты обла-дают разнообразными свойствами, структурными особенностями. Одно из проявлений такой раз-нородности - различные реальные кристаллические пространства. В их пределах по-разному орга-низована материя (атомы, молекулы), по-разному проявляется симметрия. Реальное пространство планеты крайне неоднородно, мозаично... Такая формулировка по старинке предполагает разде-ление пространства и времени. А если научно доказано их единство, то следует говорить о моза-ичности пространства-времени. Когда мы исследуем структуру различных видов реального про-странства, как утверждает Вернадский, надо иметь в виду возможность структурных особенностей времени для каждого такого вида.
Время - всеобъемлющая категория. Нет ни одного реального объекта вне времени, как, впро-чем, нет времени вне реальных объектов. Исследуя кристаллы и минералы, Вернадский осущест-влял прежде всего научный анализ, рассматривал и группировал отдельные объекты своеобраз-ной структуры и химического состава. Проблема времени требовала преимущественно синтеза знаний. И, не прерывая аналитических исследований, Вернадский переходил к обобщениям. В от-личие от большинства геологов Вернадский, сочетая научный анализ и синтез, рассматривал судьбу кристаллов и минералов в связи с жизнью земной коры, атмосферы, природных вод. Он рассматривал минералы как подвижные, динамичные структуры, подвластные, как и все в приро-де, времени (тогда как минералы и кристаллы по старой традиции представлялись ученым непод-вижными геометрическими фигурами, не имеющими истории, то есть находящимися "вне време-ни"). Поэтому он не мог не отметить роль жизни на Земле: "Органический мир как целое является тем своеобразным фактором, который разрушает минеральные тела Земли и использует их энер-гию...". Таким образом, Вернадский ставил в один ряд живую и неживую природу, как участников единого геологического процесса, то есть он раскрывал глубинные взаимосвязи органического и неорганического миров.
В частности, Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли (планеты Солнечной системы) и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество - это формы, уровни организации био-сферы. Развивая учение о биосфере, Вернадский пришел к следующим выводам (биогеохимиче-ским принципам): "Биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к макси-мальному своему проявлению". Вовлекая неорганическое вещество в "вихрь жизни", в биологиче-ский круговорот, жизнь способна со временем проникать в ранее недоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность. Этот биогеохимический принцип Вернадского ут-верждает высокую приспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во време-ни.
Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и вообще с многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческого общества: "В сущности, человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней яв-лениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью прони-кает вверх и вниз". Все мы, люди - неразрывная часть живого вещества, приобщенная к его бес-смертию, необходимая часть планеты и космоса, продолжатели деятельности жизни, дети Солнца. Но в идеях о космическом "управлении" земными процессами или о разумных силах во Вселенной (тем более о Мировом Разуме) ничего оригинального для Вернадского не было. Он писал: "...область человеческой культуры и проявление человеческой мысли - вся ноосфера - лежит вне космических просторов, где она теряется как бесконечно малое...". То есть, по Вернадскому, мы (человечество) - не придаток Вселенского Разума, мы - часть его.
Для Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии планеты. Мысль направляет деятельность человека. Вернадский рассматривал человеческую деятельность как геологический фактор, во многом определяющий дальнейшее развитие Земли. Для Вернадского человек был, прежде всего, носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на пла-нете и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Он верил в человека, в его добрую волю. А человеческий разум воспринимался Вернадским как космическое явление, естественная и закономерная часть природы. Природа создала разумное существо, по-стигая таким образом себя.
Таким образом, появление в творчестве Вернадского идей о ноосфере - сфере разума вполне закономерно. При рассмотрении любого вопроса ученый оставлял существенное место разуму в глобалистическом его проявлении. В 1938 году Вернадский писал: "Мы присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, небывалого в ней по мощно-сти...
Закончен после многих сотен тысяч лет неуклонных стихийных стремлений охват всей поверх-ности биосферы единым социальным видом животного царства - человеком.
Нет на Земле уголка, для него недоступного. Нет пределов возможному его размножению. На-учной мыслью и государственно-организованной, ею направляемой техникой, своей жизнью чело-век создает в биосфере новую биогенную силу...
Жизнь человечества, при всей ее разнородности, стала неделимой, единой. Событие, проис-шедшее в захолустном уголке любой точки любого континента или океана, отражается и имеет следствия - большие и малые - в ряде других мест, всюду на поверхности Земли. Телеграф, теле-фон, радио, аэропланы, аэростаты охватили весь земной шар.
...Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история...
Это новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для сравнения, без поправок, историческим ее прошлым. Ибо эта стадия создает по существу новое в истории Земли, а не только в истории человечества".
Итак, сфера разума, область господства человеческой мысли, особая стадия в истории Земли. Казалось бы, все ясно. Однако Вернадского не вполне удовлетворяли подобные формулировки. Он продолжал размышлять о ноосфере и в последний год своей жизни испытывал не только удов-летворение от сознания верности своих идей, но и серьезные сомнения. В его статье "Несколько слов о ноосфере" есть такие слова: "Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен".
Действительно, ноосфера обладает странным свойством: оставаясь областью мысли, разума, она одновременно активно участвует в перестройке планеты.
"Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления, в конце концов, превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом".
Вернадский писал о необходимости выделять в биосфере царство разума, которое со временем охватывает всю область жизни и выходит в космос.
Может показаться странным, что он постоянно подчеркивает, утверждает идею ноосферы, не упоминая, скажем, о сфере человека или человечества, об эпохе человека. Тогда не возникло бы никаких недоуменных вопросов о роли разума в преобразовании природы: ведь человек соединяет в себе два мира, две "сферы" - мир мыслей, разума и мир действия, работы. Мысль человеческая неотделима от деятельности мозга. Мозг человека оформлялся в процессе трудовой деятельно-сти и сам, в свою очередь, управлял работой человеческого организма.
Разум подобен источнику света: он освещает все вокруг. Отсветы разума сохраняют творения человека: обработанный камень или кость, искусственно выведенные растения или животные, строения, игрушки, одежду, поля, леса...
Но не вернее ли говорить о том, что создания человека воплощают не только его разум, но и чувства, волю, умение, силу, сноровку? Одним лишь напряжением ума невозможно сдвинуть даже спичку. Разум выполняет роль организатора, руководителя, провидца. Он совершенно необходим, но недостаточен для изменения материальных процессов.
И все-таки главная отличительная черта человека - разум, бесконечно увеличивающий возмож-ности людей. "...Все человечество, вместе взятое, - писал Вернадский, - представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом... Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни..."

Hosted by uCoz