К содержанию
8.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ О НООСФЕРЕ.
ЕДИНСТВО БИОСФЕРЫ И ЧЕЛОВЕКА
Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества.
Вернад-ский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение
организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять
место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы,
закономерности ее перехода в ноосферу.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере,
является то, что человек не является самодостаточным живым существом,
живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является
частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью
окружающей среды и человека, которую пытался показать Вер-надский как
биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно,
что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе
мысли.
Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная
связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека
на окружающую среду, она го-раздо глубже. Это доказывает тот факт, что
в последнее время заметно активизировались плане-тарные геологические
силы. "...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологи-ческие
силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание
убеждения о геологическом значении Homo Sapiens, с выявлением нового состояния
биосферы - ноосферы - и является одной из форм ее выражения. Оно связано,
конечно, прежде всего с уточнением естест-венной научной работы и мысли
в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль". Так,
в последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей
природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов.
Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась
в геологический процесс, так как в про-цессе эволюции появилась новая
геологическая сила. Вернадский писал: "Эволюция видов пере-ходит
в эволюцию биосферы".
Здесь естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой является
собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль социального
человечества. В "Философских мыслях натуралиста" Вернадский
писал: "Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологиче-скую
историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост
влияния одного видового живого вещества - цивилизованного человечества
- на изменение биосферы. Под влия-нием научной мысли и человеческого труда
биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу".
Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы.
Причем пере-стройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством
организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого
лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного
процесса эволюции. "Человек... составляет неиз-бежное проявление
большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по край-ней
мере, двух миллиардов лет".
Отсюда, кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении человечества,
о круше-нии цивилизации не имеют под собой веских оснований. Было бы по
меньшей мере странно, если бы научная мысль - порождение естественного
геологического процесса противоречила бы само-му процессу. Мы стоим на
пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера по-средством
переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное состояние -
ноосферу.
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно-организованную
научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую
биогенную силу, поддер-живающую размножение и дальнейшее заселение различных
частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество
начинает представлять все более сплоченную массу, так как развивающие
средства связи - средства передачи мысли окутывают весь Земной шар. "Этот
процесс - полного заселения биосферы человеком - обусловлен ходом истории
науч-ной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники
передвижения, с воз-можностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного
обсуждения всюду на планете".
При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может
и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной
личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте.
Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только
в области жизни - в биосфере, в определенной земной оболочке, с ко-торой
он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование
есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно,
непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого
геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету.
XX век характерен тем, что любые происходящее на планете событие связываются
в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и культур-ная связанность
человечества только усиливается и углубляется. "Увеличение вселенскости,
спа-янности всех человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным
в немногие годы чуть не ежегодно".
Результат всех вышеперечисленных изменений в биосфере планеты дал повод
французскому геологу Тейяр де Шардену заключить, что биосфера в настоящий
момент быстро геологически пе-реходит в новое состояние - в ноосферу,
то есть такое состояние, в котором человеческий разум и направляемая им
работа представляют собой новую мощную геологическую силу. Это совпало,
видимо не случайно, с тем моментом, когда человек заселил всю планету,
все человечество эко-номически объединилось в единое целое и научная мысль
всего человечества слилась воедино, благодаря успехам в технике связи.
Таким образом:
1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как
всякое живое веще-ство, есть определенная функция биосферы, в определенном
ее пространстве-времени;
2. Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;
3. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные
корни. Ноосфера - это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся
всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое
явление. Вернадский неоднократно отмечал, что "цивилизация "культурного
человечества" - поскольку она является формой органи-зации новой
геологической силы, создавшейся в биосфере, - не может прерваться и уничтожиться,
так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее,
геологически сло-жившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу,
она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории
человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не бы-ло".
Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего
дня. Современ-ны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации,
о единстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории человечества,
о чем сегодня говорят ученые, поли-тики, публицисты, был увиден Вернадским.
Вернадский предвосхитил неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией
биосфе-ры, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного
подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой
цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической
катастрофы, производство средств массового уничтоже-ния - все это должно
иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни,
к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как
набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном - планетном
аспекте.
|