К содержанию
8.3. НАУКА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР НООСФЕРЫ
Несколько необычен подход Вернадского к науке. Он ее рассматривал как
геологическую и ис-торическую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества.
Она является тем основным зве-ном, посредством которого углубляется единство
биосферы и человечества.
Особое место Вернадский отводит науке XX столетия. Именно в это время
наблюдается ее не-бывалый расцвет, своего рода взрыв научного творчества.
Наука становится вселенской, мировой наукой, охватывающей всю планету.
Вернадский обращал большое внимание на гуманистическое содержание науки,
на ее роль в решении задач человечества, на ответственность ученых за
применение научных открытий. Эти и многие другие идеи Вернадского о роли
науки в развитии человечества, в переходе биосферы в ноосферу имеют актуальное
значение для нашего времени.
Как уже указывалось, Вернадский рассматривал науку в качестве средства
развития человече-ства. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала
форму абстрактной, имеющей свое незави-симое существование сущности. Наука
- создание человечества и должна служить на благо чело-вечества. "Ее
содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями,
созда-ваемой ими картиной мира: в основе она главным образом состоит из
научных факторов и их эм-пирических обобщений, и главным - живым содержанием
является в ней научная работа живых людей...". Так что наука - социальное
всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов, обобщений
и, конечно, человеческого разума.
Мы наблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинает изменять биосферу
Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты.
Значит, и сама научная мысль явля-ется природным явлением. В переживаемый
нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает
влияние живого вещества в эволюции биосферы. Биосфера, пе-рерабатываясь
научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние - в ноосферу.
История всей научной мысли - суть история создания в биосфере новой геологической
силы - научной мысли, ранее отсутствующей. И этот процесс не случаен,
он закономерен как всякое при-родное явление. "Биосфера XX столетия
превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного
понимания и основанного на ней социального труда человечества". Необ-ходимо
подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли,
являющей-ся первой необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера может
создаваться только при этом условии.
Значение происходящих на планете в XX веке изменений настолько велико,
что равные по роли процессы можно найти разве только в далеком прошлом.
В настоящий момент вряд ли возможно оценить всю научную и социальную важность
этого явления, потому что научно понять - значит поставить явление в рамки
реальной космической реальности. Но то что мы можем увидеть - это то,
что наука перестраивается на наших глазах. Биогенный эффект работы научной
мысли реаль-но смогут увидеть только наши отдаленные потомки: он проявится
ярко и ясно только через сотни лет.
Появление разума и результата его деятельности - организация науки - важнейший
факт в раз-витии планеты, возможно даже превышающий все, наблюдаемое до
настоящего времени. Науч-ная деятельность сейчас приобрела такие черты,
как быстрый темп, охват больших территорий, глубину исследований, мощность
проводимых преобразований. Это позволяет предвидеть науч-ное движение,
размаха которого в биосфере еще не было.
Но еще более резкое изменение происходит сейчас в основной методике науки.
Здесь вследст-вие вновь открытых областей научных фактов вызвали одновременное
изменение самых основ нашего научного познания, понимания окружающего.
Такими совершенно неожиданными и новыми основными следствиями новых областей
научных фактов являются вскрывшиеся перед нами не-однородность Космоса,
всей реальности и неоднородность нашего познания. Вернадский писал, что
сейчас надо различать три реальности: реальность в области жизни человека,
то есть наблю-даемую реальность; микроскопическую реальность атомных явлений,
не наблюдаемую человече-ским глазом; реальность в глобальном космическом
масштабе. "Различение трех реальностей имеет неоценимое значение
как для понимания связи человечества с биосферой, так и для анали-за закономерностей
развития науки".
Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и только ее и ее объекты
может исследовать непосредственно своими органами чувств. "За пределы
биосферы он может проникать только по-строениями разума, исходя из относительно
немногих категорий бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере
зрительным исследованием небесного свода и изучением в биосфере же отражений
космических излучений или попадающего в биосферу космического внеземного
ве-щества...". Таким образом, научная мысль человечества, работая
только в биосфере, в ходе сво-его проявления, в конце концов, превращает
ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Только теперь стало
возможным научное выделение биосферы, являющейся основной областью знания,
из окружающей реальности.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Научное творчество человека - сила, изменяющая биосферу.
2. Это изменение биосферы - неизбежный процесс, сопровождающий научный
рост.
3. Но это изменение биосферы - стихийный природный процесс, происходящий
независимо от человеческой воли.
4. Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения - человеческого разума
есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу.
5. Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении
окружающей среды.
Возникновение геохимии и биогеохимии отвечало потребностям целостного,
синтетического рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязей
живого и косного вещества. Эти науки имеют также первостепенное значение
для исследования единства биосферы и челове-чества. Тем самым геохимия
и биогеохимия соединяют науки о природе с науками о человеке. Центром
такой интегрированной науки, по мнению Вернадского, является учение о
биосфере.
В современных условиях задачей первостепенной важности является возрождение
идей био-сферного естествознания, продолжение научной разработки проблем
биогеохимии.
|